«Как только в нас зародится один помысел, в котором нет любви, знайте, что мы приняли духа злобы»
Старец Фаддей Витовницкий
«Из-за эгоизма человек находится на стороне злого духа, то есть он развивается со злым духом, а не с добрым… Мы дошли до того, что в наше время сделали землю одной психбольницей! А мы и не понимаем, в чем здесь причина…»
Прп. Порфирий Кавсокаливит
Немирные мысли разрушают нас и мир вокруг — Эгоист служит злым духам, а не добрым – Как вырваться из порочного круга страстей – Трудности первых шагов к Богу
Люди сейчас очень мало значения придают своим мыслям, а ведь каковы наши мысли, такова и наша жизнь. Благородный человек – это человек с благородными мыслями – тогда и слова, и поступки будут соответственными. Если же мысли злые, то как бы мы ни старались за внешней благопристойностью скрыть их, ничего не получится, — душа душу чувствует, зло даже на уровне мысли передается другим, сея вокруг себя раздражительность, непонимание, конфликтность. Мирный же человек со спокойными, добрыми мыслями одним своим присутствием вносит в окружающую его среду покой и гармонию.
Сербский старец Фаддей Витовницкий (1914-2003) говорил: «Наша жизнь такова, каковы наши мысли». И еще он говорил, что «если наши мысли мирные и тихие, добрые и великодушные, то это влияет не только на наше собственное состояние – мы еще источаем этот покой всюду вокруг себя: и в семье, и в своей стране… Если в нас живут негативные мысли, то от этого нам бывает большое зло! Когда зло находится в нас, мы передаем его, изливаем – на родных, в семье, в любом кругу, где находимся. Мы можем нести и большое добро, и большое зло; а если так, человече, лучше быть добрым – ради собственного же блага! Потому что разрушительные мысли разрушают наш мир, и нет нам покоя».
«Как только нас побеждают злые мысли, мы и сами становимся злыми. Мы, христиане, не должны допускать зло даже в помыслах, а тем более на деле…».
«Наши немирные мысли вызывают безпокойство у людей, с которыми мы общаемся. Необходимо научиться владеть своими мыслями…»
Поэтому то, что вокруг нас сейчас сколько накопилось зла – это результат наших негативных мыслей. Мы грешим мыслью, не обращаем на это никакого внимания и сами же от этого страдаем. «Око за око, и зуб за зуб» – этого ветхозаветного правила, к сожалению, держатся и многие современные христиане, не говоря уже о неверующих, что же удивляться, что вокруг сколько зла. Иисус Христос сошел на землю, чтобы спасти человека от злобы и греха посредством любви, дал заповеди любви, научил, как жить, чтобы через нас множились в мире любовь и добро, а не злоба и ненависть. Еще Вольтер в свое время заметил, что без Христа люди уничтожат друг друга. Мир вокруг можно изменить только меняя себя, к чему и призваны христиане. Человеку, полному любви и внутреннего благородства, мирному и спокойному и говорить ничего не надо – он своей жизнью, своим примером, и даже своим молчаньем излучает мир и радость вокруг себя, без слов влияет на свое окружение.
Старец Фаддей Витовницкий говорит: «Разница между хорошими и дурными людьми только в их мыслях – добрых или злых. Благие, добрые мысли преображают окружающих нас людей».
А какие мысли, такие и слова и поступки.
«Злое слово и добрых делает злыми, а доброе и злых превращает в добрых» — говорил святой Макарий Великий (+391).
Вот почему так важно для семейного счастья быть мирной и всем довольной, любящей и спокойной. Внутренний мир и тишина – это дары от Господа, они посылаются в награду за чистоту сердечную и хранение доброй совести.
Если человек добрый, сострадательный к другим, милостивый, то добро он будет видеть и от других. Впустили же зло в сердце – позавидовали, посмеялись над кем-то, осудили, прогневались – и мир из сердца уходит, его уже наполняет уныние, тоска, безнадежие. Важно следить за своим сердцем, что оно чувствует, как реагирует на те или другие наши слова, поступки и мысли.
Все начинается с мысли. И поэтому, следя за чистотой мысли, мы сможем сделать чистым (и мирным) и наше сердце.
И еще старец Фаддей Витовницкий говорил, что «наши мысли действуют не только на нас, на животный и растительный мир – они влияют на вечность. Наши мысли могут не только разрушить мир на земле, но умножить зло во вселенной. Весь человеческий род пожинает плоды своих мыслей и желаний… Единственное спасение, единственный выход, с помощью Божией, — во внутреннем изменении, в перемене сердца».
«Сегодняшнее состояние мира все тяжелее и тяжелее, а люди никак не исправляются, не становятся добрее, и им все трудней, потому что не понимают, что человек – существо, обладающее мыслительной энергией. Мы своими мыслями создаем дисгармонию, и нет нам покоя от злых мыслей.
Если наши желания и мысли будут добрыми, они дадут нам радость и мир уже в этой жизни, а тем более в вечной. Ибо смерти не существует, Господь победил ее и даровал нам вечную жизнь».
Преподобный старец Порфирий Кавсокаливит (1906-1991) сравнивает наши злые мысли о людях со сглазом, и призывает нас быть очень осторожными и внимательными, следить за чистотой своих помышлений: «У человека есть такие силы, что он может передавать своему окружению или добро, или зло. Это очень тонкие темы. Необходимо огромное внимание. На все нужно смотреть добрым оком, ничего злого не думать о других людях. Даже один взгляд, один вздох оказывает влияние на наших ближних. Малейшее возмущение причиняет зло. Будем питать в своей душе доброту и любовь, и передавать это другим людям.
Будем осторожны, не будем негодовать на тех людей, которые причиняют нам вред, но будем с любовью молиться о них. Что бы ни делал наш ближний, никогда не будем о нем мыслить зла. Всегда будем молиться с любовью. Всегда будем мыслить добро. Помните первомученика Стефана? Он молился так: Господи! Не вмени им греха сего (Деян.7, 60). Также должны поступать и мы.
Никогда не нужно думать о человеке, что Бог пошлет ему какое-нибудь зло или накажет его за его грех. Этот помысел приносит великое зло, которое мы не замечаем…
И если вместо молитвы мы говорим: «Вот достанется тебе от Бога, Он заплатит тебе за причиненное мне зло», — то тогда желаем, чтобы Бог наказал его. Даже когда говорим: «Ничего, Бог все видит», — то расположение нашей души действует таинственным образом, воздействует на душу ближнего, и тот претерпевает зло.
Когда мы размышляем о зле, некая злая сила выходит из нас и передается другому, подобно тому, как голос переносится звуковыми волнами и другой человек вправду претерпевает зло. Это подобно сглазу, когда человек питает дурные мысли о людях. Такое происходит от нашего собственного возмущения. Мы таинственным образом передаем свое зло. Зло возбуждает не Бог, а злоба людей. Наказывает не Бог, а наше собственное злое расположение передается таинственным образом душе другого человека и причиняет зло. Христос никогда не желает зла. Напротив, Он заповедует: Благословляйте проклинающих вас… (Мф.5, 44).
Сглаз – очень плохое дело. Это плохое воздействие, которое бывает, когда кто-либо позавидует или пожелает что-то или кого-то. Нужна большая осторожность. Зависть причиняет другому человеку много зла. Тому, кто делает сглаз, даже и на ум не приходит, что он совершает зло…
Но когда другой, человек Божий, исповедуется и причащается, носит на себе крест, тогда ему ничего не страшно. Даже если на него набросятся все демоны, они не смогут ничего с ним поделать».
«Существует невидимая жизнь, жизнь души. Это мощная жизнь, которая может воздействовать на другого человека, даже если нас разделяют многие километры. То же самое происходит и с проклятием, которое является силой, приводящей в действие зло. Но если мы с любовью молимся о ком-то, какое бы расстояние нас не разделяло, добро передается ему. Стало быть, и для добра, и для зла не существует расстояний…».
Объясняя причину возникновения в нас злых мыслей, старец Фаддей Витовницкий (1914-2003) говорит: «Как только в нас зародится один помысел, в котором нет любви, знайте, что мы приняли духа злобы. Принимая злую мысль, мы принимаем в свою душу и тело самого врага. Духи невидимы, а мы даем собой им тело, чтобы они были видимы».
«Здесь, на земле, людям надо упорно бороться, чтобы не принимать прилогов духов злобы. Святые отцы говорят, что мы должны быть внимательны, быть на страже, должны понимать, что всякая мысль, которая нарушает наш внутренний покой, исходит из ада…».
«Дьявол – разумная безплотная сила, а мы – плотская разумная сила. У него нет сверхъестественной власти над человеком, он не может совершить над человеком насилие, он может только предлагать. Но если человек предастся ему, он держит его в своей власти и человек поступает по его воле. Есть много людей, которые занимаются магией, предаются бесам, и бесы ими управляют».
На это еще святой Исаак Сирин (+550) говорил, что «кто не покорит своей воли Богу, тот покорится Его противнику».
И происходит это, в первую очередь, по нашему неверию. Неверием открывается доступ к душе человека всякому злу: «если нет Бога, то нет и души, нет и вечной жизни, все окончится смертью и нечего об этом думать». Все, помысел неверия принят умом и спущен в сердце, а значит в сердце принят падший дух – демон неверия, вслед за которым входят и другие духи: гордыни, сребролюбия, чревоугодия, гнева, уныния, отчаяния, лености… Человек, обманутый ложной свободой, порабощается бесами, попадает в рабство к дьяволу. И если он ничего об этом не знает, что ж, тем легче дьяволу прибрать такую душу к себе.
Диавол имеет власть над нами из-за нашего эгоизма. «Эгоист – это запутавшийся человек, ведомый диаволом и злым духом» — говорит старец Порфирий Кавсокаливит (1906-1991). И далее: «Из-за эгоизма человек находится на стороне злого духа, то есть он развивается со злым духом, а не с добрым. Вот чего добился диавол. Он сделал землю лабиринтом, в котором мы не можем понять друг друга. Отчего мы страдаем и не понимаем этого? Видите, в какое заблуждение мы впали? Мы дошли до того, что в наше время сделали землю одной психбольницей! А мы и не понимаем, в чем здесь причина. Все находимся в недоумении: «Что с нами стало, куда мы идем, почему наши дети уходят, почему ушли из своих домов и слоняются без цели, почему оставили жизнь, почему оставили образование? Почему это происходит?» Диаволу удалось сокрыть самого себя и подтолкнуть людей к тому, чтобы они использовали другие имена. Врачи, психологи часто говорят, когда человек страдает: «А, у тебя невроз! А, у тебя стресс!» – и тому подобное. Они не соглашаются с тем, что диавол развивает и поднимает в человеке эгоизм. Но диавол существует, это дух зла. Если мы скажем, что он не существует, это все равно что отречься от Евангелия, которое говорит и о нем. Это наш враг, наш супостат в жизни, противник Христа, и называется он антихристом. Христос пришел на землю, чтобы освободить нас от диавола и даровать нам спасение».
«Божественная любовь не терпит эгоизма, – говорит старец Фаддей Витовницкий. — А человек после грехопадения повредился, и нет у него никого ближе себя самого, собственной личности. Он бережет себя, не позволяет никому себя обидеть, хочет, чтобы о нем все думали хорошо, но при этом не берет в расчет, что он делает и как делает, потому что сосредоточен только на собственной персоне».
«Мы должны презреть себя ради любви Божией, а этого «господина Я» не просто выгнать, а убить. Потому что если он не умрет, мы не сможем соединиться с Господом: всегда будет выпячиваться этот «господин Я», он велик и не может склонить голову, он всегда на высоте. А нам нужно смирение, нужно смирение и покорность».
Эгоист своим образом мыслей и жизни отрицает Бога, даже если словами и исповедует Его Господом. О таких людях Иисус Христос сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7, 21). Т.е. вера наша в Бога, — что Он есть, — пустая и не спасительная, если мы будем продолжать держаться своих мнений, своих привычек, и так и будем далее следовать желаниям своего «Я», иногда творя добро, иногда зло (в т.ч. и мыслями, словами), но, в общем, руководствуясь в жизни своими интересами, своими желаниями, и своим падшим разумом. Почему падшим? – Потому что мыслит только о земном, погряз в суете и забыл о вечности. Потому что угождает людям, а не Богу, заботится о внешней, а не внутренней красоте. В таком состоянии человек мертв для Бога, мертв для будущего; да он и в настоящем существует как живой мертвец, руководствуясь животными инстинктами и желаниями плоти, стремясь к сытой, комфортной жизни и развлечениям. То, что это дорога в никуда, что это процесс деградации, он со временем (или время от времени) понимает, но вырваться из порочного образа жизни, порвать с многолетними дурными привычками бывает очень непросто, и чем более увяз, тем труднее выбраться.
Но нужно знать, что трудно бывает всем от обычной, мирской жизни повернуть к Богу и начать жить праведно, потому что все мы повреждены грехом, все немощные, у нас ослаблена воля и помрачен разум, сердце наше нечисто, и потому просто, особенно в начале, не бывает. Здесь ведь идет сражение на невидимом духовном уровне за наши вечные души. Темные силы так просто не отпускают своих бывших рабов – они все блага мира готовы отдать ради одной души, всю жизнь возле человека пляшут: «что еще изволите?», склоняют, предлагают, но… решать человеку. Поэтому нужна борьба, сильное желание, а главное – всегда призывать Бога на помощь. Только Он, Всесильный, сможет отогнать буквально виснущих на нас духов злобы и покрыв Своей Благодатью, уменьшить их дальнейшее влияние на нашу жизнь. А если человек ревностно, всеми силами души потянется к Богу, к праведности, будет молить Господа о помиловании, помощи, регулярно исповедоваться и причащаться, соединяясь духом с Господом, то возьмет Господь Бог такую душу под Свой покров, и почувствует она Его милость в своей жизни, и беды прекратятся, и миром наполнится душа, и счастье земное наконец будет ей доступно…
Все в наших руках, что мы выбираем каждый раз – посидеть возле телевизора или духовную книжку почитать, поспать лишний час в воскресный день, или пойти на службу в Божий храм, чтобы поблагодарить Господа за прожитую неделю и попросить благословение на предстоящие труды и заботы, исповедаться и причаститься. Это очень важно — пересилить себя в начале, и заставить полюбить Богослужение. Это нужно нам как воздух, особенно в начале, когда особенно борют и дух лености, и гордыни, и неверия, и уныния, — не пускают, висят, как гири на ногах, лезут в мысли, отвращают от спасительных Таинств, наговаривают на священников, на прихожан. И если нет пока знаний, что на самом деле происходит, и за что идет борьба (а она идет ни много, ни мало, за вечную нашу душу, за ее земную и посмертную участь), если нет крепкой решимости выстоять (а там легче будет), то с воцерковлением может ничего и не получиться. И не сможет пока душа вырваться из плена обвивших ее, как плющ дерево, страстей, а страсти – это демоны, по учению Святых Отцов. Только с помощью Божьей – молитва, исповедь, Причастие, применение евангельских истин в своей жизни, — тело и душа постепенно освобождаются от вредных привычек, греховных влечений, и все более наполняясь Божественной Благодатью, человек из ветхого превращается в нового, способного и мыслить, и действовать и себе во благо, и своим ближним, а по смерти наследовать Царствие Божие, а не вечное осуждение на адские муки…
Источник: https://nasledie77.wordpress.com/2016/12/28/наша-жизнь-такова-каковы-наши-мысли/#more-11558
(128)