Дни памяти: 21 января, 13 августа (преставление, перенесение мощей)
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко
Преподобный Максим Исповедник
(Христиане должны исповедывать свое звание непостыдно)
I.
В VII веке в восточной Церкви возникло лжеучение монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе одну божественную волю при двух естествах, божеском и человеческом. Защитниками ереси были два патриарха, александрийский и константинопольский; ее держался и сам греческий царь Ираклий, который издал указ в подтверждение ереси. Но православное учение нашло себе твердаго защитника в преподобном Максиме, ныне прославляемом церковию. Он словом и писанием убеждал верующих твердо стоять за истину. По совету его римский епископ Мартин созвал в 649 году собор в Риме, на котором ересь и защитники ее были осуждены. Император Констант II, преемник Ираклия, сам державшийся монофелитства, приказал схватить Мартина и привести в Константинополь; вместе с ним взяли и Максима. Участь последняго была очень печальна. Разного рода пытками старались обратить его к ереси, держали в темнице, жестоко били, топтали ногами. Но преподобный Максимнесмотря на истязания оставался непоколебимым и твердо защищал православие. Наконец император приказал вырезать ему язык и отрубить правую руку, чтобы он не мог ни словом ни писанием провозглашать истины. После этого исповедника с позором влачили по городу и наконец сослали в заточение на восточный берег Черного моря. Много страданий перенес он, прежде чем достиг места ссылки. Прибыв туда, преподобный три года томился в темнице под надзором жестоких стражей и скончался в 662 году.
II.
Братия! Господь, заповедуя верующим твердо соблюдать веру, предварял их, что, кто неустрашимо исповедает свою веру, того Он, Искупитель, исповедает пред Отцем Своим, как верного последователя Своего, и следовательно удостоить славы и блаженства небеснаго. «Всяк», сказал Он, «иже» «исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз, пред Отцем Моим, Иже на небесех». (Матф. 10, 32). Напротив, «иже аще постыдится Мене и Моих словес, сего Сын человеческий постыдится, егда приидет во славе Своей». (Лук. IX, 26).
а) Не имел ли в виду Господь и Спаситель наш нашего собственно времени и нас грешных, изрекая такие слова? Не касается ли и нас эта страшная угроза Его: «иже аще постыдится Мене и Моих словес, сего Сын человеческий постыдится, егда приидет во славе Своей?» Посмотрим на себя, как мы слабы в вере в сравнении с истинно верующими, даже в сравнении вообще с предками нашими. Как некоторые из нас начинают, без зазрения, стыдиться своего христианского звания, христианского учения, христианских правил и обычаев! Стыдно стало веровать слову Божию, с покорением своего «разума во послушание Христово» (2Кор. 10, 5). Стыдно стало читать Священное писание, жития святых и вообще книги духовного содержания. Стыдно стало быть набожным, часто ходить в церковь, молиться дома, иметь Христианские душеспасительныя беседы. Стыдно стало соблюдать правила церковныя и обычаи христианские: поститься, молиться при входе в дом, пред вкушением пищи, креститься при виде святыни христианской; стыдно делается даже творить добродетели христианския, — иметь смирение, быть покорным власти, почтительным к высшим, общительным с низшими. Ведь это так, братие!
б) Заблуждающие! Такова ли вера христианская? Не есть ли она сокровище Божественного разума? Не есть ли она премудрость, бесконечно превышающая всякую земную мудрость? Не есть ли она неоценимый дар любви и благодати Божией бедному человечеству? Не есть ли она источник спасения нашего, наставница чистоты и добродетелей, путеводительница к вечному животу?
Не стыдиться христианам, а хвалиться должно своей верою, открыто исповедывать ее, как правую, святую и божественную, свято соблюдать ее правила и уставы, служить примером благочестия для христиан простых и непросвещенных, и тем свидетельствовать о своем разуме и о своем внимании к долгу христианскому. Вот истинное достоинство, истинная честь, приличествующая христианам. Стыдиться напротив надо того, что делает безчестие и вере христианской и разуму человеческому. Стыдиться надо невежества, суеверия, предрассудков; стыдиться надо вольнодумства, неверия, раскола; стыдиться надо дел и поступков нехристианских: гордости, противления власти, непочтительности к высшим и старшим, презрения к низшим и меньшим; стыдиться надо жизни разсеянной и мирской, частых и нескромных увеселений, излишних нарядов и щегольства, вольности во взаимном обращении, вообще поведения, противного целомудрию и непорочности нравов, — надо стыдиться всего, чем нарушается учение Христово и оскорбляются правила святыя нашей веры. Вот это будет истинный и спасительный стыд. За таковой стыд не постыдится нас Спаситель наш Господь, а возлюбит нас, назовет нас Своими присными, и удостоит, как верных последователей Своих, блаженства и славы небесной.
III.
Сохрани же нас, Господи, от погибельного стыда, сотвори нас «делателей» в святом христианском звании нашем «непостыдных / (2Тим. 2, 15), сподоби нас поставлять и честь и славу и спасение наше точию в Тебе, Искупителе нашем, в разуме Твоего божественного учения, и в исполнении Твоей благой и совершенной воли! Аминь.
Источник: https://azbyka.ru/
(157)