Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году
После кончины первого христианского благоверного императора Константина Великого императорский престол занял его сын Констанций, который уклонился в ересь Ария, отрицавшего единосущие Сына Божия с Отцом. В утверждение святого Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение. В дни Святой Пятидесятницы, 7 мая 351 года, в третьем часу утра на небе явилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, превосходившим свет солнца. Свидетелем был весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Явление знамения Креста началось над святой Голгофской горой, на которой был распят Господь (Мф. 27, 32 — 33; Ин. 19, 17, 41; Евр. 13, 12), и достигало горы Елеонской (Ин. 8, 1; 18, 2), отстоящей от Голгофы на расстоянии 15 стадий. Знамение переливалось всеми цветами радуги и привлекло к себе взоры всех людей. Многие люди, оставив свои дела, выходили из домов и со страхом созерцали чудное явление. Потом многочисленные толпы жителей Иерусалима с трепетом и радостью поспешили ко святому храму Воскресения.
О совершившемся чудесном явлении знамения Креста Святейший Патриарх Иерусалимский Кирилл (350 — 387) известил посланием императора Констанция, увещевал его обратиться к православной вере. Историк Древней Церкви Созомен свидетельствует, что через это явление Святого Креста многие иудеи и еллины пришли к истинной вере, покаявшись Христу Богу, и приняли Святое Крещение.
Протоиерей Григорий Дьяченко
Воспоминание знамения Креста Господня в Иерусалиме при царе Константине
(Размышляя о Кресте Господнем, мы должны не только благодарить Господа за соделанное Им наше спасение, но и молить Его о прощении соделываемых нами грехов)
I.
Ныне совершается воспоминание знамения креста Господня в Иерусалиме, бывшаго на небе в 351 году. Было оно во дни св. Пятидесятницы,т.е.. между Пасхою и Пятидесятницею, 7-го мая, около 3-го часа дня. Крест был из света и протяжен над Голгофою, горою распятия Христова, до горы Елеонской, откуда вознесся Господь, – около двух верст. Крест был виден всем народонаселением города, и виден довольно продолжиное время дня, и свет его был сильнее света солнечных лучей. Народ толпами спешил в храмы, и все трепетали и молились Господу. Это небесное явление обратило ко Христу многих из иудеев и язычников. Оно предвозвещало тот великий крест, который предстоял на целыя двадцать лет после Константина Великаго церкви от императоров Констанция арианина и Иулиана отступника.
II.
При размышлении о чудесном явлении на небе креста Господня надлежит нам, братия, не только благодарить Господа за соделанное Им спасение наше, но и молить Его о прощении соделываемых нами грехов.
а) Сын Божий, Владыка неба и земли, Творец вселенныя, Существо во всех отношениях бесконечно великое и совершеннейшее, сошел с небес на землю, принял на Себя бренную плоть человеческую, подвергся в ней разным нуждам и огорчениям, а наконец умер за нас поноснейшею смертию – распят на кресте, как беззаконник! И все это Он сделал не потому, чтобы имел нужду в нас (как преблаженный, Он ни в чем не нуждается), и не потому, чтобы мы – люди достойны были Его любви и такой жертвы, которую Он принес ради нашего спасения; – но единственно по безпредельной Своей благости и неизреченной любви к роду человеческому. «Так возлюбил Бог мир», говорит евангелист, «что отдал на смерть Сына Своего Единороднаго, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).
А мы, любим ли Его, Бога и Спасителя нашего, как должно, всем сердцем и всею душею? Не может ли и к нам относиться то, что Господь сказал некогда об иудеях: «приближаются ко мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их, далеко отстоит от Меня» (Исаии 29, 13)? Кто искренно любит кого-нибудь, тот старается исполнять желания любимаго предмета, опасается оскорблять его и всегда помнит, или, по крайней мере, часто воспоминает о нем; а мы исполняем ли заповеди Божии? не прогневляем ли Господа делами? и помним ли Его, по крайней мере – часто ли воспоминаем о Нем? За любовь Его к нам мы платим холодностию к Нему; за величайшее благодеяние, оказанное нам в искуплении от вечной смерти, воздаем Ему неблагодарностию и оскорблением Его святости своими грехами. Не должен ли Он за это гневаться на нас? Не должны ли мы просить у Него прощения? Пусть же каждый усердно взывает к нему: «Господи, помилуй!»
б) Христос умер за грехи наши, пострадал для очищения их кровию Своею (1 Кор. 15:3. Римл. 3:25); а очищая их, Он желал, чтобы мы более не делали их. И подлинно, истинно верующий в Него не грешит произвольно; но «хранит себя» от греха (1 Иоан. 5:18), ибо грешить – это значило бы «вновь распинать» Сына Божия и осуждать себя на вечное мучение (Евр. 6:4, 6, 8)
А мы, братия, храним ли себя от грехов, остерегаемся ли их? Многие из нас, по выражению пророка: «пьют беззаконие, яко воду»,т.е.. предаются греху без страха и ненасытно, да и все мы не боимся грехов и не удаляемся их так, как бы следовало. Иные грехи мы даже не считаем грехами по их маловажности, между тем как всякий грех весьма тяжек, потому что есть преступление закона Божия (1 Иоан. 3:4); а другие грехи извиняем слабостию природы нашей, тогда как мы «созданы во Христе Иисусе на добрыя дела» (Еф. 2:10), а не на грехи, и при содействии благодати Божией можем противиться всякому влечению ко греху (2 Кор. 12:7). Есть между нами и такие, которые грешат не по слабости природы, а произвольно и с намерением, сами ищут случаев ко греху, и не только сами грешат, но еще соблазняют и развращают других. Скажите, не тяжко ли мы согрешаем все пред Богом? Не имеем ли поэтому великой нужды в Его милосердии? Пусть же каждый взывает к Нему из глубины души своей: «Господи, помилуй!»
в) Иисус Христос умер за грехи наши с тою великою целию, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды и наследовали вечную жизнь в царстве небесном (1 Петр. 2:24. Евр. 9:15).
А мы, братия, печемся ли исполнить волю Его, ревнуем ли о добродетели, заботимся ли стяжать вечное блаженство? Проследите свою жизнь от юности до настоящаго дня, разсмотрите хотя один день ея и скажите: что вы сделали для стяжания блаженства во царствии небесном? Какую порочную страсть в себе истребили? Какую добродетель усилили? Сколько добра сделали для ближних? Чем пожертвовали Господу? Увы, едва ли не все мы только ели, пили и веселились; а если и трудились: то более для чрева, нежели для Бога и спасения души своей, более для земли, нежели для неба и вечнаго в нем блаженства, о котором многие, может быть, и не думают! Видите, какие мы грешники и как нужно нам молить Господа, да простит Он нас за нерадение наше о благоугождении Ему и вечном спасении нашем! Пусть же каждый с искренним покаянием взывает к Нему: «Господи, помилуй!»
III.
А ты, преблагий Господи, вонми гласу моления нашего и буди милостив к нам грешным! Ты некогда молил Отца небеснаго простить величайших беззаконников, Тебя распинавших: прости же и нас за великия наши прегрешения! «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!.». Аминь.
(Сост. по кн. «Избранн. слов. и бесед.», Платона, митр. киевскаго, Киев, 1892 г.).
(302)