Неделя 29-я по Пятидесятнице (проповеди)

Проповедь митрополита Сурожского Антония

Ответ вопрошающему о жизни вечной

Лк.18:18–27.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Обращаясь к человеку, хотевшему достичь совершенства, Спаситель сказал: «Следуй за Мной…» В то время эти слова были просты. Они означали: надо оставить все заботы – семью, работу, призвание, привычки – и пойти вместе со Христом по дорогам Святой земли; быть свидетелем Его чудес и, вслушиваясь в Его слова, становиться Его преданным учеником; ожидать того, что будет ещё впереди, о чём никто не знал, кроме Сына Божия, пришедшего в мир, чтобы за этот мир отдать Свою жизнь.

Но когда эти слова обращены к нам – что они значат? Они не могут значить физического, телесного следования за Христом по путям и дорогам, как при Его земной жизни. Нет! Христос зовёт нас войти с Ним в вечную жизнь. Когда ученики Иоанна Крестителя спросили Христа: «Где Ты живешь?» – Он ответил: «Придите и посмотрите…» В земном смысле, Он жил в какой-то хижине неподалеку от Иордана; но, в ином смысле, который покорил учеников раз и навсегда, Он – как говорится о Боге в Священном Писании – жил во Свете Неприступном, в глубинах Божества; в том Свете, который озаряет всякого человека, вступающего в мир и грядущего в мир.

И вот Господь нас зовет идти за Собой в эти глубины богопознания, в эти глубины вечности и жизни. Он Сам нам сказал: жизнь вечная в том, чтобы познать Бога и Сына Его Иисуса Христа. Жизнь в том, чтобы так с Ним соединиться, так неразлучно, так глубоко с Ним срастись, стать одно, чтобы мы могли сказать: моя жизнь – Христос; Его учение, Его пути, Его мысли и Его чувства, Его воля и Его судьба – мои, я их принимаю на себя, как крест, как Воскресение, как смерть и как жизнь, и как путь.

Вот что значит следовать за Христом теперь: вслушаться в Его Божественное слово, которое очерчивает, указывает нам путь жизни; и на этом пути, во всём, сколько у нас есть сил – но изо всех наших сил – быть учениками Христа. Но для этого, как и в древности, надо освободиться от всего, что иначе делает нас рабами, связывает, не пускает в вечную жизнь. Об этом каждый из нас должен подумать про себя, потому что у каждого из нас есть нечто, что он – хотя и не на словах, хотя, может быть, не осознавая, – всё же предпочитает Богу. Для этого надо глубоко всмотреться в себя и поставить перед собой вопрос: вот, если бы теперь встал передо мной Спаситель и сказал: оставь это, это единственная твоя преграда между тобой и вечной жизнью, – что бы мы на это ответили? Отставили бы эту преграду? Или сказали бы: „Не могу! Господи, прости!”?

Именно об этом нам следует подумать, потому что мы все призваны следовать за Христом во славу вечной жизни. Это наше призвание: воскреснуть духом, прежде чем в своё время мы воскреснем телом, и войти в тайну Божества, познать Бога, как говорит апостол Павел, подобно тому, как мы сами Им познаны, поклониться Ему всей жизнью, всем духом, всей истиной своей! Аминь.

Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского)

Неделя 12-я и 30-я по Пятидесятнице

(Мф. 19:16–26; Лк. 18:18–27).

«Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – спросил юноша Христа. И ответил ему Господь: «Если хочешь» вечной жизни, «соблюди заповеди». Насильно никого не спасает Господь, посему и говорит: «если хочешь», и не сказал: «исполни», так как не в состоянии человек, с его поврежденной природой, исполнить все, а сказал: «соблюди», это значит – не теряй их из вида, всегда имей их в памяти и в сознании и согласуй с ними мысли и дела твои. «Какие заповеди?» – спрашивает Христа юноша, и слышит в ответ: «Не бери чужого, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, почитай отца и матерь: и люби ближнего, как самого себя».

Всех ли нас, дорогие во Христе братья и сестры, нас христиан, занимает вопрос: что делать, чтобы иметь жизнь вечную? Путь к жизни вечной начинается с соблюдением заповедей Божиих. И отличительной чертой человека, соблюдающего заповеди, являются преданность Богу и простота сердца. А где простота сердца, там и смирение, там сознание своей недостаточности и желание роста духовного. Смиренный человек никогда не любуется собой и не ведет счета своим добрым делам.

Не так думал о себе Христа вопрошавший юноша, потому и смело отвечает Христу: «Все это сохранил я от юности моей». Неправду сказал о себе самодовольный юноша. Не проверив глубины своего сердца, он не заметил, что не исполнена им главная заповедь – заповедь о любви к ближнему, ибо, если бы любил он ближнего, как самого себя, он бы без труда использовал свое богатство для служения несчастным.

Знал всеведущий Господь, что юноша был богат, посему на вопрос: «чего мне еще не достает?» сказал: «если хочешь быть совершенным», – решись на подвиг – «продай имение твое и раздай нищим». «Если хочешь», – говорит Господь, – Я не требую от всех этого подвига, ибо не все могут его понести, но ты ищешь совершенства – так вот, соверши этот подвиг и «следуй за Мной». И юноша, казалось, готовый исполнить повеление великого Учителя, молча «с печалью отошел», ибо «у него было большое имение».

Ревнующий о спасении, переоценил себя, себя не познал, не заметил, какую власть над его бедным сердцем возымела страсть любостяжания. «Все мне позволено, но не все на пользу; все мне позволено, но ничто не должно обладать мною», – говорит апостол Павел. А вот добрый юноша оказался рабом страсти любостяжания.

А ну-ка, взгляни каждый на себя: нет ли в тебе этого греха? Страсть к любостяжанию является «корнем всех зол» (1Тим. 6:10), дорогие мои братья и сестры, Нет греха в том, что ты состоятелен или богат, но смотри: не будь пристрастен к богатству, ибо пристрастие к наживе, к деньгам, обращается в болезнь души: любостяжание ослепляет человека, делает его самонадеянным, беспокойным, бесчувственным до жестокости и не способным к духовной жизни; человек любостяжательный – остается способным лишь к соблюдению внешних традиций, т.е. способным сохранить узор, а ведь вера и религия это не узор, не обряд или традиция, а жизнь. «Христос – наша Жизнь». «Мы видели новую Жизнь», – говорят Апостолы, свидетельствуя о Христе Иисусе.

«Когда богатство умножается, не прилагай к нему своего сердца», – говорит царь и пророк Давид. Нынешнее Евангелие указывает нам – как нам начинать наше восхождение к Горнему Иерусалиму, – чего должны мы избегать на этом пути, и зовет нас, ленивых и спотыкающихся, к жизни новой, к жизни во Христе. Аминь.

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О самом первом из грешников

1Тим.1:15-17.

Каждый раз, приступая к причащению Тела и Крови Христовых, мы слышим одни и те же слова священника, выносящего Святую Чашу: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». Мы готовились, постились, прочитали молитвенное правило, со всеми примирились, и даже получили на исповеди прощение грехов. И все равно – перед Чашей, вместе со священником, мысленно произносим: «…от них же первый есмь аз». Как будто ничего не произошло, и мы ни на шаг не приблизились к Господу Иисусу.

Но зато мы, как никогда, приблизились к… святому Апостолу Павлу, который тоже пишет в послании к Тимофею: «Верно, и всякого принятия достойно слово, что Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый». Павел, действительно, сначала был первым из всех, лютейшим, гонителем церкви. Но Господь призвал его, и он стал избранным Его сосудом. Прошло уже много лет, он много потрудился во славу Христову. Он и осознает, что он «помилован, чтобы Иисус Христос» на нем «первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него». И все равно – он пишет эти слова. Не говорит: «когда-то я был первым грешником». Но – снова в настоящем времени: «я – первый из грешников». Как будто он все еще идет со своим карательным отрядом по Дамасской дороге.

Но осознание себя первым грешником не должно отчуждать нас от Чаши Господней, но – наоборот – устремлять к ней. Иерихонскому слепцу, наверное, говорили: куда лезешь? Есть и слепее тебя. Но он, безусловно, ощущал себя первым и единственным из слепцов. И поэтому, хотя и «заставляли его молчать», – он, ничего не желая слышать, «еще громче кричал: Сын Давидов! Помилуй меня»! И действительно: можно ли быть слепее слепого? Можно ли быть грешнее грешного?

И чем сильнее буду осознавать, что «я первый из грешников», тем – более «верно и всякого приятия достойно» будет для меня открываться, «что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников», и что именно на мне Он «показал все долготерпение». И тем сильнее буду воздавать Ему, «нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и славу во веки веков. Аминь».

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Преподобный Иоанн епископ

(Молчание и смирение – великие добродетели христианския)

I.

Ныне память препод. отца нашего Иоанна епископа, о жизни коего и побеседуем. В обители препод. Саввы освященного подвизался один святый муж Иоанн, прозванный молчальником, так как он проходил подвиг «безмолвия». Он был прежде епископом в Армении, потом оставил свою кафедру, удалился в Иерусалим и, утаив от всех высокий сан свой, принят был св. Саввою в качестве послушника. Чрез несколько времени игумен поручил ему заботливую должность эконома и просил патриарха иерусалимского Илию рукоположить его в пресвитера. Уже патриарх шел в церковь Голгофскую, чтобы совершить над ним таинство священства. Тогда Иоанн, видя, что не может далее таить своего сана, остановил патриарха и сказал ему: «тебе, святой отец, открою тайну, которую прошу сохранить; иначе я буду принужден удалиться из этих стран. Я – епископ; сознание собственных грехов побудило меня оставить сан мой и бежать в пустыню, чтобы в ней искать милосердия Божия». Патриарх, изумленный глубоким смирением его, призвал игумена и сказал ему: «инок сей открыл мне тайну, воспрещающую рукополагать его; и так оставь его в мире и не нарушай ничем его спокойствия». Св. Савва весьма огорчился, подумав, что ошибся в молчальнике. Он провел целую ночь в слезах и молитве, прося Господа открыть сию тайну, и услышал ангельский голос: «не может епископ опять быть пресвитером».

II.

Два великие урока преподает нам преподобный отец наш Иоанн.

а) Прежде всего он учит нас крайней осторожности в слове, так как человек больше всего и чаще всего согрешает словом. Вот почему он избрал трудный подвиг молчания. Однажды Господь наш Иисус Христос сказал: за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Матф. XII, 36–37); а св. ап. Иаков удостоверяет, что кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. III, 2). Святые отцы и учители церкви, постигнув великое значение добродетели молчаливых уст, не находят довольно слов к похвале молчания: они называют его «матерью покаяния, молитвы, зерцалом грехов, родителем всего благаго, огненною колесницею, возводящею на небо» (Ефрема Сирина слово о безмолвии. Иоанна лествичника слово о безмолвии). Святая же церковь ублажает преподобных молчальников «земными ангелами и небесными человеками». Поэтому, желая избежать осуждения за праздныя слова и соблюсти ненарушимым молитвенное богомыслие, некоторые подвижники благочестия налагали печать молчания на свои уста, устранялись человеческих бесед, добровольно лишали себя дара слова, всецело приносили его в жертву Богу. Таким подвижникам усвоено наименование «молчальников». По трудности подвига молчания, требующаго особой силы воли и самоотвержения в человеке, редки были молчальники в самыя цветущия времена христианского подвижничества.

б) Другой урок, которому мы научаемся из жизни препод. Иоанна епископа, есть тот, что христианин должен украшаться смирением, без которого нельзя спастись. Истинно говорю вам, учит Иисус Христос, кто не примет царствия Божия, как дитя, тот не внидет в него (Лк. XVIII, 17)

Какиеже средства к достижению христианского смирения?

Для приобретения смирения полезны следующия средства:

аа) Размышление о величии Божием и нашем ничтожестве. Бог есть все, а мы – тварь, ничто. Св. авва Дорофей говорит: «святые чем более приближаются к Богу (покаянием и чистотою жизни, чем яснее усматривают величие совершенств Божиих), тем более видят себя грешными (при блеске славы Божией яснее усматривают свои недостатки, слабости, греховную нечистоту) и смиряются» (Поучение 2, стр. 53).

бб) Размышление о всецелой зависимости нашей от Бога во всем. Мы все получили от Бога – и жизнь, и силы, без содействия благодати Божией мы не можем совершить ничего добраго. Св. Макарий егип. говорит: «если царь положит свое сокровище у какого-нибудь нищаго, то принявший на сохранение не считает этого сокровища своею собственностию, но везде признается в своей нищете, не смея расточать чужого сокровища; потому что всегда разсуждает сам с собою: «это сокровище у меня не только чужое, но еще положено ко мне сильным царем, и он, когда захочет, возьмет его у меня»: так и имеющие какие-нибудь дарования Божии должны о себе думать, быть смиренно-мудрыми, исповедывать нищету свою. Если нищий, приняв от царя вверенное ему сокровище и понадеявшись на это чужое сокровище, начинает превозноситься им, как собственным своим богатством, и сердце его исполнится кичения, то царь берет у него свое сокровище, и имевший его на сохранении остается таким же нищим, каким был прежде: так, если и имеющие дарования от Бога превознесутся и станут надмеваться сердца их, то Господь отъемлет у них дары Свои, и они остаются такими же, какими были до принятия благодати от Господа» (Беседа 15: см. Леств. сл. 23).

III.

Да сохранит нас Господь от духа гордости и да дарует нам дух смирения и благую осторожность в употреблении драгоценнаго, дарованного Им нам, дара слова, которым мы так часто злоупотребляем!


Источник: https://azbyka.ru/days/2018-12-16

(158)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *