Святые Кирилл и Мефодий: факты неподдельной святости

Святость не даруется с детства, не достается легко, не приходит внезапно – всё это мы понимаем, но всё же не всегда находим в описании житий святых.

Когда знакомишься с биографическими данными того или иного святого, то нередко наталкиваешься на пресловутую «елейность» в описании. Складывается впечатление, что святой – это какой-то избранный человек, которому праведная жизнь достается гораздо с большей легкостью, чем нам. Конечно, это не так. Да, святые – это уникальные люди, но уникальными они не родились, а стали. Примечательными в этом плане являются равноап. Кирилл и Мефодий, день памяти которых Церковь празднует 24 мая. Пользуясь случаем, рассмотрим особо интересные факты их жизни.

Кирилл и Мефодий были очень близкими, но все же разными. Хотя в их наименовании традиционно первым мы называем имя Кирилла, однако старшим был Мефодий. Выразилось это не только в возрасте, но и занимаемых должностях. На иконах мы видим его в архиерейском облачении, потому как закончил он жизнь в сане архиепископа, а перед тем был и правителем одной из областей Византийской империи, и настоятелем монастыря. Кирилл же всю жизнь оставался мирянином и только перед самой смертью принял монашеский постриг. К чести младшего брата стоит сказать, что за свою интеллектуальную одаренность он носил почетное прозвище «Философ». Дабы лучше понять талант Константина (так его звали до пострига), представьте молодого человека в возрасте 22-24 лет, занимающего профессорскую должность в центральном столичном университете.

Святой Константин был еще и политиком. Конечно, политическая составляющая его деятельности не являлась значительной, но всё же в Византии, считавшей одной из задач своей внешней политики распространение христианства, дипломатия и миссия ходили, что называется, рука об руку. При каждом после, отправлявшемся на какие-либо переговоры с чужестранцами или врагами, обязательно присутствовал проповедник. Св. Константин был как раз таким миссионером – ему приходилось полемизировать с арабами и хазарами.

Благодаря св. Константину Философу в Хазарском каганате легализировали христианство. Это были первые серьезные плоды его миссии, однако нельзя не сказать, что им предшествовал некоторый внутренний перелом. В середине IX века братья удаляются от мира и ведут уединенный напряженный образ жизни. К тому времени старший был уже назначен архонтом одной из провинций, а младший являлся успешным ученым-полемистом. Именно в этот период их жизни Мефодий принимает монашество. Константин также склонялся к постригу, но по неизвестным нам причинам откладывает его. В 860 году хазарский каган Захария решает устроить дебаты, на которых христианам нужно будет отстаивать свою веру перед лучшими умами магометанского и иудейского мира. На кону стояла возможность принятия христианства хазарами. Для выполнения столь важной миссии был выбран Константин, которого император напутствовал словами: «Иди, Философ, к этим людям и беседуй о Святой Троице с Ея помощью. Никто другой не может этого достойно принять на себя». Краткие, но максимально содержательные ответы Константина приводили в восторг слушателей. Хотя хазары официально так и не приняли христианства, однако же каган разрешил креститься всем, кто того пожелает.

Кирилл и Мефодий стали родоначальниками славянской письменности. Этот факт знают все, но подробности остаются все же в стороне. Большинство людей скажет, что кириллица названа именем св. Кирилла, потому что он является ее автором, однако это не так. Буквально через два года после диспута в Хазарском каганате моравский князь Ростислав пишет византийскому императору письмо, в котором просит прислать проповедников для наставления его народа в христианской вере на славянском языке и осуществления перевода Священного Писания. Великая Моравия к тому времени не была языческой – на её территории далеко не первый год проповедовали немецкие миссионеры, но их деятельность велась на трудной для понимания народа латыни. Для выполнения поставленной задачи выбор и императора, и патриарха (свт. Фотия) снова падает на равноапостольных братьев. Работали они, конечно, не только вдвоем, но сформировали целую плеяду учеников. Детально изучив звучание славянского языка, Кирилл и Мефодий составили первый алфавит, придумав графические символы для передачи специфических славянских звуков – это была глаголица. Однако самостоятельно она просуществовала не более трети столетия. Ввиду сложности глаголицы ученики Константина и Мефодия составили кириллицу. Особую роль в этом процессе сыграл свт. Климент Охридский.

За свою миссию братьям пришлось заплатить спокойствием, здоровьем и жизнями. Естественно, что деятельность св. Кирилла и Мефодия на территории Моравского княжества не могла не войти в конфликт с местным духовенством и немецкими проповедниками, видевшими в их лице проявление славянского сепаратизма. Началось распространение еретической идеи о том, что с Богом можно разговаривать только «священными» языками: греческим, ивритом и латынью. Миссия сильно переплеталась с политикой. Из-за интриг и наклепов немецкого духовенства Кириллу и Мефодию два раза приходилось оправдываться перед римским понтификом. В итоге, не выдержав напряжения, Кирилл в возрасте 42 лет скончался. Дело продолжил Мефодий, однако прежнего успеха уже не могло быть. Политика сделала свое «черное» дело. Претерпевая клевету, изгнание, арест и заточение на протяжении нескольких лет, он в итоге присоединился к своему брату в Царстве Небесном.

Такова была цена их святости. Св. Кирилл и Мефодий навсегда останутся учителями славян и примером настоящей и искренней ревности о Христе.

Протоиерей Владимир Долгих


Источник: https://pravlife.org/ru/content/svv-kirill-i-mefodiy-fakty-nepoddelnoy-svyatosti

(39)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *