Неделя 31-я по Пятидесятнице, святых праотец (проповеди)

17\30 декабря в 2018 году

Неделя Святых Праотец

Се­го­дня – «Неде­ля свя­тых праотец (пра­от­цов)». Празд­но­ва­ние со­вер­ша­ет­ся в пред­по­след­нее вос­кре­се­нье пе­ред Рож­де­ством Хри­сто­вым, по­это­му фик­си­ро­ван­ной да­ты у него нет. В это вос­кре­се­нье за бо­го­слу­же­ни­ем Пра­во­слав­ная Цер­ковь вос­по­ми­на­ет всех древ­них ро­до­на­чаль­ни­ков (по-гре­че­ски пат­ри­ар­хов) бо­го­из­бран­но­го на­ро­да и их по­том­ков – от Ада­ма до Иоси­фа Об­руч­ни­ка, «юри­ди­че­ско­го» от­ца Мес­сии. Здесь пред на­ми сим­во­ли­че­ски пред­ста­ёт вся ис­то­рия до­хри­сти­ан­ско­го че­ло­ве­че­ства! В бес­ко­неч­ном пе­речне имён осо­бо вы­де­ля­ют­ся вет­хо­за­вет­ные про­ро­ки – лю­ди «про­по­ве­дав­шие Хри­ста», то есть го­то­вив­шие лю­дей к при­ня­тию Мес­сии, впро­чем, как и все биб­лей­ские пра­вед­ни­ки, движи­мые мес­си­ан­ским ожи­да­ни­ем.

Апо­столь­ское и еван­гель­ское ли­тур­гий­ные чте­ния на пер­вый взгляд не име­ют пря­мо­го от­но­ше­ния к те­ме бу­ду­ще­го празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва. Это не со­всем так: они сим­во­ли­че­ски, но до­ста­точ­но яс­но ука­зы­ва­ют, ка­ки­ми ка­че­ства­ми долж­ны об­ла­дать хри­сти­ане, же­ла­ю­щие до­стой­но встре­тить рож­да­ю­ще­го­ся Бо­гом­ла­ден­ца.

Апо­столь­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Кол.3:4-11 – За­ча­ло 257)

[Пре­об­ра­же­ние в но­во­го че­ло­ве­ка]

[Бра­тья,] ко­гда бу­дет яв­лен Хри­стос, жизнь ва­ша, то­гда бу­де­те яв­ле­ны и вы с Ним во сла­ве.

Итак, умерт­ви­те по­ро­ки, дей­ству­ю­щие в чле­нах ва­ше­го зем­но­го те­ла: блуд, нечи­сто­ту, страсть[1], дур­ные вле­че­ния и ко­ры­сто­лю­бие[2], ко­то­рое есть идо­ло­слу­же­ние, – за это при­хо­дит гнев Бо­жий. В них и вы неко­гда пре­бы­ва­ли[3], ко­гда так жи­ли. Те­перь же со­вле­ки­те[4] с се­бя всё [это]: гнев, ярость, зло­бу, ху­лу, сквер­но­сло­вие [ис­хо­дя­щее из] ва­ших уст. Не лги­те же друг дру­гу вы, со­влёк­шие с се­бя вет­хо­го че­ло­ве­ка с его де­ла­ми, и об­лёк­ши­е­ся в но­во­го, об­нов­ля­е­мо­го (или: пре­об­ра­жа­е­мо­го) для выс­ше­го зна­ния, по об­ра­зу[5] Со­тво­рив­ше­го его. Здесь уже нет ни эл­ли­на и иудея, ни об­ре­за­ния и необ­ре­за­ния, ни вар­ва­ра, ски­фа, ра­ба, сво­бод­но­го; но всё и во всех (или: во всём) – Хри­стос.


При­ме­ча­ния к апо­столь­ско­му чте­нию

[1] Греч. патхос, в позд­нем про­из­но­ше­нии пафос – озна­ча­ет всё, что че­ло­век пре­тер­пе­ва­ет или ис­пы­ты­ва­ет; здесь име­ют­ся в ви­ду необуз­дан­ные стра­сти, некон­тро­ли­ру­е­мые аф­фек­ты.

[2] Греч. плео­нексиа – букв. «при­об­ре­те­ние из­лиш­ков» (сверх необ­хо­ди­мо­го для жиз­ни), без­удерж­ное на­ко­пи­тель­ство; жад­ность.

[3] Букв. «в ко­то­рых и вы неко­гда хо­ди­ли», т. е. бы­ли в пле­ну у этих дур­ных на­клон­но­стей.

[4] Греч. апо-титхе­ми – сла­гать, остав­лять, сни­мать (одеж­ду) и др. Здесь об­раз­ное вы­ра­же­ние: апо­стол Па­вел пред­ла­га­ет сбро­сить с се­бя вет­хо­за­вет­ную «одеж­ду злых чувств» и на­деть одеж­ду чи­сто­ты, ко­то­рую да­ро­вал всем нам Хри­стос, – т. е. пе­ре­ме­нить свое со­зна­ние, внут­ренне стать но­вым че­ло­ве­ком; об этом он и го­во­рит да­лее.

[5] Т. е. по об­ра­зу Хри­ста, Ко­то­рый есть ис­тин­ный Об­раз Бо­жий; здесь че­ло­ве­че­ско­му гнози­су (зна­нию) про­ти­во­по­став­ля­ет­ся эпигно­сис (выс­шее зна­ние) во Хри­сте. В этом но­вом со­сто­я­нии че­ло­ве­ку от­кры­ва­ет­ся чу­до еди­не­ния всех лю­дей во Хри­сте (Но­вом Ада­ме; см. 1Кор.15:45-49) и упразд­не­ние раз­де­ле­ний по эт­ни­че­ско­му или со­ци­аль­но­му при­зна­ку.


Юрий Ру­бан

Еван­гель­ское чте­ние на Ли­тур­гии

(Лк.14:16-24 – За­ча­ло 76)

[Прит­ча о зва­ных на ве­че­рю]

[Рас­ска­зал Гос­подь прит­чу:] «Некто устра­и­вал ве­ли­кий пир и со­звал мно­же­ство го­стей. А ко­гда при­шел час пи­ра, по­слал он слу­гу ска­зать го­стям: «При­хо­ди­те, всё уже го­то­во». И при­ня­лись го­сти, все как один, от­го­ва­ри­вать­ся. Пер­вый ска­зал ему: «Я ку­пил по­ле, и мне необ­хо­ди­мо пой­ти осмот­реть его; уж ты из­ви­ни ме­ня!» И дру­гой ска­зал: «Я ку­пил пять упря­жек во­лов и пой­ду по­смот­рю, ка­ко­вы они в де­ле; уж ты из­ви­ни ме­ня!» Ещё один ска­зал: «Я же­нюсь и по­то­му прид­ти не мо­гу!» И слу­га, вер­нув­шись, до­ло­жил всё это сво­е­му гос­по­ди­ну. То­гда хо­зя­ин до­ма, при­дя в гнев, ска­зал сво­е­му слу­ге: «Сту­пай сей­час же в го­род, на ули­цы и в за­ко­ул­ки, и при­ве­ди сю­да убо­гих, и ка­лек, и слеп­цов, и хро­мых!» И ска­зал слу­га: «Гос­по­дин мой, при­ка­за­ние твоё ис­пол­не­но, и ме­сто ещё есть». И гос­по­дин ска­зал слу­ге: «Вый­ди на до­ро­ги и к из­го­ро­дям и си­лой за­ставь лю­дей вой­ти, чтобы дом мой на­пол­нил­ся. Го­во­рю же вам, что ни­кто из тех, кто был зван, не бу­дет вку­шать за мо­им пир­ше­ством, [ибо мно­го зва­ных, но ма­ло из­бран­ных(*)]»».


(*) При­ме­ча­ние. В на­уч­ном из­да­нии гре­че­ско­го тек­ста Но­во­го За­ве­та и в пе­ре­во­де под ре­дак­ци­ей епи­ско­па Кас­си­а­на (Без­об­ра­зо­ва) эти сло­ва (в квад­рат­ных скоб­ках) от­сут­ству­ют; они чи­та­ют­ся в Еван­ге­лии от Мат­фея (Мф.22:14) и во­шли в эту прит­чу яв­но «по ана­ло­гии».


Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний (Блум)

Прит­ча о зва­ных на ве­че­рю

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

Се­го­дняш­нее еван­гель­ское чте­ние за­вер­ша­ет­ся очень страш­ны­ми сло­ва­ми: «Мно­го зва­ных, но ма­ло из­бран­ных!» По­че­му?

Гос­подь, со­тво­рив­ший наш мир для то­го, чтобы по­де­лить­ся с ним веч­ной, Бо­же­ствен­ной ра­до­стью, встре­ча­ет­ся, од­на­ко, в этом ми­ре с хо­лод­ным от­ка­зом. Он при­зы­ва­ет всех – но из­бра­ние за­ви­сит от нас. Он всех со­тво­рил лю­бо­вью для ра­до­сти и веч­ной жиз­ни – но мы долж­ны от­ве­тить лю­бо­вью на лю­бовь и вой­ти в ту ра­дость, ко­то­рую нам пред­ла­га­ет Гос­подь. При этом кар­ти­на, от­кры­ва­ю­ща­я­ся нам в Еван­ге­лии, – очень про­ста и очень точ­но опи­сы­ва­ет все со­сто­я­ния на­шей ду­ши, все при­чи­ны, по ко­то­рым нам нет вре­ме­ни на Бо­га и нет ин­те­ре­са к Веч­но­сти.

Гос­подь при­го­то­вил пир ве­ры, пир веч­но­сти, пир люб­ви, и по­сы­ла­ет сво­е­го слу­гу за те­ми, ко­го Он дав­но пре­ду­пре­дил, что бу­дет та­кой пир и что они долж­ны быть к нему го­то­вы.

Но один от­ве­ча­ет: «Я ку­пил кло­чок зем­ли, на­до мне его обо­зреть, на­до мне им овла­деть; ведь зем­ля – моя ро­ди­на; на зем­ле я ро­дил­ся, на зем­ле жи­ву, в зем­лю же ля­гу ко­стьми, как мне не по­за­бо­тить­ся о том, чтобы хоть ка­кой-то кло­чок этой зем­ли был мой? Небо – Бо­жие, а зем­ля пусть бу­дет моя…» Раз­ве и мы не так по­сту­па­ем, раз­ве не ста­ра­ем­ся уко­ре­нить­ся на зем­ле так, чтобы уже ни­что нас не по­ко­ле­ба­ло, обес­пе­чить се­бя зем­лей и на зем­ле? И ду­ма­ем, что вот-вот обес­пе­чим се­бя; что при­дет вре­мя, ко­гда всё зем­ное бу­дет сде­ла­но, а то­гда уже бу­дет вре­мя по­ду­мать о Бо­ге.

Дру­гой зва­ный от­ве­тил: «Я ку­пил пять пар во­лов, на­до их ис­пы­тать». У нас есть за­да­ние на зем­ле, у нас есть ра­бо­та, мы не мо­жем оста­вать­ся без де­ла; ма­ло при­над­ле­жать зем­ле – на­до при­не­сти плод, на­до за со­бой оста­вить след. Нам неко­гда пи­ро­вать в Цар­стве Бо­жи­ем, оно слиш­ком ра­но при­хо­дит со сво­им при­зы­вом к веч­ной жиз­ни, к со­зер­ца­нию Бо­га, к ра­до­сти вза­им­ной люб­ви, – на­до на зем­ле что-то ещё за­кон­чить… А ко­гда все бу­дет сде­ла­но, ко­гда оста­нут­ся для Бо­га толь­ко жал­кие остат­ки че­ло­ве­че­ско­го ума, те­ла, сил, спо­соб­но­стей, – то­гда уж пусть Он Се­бе бе­рет то, чтооста­нет­ся от зем­ли. А сей­час де­ло идет о зем­ле – род­ной, сво­ей, ко­то­рая при­но­сит плод, на ко­то­рой на­до оста­вить веч­ный след… Как буд­то что-ни­будь оста­нет­ся от нас через од­но-дру­гое де­ся­ти­ле­тие по­сле на­шей смер­ти!

И к тре­тье­му по­сы­ла­ет Гос­подь, а он Ему от­ве­ча­ет: «В мою жизнь во­шла зем­ная лю­бовь, я же­нил­ся, – неуже­ли мне от­ры­вать­ся от этой люб­ви, чтобы всту­пить в цар­ство дру­гой люб­ви?.. Да, ко­неч­но, небес­ная лю­бовь про­стор­ней, глуб­же охва­ты­ва­ет всех… Но я не хо­чу этой все­объ­ем­лю­щей люб­ви, я хо­чу лич­ной лас­ки! Я хо­чу од­но­го че­ло­ве­ка лю­бить так, чтобы ни­кто и ни­что на зем­ле не зна­чи­ло бы столь­ко, сколь­ко зна­чит для ме­ня этот че­ло­век. Мне недо­суг те­перь всту­пать в веч­ные чер­то­ги: там лю­бовь без­гра­нич­ная, все­объ­ем­лю­щая, веч­ная, Бо­жия, – а здесь лю­бовь по мас­шта­бу мо­е­го че­ло­ве­че­ско­го серд­ца. По­это­му оставь ме­ня, Гос­по­ди, на­сла­дить­ся мо­ей зем­ной лю­бо­вью, а ко­гда ни­че­го боль­ше не оста­нет­ся, то­гда при­ми ме­ня в чер­то­ги Тво­ей люб­ви…»

Так мы и по­сту­па­ем: мы се­бе на зем­ле на­хо­дим труд та­кой неот­лож­ный, что для Бо­жье­го де­ла, для жиз­ни с Бо­гом вре­ме­ни нет. И мы та­кую лю­бовь на­хо­дим се­бе на зем­ле, что до Бо­жьей люб­ви нам нет де­ла. «Вот при­дёт смерть – то­гда успе­ем», – это всё тот же от­вет на Бо­жью лю­бовь.

Хри­стос го­во­рит: «При­идите ко Мне, все труж­да­ю­щи­е­ся и обре­ме­нен­ные, и Я упо­кою вас…». То есть дам вам всё, дам лю­бовь: встре­ти­тесь вы, лю­ди Бо­жии, ли­цом к ли­цу, – не так, как на зем­ле, ту­ман­но друг дру­га ви­дя, не по­ни­мая друг дру­га, недо­уме­вая, раня один дру­го­го. Вста­не­те в Цар­стве Бо­жи­ем – и всё бу­дет про­зрач­но: и по­ни­ма­ние ума, и веде­ние серд­ца, и стрем­ле­ние во­ли, и лю­бовь; всё бу­дет, как хру­сталь, яс­но… А мы от­ве­ча­ем: «Нет, Гос­по­ди, на это бу­дет своё вре­мя: дай ис­чер­пать зем­лю, на ко­то­рой мы жи­вем…». И чер­па­ем, и жи­вём, и кон­ча­ет­ся тем, что, по сло­ву Бо­жию, дав нам всё, что она толь­ко мог­ла дать, зем­ля об­рат­но бе­рет всё, что она са­ма да­ла и что Гос­подь дал: «Ты – зем­ля, и в зем­лю отой­дёшь…». И то­гда куп­лен­ное по­ле ока­зы­ва­ет­ся мо­гиль­ным по­лем; то­гда труд, ко­то­рый ото­рвал нас от Бо­га, от жи­вых от­но­ше­ний с людь­ми, от жи­во­го об­ще­ния с Бо­гом, рас­се­и­ва­ет­ся да­же и в па­мя­ти лю­дей; то­гда зем­ная лю­бовь, ко­то­рая ка­за­лась та­кой ве­ли­кой, пред­станет нам в веч­но­сти уз­кой тю­рем­ной ке­льей… И ра­ди все­го это­го мы ска­за­ли Бо­гу: «Нет! Не Те­бя, Гос­по­ди, – а зем­лю, труд, зем­ную лю­бовь мы хо­тим пе­ре­жить до кон­ца!»

Ма­ло из­бран­ных не по­то­му, что Бог стро­го вы­би­ра­ет, не по­то­му, что Он ма­ло ко­го на­хо­дит до­стой­ным Се­бя; а по­то­му, что ма­ло кто на­хо­дит Бо­га до­стой­ным то­го, чтобы по­сту­пить­ся клоч­ком зем­ли, ча­сом тру­да, мгно­ве­ни­ем лас­ки… Мно­го при­зван­ных, – то есть все мы при­зва­ны, но кто же из нас от­зо­вёт­ся? А ведь до­ста­точ­но на лю­бовь от­ве­тить лю­бо­вью, чтобы вой­ти в пир веч­но­сти, в жизнь веч­ную. Неуже­ли мы не от­ве­тим на Бо­жию лю­бовь од­ним лишь сло­вом: «Люб­лю Те­бя, Гос­по­ди!» Аминь.

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О утраченной возможности. Неделя 28-я

Лк.14:16-24.

Однажды, когда Господь Иисус Христос был на обеде «у одного из начальников фарисейских», «некто из возлежащих с Ним» «благочестиво» вздохнул: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!». Господь же по этому поводу рассказал притчу, как «один человек сделал большой ужин». Сначала он позвал желанных и достойных. Но они «все, как бы сговорившись», стали «извиняться», ссылаясь на важные, неотложные дела. Зачем им куда-то идти: у них и так все есть, они независимы и самодостаточны, у них и свой ужин не хуже. И теперь хозяин велит собрать действительно нуждающихся – «нищих, увечных, хромых и слепых», которые сразу согласились, и «наполнился дом» его.

Ну а что ожидает тех, кто отказался придти? На первый взгляд – ничего особенного: просто, как сказал хозяин, «никто из тех званных не вкусит моего ужина». И всего-то. А Матфей излагает эту притчу более сурово. У него на вечерю звал не кто-нибудь, а царь. И званные не просто отказались, но оскорбили и убили посланников. Царь же на это «разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их». А тот, кто оказался на пиру не в брачной одежде, был связан и выброшен «во тьму внешнюю», где «плач и скрежет зубов».

И Матфей не противоречит Луке. Просто вот это и означает – не вкусить вечери Господней, не вкусить хлеба в Царствии Божием. Ведь и сотворил нас Бог для того, чтобы мы разделили с Ним трапезу Его радости, были бы причастниками Его блаженной жизни. Принявший приглашение Владыки воскликнет: Благодарю «Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его в прощение грехов»!

А мы-то гадаем, в чем смысл жизни, и в чем наше назначение! Мы думаем, что есть нечто большее, чем собственно сама жизнь. Только не эту жизнь, полную страданий и смерти, дал нам Бог. Эту жизнь мы сами себе придумали, и поэтому в ней, действительно, все не то и не так. И когда мы вдруг это поймем, то поймем, и какая печаль таится в этих словах: «Сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит Моего ужина»…

Это звучит страшнее, чем у Матфея. Как иногда человек к концу жизни вдруг осознает: «а счастье было так возможно, так близко»!.. Но с чем сравнить эту утрату: не вкусить ужина Господня. Оскорбить и убить его посланников; отвергнуть Его любовь, Его простоту, Его крестный труд, затраченный для твоего утешения!

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Неделя 28. Притча о званных на вечерю

Выслушайте слова св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные им в его великом Апокалипсисе: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» (Апок. 19, 6–9).

Блаженны званные на брачную вечерю Агнца.

Об этой брачной вечере сказал Господь свою великую притчу о званных на вечерю, которую слышали вы в нынешнем евангельском чтении.

Евангелист Лука говорит, что некоторый человек устроил вечерю великую, а апостол Матфей иначе говорит о том же самом: «Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего…» (Мф. 22, 2).

Вот то, что говорит Матфей, чрезвычайно близко подходит к словам апостола Иоанна Богослова, которые читал я вам сейчас в Апокалипсисе.

Эта вечеря была именно брачный пир Сына Божия, а Сам Бог Отец устроил эту великую вечерю. Что же дальше слышим мы?

Были заколоты тельцы, овны, все было приготовлено для брачного пира Сына Божия, Которого скрыл Лука под видом некоторого человека.

И когда все было готово, когда настало время ужина, послал он раба сказать званным: «Идите, ибо уже все готово».

Заранее были приглашены, были заранее званы на брачный пир некоторые избранные.

Кто были эти избранные, кого первых звал Господь на брачную вечерю Сына Своего?

Это были вожди народа израильского, это были учители его – первосвященники, книжники, фарисеи, члены синедриона, старейшины народа – их в первую очередь звал Господь на пир Свой.

Он даже не ограничился однократным приглашением: когда все было готово к пиру, Он опять послал раба сказать, что все готово, идите, идите на пир.

И как ответили эти избранные, эти вожди народа израильского?

«И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти и посмотреть ее; прошу тебя, извини меня».

А по-славянски сказано гораздо лучше: «Молю тя, имей мя отречена», – отрекаюсь от твоей вечери.

Он купил землю и поэтому считал совсем неинтересным брачный пир Христов, вечерю Сына Божия. Ему дороже была земля, купленная им, ибо только на земное возложил он все свое упование, только к земному обратил сердце свое, только к земным благам направлены все стремления его, все помыслы, а потому не хочет он никакой вечери в царстве Божием, она ему неинтересна, важнее та земля, которую купил.

«Другой сказал: Я купил пять пар волов и иду испытать их; молю тя имей мя отречена».

Он купил пять пар волов, значит, не был бедным человеком: он был богат, и из-за этих пяти пар волов отказался от вечери в царстве Божием.

О, окаянный любостяжатель! О несчастный, привязанный всем сердцем только к богатству, только к благам земным.

Знаем, знаем мы, что кто вступит раз на путь любостяжания, никогда не сходит с него, ибо любостяжание всецело овладевает сердцем человека, делает сердце это ничем ненасытимым, ибо чем больше приобретает человек, тем больше разгорается его страсть к приобретениям, тем ненасытимее хочет он новых богатств.

«Третий сказал: я женился; и потому не могу прийти».

Первые два все-таки извинялись, а этот даже не извинился, он просто и грубо говорит: не нужна мне твоя вечеря. Я женился, мне предстоят брачные утехи, которые мне гораздо дороже твоей вечери. Имей мя отречена.

Опять человек, преданный всем сердцем земному.

«И возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место».

Кто эти слепые, хромые, нищие и убогие, которых собирал хозяин вечери по улицам города?

Это те, о которых говорит апостол Павел в послании Коринфянам: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и униженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…» (1Кор. 1, 27–29).

Это были нищие и телом, и духом, это были смиренные, простые люди, которые не кичились своей мудростью, ибо книжной мудрости не имели, были необразованными людьми.

А ведь вы же знаете, что Своих святых апостолов Господь Иисус Христос избрал именно из таких, из ничего не знающих от науки, от мудрости человеческой, простых рыбарей. Потом еще 70 избрал.

Они из тех, которые ходили за Ним, а ходили толпы людей, совсем иначе настроенных, чем вожди израильские, ненавидевшие Христа из зависти к Нему.

Это были люди простые, хотя и грешные, и тяжко грешные, как мытари и блудницы, но которые омывали слезами своими ноги Его и отирали их распущенными волосами.

Это были не мудрые, не знатные – это были униженные.

Они чувствовали сердцем своим, хотя и грешным, но сохранившим чуткость, святость Господа Иисуса, чувствовали огромный контраст между Христом, Святейшим святых, и самими собой, сосудами греха и нечистоты.

И эта святость Христова привлекала к Нему их – всех этих хромых, спотыкающихся на греховных путях своих; всех этих слепых, ничего не видевших в сердце своем, что надлежало бы видеть, в чем надлежало покаяться.

Это они – нищие, хромые, слепые, убогие – это они обратили сердца свои к Спасителю нашему, их собрал раб господина по улицам города. Но осталось еще место.

И тогда «господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой» (Лк. 14, 17–24).

Кого это велел Он искать по дорогам загородним, по проселочным путям, по изгородям?

Это язычники, среди которых с такой быстротой распространилось евангельское слово, это язычники, жившие далеко, далеко от Иерусалима, это язычники той великой империи Римской, которая покорила себе весь тогдашний мир. Это они, покоренные в течение трех веков проповедью о Христе, это они, пролившие в этом процессе своего познания Христа так много крови, мученики Христовы – это они, темные язычники, блуждавшие по перепутьям.

Это их призвал Господь.

Знаете вы, что Евангелие Христово в течение трех веков покорило себе весь тогдашний языческий мир. Вот кем наполнилась горница, уготованная для пира.

Св. Матфей прибавляет еще нечто важное, о чем умолчал Лука: «Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте в тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22, 11–13).

А это кто: одетый не в брачную одежду? Это один из тех, которых немало даже среди нынешних христиан, один из тех, кто не понимает, что «царство Божие силой берется, и употребляющие усилия восхищают его».

Это тот, который полагал, что получив отпущение и прощение грехов в таинстве крещения, уже чист; это один из ханжей, которые думают, что только одним внешним соблюдением обрядов, одной внешней набожностью можно заслужить царствие Божие.

Не хотят видеть той грязи, которой так много в сердцах их, не хотят сознавать, что одеты в грязное рубище, зловонное рубище, сотканное из их грехов, и все-таки смеют лезть на вечерю Христову.

О как нужно их изгнать, не терпеть присутствия их! Как допустить их к участию в вечере великой?! В царстве Божием место только святым и более никому.

Ну что же, скажем ли, что притча Христова относится только к тем древним людям, врагам Христовым, вождям народа израильского, и нечестивым книжникам и фарисеям?

Не скажем, не скажем: слова Христовы вечны, имеют они вечное и непрестающее значение и в наши дни, и для нас, живущих почти через две тысячи лет, имеют глубокое значение. Ибо подлинно, разве не все люди, которых Он искупил Божественною Кровью Своею, призваны на вечерю в царстве Божием?

А многие ли откликаются на призыв?

О как их мало, как мало!

О Господи! Как страшно, что вечеря Христова уничижается!

Огромное, огромное множество людей так поступают: им нет дела до царства Небесного, они не верят в вечную загробную жизнь, не верят в Бога и в Царствие Его вечное; они идут своим путем, отвергши путь Христов.

Что же, пусть идут – их воля, но пусть смотрят, куда придут. Увидят, увидят, поймут, что отвергли, над чем смеялись и издевались.

Но в роде человеческом далеко не все таковы.

Из числа отвергших вечерю Христову есть много, очень много таких, которые веруют в Бога, которые любят Христа и хотели бы войти в Царство Небесное.

Но на вечерю они не идут, но Христу, зовущему на вечерю, отвечают: «Имей мя отречена».

Почему, почему вы не идете?! Они смущенно отвечают: как нам идти, ведь над нами будут смеяться, будут издеваться. Можем ли мы идти против течения, можем ли не жить той жизнью, которой все живут? Можем ли выдаваться из среды людей мира сего? Ведь зависим от них во многих отношениях, боимся потерять то, что имеем, если пойдем против них.

И не хотят идти против течения… И плывут по течению…

Плыви, плыви, смотри только, куда приплывешь – в полном отчаянии приплывешь.

Ты боялся насмешек и издевательств людей мира сего, а не боялся ли ты слов Самого Господа и Бога нашего Иисуса Христа: «Кто постыдится Меня пред человеки, постыжусь того и Аз пред Отцом Моим Небесным».

Этого не боишься, это для тебя меньшее значение имеет, чем насмешки людей мира сего? Это не побуждает ли тебя плыть против течения?

Не в нашей власти таких удержать, но в нашей власти осознать ужас отречения от царства Небесного, от вечери Христовой.

Нам нужно сознавать, что заслужим мы отречение от нас Самого Господа Иисуса Христа, если посмеем Ему сказать: «имей мя отречена», если не решимся плыть против течения, если выше всего не будем ставить заповеди Христовы, не боясь того, что скажут о нас люди мира сего.

О как бы я хотел, чтобы среди вас, малого моего стада, не нашлось ни одного, кто заслужил бы осуждение от Христа, зовущего на вечную Свою вечерю, чтобы не оказался никто изгнанным с вечери Христовой за то, что пролез туда в грязной, зловонной одежде греха.

Жизнь коротка, все скоро умрем, так подумаем же о том, что оставшиеся дни наши надо употребить на то, чтобы очистить сердца свои и стать достойными участниками великой и вечной вечери Христовой.

Всех нас да сподобит этой радости Господь и Бог наш Иисус Христос!

30 декабря 1951 г.

Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского)

Неделя 29-я по Пятидесятнице

(Лк. 14:16–24).

Слышали мы сегодня Евангельское чтение о званных на вечерю. Один из фарисейских начальников пригласил Иисуса «вкусить хлеба», имея при этом главную цель «наблюдать за Ним». Видя как званные на вечерю, с обычным мелочным честолюбием, опережая друг друга, занимали первые, наиболее почетные места за столом, Спаситель говорит им о необходимости скромности и смирения, отмечает, что расчетливое гостеприимство не имеет никакого нравственного значения, а расчетливая благотворительность есть не что иное, как замаскированное самолюбие и тщеславие.

Один из гостей, желая загладить неприятность впечатления от исходящих из уст Христа наставлений, сказал: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием». И в ответ на это замечание Христос сказал притчу о званных на вечерю, сказал с целью показать им, что «вкушение хлеба в Царстве Божием» требует условий , которых не захотели бы принять именно те, кто были в полной уверенности, что Царство Божие принадлежит только им.

Некий человек устроил вечерю-пир и разослал множество приглашений, но, когда наступило время вечери, все званные, как бы сговорившись, отказались явиться; каждый сослался на свою занятость – одни заняты были хозяйством, другие – своими личными и семейными делами. Законны были причины отказавшихся прийти на вечерю; их грех и безумие заключались в том, что они временные жизненные заботы превратили в цель всей своей жизни. Тогда, разгневанный на непочтительных и неотзывчивых званных, хозяин послал слугу своего по улицам и переулкам и велел позвать нищих, увечных, слепых. Исполнив волю хозяина, слуга сказал: «еще есть место», и послал его хозяин позвать странников и бесприютных у изгородей и при дорогах.

Слушая эту притчу, пригласивший Христа фарисей и его многочисленные гости понимали, что Христос изобразил в притче их характер, их облик духовный. Нравственное положение притчи было ясно для всех присутствовавших. Преданное миру сердце, всецело поглощенное хозяйственными хлопотами, накоплением богатства или просто чувственностью самодовольной жизни, – несовместимо со стремлением к Царству Небесному. Язычники и обществом отверженные, блудницы и мытари, придорожные рабочие и нищие могут оказаться в Царствии Небесном скорее, чем книжники с их кичливой ученостью и фарисеи со своей показной набожностью.

«Много званных, но мало избранных». Этими словами закончил Христос притчу. Не принадлежностью к тому или иному народу определяется достоинство человека в глазах Божиих. Все мы, дорогие братья и сестры, призваны к участию в славе Божией, но будем ли мы в числе избранных – зависит от нас, ибо достоинство человека и народа в глазах Божиих определяется верой – принятием Мессии-Христа, как Спасителя мира и твоего личнаго Спасителя, – состоянием сердца и степенью волевого усилия к любви к Богу и ближнему. Аминь.

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О «мире и безопасности»

1Сол.5:1-8, Лк.11:47-12:1.

Господь сказал: «Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши. Сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними; ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы».

Очевидно, убивать Божьих людей, а потом строить им памятники, – дела одного рода. Не выполнив Божью волю, строим памятник тому, кто эту волю возвещал! Что будет, если пришествие Господне в сонме всех воскресших праведников застанет нас за этим занятием? А «день Господень так придет, как тать ночью», неожиданно, когда перестают ждать, когда особенно крепок сон, «когда будут говорить: «мир и безопасность». Именно тогда, «внезапно постигнет их пагуба».

По-видимому, будет такое время, когда человечество, после всех столкновений «народ на народ и царство на царство», на время успокоится, объединится под одной рукой в одну всемирную империю. И все религии объединятся, потому что каждая пожертвует своей исключительностью. При этом весь мир будет уставлен памятниками и гробницами тем, кто за единственность своей истины когда-то положил душу. Библиотеки будут уставлены их книгами, прекрасно изданными. По этим книгам будут писать научные работы, изыскивая то, что является общим для всех религий. Всякое отличие и своеобразие будет считаться предрассудком своего времени, и поэтому – случайным и лишним. Тогда же, очевидно, будет ставиться на чело и на руку единая имперская печать с числом зверя, позволяющая покупать и продавать. Ставиться она будет только в обмен на обещание не лезть со своей истиной и не смущать мирно пасущиеся народы.

Но мир, принявший в себя семя лжи, неизбежно, по закону природы, выносит его. Семя зла, чтобы принести сторичный плод, тоже должно, по всеобщему закону, на время как бы умереть. Все получившие печать уснут, успокоенные, примиренные и накормленные. И если у организаторов нового порядка хватит коварства, то они и тех, кто не примет печать, не будут беспокоить гонениями, чтобы и они тоже постепенно заснули. Но семя прорастет, и все вспыхнет с новой, страшной силой, и в новом, невиданном качестве.

Подобно, как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут».

«Но вы, братия», – обращается Апостол к тем, кто никогда и ни за что не продаст своего первородства, – «вы, братия, не во тьме, – чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы». Чем спокойнее для нас время, тем беспокойнее должно быть на сердце. «Итак, не будем спать, как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» и от вина, и от объедения, и от обольщения тишиной и миром, и от смущения войнами и военными слухами.

Ну а помыслить, что убитому за истину праведнику нужен и приятен величественный монумент, разве это не значит – вторично убить его?

Проповедь митрополита Сурожского Антония

Воскресенье святых праотцев

Среди святых, память которых мы совершаем за две недели до Рождества Христова, мне хочется обратить ваше внимание на имена святого пророка Даниила и тех трех отроков, которые были брошены в пещь огненную за их отказ поклониться идолам.

О пророке Данииле хочу сказать только одно: он был брошен на растерзание диким зверям за то, что отказался хоть один день остаться без молитвы; он отказался спасти свою жизнь ценой того, что столько людей и так легко делают изо дня в день: не поклониться Богу, не восхвалить Его имя, не выразить Ему свою преданность, не вознести заступническую молитву печальника о людях перед Престолом Божиим он счел невозможным даже ради того, чтобы спасти свою жизнь. Над этим нам стоит задуматься…

Об отроках, которые были брошены в пещь огненную, я хочу сказать две вещи: первое – они тоже оказались готовы скорее быть сожженными заживо, чем поклониться идолу, статуе царя, образу земной власти, и по приказу отступить от Бога для того, чтобы служить другим ценностям – земным. Разве не именно это делаем мы изо дня в день, подчиняясь всякому повелению, служа всем земным ценностям, предпочитая безопасную жизнь опасности быть Божиим человеком?

А второе: каждому откровению о святости людской, о величии человеческого духа, о безграничной преданности Богу людей, подобных нам, всегда сопутствует некое откровение о Самом Боге. И вот эти три отрока отказались поклониться идолу и были брошены в пещь огненную, так страшно разжженную, что она издали обжигала подходящих к ней; и царь-мучитель решил посмотреть, как они страдают; и он подошел как можно ближе к этой пещи; и обратился он к своим советникам: Не трех ли людей в цепях бросили мы в эту печь? Каким же это образом я вижу там четырех, движущихся свободно, и один из них – Сын Божий?.. В ответ на верность этих трех отроков Христос Спаситель сошел к ним еще до Воплощения, в сиянии Своего Божества, и в образе человеческом освободил их от уз, спас от смерти и прославил их перед лицом царя-мучителя и его клевретов.

Вот что нам говорит о Боге это событие: там, где горит страдание, там, где пламенеет искушение, там, где ужас смерти охватывает людей – Бог в их среде, не чужой, не призывающий их, как бы извне, к терпению, которого Он Сам не проявил бы, не спасающий извне, без участия в их страдании. Наш Бог сошел в нашу среду, Он приобщился всему, что составляет человеческую судьбу; огненное искушение и испытание Он пережил и устоял; и среди огненного испытания Он дает свободу тем, которые остаются с Ним. В самые глубины человеческого ада Он сошел, и там возвестил свободу и победу Божию, и новую жизнь людям.

Разве пред таким Богом можно не поклониться? Разве можно Ему отказаться служить? Разве можно предпочесть какие-либо другие ценности, чем ценности Божии, Христовы на земле, и отдаться другой власти, чем власти Христовой?

Подумаем и об этом: идет на нас день Рождества Христова – как мы Его примем? В этот день Он сходит на землю, вступает в ограничение твари, вступает в уродство падшего мира, углубляется в ад греха, оставаясь безгрешным, – и все по любви к нам…

Найдется ли в нас великодушие ответить любовью на любовь, найдется ли в нас мужество, как у Даниила и отроков еврейских и несметного числа святых, ответить на Его призыв стать Божиими людьми? Когда мы вглядываемся в списки святых, как поражают такие слова: святой такой-то – с женой и двумя детьми; такой-то – с братом и таким-то числом друзей… И эти друзья, и эти братья, и эти жены насчитываются тысячами и тысячами; они были, как мы, хрупки, они тоже боялись боли, они тоже хотели жить. Но они предпочли верность любви предательству – предательству в малом, и поэтому оказались способными быть верными во многом.

Начнем и мы с малого: будем верны Богу во всем том, что доступно нашим малым силам, и вырастем мы в меру тех людей, которые во многом оказались верны и вошли в радость, в славу Господа своего. Аминь.

Проповедь митрополита Сурожского Антония

Воскресенье святых праотцев

В преддверии Рождества Христова, когда мы ожидаем увидеть воочию воплощение Сына Божия, как трогательно и как вдумчиво Церковь вспоминает всех тех, которые свою плоть, свою жизнь дали, чтобы родился Спаситель.

Сегодня праздник предков Господних. Каждый из нас несет в своем теле, в своей душе все прошлое человеческого рода: и Христос, приобщившийся человечеству, не явился новым человеком, которого бы заново сотворил Бог. Он воспринял Свою человечность от тысячелетней, может быть, многомиллионной годами истории человеческого рода. В Его теле, в Его человечестве жили все те, которые жили когда-то на земле до Него.

Таким же образом в нашем теле, в нашей душе живет все прошлое человечества. И Христос соединился с человеческим родом, не избрав в нем праведников или только святых, достойных встречи с Богом, – для которой слов нет, так она изумительна, так она превосходит всякое воображение; в Нем живет человечество и праведное, и грешное.

В ряду имен, которые мы сегодня слышали и из которых некоторые памятны нам своей святостью, есть имена, памятные Ветхому Завету грехом. Но это все были люди, которые пробивались через грех, пробивались через человеческую немощь, через потемненность сердца, через восстание плоти, через бушевание истории и жизни вокруг них, пробивались к Богу, искали света, искали правды, искали святости, даже если не хватало сил осуществить свою мечту.

И с ними поистине был Бог, Который ни от какого грешника не отходит, Которого не пугает никакая неправда, Который может казаться нам далеким, только когда мы холодностью, безразличием не хотим Его знать… Но и тогда Он не отходит. Он остается таким же близким, хотя и скорбно, крестно близким к нам.

И вот, вспоминая сегодня все прошлое человечества, всех этих людей, которые из тысячелетия в тысячелетие соткали плоть и человечество Христа, вспомним их благоговейной, благодарной мыслью; и вспомним всех тех, которые были нашими предками, знаемых нами и незнаемых, тех, о которых радуется сердце, или тех, которых, может быть, стыдится наша гордыня, – вспомним всех.

Своей человеческой святостью Христос оправдал всех тех, кто был плотью и кровью Его, – и каждый из нас призван подвигом жизни, творением и борьбой, через победы и поражения, идя к Богоотданности, идя к святости, то есть посвященности всего себя Богу, не только себя спасти, оправдать не только свое временное существование на земле, но оправдать жизнь тысячелетий, живущих в нашей плоти и в нашей душе.

И всякий, кто пробивается к святости, всякий, кто делается храмом Святого Духа, кто действительно так соединяется со Христом, что становится частицей Его святейшего, пречистого Тела, всякий, кто делается сыном или дочерью Живого Бога, спасает, оправдывает, прославляет, осмысливает жизнь и судьбу всех тех, чьим наследником он является в своем человечестве.

Поэтому вдумаемся в это родословие Христа, вглядимся в эти имена: это все были живые люди, люди плоти и крови, трепетные перед жизнью, порой измученные, а порой – ликующие и торжествующие, и все они живут в чуде Христовой человечности и Христова человечества.

И в нас живет прошлое. Христос все прошлое этой родословной так освятил, что все без остатка стали своими, родными Богу, родными в самом сильном смысле слова. И мы можем своей жизнью, трудом, подвигом, устремленностью к Богу, тоской по Нему, борьбой за Него, за Его победу в нас, осмыслить и оправдать все прошлое нашего рода и его принести Богу как дар, и став сами Ему родными, сделать Ему родными также и тех, которые порой Его не знали, а порой, зная, от Него отступали грехом, неверностью сердца и жизни.

Как это дивно, какое это может дать нам вдохновение к жизни! Не для себя мы живем, даже не только для ближнего, для любимых, даже не для врагов, а для всего человечества, а за ним – для всей судьбы вселенной. Слава Богу, что Он так нам верит и такую великую и дивную судьбу вверяет нам! Аминь.

Проповедь епископа Виссариона (Нечаева)

Вера ветхозаветных праотцев во Христа и приготовление к ней язычников. Поучение в неделю праотцев

Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый церковь… Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас (Тропарь).

Сегодняшнее Воскресенье называется неделей праотцев, т.е. ветхозаветных праведников, живших до закона Моисеева и по законе до Христа, начиная с Адама до Иосифа обручника. Почему память их совершается за несколько дней до праздника Рождества Христова? Потому, что от них произошел по плоти Христос. Он есть потомок избранной части человечества, в которой сохранялась истинная вера, каковы были члены патриархальной Церкви, существовавшей до избрания Авраама, затем члены рода Авраамова от Исаака и Иакова, наконец члены послезаконной Церкви от Моисея до Христа, родившегося от Пресвятой Девы Марии, произшедшей от колена Иудина. Всех этих праотцев Господь оправдал верою в Него, как Искупителя, имеющего принести жертву за согрешивших людей. Эта вера началась с Адама. За преслушание заповеди, данной в раю, он изгнан из рая и приговорен с потомками, наследовавшими от него грех, к смерти, но вместе утешен был обетованием о Семени жены, имеющем стереть главу змия (Быт. 3:15), т.е. об Искупителе, который родится от жены без участия мужа и победит диавола, разрушит царство его – царство лжи и суеверий. Вера в грядущего Искупителя поддерживаема была в Ветхом завете многими другими обетованиями и пророчествами, например, обетованием Аврааму: «о семени твоем благословятся вси языцы земнии» (Быт. 22, 18), – пророчеством патриарха Иакова о неоскудении правителей от Иуды до времени пришествия Примирителя (Быт. 49, 10). Не исчисляя других пророчеств, укажем на прообразования относящиеся ко Христу и Его Церкви. Так, например, прообразовательное значение имели кровавые жертвы. Кровь тельцов, агнцев, козлов, птиц сама по себе не могла умилостивлять Бога, но имела только то значение, что предызображала жертвенную кровь Христову и что как приносимые в жертву животные неповинны были в грехах людских, так и Христос непричастен был лично ни к какому греху и пострадал за наши грехи, так что Его страдания и смерть явились умилостивительною за нас жертвою, как страдания и смерть существа невинного и притом Богочеловека, следственно имели бесконечную цену пред правосудием Божиим. Должно полагать, что ветхозаветные праотцы не чужды были веры в спасительную силу жертвы Христовой и получили оправдание и достигли мира с Богом только этою верою, а отнюдь не делами закона, ибо «от дел закона, – по слову апостола, – не оправдится всяка плоть» (Рим. 3, 20). Это потому, что никто не мог исполнить всего, что написано в законе, следственно никто не мог избежать проклятия, произнесенного против всякого, кто чего-нибудь содержащегося в законе не исполнил.

Ветхозаветные праотцы не только сами верою прияли от Христа оправдание и спасение, но еще чрез них Христос «от язык предобручил Церковь». Во времена ветхозаветные предметом особенных попечений Господа Бога был избранный народ; он один входил в состав Церкви. Язычники были чужды ее, но и они от вечности предназначены были к тому, чтобы быть членами ее, вступить в тесный союз со Христом вкупе с избранным народом. В этом именно смысле и надобно понимать предобручение Христа с язычниками. Что язычники были предобручены Христу в том смысле, что намечены были для союза со Христом и Его Церковью, это ясно видно из многочисленных ветхозаветных пророчеств о призвании к Церкви язычников. Не исчисляя сих пророчеств, скажем только, что Христос в одном из них назван «Чаянием языков» (Быт. 49, 10). Не все, конечно языки, по крайней мере, отдельные избранные лица из среды их нетерпеливо чаяли или ожидали Христа. Их-то в ближайшем смысле можем назвать предобрученными Христу. Они были, так сказать, зародышами Церкви из язычников.

Сказано, что Христос предобручил от язык Церковь «теми», т.е. праотцами, ветхозаветными праведниками. Как понимать это? Разве праотцы имели какое-нибудь участие в деле спасения язычников, или призвании их к Церкви Христовой? Имели. Участие их в сем деле состояло не в том только, что от них произошел по плоти Христос, предмет чаяния язычников, введший их в состав своей Церкви, но также в том, что они разливали свет истины в среде языческой. Этот свет, хотя в слабой степени, сиял среди языческого мрака и постепенно ослаблял его. Благочестивые патриархи, прежде чем явился в лице Авраама родоначальник избранного народа, назначенного для хранения истинной веры, были проповедниками и исповедниками ее в окружавшем их мире языческом. Члены избранного народа до Моисея и от Моисея до Христа входили в разнообразные сношения с язычниками и чрез сие знакомили их с своею верою, хотя не показывали намеренной ревности к ее распространению. Чем ближе было время Рождества Христова, тем больше язычники знакомились с истинною верою, сближаясь с рассеянными в среде их хранителями ее, Евреями. Пророк Даниил, живя в Вавилонском плену, когда рассказал Навуходоносору и растолковал виденный им и забытый сон о судьбе царства Вавилонского и трех последующих за ним царств, привел этого царя идолопоклонника к убеждению, что Бог Даниилов есть истинный Бог, достойный прославления во всех областях его царства, о чем оповестил всех подданных. Навуходоносор так полюбил Даниила, что поставил его во главе общества мудрецов Халдейских (Дан. 2:48–49). Нет сомнения, что он воспользовался своим положением для просвещения истинною верою всех, на кого простиралось его влияние. В среде язычников явились люди, которые научились веровать не только в истинного Бога, но и в грядущего Христа Спасителя и ожидали Его пришествия на землю. К числу таковых принадлежали волхвы, или Халдейские мудрецы, пришедшие поклониться новорожденному Христу, о рождении которого узнали по необычайной звезде, приведшей их в Вифлеем. По выражению митрополита Филарета, они были останком Церкви Данииловой.

Вот и мы, братие, в лице предков были язычниками, чужды были союза со Христом и Его Церковию; но и нас, когда мы жили в язычестве, Христос не лишал Своей милости, как и всех древних язычников. Подобно им мы были предобручены Христу задолго до принятия христианства. Оно озарило нас своим светом спустя десять столетий по Рождестве Христовом. До тех пор всю Русскую землю покрывал мрак язычества. Но уже вскоре по Вознесении Христовом мелькнул слабый свет среди этого мрака. На горах Киевских явился св. апостол Андрей Первозванный и водрузил на них крест, сказав при сем: «на сих горах воссияет благодать Божия». На это событие можно смотреть как на предобручение Русского народа Христу, как на некоторый зародыш Церкви Христовой. Спустя десять веков совершилось полное единение со Христом предобрученной Ему Церкви. Христос вступил в такое отношение к ней, которое можно сравнить с отношением мужа к жене. Муж и жена составляют одну плоть. Так и Церковь Христова есть тело Христа. Муж есть глава жены: так и Христос – глава Церкви. Она должна покоряться ему, как жене свойственно покоряться власти мужа. Любовь, связующая мужа и жену, есть образ взаимной любви Христа и Церкви. При такой близости Христа и Церкви возможны однако грехи, подобные грехам в отношениях супружеских. Главный из этих грехов есть супружеская неверность. Церковь в лице истинно верующих чад своих всегда сохраняет верность Христу. Они свято соблюдают данное ими при крещении обязательство принадлежать одному Христу, служить Ему неизменно верой и правдой, как своему Царю и Богу. Не всеми однако это обязательство соблюдается. В отношении к Нему является нечто подобное супружеской неверности. Душа, сочетавшаяся Христу, отдает себя во власть диаволу, от которого отреклась. Ветхозаветный союз избранного народа с истинным Богом нередко так же был нарушаем отступлением от Бога и уклонением в идолопоклонство. Этот грех, т.е. грех неверности истинному Богу, называем был в ветхом завете блужением, и виновные в сем грехе наказуемы были смертью подобно тому, как обрекаемы были на смерть нарушители супружеской верности. В мире христианском нет, за исключением редких случаев, отступления в идолопоклонство. Но если, по слову Христа Спасителя, непокоряющийся Церкви есть «язычник» (Матф. 18, 17), т.е. нехристь, то подобных нехристей не мало в христианском мире, каковы еретики, раскольники и вообще презирающие Церковь. Есть христиане, для которых чрево служит Богом и корыстолюбие обращается в идолослужение. Стало быть, таковые грешники заслуживают такого же обвинения в блужении, какое навлекали на себя в ветхом завете отступники от Бога. Никому не дай Бог навлечь на себя такое обвинение. От сей опасности будем предостерегать себя памятованием обручения со Христом, залогом чего служит для каждого из нас печать дара Духа Святого в таинстве миропомазания. Если же верность Христа нарушена, обязательство соблюдать ее пренебрежено, поспешим восстановить ее посредством покаяния, в надежде, что Отец небесный с кающимся грешником поступит так же милосердно, как милосердно поступил с блудным сыном евангельской притчи его родной отец, обрадовавшийся его раскаянию и возвращению в отеческий дом (Лк. 15:11–32).

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Св. пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил

(Уроки из их жизни: а) польза постов и б) постоянство в вере и добродетели).

I.

Св. пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил, память коих совершается ныне, жили во время плена вавилонскаго. Они были из числа тех юношей, которых царь вавилонский избрал и велел воспитывать при своем дворе, чтобы потом они могли служить в его царстве. Когда им с царского стола приносили кушанья, запрещенныя законом Моисеевым, они отказывались принимать, желая питаться только овощами. Приставник, обязанный наблюдать за ними, из опасения, как бы они не похудели от скудной пищи, запрещал им это, но Даниил уговорил его дать им сроку десять дней, чтобы испытать, будет ли вредна для их здоровья и телесной красоты постная пища. По истечении сего срока оказалось, что благочестивые юноши, питавшиеся овощами и пившие простую воду, были гораздо здоровее и красивее других их сверстников, евших скоромную пищу. Тогда Даниилу и его товарищам дозволено было употреблять пищу, какую они желали. Благочестивые юноши были благословлены Богом особенным даром к учению, так что, по окончании их воспитания, сам царь испытывал их и нашел умнее всех своих товарищей, – потому дал им хорошия должности в своем государстве… Вскоре открылось, что Даниил обладал сверхъестественною мудростию, т. е. он знал то, чего никто из людей не мог знать, именно он знал будущее, был пророк Божий. Однажды Навуходоносор видел сон и забыл его. Он созвал всех мудрецов и требовал под угрозою смерти, чтобы они отгадали забытый им сон, но никакая человеческая мудрость не могла исполнить этого; только Даниилу Бог открыл сон царя и значение его. Навуходоносор познал величие истинного Бога и сказал Даниилу: «поистине ваш Бог есть Бог богов, Господь господей и Царь царей». Даниил был поставлен главным начальником Вавилонской области… Но признание Навуходоносором истинного Бога Царем царей не было прочное и сердечное. Гордость побуждала Навуходоносора самого себя признать за Бога или, по крайней мере, заставить своих подданных повиноваться ему безпрекословно, как Богу, – и вот поставил он на поле Деире, близ Вавилона, золотого истукана и издал указ, чтобы подданные поклонялись этому истукану, как Богу. Все вельможи, сановники царства вавилонскаго, поклонились истукану; только три отрока Анания, Азария и Мисаил отказались исполнить царское повеление, потому что этим нарушалась вторая заповедь закона Божия. Благочестивые юноши ввержены были в разженную пещь, но Господь послал ангела, который уничтожил палящую силу огня, сделал пещь росодательною, так что юноши среди пламени не только оставались невредимы, но и воспевали хвалебную песнь Богу избавителю. Все, видевшие это чудесное спасение, и сам Навуходоносор, воздали хвалу истинному Богу…

Подобное же чудесное спасение явлено было от Бога и над Даниилом, в царствование царя мидийского Дария. Этот царь особенно полюбил Даниила и хотел сделать его одним из главных сановников государства. Другие вельможи за то возненавидели Даниила и для погубления его уговорили царя издать такой указ, чтобы никто из его подданных в продолжение тридцати дней не смел просить чего-либо ни у Бога, ни у людей, кроме царя, так как царь настолько могуществен, что в силах удовлетворить нуждам всех. Это лживое предложение хитрые царедворцы утверждали на том основании, что Дарию необходимо объявить себя божеством, чтобы подданные более повиновались и обожали его. Кто же не исполнит такого повеления, тот, как виновный в неуважении царя, должен быть брошен на съедение львам. Царь Дарий не мог догадаться, что это предложение царедворцев было направлено против Даниила, который, будучи строгим исполнителем отечественного закона, непременно окажется нарушителем царского указа. Даниил не переставал каждый день три раза совершать положенныя молитвы истинному Богу, обращаясь лицом в ту сторону, где был Иерусалим. Об этом было донесено царю, и Даниил, по силе царского указа, был брошен в львиный ров. Но Господь заградил уста зверей, и праведник пробыл среди их целую ночь, не тронутый зверями. Царь, по любви к Даниилу безпокоившийся о нем всю ночь, поутру сам пришел ко рву львиному и, нашедши Даниила невредимым, познал его невинность, Самим Богом засвидетельствованную, и клевету врагов его. Посему, изведши Даниила из рва львинаго, велел бросить туда его обвинителей с их женами и детьми. Львы тотчас всех их растерзали…

Пример Даниила и трех отроков должен быть поучителен и для нас, христиане!

II.

Св. прор. Даниил и три св. его друга учат нас двум добродетелям: «а) посту и б) постоянству веры и добродетели». Как постились они сами и как были верны истинному Богу до готовности пожертвовать свою жизнь за св. верность Богу и добродетели, так должны и мы поститься по уставу св. матери нашей церкви и быть верными Господу во все дни нашей жизни.

а) Скажем прежде всего о пользе поста.

От поста происходит многоразличная польза.

аа) Во-первых пост укрощает страсти.

Страсти помрачают разсудок, удаляют от Бога, погашают в сердцах наших страх Божий, увлекают в злыя дела, отнимают у нас спокойствие, лишают чести; ускоряют нашу смерть, готовят нам, и по ту сторону гроба, страшную участь.

К ужасу, надобно заметить, что страсти, после падения человека, обратились как бы в природу нашу, слились, срослись с нашею душею, с нашим сердцем, и от того сделались упорны, могущественны.

Что же может обуздать страсти? Много к сему споспешествует благоразумное воспитание, природный здравый ум, опытность, удостоверившаяся во вреде страстей: но самое надежное и более общее и более короткое средство к достижению цели в деле укрощения страстей есть пост такой, каковый предписывает нам святая церковь.

Православным христианам по опыту известно, что пост многих похотливых сделал целомудренными, гневливых кроткими, буйных скромными, гордых смиренными, непокорных послушными, завистливых доброжелательными, врагов друзьями, зверей по нраву – людьми, людей ангелами по святой жизни.

бб) Кроме сего, пост благоприятствует нашему здоровью. Знают это и врачи телесные и предписывают многим пост как врачебное средство. Жаль только, что они, нередко, тогда делают подпоры к храмине тела нашего, когда храмина сия потряслась, растрескалась и близка уже к падению. Святою церковию установленный пост охраняет здоровье наше заблаговременно, приставляя к нам с юных лет стражами – воздержание, трезвость и спокойствие духа. Правда, пост иногда ослабляет телесныя силы, но ослабляет силы тех, которые не научились поститься, и ослабляет так, что и самое это ослабление благодетельно. Это отдых природы, после которого тело наше приходит в новую силу.

вв) Впрочем, пост установлен церковию не для одной пользы телесной.Душа и вечность, спасение души и достижение небесной славы – вот цель всех установлений церкви. О пользе телесной, от поста происходящей, мы говорим, дабы видеть, что дела благочестия христианского полезны не только для души, но и для тела, и потому они должны быть драгоценны, любезны не только душелюбивым, но и плотолюбивым. Ибо, по слову апостольскому, «благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго» (Тим. 4, 8).

гг) Еще какая польза от поста? Соблюдение святаго поста делает нас способными к молитве. Человек, обременивший себя пищею и разслабивший себя питием, бывает ленив, сонлив, не способен ко вниманию, склонен к рассеянности, холоден к Богомыслию, равнодушен к благоговению, и если не враг, то и не друг молитвы. Не то делается с человеком, христиански постящимся. Споспешествуемый благодатию Божиею, почивающею на постящихся, человек постящийся охотно идет во храм Божий на молитву, охотно молится дома, охотно внемлет молитве, охотно преклоняет колена пред всевидящим Богом, чувствует себя способным к благоговению, к умилению и к душеспасительным воздыханиям и слезам. Челнок легче плывет, когда он не обременен излишнею поклажею: так и молитва легче, удобнее совершается, когда тело не обременено излишнею, утучняющею пищею и питием; или, что то же, когда человек постится. (См. Поучение Иакова, архиеп. нижегородск.).

б) Второй урок, который мы заимствуем из жизни св. пр. Даниила и трех его друзей, состоит в том, что мы должны иметь постоянство в вере и добродетели.

Постоянство есть необходимое условие веры и добродетели. «Буди верень до смерти» (Апок. 2, 10), вещает каждому таинственный голос Божий. «А кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя». (Евр. 10, 38). Постоянство убеждений вообще означает человека порядочнаго. Даже самая сила страсти выражает в себе нечто внушающее, если на ней лежит черта твердости. Но так как православная вера выше всего земного и не подлежит закону изменяемости: то не изменна должна быть и наша приверженность к ней. Много на свете морей глубоких и бурных: но искусно построенный корабль, ведомый сведущим кормчим, величаво несется по необозримой поверхности волн. Много умом человеческим составлено учений, разлились повсюду волны мудрований: но корабль церкви православной, руководимый всеведущим Кормчим, возвышается над свободными разлияниями мысли человеческой и несет к небесной пристани души, вверившияся ему. Остается нам самим крепко держаться за якорь нашего спасения. Прияв крещение, мы каждодневно исповедуем едино крещение, и в последний день жизни как отрадно произнести последния слова символа веры: «чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века!»

Постоянству в добродетели не воспрепятствует неизбежность нашей греховности. Можно ли сказать о путнике, что он не постоянен, если он претыкается и падает, но возстает и, ободряясь, простирается вперед? Доброе направление выкупает случайныя уклонения от долга. Свергая запинающий нас грех, с терпением должны проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12, 1). Закон усовершенствования не терпит в хорошем намеренной примеси дурного и перехода от лучшаго к худшему. Не тот совершен, кто хорошо начал; а тот увенчается, кто непостыдно кончит. Какая польза, если кто ныне молится, постится, делает пожертвования, а потом предается страстным влечениям, как будто хочет дни лишений вознаградить разнообразием жертв необузданному невоздержанию? Одного подвижника вызвал из кельи голос: «поди, я покажу тебе дела человеческия». Старец, вышедши, между прочим увидел, что какой-то человек стоит у колодца и, черпая воду, льет ее в пробитый сосуд, из которого она опять утекала в колодезь. Таинственный голос объяснил смотревшему: «этот, черпающий так воду, изображает того, кто хотя и делает добрыя дела, но примешивает к ним худыя, и чрез то губит добрыя дела свои». (См. слова Сергия, митр. моск.).

III.

Молитвами св. прор. Даниила и трех его святых друзей да сподобит нас Господь быть и оставаться постоянными в вере и доброй жизни до конца наших дней, дабы сподобиться блаженства в царстве небесном со всеми святыми.


Источник: https://azbyka.ru/days/2018-12-30

(195)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *