Слово Патриарха: Неделя 26-я по Пятидесятнице


Зачем восстанавливать храмы и часовни в заброшенных местах

Уже говорилось, какие памятники помогают современному человеку понять историю архитектуры, историю всей нашей культуры. В первую очередь это культовые сооружения, они словно вехи эпохи. Конечно, человек, далекий от культуры, может быть к ним невосприимчив. Но задача заключается в том, чтобы и в школе, и, может быть, посредством телевидения помочь людям разобраться в этих темах. Это ведь не просто осколки прошлого, не просто руины – памятники несут в себе определенный стиль, гармонию и красоту. Это словно окна, через которые можно заглянуть в прошлое. А что еще у нас осталось? Каменная архитектура довольно позднего времени, потому что города в основном были деревянные и часто горели. В швейцарской деревне, особенно на востоке страны, где-нибудь в кантоне Граубюнден, легко увидеть традиционный дом с табличкой «XV век». И это жилой дом! Нижняя часть – каменная, верхняя – деревянная. По таким строениям действительно можно изучать историю европейской архитектуры. Нам же от прошлого мало что досталось, значительная часть нашей истории была связана с деревянным зодчеством, которое сохранилось лишь в малой степени. Поэтому то, что сохранилось, представляет собой несомненную ценность, вне зависимости от того, можно ли конкретный памятник назвать шедевром. В любом случае он представляет ценность историческую, культурную, религиозную, напоминая нашему народу о том, что в каждом селе был храм.

Летишь над Московской областью – огромное количество храмов, поистине святая земля! Однако большинство из них полуразрушены. Думаю, восстановление храмов, в том числе в дальнем Подмосковье, может способствовать возрождению деревень. Доводилось видеть такую картину: храм восстанавливается, вокруг ни одного дома, но уже какие-то люди сгружают стройматериалы с грузовичка, и складывается впечатление, что хотят строиться. Ведь места вокруг – невероятной красоты, а присутствие храма притягивает людей, по крайней мере, чтобы построить дачу и проводить на ней лето. Так что наши храмы, даже руинированные, имеют очень большое значение; но оно будет еще больше, если мы сумеем их отреставрировать.

Какую роль должны играть традиции сегодня
при проектировании православных храмов

Сейчас появилась тенденция экспериментировать при разработке архитектурного облика храмов, как в экстерьере, так и в интерьере. Вообще, Православие – это традиционная религия в том смысле, что она сохраняет ценности прошлого. Это не значит, что Церковь нечувствительна к современности, но потеря способности охранять ценности прошлого грозит колоссальными опасностями для Церкви и общества.

Нам иногда говорят: «Как вы нечувствительны к восприятию новых тем». Вы, наверное, слышали, какие упреки бросаются в адрес Церкви: «вы несовременные», «вы нечувствительные», «вы не понимаете». На это мы отвечаем: «У нас несколько иной взгляд. Для нас современность – это часть исторического процесса. А если вы отрываете современность от прошлого, то это очень опасно, потому что тем самым происходит ценностный разрыв. Собственно говоря, в чем заключалась катастрофа революции? В том, что революционеры добились искусственного разрыва между прошлым и настоящим. Предание как поток идей, мыслей, несущий в себе ценности прошлого и актуализирующий эти ценности в современном контексте, – вот что такое традиционализм. Без этого жить невозможно. Но почему революционеры отказывались от традиции? И откуда современная тенденция пренебрегать традицией? Дело в том, что традиция обязывает; традиционные ценности, которые вошли в плоть и кровь народа, имеют нормативное значение. В частности, нравственность, основанная на евангельских принципах, имеет реальные проявления в личной и общественной жизни. Мы говорим, что этими ценностями нельзя жонглировать, ими нельзя пренебрегать, потому что мы тогда потеряем свою культурную идентичность, мы потеряем связь с нашими предыдущими поколениями.

В одной из бесед я привел простой пример: «Наверное, есть люди, которых не устраивает церковная архитектура, и они бы хотели вместо храмов видеть какие-нибудь современные здания, супермаркеты, еще что-то. Так вот, можно ли допустить снос церковных зданий в угоду интересам и потребностям современного человека? Конечно, нет!» Вот так же и в системе нравственных ценностей. Нам говорят: «Нужно от этого отказаться, это несовременно». А мы говорим: «Не надо отказываться, потому что это часть традиции, сформировавшей наш национальный облик».

Соединить современные вызовы с системой традиционных ценностей – это и есть задача Церкви. Мы не можем отказаться от ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, в частности к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей, а не отвергались как ненужные экспонаты из прошлого.

Из ответов на вопросы
молодых реставраторов и волонтеров,
восстанавливающих храмы,
Москва, 14 декабря 2019 года

Как достичь счастья

Добро, которое принадлежит Богу, благость, которая присуща природе Божества, есть ценность, достижимая для человека. И Господь говорит, что необходимо, чтобы достичь этой высоты, чтобы стяжать благо, то есть добро, которое само по себе имеет Божественную природу. Он перечисляет общеизвестные заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, то есть стань на путь, который тебе предлагается Словом Божиим. В этом и заключается сила Божественного откровения: Господь не только представляет нам идеал, достигнув которого мы обеспечим себе жизнь вечную, но также указывает путь к достижению этой благости, этого добра, а значит, полноты жизни. Ничего выдумывать не надо, и, скажу дерзновенно, и слушать никого больше не надо. Все сказано Самим Богом для того, чтобы мы могли обрести счастье, радость, полноту жизни, чтобы мы могли жить в атмосфере добра.

Конечно, этот путь не такой уж простой. Попробуй не красть, когда столь многие крадут. Попробуй не лжесвидетельствовать, если от твоих показаний зависит, быть человеку на свободе или не быть. И так по списку: всякий грех нередко воспринимается как нечто положительное, если его посредством можно избежать опасности, достичь цели, обрести богатство и власть. И как много тех, кто соблазняется и использует греховные средства для достижения своих целей!

Но сегодня Господь учит нас: не надо прибегать к греху, чтобы достичь самого главного – стать добрым, то есть обрести то, что свойственно природе Божественной. А через доброту открыть в себе совершенно иное измерение жизни – то, в котором радость, правда и подлинное человеческое счастье. Потому что не может быть счастья без доброты, это синонимы. Сегодня нас учат – через средства массовой информации, кинематограф, – что для обретения счастья вовсе не надо быть добрым. Всевозможные лихие герои стреляют направо и налево, кулаками расчищают себе дорогу в жизни – какая в этом Божия правда, какая благость? Только человеческая сила! Но ведь никто не досказывает подобные сказки до конца. Есть ли хоть один человек в мире, который, идя таким греховным путем, обретает благость, доброту, а значит, счастье? Таких людей не существует.

Из проповеди после Литургии
в храме благоверного князя Андрея Боголюбского
на Волжском, Москва, 15 декабря 2019 года

16 декабря 2019 г.


Источник: http://www.pravoslavie.ru/126430.html

(58)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *