Учение отца Фаддея Витовницкого

Отец не упускал случай подчеркнуть в разговоре важность «мысли». Может быть, это центральная тема, вокруг которой как будто по спирали развивается его учение.

В тетради отца Фаддея, в которой он записывал переводы трудов христианских святителей, я нашел такие строки:

Следи за своими мыслями.
Все исходит из мысли, и добро и зло.
Мысль предшествует делу.

Земные законы не наказывают мысли, но только дела.
Небесные законы казнят и мысли, а не только дела.
Следи за своими мыслями.

Если источник чист, и вода будет чистой.
Если твои мысли чисты, и светлы, и здравы,
все, что ты делаешь, будет благословенно.
Следи за своими мыслями.

Сам отец, как будто читая наши мысли, рассказывал, что долго не мог осознать, какая это сила – мысль, и что все доступно мысли. Когда они собираются, как лучи света в фокусе, они обладают великой силой воздействия, им не препятствует ни расстояние, ни материя в каком бы то ни было виде. Мысль быстрее света… Человек на самом деле не знает чего можно добиться силой мысли.

Отец Фаддей учил нас собирать, хранить и взращивать добрые мысли в своем сердце и смиряться. «Так совершенствуется человек», – говорит он. «Какие у нас мысли, такая и жизнь». И далее: «Люди не знают, что носят в себе. В общении двух людей все очень легко передается от одного к другому. Часто какой-нибудь разговор, по какой-то необъяснимой причине нас полностью опустошает, исчерпывает все наши силы. И не только это. В поле наших мыслей во время разговора попадают различные, отвратительные мысли и идеи. И мы исподволь подключаемся к некоему мысленному полю, источник которого нам неизвестен (а на самом деле – известен). Мы так же не знаем, что еще находится в том поле, которое оставило отрицательный мысленный след и негативную реакцию».

И еще отец Фаддей говорит: «Тело питается пищей, а дух – мыслями».

Самое важное (для человека) – мир и радость. Мир как смиренность духа, мирное спокойствие и веселость. Это и проявляет, насколько по-доброму мы расположены. Тоска противоположна добру и не только потому, что расточает наши силы, но еще и потому, что всесторонне вовлекает нас в состояние неверия, гордости и тщеславия.

И на самом деле, состояние мирного спокойствия невозможно без «прорыва в веру», а разумение – без опыта, и прежде всего без общения с истинно верующим человеком, как будто мы открываем окно в собственном доме для того, чтобы в него вошел свет.

Не только дух Запада виноват в том, что сегодня мы начинаем понимать, что Господь оставил мир. Уже начались страшные события, особенно войны, ужасающие массовые убийства почти во всех концах мира в ХХ веке, да и в начале нового века, которые привели к утрате веры даже среди традиционных христиан. Значительно меньше тех, кто подобно Виктору Франку, пройдя через страшный опыт лагерей, наконец, обрел смысл жизни и прозрение. Мы постоянно должны помнить, что Господь сотворил Адама в свободе и любви, и свой завет с человеком обновил после Потопа (Ветхий Завет) – и как свидетельство наивысшей любви послал своего Сына в мир.

Бог не отступится от нас, это наша греховная природа отвращает нас от него. Сейчас Господь мало (очень мало) кого призывает. Мир занят собой. Время от времени какая-нибудь большая беда заставляет нас искать смысл в глубине себя («Без неволи нет богомолья»), а затем опять убеждаемся, как тяжело сохранить пламя веры от ветра мирской жизни, который стремятся загасить его.

Однажды во время совместной поездки в монастырь мы сидели в конаке монастыря с отцом, разговаривая на разные темы. Один из наших приятелей спросил, может ли он молиться о своих ближних.

«Можешь молиться, только хорошенько подставь спину, – ответил отец, нагнувшись вперед в кресле, как будто несет что-то тяжелое на спине. – Ты не знаешь, что другой несет на себе, а хочешь принять на себя его груз. Ты должен хорошенько посмотреть, какое бремя несет на себе твой ближний, и сколько ты можешь понести. Если хочешь, молись несмотря на это, но тогда хорошенько приготовься подставить свою спину. Желая добра кому-нибудь, человек должен хорошенько осмотреться и обдумать все, чтобы его старания и заботы не обернулись злом вместо добра. Так, желая добра, человек может сильно повредить себе, если не достиг достаточной степени духовного развития. Если кто-то входит в это сознательно, тогда он знает, что он должен будет выдержать и претерпеть» – заключает отец.

Ответ удивил не только нашего приятеля, но и всех нас. А я вспомнил, как на первых уроках физики мы изучали закон сообщающихся сосудов.

«Однажды один богатый человек пришел в один большой монастырь, и его хорошо приняли. Когда он уезжал, он дал каждому монаху по одному дукату, чтобы они за него молились, и все взяли по дукату. Один монах, также взявший деньги, все же не стал молиться за богача и через некоторое время увидел сон, будто на огромном поле, заросшем тернием, стоит корова. И слышит он голос: «Чего ждешь? Возьмись, как следует, за работу». Этот сон ему без конца повторялся, и он решил обратиться к своему духовному отцу. «Да ты же взял дукат у богача, а не молишься за него, – ответил ему духовник. – Эта его луг, который нужно очистить, ты взял плату, а ничего не делаешь». В следующий раз, когда богач приехал в монастырь, этот монах подходит к нему и говорит: «Спасибо тебе, только возьми назад свой дукат» – закончил отец, смеясь, как будто рассказал нам свою самую лучшую шутку.

Некоторые из наших приятелей, которые давно уже ездили в этот монастырь, рассказывали нам, что иногда отец без всякого повода вдруг начинал рассказывать какие-нибудь истории и примеры из жизни. Позднее кто-то из присутствующих говорил, что отец рассказал как раз о его случае или ответил на его насущный вопрос.

У большинства из нас было такое ощущение, что мы снова стоим перед своим родителем, который нас безмерно любит и понимает, которому необходимо рассказать о своем грехе и о своем страдании. Жгла совесть, и ужасно стыдились мы самих себя, как будто пришел час последнего суда, когда невозможно отступление, и потом, словно отворялась какая-то дверь, и мы из темного угла попадали в какой-то прекрасный и чистый мир. Я лично, должен признаться, в те минуты чувствовал, что то, что исходит от этого монаха, отца Тадея, исходит не только от него, но распространяется из-за его спины и над ним. Словно отворяются некие врата в безвременное пространство, в реальность, которая превосходит нашу колеблющуюся и туманную действительность. У меня было некое невыразимое чувство, что именно здесь мы по-настоящему поверили. И не только это, я чувствовал, что это место нашего рождения и предназначения.

Слова, которыми отец напутствовал нас, имели особый вес и воздействие. Я видел людей, которые приезжали к отцу, как побитые птицы после урагана, а уезжали с озаренными, светлыми лицами, всегда спокойные. Даже те, которые получали нежелательные для них ответы, принимали совет без прекословия и недовольства. Никогда ни от кого не слышал я, что отец был неправ по отношению к кому-нибудь, я знаю людей, которые продолжали жить по-прежнему, не принимая ничего или почти ничего из того, о чем спрашивали. А ведь в монастырь не приезжали с праздными вопросами. Если не считать тех, кто спрашивал о том, когда и как жениться, или выходить замуж, или как поступить при том или ином жизненном повороте. Большинство приезжало с особыми трудноразрешимыми проблемами. Приезжали и действительно психически больные люди, и люди с тяжелыми, трудными, жизненно важными разговорами. В один день посетитель мог встретить самых разнообразных людей, словно кто-то посылал представителей всех классов, разных возрастов, уровней образования и культуры. Из какого-то отдаленного села пришли крестьяне посоветоваться, как женить сына. Спрашивают отца без всякого стеснения: «Вот сын, давай ответ». Могли встретиться и очень образованные люди, ведь большая часть народа приезжала из таких больших городов, как Белград и Новый Сад. Были и писатели, и университетские профессора, были и люди, которые приезжали с детьми немного отдохнуть (в Витовнице прекрасные места). По этому поводу отец говорил нам: трудно работать с людьми, нужно знать, нужно иметь много любви, нужно чтобы у человека были силы. Отец говорил, что вероятно Господь дает ему силы для исполнения всего, что нужно. Однажды он рассказал мне вкратце, как в 1932 году пришел в монастырь, когда врачи пообещали ему только 5 лет жизни в связи с состоянием его легких. Однако тогда ему не суждено было умереть. Он пережил и Вторую мировую войну и многие годы после нее. Он рассказывал нам, что все время жил в уединении и с 1975 года, когда начали приезжать люди, пришлось ему очень тяжело. «Внутренне я очень сопротивлялся этому и молил Господа, чтобы Он помог мне и освободил меня от этого. И Господь помог, и вот подоспело игуменство (начальствование в монастыре)». (Отец Фаддей 9 раз избирался игуменом монастыря и до сегодняшнего дня говорит, что так не смог полюбить эту власть). Обычно отец Тадей читал наши мысли и в каждом случае умел сказать что-то вразумительное. Однажды, когда авторитет отца в нашем кругу полностью утвердился, он рассказал нам что-то, что поразило меня. Связывая весь люд, приезжавший в монастырь, со своими личными искушениями, отец сказал:

«Пришли однажды в монастырь какие-то парни и хотели меня о чем-то спросить. А я вижу, что у одного из них отвратительные мысли, мне не захотелось его принимать, но я ничего не сказал. Они входили все по одному и спрашивали о своем, а когда все закончили, вижу, что того, который мне не понравился, нет. Подумав об этом, я почувствовал, что нарушил гостеприимство. Я сам, своими мыслями, прогнал этого паренька, – наставлял отец, не щадя себя. – Вот, что такое сила мысли: другой человек моментально почувствует, как ты расположен к нему. Для мыслей нет ни препятствий, ни преград. Если бы у меня не было по отношению к нему таких мыслей, которые его задели, он бы подошел и спросил о том, что его беспокоит», – закончил отец Фаддей.

У отца Фаддея было много обязанностей, несмотря на его преклонный возраст (более 80 лет), и при этом он почти всегда он радовался жизни. В последний год, несмотря на экономический кризис, на огромное количество народа приезжавшего в монастырь, наперекор годам, он успел выстроить новый большой монастырский конак. А о своем игуменстве он часто говорил так: «Мне кажется, что я все еще внутренне сопротивляюсь этому. Однажды видел во сне Господа (и отец детально описывает, как Господь был одет). А Господь мне и говорит: «Все воюешь, а послужить не хочешь». Не знаю другого такого случая, что бы так сопротивлялся своему назначению, а ему бы снова и снова его предлагали. Представьте какого-нибудь директора, который не хочет быть директором, а его 8 раз выбирают на это место» – смеется. Всегда нас расспрашивал, как мы живем, и какая обстановка в Белграде, и когда мы отвечали, что в Белграде жить утомительно и тяжело, отец говорил, что это от «мысленного поля»: Слишком много злых мыслей, это создает плохую атмосферу.

О мыслях

Жизнь на земле предваряется мыслями.

Какими мыслями мы заняты, – такая у нас жизнь.

Все начинается с мыслей, с их изменчивости и непостоянства. Отрицательные мысли являются всем, их нужно отбрасывать сразу. Если они проникают в сердце, захватывают чувства и смешиваются с ними, они становятся намного опаснее, тогда их все труднее и труднее отбросить. А если с ними в конце концов соединится и воля, и свободное решение человека будет подчинено этим смешанным мыслям и чувствам, а сам человек будет лелеять их и даже претворит в дело – в нем воцарится грех и изжить его будет не легко.

Мысли бьются к нам со всех сторон. Со всех сторон тянутся к нам мысленные лучи, образующие невидимую нам сеть. В каждом из нас находится станция по приему мыслей, более точная и сложная, чем радио или телевидение, однако она почти всегда расстроена и работает с большими помехами.

Человек очень тонкое и возвышенное создание. Но мы не ценим своей природы, не можем припасть к ее божественному Истоку, чтобы ощутить истинную радость жизни. Нам все время мешает неприятель. Преподобному Антонию были открыты мысленные лучи, направленные на людей. Когда он их увидел, он ужаснулся: «Господи, кто может это преодолеть?». «Только смиренные и кроткие, – ответил ему Господь, – Их они не касаются».

Кроткие и смиренные люди, не вовлекаются в отрицательное мысленное поле, потому что содержат в себе божественные лучи мира и тишины – знамения абсолютной божественной силы. Апостол Павел говорит: «Ты говоришь, что веруешь, покажи свою веру на деле». И сатана верует и трепещет, но сопротивляется. Сопротивляется всякому добру. Многие на земле считают себя неверующими, но когда мы размышляем о нас самих, мы понимаем, что не существует ни одного разумного существа на земле, которое бы не стремилось к жизни и абсолютной любви. Абсолютная любовь неизменна, она длится вечно. Мы всем сердцем жаждем абсолютного добра и абсолютного мира, а на самом деле всем сердцем жаждем Бога, всем сердцем тоскуем о Нем. Бог – жизнь, Бог – мир, Бог – радость. Мы сердцем стремимся к Богу, а мыслями противимся. Также и безбожник, не безбожник, а противник. Наше противление не может повредить Господу, потому, что Он всесилен, но может повредить нам самим. Мысли, расположения, желания руководят нашей жизнью. Какими мыслями мы заняты, такая у нас жизнь. Если мысли наши мирны, тихи, полны любви, доброты, благородства, чистоты, мы исполнены мира, он сияет в нас. А если мы носим в себе отрицательные адские мысли – наш внутренний мир разорен.

Святые отцы говорят, что мысль, которая разоряет мир, от которой нет покоя – адская мысль, ее необходимо отбросить, ни в коем случае не принимать. Нам нужно трудиться, чтобы выработать в себе добро, чтобы в нас утвердился мир, радость, божественная любовь. Отец наш небесный желает, чтобы его дети наследовали его божественные свойства, чтобы мы наполнились любовью, миром, радостью, утешением, истиной и благородством. Все мы желаем, быть кроткими и смиренными, потому что душа – кроткая и смиренная, она светится благородством и добротой. Такая душа и когда молчит, источает из себя тихие волны любви и доброты. Такая душа не обижается, когда вы ее обижаете или браните, можете даже и ударить, а она вас жалеет, жалеет, что вы так сильно мучаетесь. Таких людей не много на земле, но ради них светит Солнце, и Господь благословляет нас всем необходимым для жизни.

Мы должны думать, чтобы измениться. Человек невероятно точный инструмент мысли. Наши мысли влияют не только на нервную систему разумных существ, но и на животный и растительный мир. Все ждут от нас заботы, внимания и любви. А нужно совсем немного, нужно только усвоить. Что наши мысли – огромная сила. Нужно только немного собранности, чтобы понять, какие мысли посылают нам ближние, полные любви и доброты или совсем другие. Поэтому и необходимо пребывать в молитве.

Как нам избежать мысленной брани?

Мысли как ветер, не нужно их принимать. Разве можно остановить ветер?

Так же и мысли. Если мы их не принимаем, сможем избежать брани, и отравленные стрелы врагов возвращаются в их сердца. Если бы у нас не было ран, никто бы не смог нам навредить. Не смог бы нас этот крючок зацепить, если бы у нас не было для него зацепки.

Начнем все любить и обретем внутренний мир. Ненависть – грех, и пристрастье – грех. Лучше нам самим смириться, чем нас кто-нибудь другой смирит.

Когда приступают мрачные дни, важнее всего отклонить «предложение». Потому что если один раз принять это предложение отрицательных мыслей, оно может превратиться в долгую, изнурительную борьбу с непредсказуемым исходом. А если предложение отклонено, борьба не начинается, неприятельские силы отступают, и приобретается опыт.

Мрачные дни приходят по попущению или допущению Божьему, чтобы мы приобрели опыт. А иначе, как сможем понять несчастия и беды других людей, если сами время от времени не будем переносить невзгоды. И чем больше испытание, тем больше убеждаемся, что ничего не можем без Бога. Без Бога невозможно достигнуть продолжительного мира в душе, радости и озарения. Человек глубоко падшее существо. Никакие законы не смогли спасти человека. Необходимо было самому Богу сойти на землю, и навсегда оставить с нами Христа, который ведет нас по пути спасения.

Если бы наши мысли были устремлены к добру и любви, изменился бы не только мысленный мир. Вместе с наступлением дивной, возвышенной жизни изменился бы и весь видимый мир.

Наши мысли служат причиной войн и землетрясений, и экологических катастроф, которым предшествуют гораздо более опасные катастрофы духовные.

К сожалению, из-за нашей невнимательности и беспечности, огромное количество темных сил причастны нашей сокровенной жизни. Нам часто кажется, что думаем мы сами, а на самом деле, они очень часто вкладывают в наше сознание свои мысли. Потрудитесь иметь добрые мысли и добрые пожелания к друзьям и недругам и увидите, какой добрый плод принесет это вам и всем, кто вас окружает.

Очень мало на земле смиренных и кротких, но Бог ради этих смиренных и кротких душ дает нам благословение иметь изобилие на земле. Так блажены в этой жизни смиренные и кроткие души. Как только помыслим мы что-то доброе о своих ближних, родственниках, о нашей земле и обо всем мире, мы на самом деле принесем всем большую радость и облегчение, потому что мысль – это огромная сила и крепость.

Одна женщина говорит: «Нет никакого покоя от одной соседки, все что-то бросает мне во двор, в коридор, и не знаю, что мне делать». Я спрашиваю у нее: «Почему ты постоянно сталкиваешься с ней, постоянно ссоришься?». Она отвечает: «Я уже два года не разговариваю с ней». А я ей говорю: «Постоянно ссоришься, потому что постоянно думаешь, что она тебе сделала то, и то, и то, водишь с ней хоровод, постоянно ссоришься».


Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovnitskij/duhovnye-pouchenija/#0_2

(91)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *