СЛОВО ПАТРИАРХА: Неделя 1-я Великого поста – Торжество Православия


17 марта 2019 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом.


Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, матушки игумении, поздравляю с великим праздником Торжества Православия.

Когда в 843 году, после окончательной победы над ересью иконоборчества, в Константинополе был впервые совершен чин Торжества Православия, многим казалось, что на этом поставлена точка в тяжелейшей истории Церкви. До того Тело Церкви терзалось разномыслиями, направленными на разрушение ее единства, и потому с особой радостью праздновался в Константинополе этот день Православия.

Но мы знаем, что 843-м годом не завершились трагические испытания в истории Церкви Христовой, которая на протяжении веков должна была постоянно защищать себя, свою веру, свою внутреннюю жизнь от попыток разрушить изнутри и извне, разъединить, ослабить, лишить Божественной благодати. И мы также знаем, что, несмотря на многовековую историю страданий, притеснений, искушений, Церковь Божия чудом сохраняет веру православную. А другого слова и подобрать невозможно, потому что только чудо Божие может противостоять множеству попыток, чаще всего поддержанных силой власти, разрушить веру православную и единство Церкви.

Власть императорская вмешалась и тогда, когда возникла идея отказаться от иконопочитания. Со стороны тогдашних интеллектуалов, мыслителей и светской власти началось давление на Церковь с требованием отказаться от иконопочитания, которое враги именовали идолопоклонством. Можно себе только представить: Церковь, которая на протяжении веков боролась с идолами, которая победила язычество, была властью обвинена в идолопоклонстве!

Но по милости Божией ни светской власти, ни внутренним предателям не удалось заставить Церковь отказаться от иконопочитания. Не только потому, что с иконопочитанием связываются обычаи благочестивой христианской жизни, но и потому, что иконопочитание есть выражение нашей веры в то, что Господь Иисус Христос есть и Бог, и Человек, а значит, изображение Его лика вполне правомерно. Он не только Спаситель мира — Он историческое лицо, через Которого совершено спасение людей; и эта догматическая истина ярко представлена в традиции иконопочитания.

Торжество Православия мы всегда празднуем очень торжественно, и в храмах Церкви нашей сегодня звучат слова величественного молебна. Праздник установлен в честь Торжества Православия, а Торжество Православия — это торжество жизни во Христе. И всякий раз, когда мы собираемся на Божественную литургию, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, мы празднуем Торжество Православия. Всякий раз, когда мы освящаем новый храм, мы празднуем Торжество Православия. Всякий раз, когда мы крестим младенцев и взрослых, передавая из поколения в поколение веру православную, мы празднуем Торжество Православия. Вот и сегодня, празднуя Торжество Православия, мы совершаем не только Литургию, но и молитвенное последование, вспоминая тех, кто потрудился для укрепления веры православной на протяжении всей истории.

Однако наше Торжество Православия временно и ограничено. Все мы устремляемся к самому важному Торжеству Православия — к тому, которое будет на грани истории и вечности, к тому, о котором так мечтали первые христиане, когда взывали ко Господу слова: «Маран-афа» (1 Кор. 16:22) — «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Потому что подлинным торжеством будет Его великое, страшное и спасительное пришествие, которое откроет новую страницу бытия рода человеческого и Церкви Божией.

Именно поэтому праздник Торжества Православия, связанный с событием далекого прошлого, обращен в будущее. Не только в историческое будущее, но и в метаисторическое, то есть переходящее границы реального мира и соприкасающееся с вечностью. Такой великий праздник мы с вами сегодня празднуем и вспоминаем великую победу Церкви над иконоборчеством, сохранившую иконопочитание для спасения душ человеческих. Аминь.

Источник: Патриархия.ru

Торжество Православия – это торжество жизни во Христе

Торжество Православия мы всегда празднуем очень торжественно, и в храмах Церкви нашей сегодня звучат слова величественного молебна. Праздник установлен в честь Торжества Православия, а Торжество Православия – это торжество жизни во Христе. И всякий раз, когда мы собираемся на Божественную литургию, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, мы празднуем Торжество Православия. Всякий раз, когда мы освящаем новый храм, мы празднуем Торжество Православия. Всякий раз, когда мы крестим младенцев и взрослых, передавая из поколения в поколение веру православную, мы празднуем Торжество Православия. Вот и сегодня, празднуя Торжество Православия, мы совершаем не только Литургию, но и молитвенное последование, вспоминая тех, кто потрудился для укрепления веры православной на протяжении всей истории.

Однако наше Торжество Православия временно и ограниченно. Все мы устремляемся к самому важному Торжеству Православия – к тому, которое будет на грани истории и вечности, к тому, о котором так мечтали первые христиане, когда взывали ко Господу слова: «Маран-афа» (1 Кор. 16: 22) – «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Потому что подлинным торжеством будет Его великое, страшное и спасительное пришествие, которое откроет новую страницу бытия рода человеческого и Церкви Божией.

Именно поэтому праздник Торжества Православия, связанный с событием далекого прошлого, обращен в будущее. Не только в историческое будущее, но и в метаисторическое, то есть переходящее границы реального мира и соприкасающееся с вечностью. Такой великий праздник мы с вами сегодня празднуем и вспоминаем великую победу Церкви над иконоборчеством, сохранившую иконопочитание для спасения душ человеческих.

Из слова в после Литургии
в храме Христа Спасителя г. Москвы
17 марта 2019 года,
в Неделю Торжества Православия

На чем основывается наша вера

Многие не знают всех тонкостей вероучения, догматики, религиозной философии. Но большинство людей воспринимают веру только потому, что в сердце чувствуют Божественное присутствие и знают, что Бог отвечает на молитвы. Это и есть живой религиозный опыт, и никаких доказательств не требуется, если человек переживает реальное присутствие Бога в своей жизни и является свидетелем того, как Господь отвечает на молитву.

Никаких доказательств не требуется, если человек переживает реальное присутствие Бога в своей жизни

В этот воскресный великопостный день я и хотел бы пожелать всем вам крепкой веры. Никогда не сомневайтесь в том, что Бог присутствует рядом с нами. Достаточно взглянуть на историю, в том числе историю страны нашей, чтобы убедиться, что так оно и есть. Сколько раз в ответ на молитву Господь спасал наш народ и нашу страну! А бесчисленное количество личных историй, человеческих судеб, когда Господь спасал человека не только для жизни вечной, но и на опасных и трудных жизненных путях?

Наша вера – это то, что реально соединяет нас с Господом, то, что приклоняет к нам Его милость и Его благодать. Поэтому мы должны постоянно укреплять свою веру, не напрягая ум для построения неких искусственных доказательств, но через молитву, через реальное общение с Господом привлекать Божественную силу, чувствовать ее присутствие в своей жизни и через этот духовный опыт возрастать в вере, без которой нет спасения.

Из проповеди после всенощного бдения
в храме благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине
в канун Недели Торжества Православия 16 марта 2019 года

О грехе праздности

В молитве святого Ефрема Сирина, которую мы многократно читаем в течение дня во время Великого поста, каждое прошение имеет особый духовный смысл. Даже последовательность этих прошений неслучайна: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми».

Первое, о чем мы просим Господа, – не дать нам дух праздности. Что же такое праздность? И почему святой Ефрем обратил особое внимание на этот человеческий порок? Праздность никак не следует смешивать со свободным временем, с тем, что в нашем обиходе мы называем выходным днем. Этот день дается нам по заповеди Божией, чтобы иметь отдых от работы, которую мы совершаем в течение недели. В течение этого дня человек отдыхает, а отдых – это не праздность. Наш человеческий организм устроен так, что без отдыха он не может работать долго, в нем могут начаться опасные для здоровья процессы. Поэтому неслучайно Господь установил седьмой день как день покоя, отдыха.

Праздность есть некая пустота, то, что не производит никакого плода, то, что не имеет никакого смысла

Но праздность есть нечто иное. Мы говорим «праздное поле», то есть поле, которое не засеяно. В богослужебных текстах встречается словосочетание «праздная утроба», то есть утроба нерождающая. Праздность есть некая пустота, то, что не производит никакого плода, то, что не имеет никакого смысла. Всякий смысл теряется там, где праздность. Человек, пребывающий в праздности, подвергается очень большим опасностям, потому что его воля не сконцентрирована, разум не работает и становится легкой добычей различных внешний влияний. Мы знаем, что большинство проступков человек совершает именно тогда, когда он ничего не делает, когда он празден, когда он пуст. Потому что пустота, будучи сама по себе опасной для человека, не является состоянием долговечным. Пустота всегда чем-то заполняется. В технике и физике существует такое понятие, как вакуум, то есть полная пустота. Но для того чтобы создать вакуум, нужны специальные механизмы, приборы, машины, нужны усилия, потому что в природе вакуум не существует. Там, где вакуум, там смерть, там нежизнеспособная среда. Если же мы собственными усилиями или по чьему-то злому внушению создаем пустоту внутри себя, то совершаем опаснейшее греховное действие, потому что эта пустота будет занята, незаметно для нас, такими силами, которые могут с легкостью взять над нами власть.

Известно, что многие пороки проистекают от праздности. Собрались люди, поговорить не о чем, интересов особых нет, и, чтобы скрасить времяпровождение, злоупотребляют алкоголем или творят беззаконные дела, которые нередко заканчиваются преступлениями. Делать нечего! Праздность!

У верующего человека не может быть праздности, не может быть пустоты по определению, потому что за каждое праздное слово мы дадим ответ пред Богом (см.: Мф. 12: 36), и за нашу пустоту дадим пред Богом ответ, как неплодящие смоковницы (см.: Мк. 11: 12–14, 20–21). Для того чтобы избежать этого опасного пагубного состояния, мы должны бодрствовать. И к этому бодрствованию призывает нас Господь.

Из проповеди после утреннего богослужения
в Зачатьевском монастыре г. Москвы
в понедельник первой седмицы Великого поста
11 марта 2019 года

О грехе уныния

Мне приходилось встречаться с людьми, прошедшими тяжелейший жизненный путь, в том числе с теми, кто прошел через заключение, ссылки, лагеря только потому, что верил в Бога. И вот что удивительно: у этих людей никогда не было уныния. Еще во время несения послушания в Смоленске я встретился с одним человеком. Он посетил меня, узнав мою фамилию, и сказал, что с каким-то юношей, носившим ту же фамилию, он плыл из тогдашнего Ленинграда в бухту Нагаева, а затем по Колымской трассе был доставлен до места заключения. И рассказал, что тот юноша никогда не был в плохом настроении – он всегда оставался спокойным, мирным и даже радостным. И когда его спросили, почему он пребывает в таком добром расположении духа, ответ был простой: «Но ведь я ради Христа еду туда, куда меня посылают. А разве может быть плохой жизнь ради Христа?»

Нам нужно во многом пересматривать наше отношение к окружающему миру, к нам самим. Чем больше в жизни комфорта, чем больше материальных возможностей, тем слабее становится человек. Ему есть, что терять, он боится понизить уровень своего потребления и комфорта и потому становится очень уязвимым. И не только потому, что волнение охватывает при одной только мысли, что жизнь может измениться в худшую сторону, но и просто потому, что очень часто такой человек впадает в уныние. А уныние там, где исчезает вера и где на место веры приходит страх.

А уныние там, где исчезает вера и где на место веры приходит страх

Вот почему в молитве святого Ефрема Сирина просьба к Господу избавить нас от уныния стоит на втором месте – особым образом подчеркивается необходимость избавиться от уныния как душевного состояния, несовместимого с подлинным человеческим благополучием.

Каждый из нас в той или иной мере, при тех или иных обстоятельствах подвержен этому чувству. И для каждого из нас, кто хотя бы раз был подвержен этому чувству, звучат сегодня проникновенные слова молитвы святого Ефрема Сирина с просьбой избавить нас от уныния. А избавиться от уныния – значит изменить свой взгляд на жизнь, расстаться со страхами, расстаться с недоумениями, с попытками прозревать будущее, не имея никаких возможностей по-настоящему это сделать. Это означает предаться в руки Божии с полным доверием Господу, без всякого страха, но с великой надеждой на Божие милосердие.

Из проповеди после великого повечерия
в храме Христа Спасителя г. Москвы
в понедельник первой седмицы Великого поста
11 марта 2019 года

О целомудрии

Понятие целомудрия, о котором говорит святой Ефрем Сирин, мы обычно относим к плотской чистоте. И это правильно, хотя понятие целомудрия куда шире. Два слова – «целостность» и «мудрость». Целомудрие – это образ жизни, который помогает человеку сохранять целостность своей личности. Что же является противоположным целостности? А противоположное – это раздробленность, разделение, то есть нечто несомненно опасное для человеческой жизни. В самом деле, когда человек теряет целостность своей жизни, возникает такое явление, как двоедушие. Нередко оно проявляется в лицемерии, когда человек по сути один, а представляет себя другим. Но даже если человек, потерявший целостность своей личности, не лицемерен, все равно его внутренней жизни нанесен огромный ущерб.

Целомудрие – это образ жизни, который помогает человеку сохранять целостность своей личности

Теряя целостность, мы теряем свою внутреннюю силу. А что же мы понимаем под целостностью? Не только определенный образ жизни, который помогает сохранять целомудрие в обычном, традиционном понимании этого слова. Целостность – это отсутствие двоедушия. Это отсутствие внутреннего разделения, когда человек думает одно, а говорит совсем другое, когда он представляет себя окружающим совсем не таким, каков он есть на самом деле. Мы нередко объясняем потерю человеческой целостности необходимостью «с волками жить – по-волчьи выть». Есть и другие пословицы, которые словно поощряют нас к двоедушию: быть одним с самим собой и совершенно другим – с окружающими нас людьми. Но это и есть потеря целостности.

Очевидно, что с людьми незнакомыми мы ведем себя не так, как с близкими. Но это не значит, что вести себя с людьми неблизкими мы должны принципиально иначе. Если есть навык христианского общения с ближними, то его непременно нужно распространять и на дальних. Не может быть одной жизни дома, а другой – вне дома. Конечно, внешняя среда налагает на нас многие ограничения, и мы никогда не будем вести себя вне дома так же, как дома. Но не должно быть внутреннего разделения, не должно быть двух разных человек, не должно быть двуличия.

Собственно говоря, заповедь целомудрия – именно об этом. Почему же мы относим ее в основном к плотским грехам? А потому, что в плотском грехе это двуличие, эта двойственность приобретает свое максимальное выражение. Ведь чаще всего эти грехи связаны с обманом – обманом самых близких и родных людей, отца или матери, жены, мужа, детей. Грехом плотской нечистоты мы разрушаем свою внутреннюю жизнь, свою целостность. А целомудрие обеспечивает человеку внутреннюю силу.

«Не устоит град, который разделится в себе», – хорошо известная пословица. Действительно, ни град, ни страна, ни коллектив, ни семья не могут устоять, если они разделяются. Если теряется целостность, всё становится уязвимым…

Целомудрие – это не о слабости, это о силе

Когда мы говорим о целомудрии, мы говорим именно о способности человека быть сильным. Целомудрие – это не о слабости, это о силе. И пусть никого не смущают идеологические штампы, которые искажают всякое понимание целомудрия, в том числе через использование средств массовой культуры, рекламы, кинематографа и прочих орудий современного воздействия на человека. Хранение заповеди целомудрия является важнейшим условием сохранения внутренней силы человека, единства и целостности личности, семьи и общества.

Из слова после Литургии
в храме Христа Спасителя г. Москвы
в среду первой седмицы Великого поста
13 марта 2019 года

Источник:  http://www.pravoslavie.ru/120007.html

(88)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *