Проповедь протоиерея Александра Глебова
Проповедь в субботу 4-й седмицы по Пасхе
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Только что услышанный нами евангельский текст чрезвычайно важен для нас, для нашей полноценной религиозной жизни. Ибо ту беседу, которую мы с вами слышали, Господь имел с уверовавшими в Него иудеями, то есть с людьми, верующими во Христа. А значит, все выше сказанное напрямую относится и к нам с вами, как к людям, так же верующим во Христа.
Господь в этой беседе утверждает, что единственный критерий, по которому можно определить, является ли человек Его последователем или нет – это конкретные дела и жизнь человека. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики».
Это значит, что истинный последователь Христа должен пребывать в Его слове, то есть исполнять то, что Господь говорит, исполнять Его заповеди. И вот через это пребывание в Его слове, через исполнение заповедей человек обретает истину, которая делает его свободным: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными», – говорит Христос. И это, пожалуй, ключевая фраза сегодняшнего Евангелия.
О какой же истине говорит Господь? И что за путь ее познания? И от чего это познание освобождает человека? Все эти вопросы нуждаются в объяснении, уже хотя бы потому, что реакция уверовавших во Христа иудеев на Его слова была крайне раздраженной. «Мы – семя Авраамово, и не были рабами никому никогда. Как же Ты говоришь, сделаетесь свободными?» – говорили они. И в этих их словах, конечно, гораздо больше непонимания и амбиций, чем, нежели здравого смысла.
Ну, во-первых, они поняли заявление Христа, как относящееся к внешней политической свободе. Но даже при таком понимании их позиция представляется достаточно странной. Ведь потомки Авраама, или, как они сами себя называли, «семя Авраамово», не раз на протяжении своей истории были рабами, и в Египте, и в Вавилоне, да и сейчас, пафосно декларируя Христу свою свободу, они, в общем-то, были в полурабском состоянии под игом Римской Империи.
Христос, конечно, говорил им не о политической свободе и не о физическом рабстве. Он говорил о духовном рабстве, о рабстве греху. «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам, всякий, делающий грех есть раб греха». А что это значит, быть рабом греха? Ведь рабство это не свобода, это потеря свободы.
А потеря свободы это потеря образа Божия. Потому что одна из характеристик образа Божия в человеке это именно свобода, свобода выбора, свобода воли. Но если человек несвободен, значит, образ Божий в нем помрачается. И тогда мы называем поведение такого человека безобразным, то есть без-образным.
Это значит, что образ Божий затенен в нем настолько, что уже ничего человеческого и не осталось. Он полностью порабощен греху. Конечно, грех не сразу порабощает всего человека. Обычно эта внутренняя экспансия происходит постепенно, и происходит не против нашей воли, а при ее активном содействии. Ибо, к сожалению, очень часто свободная воля человека направлена ко злу, направлена ко греху. И направляя раз за разом свою свободную волю ко злу, человек постепенно покоряет ее тому, кому она служит, покоряет ее греху.
Сердце человека, то есть то поле битвы, где, по словам Достоевского, диавол с Богом борется, остается за темной силой. Диавол как бы оккупирует сердце человека, лишает его свободы, делает то, что человек (не?) хочет. Ибо теперь, находясь во власти греха, он будет делать уже то, что велит ему грех.
Вот именно об этой внутренней несвободе и внутреннем противоречии и пишет апостол Павел в 7 главе Послания к Римлянам: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»
Эти слова апостол Павел относит в первую очередь к себе, но в то же время в них выражена и общечеловеческая правда, относящаяся и ко всем людям, хотя, конечно, в очень разной степени. Ведь каждый из нас совершает грехи, а, совершая тот или иной грех, человек становится подвластным греху.
Как же освободиться от этого рабства и вновь обрести свободу? «И познаете истину, и истина сделает вас свободными», – говорит Господь. А что такое истина? Сегодня этот известный вопрос Пилата для многих и многих остается открытым.
Ну, во-первых, у каждого своя истина, и каждый ее себе по своему представляет. Да и ищут ее подчас весьма экзотическим путем. Но ведь не может же быть много истин. Истина может быть только одна. И об этой истине Господь и свидетельствует, говоря: Я есть путь, истина и жизнь. Значит, абсолютная истина заключена в Боге. А для того, чтобы стать свободным, человек должен познать ее, то есть познать Бога.
Что это значит? На языке Библии слово «познание» – это не сумма знаний о чем-либо или о ком-либо, это не интеллект, не сбор информации, а это соединение. Это когда человек реализует через свою жизнь то, частью чего он стал. Это осуществление чего-либо.
Познание Бога или Богопознание это не богословие. Богопознание означает приятие человеком закона Божия, и жизнь, согласно его заповедям и через осуществление этого закона в жизни своей, через приятие Бога в сердце свое человек вытесняет оттуда другую темную силу. Он получает свободу от рабства греху, от греховной зависимости. В нем проясняется образ Божий.
Значит, через познание истины, то есть через Богопознание, через приятие установленного Богом порядка жизни и отношений между людьми и между людьми и Богом, человек становится свободным.
И закончить сегодняшнюю проповедь я хочу словами апостола Павла из 5 главы Послания к Галатам, где апостол дает следующее определение свободы:
«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя». Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом».
Аминь
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова
О отцах
Ин.8:31-42.
Однажды Господь сказал иудеям: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными». Господь обещает величайший дар, и Он вправе ожидать, что при слове «свобода» встрепенется всякая душа. Но Ему ответили: «Мы… не были рабами никому никогда: как же Ты говоришь: сделаетесь свободными»? Тут сразу можно ставить точку: если человек не чувствует несвободы, то говорить на тему свободы бесполезно.
Но Господь не уходит. Он должен сказать все, чтобы не желающие понять не могли бы Его же и укорить, будто Он что-то заведомо скрыл. И Он продолжает: «Всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Он пытается объяснить иудеям, что они рабы греха; а если рабы, значит, – не дети, не наследники, хотя и находятся в доме. И только истинный Сын, истинный Наследник может и простить их и освободить, и даже сделать подобными Себе. Но иудеи уверены, что свободны, что навсегда дети Божии, а значит, в освободителе не нуждаются. Поэтому они просто не могут вместить в себя Господних слов.
Ну что же, бывают разные языки, бывает, что люди по-разному думают. Почему бы иудеям, если они столь уверены в себе, если они даже не понимают языка, на котором говорит Господь, – почему им просто не пожать недоуменно плечами? Почему бы им, наконец, просто не посмеяться над странными и нелепыми словами? Почему Господь говорит: «Вы ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас». Откуда такая ненависть?
А дело в том, что обычно за простым человеческим непониманием Божественных слов скрывается «некто». Этот «некто» все прекрасно понимает, прекрасно знает, чего он хочет, и делает свое дело, оставаясь невидимым. Господь же пришел, чтобы вытащить его на белый свет и показать всему миру, кто на кого работает, кто с кем; и вот Он говорит своим собеседникам такую странную вещь: «Я говорю то, что видел у Отца Моего, а вы делаете то, что видели у отца вашего». Но для иудеев вопрос их сыновства решен раз и навсегда: «отец наш есть Авраам», друг Божий. Это – их вера, их надежда. Чада Авраамовы, значит чада спасения, значит, навсегда благословенные Богом. У каждого иудея свято хранилась его родословная, восходящая к Аврааму.
Господь же продолжает наносить удары именно в это, самое, казалось бы, защищенное место: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога; Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего». Но у иудеев родословные простирались не только до Авраама, но и до самого Адама, а значит, до Самого Бога, из рук Которого вышел Адам. Кто смеет и кто может опровергнуть это? Они и отвечают гордо: «Мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога». Но Господь снова говорит: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел, и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня».
«Если бы Бог был Отец ваш…» – вот какую жуткую загадку задал Господь иудеям. А правда: каково будет сыну, спокойно рассчитывающему на богатое наследство, вдруг узнать, что он вовсе не сын своего отца? И каково будет некоторым, даже уверенным, что они до последней клеточки сотворены Богом, вдруг оказаться совсем не Его детьми? «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12), – предостерегает Апостол.
Источник: https://azbyka.ru/days/2020-05-16
(160)