Вопрос священнику. Новые ответы

На вопросы читателей газеты «Православная вера» и посетителей портала «Православие и современность» отвечает клирик Петропавловского храма г. Саратова иерей Василий Куценко.


— Здравствуйте. У меня вопрос. Где жил Ной до потопа? Как назывался этот город и есть ли о нем какие-нибудь сведения в Библии? Спасибо. Елена

Елена, в книге Бытия не указывается точное место проживания Ноя. Единственным географическим указанием в повествовании о Ное можно считать 4-й стих 8-й главы книги Бытия: И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Хотя Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» пишет, что все потомки Сифа — а Ной являлся потомком Сифа в восьмом поколении — «будучи все людьми хорошими, живя между собою в согласии и мире, они населили одну и ту же местность, причем до самого конца жизни не подвергались никакому несчастью» (Иосиф Флавий. Иудейские древности, кн. I, гл. 2, 3). Также Иосиф Флавий приводит предание о том, что потомки Сифа научились астрономии и в память об этом соорудили кирпичную и каменную колонны, которые долгое время сохранялись в «земле Сириадской» (Иосиф Флавий. Иудейские древности, кн. I, гл. 2, 3). Но отождествить «землю Сириадскую» с какой-либо известной географической территорией также вряд ли возможно.

— Здравствуйте, батюшка. Пожалуйста, поясните, как Православная Церковь относится к алкоголю? Вот что я прочитала: «И Библия, и христианская традиция учат, что алкоголь — это дар от Бога, который делает жизнь более радостной, но чрезмерное потворство, приводящее к пьянству, является греховным пороком». Буду очень благодарна за ответ. Елена

Елена, в Священном Писании неоднократно упоминается вино. Вот одна из самых ярких цитат: И вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека (Пс. 104, 15). А первое чудо, совершенное Господом Иисусом Христом, это чудо претворения воды в вино на свадебном пире в городе Кана (см.: Ин. 2, 1-11). Также вино употребляется Церковью в Таинстве Евхаристии.

Но при этом Церковь всегда осуждала пьянство и чрезмерное увлечение алкоголем. Например, пророк Исайя обличает тех, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином (Ис. 5, 11). Апостол Павел призывает христиан: Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18). Поэтому могу сказать, что в Вашем вопросе уже содержится ответ.

— Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, будет ли являться грехом работа на алкогольном заводе? Я алкоголь не употребляю, но получается, что буду принимать участие в процессе его производства. Екатерина

Сама по себе работа на алкогольном производстве грехом не является. Например, вино используется в богослужении — в Таинстве Евхаристии. Следовательно, вино кто-то должен производить. Грехом является пьянство. Поэтому Церковь призывает верующих воздерживаться от чрезмерного употребления любого алкоголя. К сожалению, пьянство является очень острой и болезненной проблемой современного мира и нашей страны в частности. Но я не думаю, что Вы, устроившись на такой завод, ставили себе цель «спаивать» людей.

— У меня случайно упал и сломался большой крест. Я держал его в пакете на столе. Мама сказала, что это примета плохая — ломать иконы и подобные вещи. Починить крест не получится, не хватает важной части. Как мне поступить со сломанным крестом? Грех ли это? Николай

Николай, в «плохие приметы» верить не нужно. Это грех суеверия, то есть суетной, пустой веры. Если крест починить не удается, то можно или хранить его дома (как Вы и делали), или просто отнести в храм.

— Здравствуйте, мы с мужем собираемся повенчаться. Но супруг недавно посмотрел видео, где говорится о том, что священник в молитвах венчания вспоминает ветхозаветных Иосифа, Рахиль, которые были родственниками. Если почитать их историю, то там полнейшее кровосмешение, многоженство и т. д. Я ему объяснила, что в ветхозаветные времена это разрешалось, но он теперь не понимает, зачем сейчас вспоминать эти времена, если сейчас так нельзя жить (кровосмешение, измены). Он не понимает, почему не изменят богослужебный текст, почему батюшка желает молодым жить так, как жили эти люди, ведь сейчас это считается развратом. Я не знаю, что ему сказать. Помогите, пожалуйста. Юлия

Юлия, Ваш вопрос довольно сложный. Я сам однажды довольно остро задумался над содержанием молитв в чине венчания. В частности, над словами «иже Иакова Рахиле сочетавый, и из него дванадесять патриархов показавый» и в другой молитве — «и ты, невесто… умножися якоже Рахиль». Из Библии мы знаем, что Рахиль родила только двух сыновей — Иосифа и Вениамина. Остальные десять сыновей Иакова были рождены Лией. Но здесь важен духовный смысл — Иаков любил Рахиль и желал жениться именно на ней. И в богослужебных текстах образ Рахили понимается, как образ духовного совершенства и разума, который достигается духовным трудом (как и Иаков должен был трудиться у Лавана). А причиной многоженства Иакова стал обман Лавана, который не пожелал выполнить своего обещания и отдать Рахиль в жены раньше старшей сестры. И сам текст Библии здесь скорее осуждает многоженство — Лия и Рахиль начинают соперничать друг с другом, что приводит к конфликту.

Кстати, Вы, видимо, немного ошиблись в вопросе. Вы пишете: «Священник на обряде венчания вспоминает ветхозаветных Иосифа, Рахиль, которые были родственниками. Если почитать их историю, то там полнейшее кровосмешение, многоженство». Рахиль и Иосиф — это мать и сын. Про Рахиль я уже написал. По поводу Иосифа — у него была только одна жена — Асенефа (см.: Быт. 41, 45). Про многоженство в Ветхом Завете также были подробные ответы на нашем сайте, посмотрите их по ссылкам — здесь  и здесь. Супружеские измены также считаются грехом, и нигде в Библии нет одобрения подобных поступков.

Близкородственные браки до определенного времени действительно допускались. Но уже в книге Левит мы читаем: Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу (Лев. 18, 6).

Зачем вспоминать такое количество ветхозаветных примеров в чине венчания? Наверное, просто примеров супружеских пар в ветхозаветных текстах больше, чем в новозаветных (по сути, только Захария и Елисавета). Да и их упоминание совершенно не означает, что Церковь призывает повторить все подробности их жизненного пути.

Я бы советовал Вам не торопиться с венчанием, тем более что Вашего супруга явно смущают некоторые моменты. Лучше еще раз вместе поговорить со священником храма, где вы хотели бы повенчаться.

— Можно ли брать в крестные человека неверующего? Он носит крест, иногда заходит в храм, но скорее просто по традиции. Говорит, что есть какая-то высшая сила, но насчет существования Бога он не уверен. Егор

Егор, брать его в крестные нельзя. Главным условием крещения ребенка является вера родителей и будущих крестных. Если родители и крестные не осознают себя православными христианами, не участвуют в таинствах Церкви или, тем более, высказывают сомнения в существовании Бога, священник вполне может отказать в совершении крещения.

Но вашему другу или родственнику я бы посоветовал лично побеседовать со священником, обсудить волнующие его вопросы — о Боге, Церкви, о том, для чего вообще человек заходит в храм, что он там чувствует? Возможно, личная беседа поможет ему посмотреть на Церковь и веру по-другому.

Газета «Православная вера» № 15 (635)


Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vopros-svyashhenniku_08-2019

(75)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *