От Пасхи до Троицы: Неделя о расслабленном (подборка материалов №2)

imagesВ неделю 4-ю по Пасхе прославляется исцеление Господом при овчей купели расслабленного, 38 лет томившегося в тяжкой болезни.


rasslablenniy

В этом чуде Церковь видит обновление жизни всего человечества через Воскресение Христово. — «Надежда, которой жил расслабленный не обманула его. Что питает нашу надежду? — Ее сестра — вера в Господа. Надежда спасает от уныния и отчаяния, когда мы видим глубину своего грехопадения… Источник нашей надежды в слове Божием. У надежды есть и другая сестра — святая любовь. Для того мы и живем, чтобы любовью соединиться с Господом навеки. Мы идем к порогу смерти с надеждой, какую растят в нас вера и любовь. Все, кто в этой жизни надеялся на Господа, веровал в Него, любил Его, — в жизни вечной найдут вечное счастье и вечный покой.»

(Митр. Николай Ярушевич).

ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО ПРИ ОВЧЕЙ КУПАЛЬНЕ

Глава из Закона Божия Серафима Слободского

Из Галилеи Иисус Христос снова пришел в Иерусалим на праздник иудейский.

Вблизи храма, у овечьих ворот, через который прогоняли овец для жертвоприношения, была купальня с пятью крытыми ходами, или галереями. Купальня эта с галереями называлась Вифездою, что значит дом милосердия. В галереях, при купальне, лежало много больных, слепых, хромых, иссохших. Все они ожидали движения воды, потому что Ангел Господень сходил по временам в купальню и возмущал воду. И кто первый входил в воду после возмущения ее, тот становился здоровым (исцелялся), какою бы ни страдал болезнью.

Иисус Христос посетил этот дом милосердия. Там Он увидел одного расслабленного, который был болен тридцать восемь лет.

Иисус Христос спросил его: «хочешь ли быть здоровым?»

Больной ответил: «Да, Господи, но я не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».

Иисус Христос сказал ему: «встань, возьми постель и ходи».

Больной тотчас выздоровел, взял постель и пошел. Это было в субботу. Поэтому иудеи говорили исцеленному: «сегодня суббота, не должно тебе нести постель».

Исцеленный отвечал им: «Тот, Кто меня исцелил, велел мне взять постель и идти».

«Кто сказал тебе это?» — спросили они.

Но он не мог им ответить, потому что не знал Иисуса Христа. Христос же, исцеливши его, скрылся в народе.

Вскоре после этого Господь встретил исцеленного в храме и сказал ему: «вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже».

Тогда этот человек пошел и сказал иудеям, что его исцелил Иисус.

Старейшины (начальники) иудейские стали гнать Иисуса Христа и искали, случая убить Его за то, что Он делает такие дела в субботу. Они учили, что в субботу грешно делать даже и добрые дела.

Иисус же говорил им: «Отец Мой доныне делает (добро), и Я делаю. Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он (Бог Отец), то и Сын (Божий) творит также. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет. Кто не почитает Сына, тот не почитает и Отца, пославшего Его. Исследуйте священные писания ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне».

После этого иудеи еще больше восстали на Него и сильнее искали случая убить Его за то, что Он не только нарушил субботу, но и Отцом Своим называет Бога, делая Себя равным Богу.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Иоанна, гл. 5. 1-16.

Мудрость святых отцов. О необходимости болезней

peroКто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней.

(Преп. Макарий Египетский)

peroПоражается плоть, чтобы исцелилась душа, умерщвляется грех, чтобы жила правда.

Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа…, так вводя к себе врача, когда позволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога.

(Свт. Василий Великий)

peroКогда не могу сделать, чтобы не страдать, приобретаю страданием то, что переношу его и благодарю как в радостях, так и в скорбях, будучи уверен, что все случившееся с нами у Слова не без разумной причины, хотя нам и кажется, что нет причины. Болезни и для духовной моей части служат некоторым очищением, а в очищении всякий имеет нужду, как бы не был он крепок.

(Свт. Григорий Богослов)

peroИспорченность души есть причина болезней телесных.

Случаются болезни и для испытания нашего в добре.

Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя. Итак, будь терпелив.

(Свт. Иоанн Златоуст)

peroЕсли схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом, но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью благо. Когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа. Посему вразумление хорошо, если только вразумленный благодарит.

(Преп. Ефрем Сирин)

peroБолезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение.

(Преп. Иоанн Лествичник)

peroТело твое, изнуренное недугом, может быть спасительным врачевством для души твоей. Если ты подобен железу, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины; если же ты золото, то сей огонь придаст более блеска твоей добродетели.

(Цветник Духовный)

О богослужении в Неделю 4-ую по Пасхе, о расслабленном

sedm2На великой вечерне«Блажен муж«. Стихиры на «Господи, воззвах« на 10: воскресные — 7 и о расслабленном — 3, «Слава«, «Взыде Иисус«, «И ныне« — догматик «Како не дивимся…«. На стиховне стихиры: воскресная — 1, стихиры Пасхи с припевами их, «Слава««В притворе Соломонове…«, «И ныне««Воскресения день«.

На утрени, на «Бог Господь« — тропарь воскресный (дважды), «Слава, и ныне« — Богородичен. Седальны воскресные. По Непорочных — «Ангельский собор…«. ═ Степенна и прокимен гласа.

Евангелие воскресное 4-е — Лк., зач. 112, «Воскресение Христово…« (трижды.), и прочее обычно. Канон Пасхи с ирмосом и Бого-родичными — на 8 и Триоди — на 6. Катавасия — «Воскресения день«.

По 3-й песни кондак и икос Пасхи и седален Триоди. По 6-й песни кондак, глас 3: «Душу мою, Господи, во гресех всяческих, и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаемь: Щедрый, слава, Христе, державе Твоей« и икос Триоди. На 9-й песни «Честнейшую« не поем. «Свят Господь Бог наш« (трижды). Светилен Пасхи (единожды), «Слава« — расслабленного, «И ныне« — тот же. На «Хвалите« стихиры воскресные на 8, глас 3, «Слава« — глас 8 «Господи, разслабленнаго не купель исцели«, «И ныне««Преблагословенна еси«. По великом славословии тропарь воскресный.

На часах тропарь воскресный. Кондак Триоди «Душу мою, Господи«.

На литургии Блаженна гласа на 4 и от канона праздника, песнь 6-я, на 4. По входе тропарь воскресный, «Слава« — кондак Триоди, «И ныне« — Пасхи «Аще и во гроб…«. Прокимен, глас 1 — «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя«. Стих «Радуйтеся, праведниц, о Господе, правым подобает похвала«. Апостол: Деян., зач. 23. Евангелие: Ин., зач. 14. За «Достойно««Ангел вопияше«, «Светися«. Причастен «Тело Христово« и «Хвалите Господа с небес«.

Последование расслабленного отдается во вторник.

TextEdit (2)Из поучения в Неделю о расслабленном

Святитель Игнатий Брянчанинов

»Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5,14). Такое завещание дал Господь исцеленному Им расслабленному. Это завещание Господа имеет для нас значение величайшей важности. Оно возвещает нам, что мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям земной жизни за согрешения наши. Когда же Бог избавит нас от болезни или бедствия, а мы снова начнем проводить греховную жизнь, то снова подвергаемся бедствиям более тяжким, нежели какими были первые наказания и вразумления, посланные нам от Бога.

Грех – причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности. Скорби составляют естественное последствие, естественную принадлежность греха, подобно тому, как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов.

Три казни определены правосудием Божиим всему человечеству за согрешения всего человечества. Две из них уже совершились, одна должна совершиться. Первою казнью была вечная смерть, которой подверглось все человечество в праотцах за преслушание Богу в раю. Второю казнью был всемирный потоп за допущенное человечеством преобладание плоти над духом, за низведение человечества к жизни и достоинству бессловесных. Последнею казнью должно быть разрушение и кончина этого видимого мира за отступление от Искупителя нашего Иисуса Христа, за окончательное уклонение человека в общение с ангелами отверженными – с бесами. Нередко особенный род греха объемлет целые общества человеческие, и навлекает на них казнь Божию. Так содомляне были пожжены огнем, ниспадшим с неба, за преступное угождение плоти; так камня на камне не осталось в великолепном Иерусалиме, а жители погибли от меча римлян за отвержение Спасителя и богоубийство. Заразителен грех, трудно устоять отдельному человеку против греха, которым увлечено целое общество.

По искуплении рода человеческого Богочеловеком, уверовавшие во Христа и обновленные святым крещением, уже не рабы греха, но имеют свободу: или противиться греху, или последовать внушениям его. Добровольно покоряющиеся греху опять теряют эту свободу. Те же, которые под руководством Слова Божия ведут брань с грехом, противятся ему, одерживают в свое время полную победу над греховностью, что является и победой над вечною смертью. Одержавший ее, может уклониться от общественного греховного увлечения. Это мы видим на примере святых мучеников. Увлеченный же собственным грехом не может не увлечься общественным, т. к. не усмотрит его с ясностью, не поймет его как должно. Сущность подвига против греха – в расторжении дружбы с ним, в побеждении его в самой душе, в уме и сердце.

Святые, все без исключения, несмотря на то, что победили вечную смерть и раскрыли в себе вечную жизнь еще во время этой земной жизни, подвергались многим скорбям и искушениям. Отчего это? Хотя греховность и побеждена в праведных людях, но им еще не предоставлена неизменяемость в добре на всем протяжении земного странствования: не отнята и у них свобода в избрании добра и зла. Неизменяемость в добре – принадлежность будущего века. Земная жизнь до последнего часа – поприще подвигов произвольных. Доколе христианин, хотя бы он был сосудом Святого Духа, странствует на земле, дотоле вечная смерть может воскреснуть в нем, греховность может снова объять и тело, и душу. Но и одного собственного подвига недостаточно, нужна помощь от Бога. Помогает Бог Своею благодатию и жезлом наказания отеческого, соразмерно благодати каждого. Путь земной жизни для всех святых был путем многотрудным, тернистым, исполненным лишений.

Нет человека, который бы, безвредно для души своей, мог пребывать на высоте земного величия и благоденствия. Если б кто был равноангельным по нравственности, и тот поколеблется. В нас, в душах наших насаждена падением способность изменяться. Мы не можем не соответствовать внешним обстоятельствам. А подымает меня с земли, отторгает от нее, вводит во спасение десница Твоя, Господи, Твое всесвятое Слово, и Твой всесвятой Промысел, растворяя скорбями мое временное благополучие, и вместе утешая меня благодатным духовным утешением, вдыхающим влечение к небу в сердце мое. Без этой помощи Божией, по моей несчастной на- клонности, которой я не могу противостоять одними собственными силами, я бы привязался умом и сердцем исключительно к одному вещественному и страшно, гибельно обманул бы себя, забыв о вечности, об уготованных мне благах в ней, утратил бы их невозвратимо.

С покорностью Богу, с благодарением истинные служители Божии принимали попускаемые им промыслом Божиим скорби. И очень правильно поступит всякий грешник, если при постигших его печалях немедленно обратит мысленные взоры к грехам своим, сознается в них, обвинит себя за грехи свои, признает скорбь праведным наказанием Божиим. Есть и другая причина скорбей: это – милосердие Божие к немощному человечеству. Попуская грешникам скорби, Бог возбуждает их к тому, чтобы они опомнились, вспомнили о вечности, о своих отношениях к ней, вспомнили о Боге, о своих обязанностях к нему. Скорби служат признаком, что эти грешники не забыты, не отвержены Богом, что усматривается в них способность к покаянию, исправлению и спасению. »Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12,6). Это возвещает нам Священное Писание, вразумляя, утешая, укрепляя нас.

Претерпевающие должным образом попускаемые им от Бога искушения, приближаются к Богу, стяжевают дерзновение к Нему. В каком бы виде ни явилось наказание Божие, надо принимать его со смирением и немедленно стремиться к удовлетворению той Божественной цели, с которой посылается наказание: прибегать к врачеству покаяния, положив в душе своей завет воздержания от того греха, за который карает нас рука Господня. С верностью укажется нам этот грех совестью нашей. Прощение греха и избавление от скорби даруется нам от Бога при условии оставления греха, пагубного для нас, мерзостного пред Богом. Возвращение ко греху служит причиной величайших бедствий. 38 лет томился расслабленный в недуге за грех свой. Наказание значительное! но Господь еще больше наказывает за возвращение ко греху. Что это за наказание, более тяжкое, нежели такая длительная болезнь? Ни что иное, как вечная мука во аде, ожидающая всех некающихся и неисправимых грешников.

Аминь.

TextEdit (2)Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном

28 апреля 1991 г.

Митрополит Сурожский Антоний

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хочу обратить ваше внимание на три черты сегодняшнего евангельского чтения. Первое: как страшно слышать, что этот человек 38 лет был в крайней нужде, разбитый телесной болезнью, сломанный, и что ни один человек не нашелся, кто бы ему помог… И то, что случилось с этим человеком, в данное время случается с миллионами других людей: потому что мы холодны сердцем, потому что нам нет дела до того, что другие голодают, страдают болезнью, находятся в отчаянии душевном, ищут и не могут найти своего пути в жизни, в конечном итоге, найти Живого Бога, – потому что мы так холодны, миллионы людей остаются во тьме и холоде, в одиночестве и ужасе.

Вторая черта сегодняшнего Евангелия относится именно к этому: кто из нас может сказать, что когда он чего-то желал, о чем-то мечтал, чего-то добивался и стоял рядом с другим человеком, который был в той же нужде, но дольше, в той же нужде, но больше, – кто из нас пожертвовал собой, отступил в сторону, и сказал: ты пройди первым, ты будь первая, я подожду… В ответ на такой поступок, Господь мог бы дать человеку (каждому из нас, если бы мы только сумели так поступить) такую душевную тишину, такой свет, который сделал бы ненужным то, к чему мы так отчаянно стремимся.

И наконец, Христос говорит этому человеку: Смотри, берегись, не согрешай больше, иначе будет еще хуже, чем то, что ты пережил… Грех, конечно, выражается словами, мыслями, поступками, волеизъявлениями; но в основе, грех – это отрыв от Бога, потому что Бог является как бы ключом нашей цельности, целостности. Если мы от Него отрываемся, то мы теряем самую возможность быть целыми. И отрываемся мы каждый раз, когда мы по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель Христос. Он нам показал, что значит быть настоящим человеком – цельным, носящим в себе Божественную тишину и Божественную славу. Он нам показал путь; Он нас предупредил о том, что то, чего мы не сделали кому бы то ни было из наших ближних, мы не сделали и Ему; и наоборот, если мы что-либо сделали для ближнего нашего, мы Ему это сделали, потому что когда что-нибудь доброе сделано для любимого человека, то любимый никогда этого не забудет.

Вдумаемся в то, что мы сейчас читали, в те намеки понимания, которые я пробовал довести до вашего сознания. Вот, доведите их до сознания, доведите до сердца, до воли, и пусть это все расцветет в живые, творческие поступки. Аминь.

TextEdit (2)Неделя о расслабленном

Священник Иоанн Павлов

В Иерусалиме, во времена Христа, недалеко от Соломонова храма находился водоем, в котором омывали овец, предназначенных для принесения в жертву. Жертва Богу была священной, а потому и вода в водоеме считалась святой и чудотворной. Святость воды подтверждалась тем, что от нее бывали случаи исцелений от различных болезней. К водоему вели пять крытых галерей, где во множестве сидели и лежали люди, страдающие от самых разных недугов. Эти люди находились там, желая получить от Бога исцеление. Им всем было известно, что в купальню по временам сходил Ангел Господень и возмущал в ней воду. Вода в купальне тогда как бы закипала. И тот, кто первый после этого в нее погружался, сразу же исцелялся от любой болезни.

Однажды во время большого церковного праздника, когда в Иерусалиме было особенно многолюдно, пришел сюда Христос со Своими учениками. Проходя мимо больных, Он увидел среди них человека, который был парализован и лежал здесь тридцать восемь лет. И вот Господь спрашивает его: хочешь ли быть здоров? Да, Господи, смиренно отвечает страдалец, только вот некому мне помочь погрузиться в воду, когда сойдет Ангел. Пока же я сам стараюсь доползти, кто-нибудь другой погружается раньше меня. И тогда Христос говорит ему: встань, возьми одр твой и иди! И он мгновенно исцелился от тридцативосьмилетней неизлечимой болезни и пошел сам, без посторонней помощи. Через некоторое время, снова встретив этого человека в храме, Христос сказал ему следующие знаменательные слова: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже».

Итак, из этих слов Христа мы видим, что длительная болезнь постигла того человека за его грехи. Святые отцы говорят, что причиной всех болезней и страданий на земле является грех. Многие бывают с этим не согласны и возражают, что есть немало случаев, когда от болезней страдают люди самые добрые и не совершавшие больших грехов. Однако те, кто так говорит, плохо представляют себе, что такое грех, какие есть виды или уровни греха и каков механизм его действия на каждого отдельного человека и на все человечество в целом.

Что такое грех? В самых общих словах грех — это преступление человеком всесовершенной воли своего Создателя. Через грех человек удаляется от Бога и подпадает под власть диавола. Именно через грех диавол приобретает власть над человеком и над миром. Грех действует в роде человеческом на разных уровнях. Есть так называемый первородный грех, грех прародителя Адама. Этот грех — всеобщий, он действует на все человечество и передается как ксерокопия от родителей к детям и от предков к потомкам. Это самый основной, самый всеобъемлющий, самый глубокий уровень греха. Ему подвержены все без исключения люди, весь человеческий род. Последствия первородного греха неисчислимы. Если сказать кратко, это все то мировое зло, разгул которого мы видим на земле. Это также и тотальная поврежденность и подверженность греху человеческой природы. Это также и смерть, безраздельно царствующая в нашем мире над всеми людьми. Все это — последствия первородного греха, греха Адама.

Кроме первородного общечеловеческого греха, есть еще и личные грехи, которые каждый человек совершает в своей жизни. Известно: нет такого человека, который не согрешил, хотя бы только и один день прожил он на земле. Личных грехов у всех людей так много, как много песка на морском берегу. Через личные грехи мы многократно умножаем и без того огромные права диавола, которые он имеет над нами через грех первородный.

Есть еще и другие виды, другие уровни греха, например родовой грех. В Библии сказано, что грехи отцов падают на детей до третьего и четвертого поколения. То есть предки оставляют потомкам не только материальное наследство, но и духовное. И это духовное наследство может быть как с положительным, так и с отрицательным знаком. Люди праведной жизни оставляют потомкам Божии дары и благословения. Грешники же, напротив, отдают своих потомков под власть диавола, который, как известно, по природе есть убийца и разрушитель. И бывает, что грехи отцов становятся для детей и внуков самым настоящим родовым проклятием.

Приведем пример. Человек во времена большевистского террора совершал тяжкие грехи: сажал в тюрьму, пытал и расстреливал множество людей, в большинстве своем ни в чем не виновных. И вот нередко оказывалось, что для потомков этого человека совершенные им грехи имели самые ужасные последствия. О людях из его семьи рассказывались потом многочисленные страшные истории — о том, как первый его сын сошел с ума, второй зарубил жену, а сам повесился, дочь попала под поезд, внуки — кто спился, кто покончил с собой, а некоторые умерли от каких-то странных болезней. Все эти ужасные явления — не что иное, как последствия родового греха, который был настолько тяжелым, что несколько поколений людей подпали под разрушительную власть диавола.

Кроме родового греха, следует упомянуть еще грех всенародный, то есть совершенный одним каким-либо целым народом. Тяжесть такого греха несет на себе весь этот народ. Например, совершенный большевиками грех цареубийства лег на весь русский народ. По словам святителя Иоанна Максимовича, «убийство царя легло на совесть и душу всего народа. Виноваты все в той или иной степени: кто прямым мятежом, кто его подготовкой, кто изменой и предательством, кто оправдыванием совершившегося или использованием его в выгоду себе». Святитель неоднократно говорил, что за этот грех страдает вся Россия и весь народ. И действительно, последующие за цареубийством десятилетия русской истории — как раз три или четыре поколения — являются одним непрерывным страданием, сплошной чередой бедствий и катастроф.

Бывает еще коллективный грех, совершенный группой лиц или какой-либо целой организацией. На людей, работавших в таких организациях, как ГПУ, Союз воинствующих безбожников или гестапо, ложится тяжесть тех злодеяний, которые эти организации совершали. И за это также часто приходилось расплачиваться и им самим, и их потомкам.

Итак, причиной болезней и страданий человека в нашем мире является грех, нарушение воли Божией. Грех действует не только на личном, но и на многих других уровнях. Поэтому даже если бы у кого-то не было личных грехов (хотя они всегда есть), то все равно тяжесть первородного, или каких-то коллективных, или родовых, или общенародных грехов в той или иной мере непременно лежит на каждом из нас. Если же это греховное бремя лежит на нас, то, понятно, и все последствия греха, то есть болезни, скорби и прочее, также ложатся на нас.

Однако здесь кто-нибудь может задать вопрос: а при чем тут я? Ведь лично я не совершал ни первородного греха, ни родовых, ни общенародных грехов, почему же я страдаю за них? Почему их тяжесть ложится на меня? Происходит это по той причине, что человеческий род перед Богом — это не множество независимых индивидов, а один целый организм, все клетки которого живут одной жизнью и друг с другом тесно связаны. И потому состояние одних таких клеток, как и в любом живом организме, влияет на состояние других. Если, например, одни клетки заразились каким-нибудь опасным вирусом, то он может передаваться и на весь остальной организм или на какие-то отдельные его части.

Или еще это можно сравнить с государством, правительство которого растратило народное богатство и накопило внешние долги, и вот эти долги ложатся тяжким бременем на весь народ, то есть на людей, которые к такой растрате были совершенно не причастны. Подобным образом бывает и с родовым или общенародным грехом: его тяжесть может ложиться и на тех людей, которые непосредственно этот грех не совершали.

Всегда следует помнить, что Господь попускает скорби и болезни не для того, чтобы отомстить за грехи, а чтобы исцелить человека от греховного яда, подвигнуть его к покаянию и таким образом избавить от вечной муки в аду. В сегодняшнем Евангелии Христос говорит исцеленному: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже». Спрашивается: тяжело больной человек пролежал без движения тридцать восемь лет — чего же с ним может случиться еще худшего, чем это? Ответ простой — несравненно и бесконечно хуже этого ад, геенна огненная, — вечная и никогда не кончающаяся адская мука. Грехи отдают человека во власть ада, и потому лучше расплатиться за них в земной временной жизни, чем расплачиваться вечно в аду. Болезнями человек расплачивается за грехи, и именно по этой причине Господь их попускает. По словам святителя Иоанна Златоуста, существует три способа, как не подпасть под власть греха: первый, самый верный способ — не грешить. Второй — если согрешил, то нужно каяться. И третий — если не каешься или каешься плохо, то нужно терпеть находящие скорби и болезни.

Итак, если есть у нас грехи, то мы должны каяться, иначе могут прийти на нас скорби и болезни. «В духовной жизни, — говорит старец Паисий Святогорец, — действуют духовные законы. Если мы искренне покаемся в каком-то из наших грехов, то потом нам не надо будет расплачиваться за него болезнью».

Конечно, эти слова относятся, прежде всего, к собственным грехам человека, которые он совершил лично. Такие грехи могут быть уврачеваны покаянием. Покаяние имеет великую силу, оно способно избавить христианина от самых тяжких грехов, лишь бы он искренне каялся и имел веру. Христос распялся за нас и принял на Себя все наши грехи. Это означает, что любой человек теперь может получить прощение грехов через веру во Христа и покаяние. Но покаяние не должно быть формальным и лицемерным, оно должно быть живым и действенным. Нужно сотворить достойные плоды покаяния, — только тогда мы можем получить прощение наших грехов.

Что же касается коллективных видов греха — родового или общенародного, то здесь уже все бывает не так просто. Бремя этих грехов не удастся сбросить с себя через прямую исповедь. Ведь мы непосредственно этих грехов не совершали, а потому и каяться и исповедовать их мы не можем. Тем не менее и от них мы можем освободиться, и сделать это возможно только одним путем — через истинную христианскую жизнь по заповедям Евангелия. При этом особое внимание следует обратить на заповедь о милосердии — о помощи нуждающимся, страждущим и болящим людям. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут, говорит Господь. Если мы нуждаемся в милости от Бога, то и сами должны быть милостивыми. Милостыня очень скоро может изменить Божий суд на милость, ибо и Сам Господь, наш Небесный Отец, в гораздо большей степени милостив, чем правосуден.

Итак, зная все это, братия и сестры, постараемся избегать в своей жизни страшной и смертоносной силы греха, порабощающей нас и причиняющей не только страдания на земле, но и вечную гибель в аду. Для этого послушаемся приведенного выше наставления святителя Иоанна и, согласно ему, прежде всего приложим усилия и позаботимся о том, чтобы не грешить. Если же согрешили, то следует принести достойные плоды покаяния. Если же и покаяния нам не хватает, то будем с верой и терпением переносить те скорби и болезни, которые попускаются нам Промыслом Божиим. Самое же главное, постараемся исполнить заповедь Христа о любви и милосердии, ибо, по словам святых отцов, нет решительно ни одного греха, которого бы, подобно огню, не истребила великая сила христианской любви.

Аминь.

TextEdit (2)Лекарство от греха. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Священник Сергей Ганьковский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскресе!

Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже” (Ин.5.14). Эти слова Спасителя, обращённые к исцелённому расслабленному, определённо указывают на причинно-следственную связь между болезнью и грехом. И не то, чтобы Бог непременно наказывал нас болезнью за каждый совершённый грех, если бы так было, едва ли каждый из нас дожил бы и до тридцати лет. Нет. Бог не бухгалтер и не жандарм. Апостол из Семидесяти Иаков, прозванный евреями “Праведным” и удостоенный церковного наименования “Брат Господень”, тот самый, кто был первым епископом Иерусалимской         Церкви, ясно свидетельствует: “Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть” (Иак.1.13-15). Очевидно, что, совершая грех, человек сам, по собственной воле вступает в область смерти. Выйдя из укрытия под дождь, каждый сам себя обрекает на то, что он вымокнет до нитки, и глупо говорить, что это Бог тебя под дождь толкнул. Стой себе под зонтиком, и оставайся сухим – вот и вся недолга.

Конечно, и в этом повествовании о расслабленном, и в других местах Священного Писания, Бог предупреждает нас об опасности, а вовсе не грозит отмщением. Совершённый грех рождает смерть. А то, что вслед за каждым грехом, мы всё-таки не умираем – просто чудо Божьего милосердия, Божьей любви к нам, таким грешным, таким расслабленным.

Поэтому для исцеления от наших многочисленных недугов вовсе не обязательно ехать в далёкий Иерусалим и искать там давно обратившуюся в развалины купальню у Овечьих ворот. Для того чтобы с нами не случилось “чего хуже” нужно идти в храм Божий, и не край света, не в соседний район, а в тот, который ближе к дому. Идти туда нужно за очень простой вещью – за лекарством от греха. Это лекарство преподаётся любому желающему в неограниченном количестве, и при этом качество лечения вовсе не зависит от стен, в которых оно совершается и абсолютно не связано с личными достоинствами или недостатками того, кому Бог судил быть при этом лечении свидетелями, то есть от священников.

Лекарство от греха – это величайшее Таинство Церкви. Вы понимаете, что я говорю о Покаянии и, в узком смысле, о важнейшей его части, об исповеди. Покаяние – целожизненный процесс и не сводится только к исповеди. Потому что Покаяние – это и ежедневная борьба с самим собой, со своей ленью, со своим унынием. Покаяние – это и размышление о Боге, о мире, и о себе, о своём месте в мире, о своих жизненных задачах. Покаяние – это, конечно, и трудная наука жить рядом с людьми, ладить с ними и пытаться их любить. Всё это – Покаяние. Но мы с вами сейчас говорим о важнейшей его части, об исповеди.

Многие из нас думают, что исповедь – это время, когда можно пожаловаться на жизнь, когда можно обсудить житейские проблемы, когда можно и нужно послушать мудрого и многоопытного духовника, набраться от него уму-разуму. Некоторым кажется, что исповедь – это такое время в жизни, когда необходимо скрупулёзно перечислить все свои проступки, недостатки и неблаговидные помыслы, и, не дай Бог при этом что-нибудь упустить. И вот берёт такой человек книгу известного православного пастыря, монаха-аскета, которую почтенный батюшка написал, исходя из опыта своей долгой жизни, берёт начинающий христианин такую книгу и старательно переписывает её в свой исповедный “кондуит”, наивно полагая, что духовный опыт старца-монаха и его собственный духовный опыт – тождественны, да ещё и говорит духовнику: “Да это прямо про меня написано!”. Не обольщайся, дружок! Не про тебя. Это опыт его, старца, целожизненной борьбы. Это ему, молчальнику, грешно петь мирские песни. Это он, стяжавший дар непрестанной молитвы, может каяться на исповеди в посторонних помыслах и многозаботливости. Нам же, начинающим, рано лёгкую пыль с души щёточкой смахивать. Нам надобно глыбы греховные из души выкорчевать и исторгнуть. Тут, извините, не до шлифовки, тут не до тонкостей.

Нет, дорогие мои, исповедь – не беседа о “духовном”, не богословская дискуссия. Исповедь – это Страшный Суд, который для тебя, грешник, настал вот сейчас. И именно сейчас — твой последний шанс, твоя последняя возможность начать жизнь с чистого листа. Перед тобою, грешник, Распятие и Евангелие. Перед тобою – Христос. И ты приходишь к Нему не затем, чтобы поболтать о том, о сём. Ты, поскольку тебе дан последний шанс, приходишь, чтобы попросить, закричать, потребовать: “Поверь мне, Господи, ещё раз. Последний раз! Я никогда, слышишь, никогда больше не повторю этого греха! Мне не удастся одолеть все мои недостатки. У меня не получится побороть все свои слабости, я не справлюсь со всеми грехами, но вот этот грех я сегодня, сейчас из души вырываю, эту единственную, самую главную на этот момент свою слабость я от себя отделяю окончательно и бесповоротно. Так я больше не согрешу! И именно в утверждение этой великой клятвы в ознаменование своей решимости оставить пусть малый, пусть один, но – грех , я целую Твоё Распятие и Твоё Слово”. Вот это и есть лекарство от греха.

Я к тому это вам говорю, что всё чаще и чаще на исповедь приходят люди, которые живут с самими собой в мире и гармонии. Да, я – грешник, думает такой человек, — и грешен и тем, и сем, и пятым, и десятым… Что ж тут сделаешь! Действительно, когда у человека сотни грехов, тысячи мелких страстишек, ему эту рать бесовскую во век не одолеть. Да и никто не сможет, будь он хоть семи пядей во лбу, заглотать разом целый арбуз. Арбуз режут на куски и кусками, постепенно съедают. Так и с грехом. Борись сначала с одним, а когда достигнешь успеха, принимайся за другой. Перед тем как взяться за грех многоглаголания, попробуй сначала победить сквернословие. Строго говоря, исповедь нормального христианина должна быть предельно короткой, потому что каждому из нас ведом его, на сегодняшний день, самый страшный грех. Тот, перед которым все остальные бледнеют. Вот на него и брось все силы души своей, вот о нём и плачь на исповеди. Вот от него и зарекайся самой страшной клятвой. И тогда, может быть, через много лет – ты победишь! Победишь затем, чтобы Господь тут же открыл тебе следующий твой грех.

А приходить на исповедь как на инвентаризацию души – бесстыдно, да и нерационально, потому что этак никогда толку не добьёшься.

Аминь.

«Встань и иди

По­ста­ра­ем­ся ещё раз уяс­нить ло­ги­ку че­ре­до­ва­ния «недель» (вос­кре­се­ний) Пас­халь­но­го цик­ла. Мы пом­ним, что две сле­ду­ю­щие за Пас­хой неде­ли по­свя­ще­ны со­бы­ти­ям, непо­сред­ствен­но свя­зан­ным с этим ве­ли­чай­шим празд­ни­ком. Со­мне­нию неве­ру­ю­ще­го (то есть невер­но­го) апо­сто­ла Фо­мы про­ти­во­по­став­ле­ны вер­ность и лю­бовь про­стых жен­щин-ми­ро­но­сиц и двух тай­ных уче­ни­ков Иису­са Хри­ста. В этом – глу­бо­кий смысл и на­зи­да­ние.

Сле­ду­ю­щие же три неде­ли (пред­ше­ству­ю­щие празд­ни­ку Воз­не­се­ния Гос­под­ня) слов­но бы воз­вра­ща­ют нас в про­шлое, на­по­ми­ная о трёх со­бы­ти­ях, от­но­ся­щих­ся ещё ко вре­ме­ни об­ще­ствен­но­го слу­же­ния Иису­са Хри­ста, про­те­кав­ше­го меж­ду 27 и 30 го­да­ми I ве­ка. В этих спа­си­тель­ных де­я­ни­ях Он от­крыл Своё Бо­же­ствен­ное до­сто­ин­ство и си­лу. Те­перь, в све­те Вос­кре­се­ния, они вполне уяс­ни­мы как под­го­то­ви­тель­ные к нему сту­пе­ни, – но то­гда, при жиз­ни Спа­си­те­ля, вос­при­ни­ма­лись по-раз­но­му и не смог­ли вра­зу­мить да­же бли­жай­ших уче­ни­ков, ма­ло­душ­но оста­вив­ших сво­е­го Учи­те­ля.

Чет­вер­тую неде­лю по Па­схе Пра­во­слав­ная Цер­ковь по­свя­ща­ет вос­по­ми­на­нию ис­це­ле­ния Иису­сом Хри­стом од­но­го па­ра­ли­зо­ван­но­го че­ло­ве­ка во вре­мя ев­рей­ско­го празд­ни­ка Пя­ти­де­сят­ни­цы. Ис­це­лив без­на­деж­но боль­но­го че­ло­ве­ка так без­услов­но «про­сто» – при­ка­зав ему встать и хо­дить! – Иисус Хри­стос вновь от­крыл Своё Цар­ское до­сто­ин­ство, по­ка­зав, что Он – во­ис­ти­ну Вла­ды­ка жиз­ни.

Этот важ­ный эпи­зод свя­щен­ной ис­то­рии на­по­ми­на­ет нам так­же о тес­ной свя­зи меж­ду гре­хом и неду­гом, о том, что бо­лезнь те­лес­ная яв­ля­ет­ся ча­сто след­стви­ем ду­хов­ной рас­слаб­лен­но­сти и неве­рия, и о том, что ис­тин­ное ис­це­ле­ние да­ру­ет­ся че­ло­ве­ку Свы­ше. По­че­му в дан­ном слу­чае Хри­стос из мно­же­ства боль­ных вы­брал имен­но это­го че­ло­ве­ка, ока­зав­ше­го­ся яв­но недо­стой­ным та­ко­го да­ра, – мы не зна­ем. (Ведь имен­но всё умно­жа­ю­щи­е­ся об­ви­не­ния в на­ру­ше­нии Мо­и­се­е­ва За­ко­на и, на­ко­нец, в бо­го­хуль­стве, в том, что Иисус «де­ла­ет Се­бя рав­ным Бо­гу», и по­слу­жи­ли в ко­неч­ном ито­ге при­чи­ной вы­не­се­ния Ему смерт­но­го при­го­во­ра.) Воз­мож­но, Он хо­тел дать это­му че­ло­ве­ку шанс осо­знать смысл по­ра­зив­шей его ко­гда-то бо­лез­ни и на­чать но­вую жизнь? «Бо­же­ствен­ная ло­ги­ка» нам, лю­дям, ни­ко­гда не станет до кон­ца оче­вид­ной и «непро­ти­во­ре­чи­вой».

В сре­ду чет­вёр­той сед­ми­цы по Па­схе празд­ну­ет­ся Пре­по­ло­ве­ние Пя­ти­де­сят­ни­цы, – т. е. день, на­хо­дя­щий­ся в цен­тре пя­ти­де­ся­ти­днев­но­го ка­лен­дар­но­го пе­ри­о­да и как бы зри­мо со­еди­ня­ю­щий со­бой два ве­ли­чай­ших празд­ни­ка по­движ­но­го цик­ла – Пас­ху и Пя­ти­де­сят­ни­цу (День Свя­той Тро­и­цы). Те­мой Пре­по­ло­ве­ния яв­ля­ет­ся про­по­ведь Иису­са Хри­ста в Иеру­са­ли­ме на осен­нем празд­ни­ке Ку­щей (Ша­тров, Па­ла­ток) – тре­тьем ве­ли­чай­шем празд­ни­ке Вет­хо­за­вет­ной Церк­ви.

«В по­след­ний, са­мый ве­ли­кий день празд­ни­ка Иисус встал и гром­ким го­ло­сом вос­клик­нул: „Тот, кто жаж­дет, пусть при­хо­дит ко Мне! И кто ве­рит в Ме­ня, пусть пьет! Ибо так го­во­рит Пи­са­ние: „Из серд­ца его по­те­кут ре­ки во­ды жи­вой“. – Иисус ска­зал так о Ду­хе, Ко­то­ро­го по­лу­чат те, кто по­ве­рит в Него», – по­яс­ня­ет еван­ге­лист Иоанн (Ин.7:37-39).

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Проповедь дня


Источники:

http://www.zavet.ru/

https://azbyka.ru/

(498)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *