История Иова Многострадального — это самая страшная и, наверное, самая удивительная история, изложенная в Ветхом Завете. Образ Иова завораживал не только верующих, но и людей, далеких от религии. Христиане видят в жизни этого человека пример величайшей веры и смирения, философы нехристианской традиции — бунтаря и богоборца. Понять подлинный религиозный смысл страданий Иова нам помогают святоотеческие толкования. Память праведного Иова Многострадального Православная Церковь отмечает 19 мая.
День памяти: 6 мая
Праведник из земли Уц
Книга Иова — одна из самых загадочных книг Ветхого Завета не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения истории создания. Когда этот текст был написан? Кто его автор? Когда и где жил праведный Иов? К какому народу он принадлежал? Всё это доподлинно не известно. Древние церковные писатели полагают, что создателем книги Иова могли быть пророк Моисей либо царь Соломон. Но существует мнение, что Книга Иова старше Пятикнижия Моисеева и автор ее неизвестен. Что касается времени и места жизни Иова, большинство толкователей считают, что он жил в эпоху ветхозаветных патриархов. Святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит Кирский и блаженный Августин Иппонийский полагали, что Иов жил в стране Авситидийской, находящейся в пределах Идумеи и Аравии, и являлся прямым потомком Исава, а значит, принадлежал к языческому народу, хотя и имел в своем роду самого Авраама. Другая точка зрения, которой придерживался, например, блаженный Иероним Стридомский, гласит, что Иов был сыном Нахора — брата Авраама.
Иов происходил из языческого народа, но при этом верил в единого истинного Бога и был праведен и непорочен, чужд всякого зла. В такой же чистоте и праведности он воспитал своих многочисленных детей. Прибавьте к этому богатство, которым он обладал, и мы увидим воплощенную мечту каждого человека — настоящий рай на земле.
Трагедия начинается на Небесах
Путь страданий Иова начинается с очень странного диалога Бога и сатаны.
И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее (Иов 1, 7).
Надо понимать, что падший дух не просто «ходил» по земле, но ходил с определенной целью — губить людей, вводить их в искушение и соблазн.
И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов 1, 8).
Сатана, естественно, не может всего этого понять. Он видит в Иове обыкновенного язычника — человека, чтущего богов как подателей земного благополучия, потому что это выгодно с житейской точки зрения. Легко любить Бога, который осыпает тебя благодеяниями. Но если отнять у Иова его сокровища, благословит ли он Бога?
Священное Писание свидетельствует о том, что «сила» и «власть» сатаны ничтожны по сравнению со всемогуществом Создателя. До того как Бог указал падшему духу на Иова, сатана не мог к нему приблизиться. И вот теперь диавол получает возможность обрушить на праведника всевозможные несчастья, потому что Господь попускает это.
Зачем Бог это сделал? Позднее Он Сам ответит на этот вопрос Иову.
Время страданий
Для Иова начинается полоса страданий — сатана ведет его от малых потерь к все большим. Праведник сначала лишается имущества, а потом получает известие о смерти всех своих детей. Причем коварный дух пытается внушить Иову, что источником его несчастий является сам Бог: стада благочестивого семейства уничтожает огонь, сошедший с Небес. Преподобный Исихий Иерусалимский считает, что пожигающим пламенем был сам сатана, принявший внешний облик природной стихии.
Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! (Иов 1, 20–21).
Но небесный спор продолжается. Сатана как бы намекает Богу: Иов пережил испытания не потому, что праведен, а потому, что эгоистичен. Не так уж сильно, мол, он любил своих детей. Но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его,– благословит ли он Тебя? — предлагает лукавый (Иов 2, 5).
«Позорная» болезнь
И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его (Иов 2, 7).
Проказа — страшная болезнь, весьма распространенная в ветхозаветную эпоху на Ближнем Востоке. Лечить ее тогда не умели, да и сейчас она поддается излечению с большим трудом. В древние времена этот недуг считался признаком духовной нечистоты человека — карой, которую Господь насылает на грешников. Человек, больной проказой, должен был покинуть пределы города, чтобы не заражать других, и жить в специально отведенных для этого местах.
Вот и Иов покинул свой дом и оказался «на гноище». Начался новый виток его испытаний. Не только боль и стыд из-за «позорной» болезни терзали праведника, но и слова самых близких для него людей.
И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри (Иов 2, 9).
Святые отцы отмечают, что эта женщина — невольно, конечно, будучи пораженной страшным горем матери — действует как Ева, некогда соблазнившая Адама, становится инструментом сатанинской провокации. Однако Иов, в отличие от Адама, остался верен Богу. Он ответил несчастной женщине:
неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов 2, 10).
С такими друзьями врагов не надо
Друзья Иова — Елифаз, Вилдад и Софар — сначала утешители, потом совопросники, а потом обвинители праведника. Именно их слова переполнили чашу терпения страдальца.
Вначале эти люди пытаются проявить и любовь, и милосердие. Они не побоялись прийти к месту пребывания больного собрата, они разделили с ним скорбь, утешили его своим приходом. Семь дней и семь ночей они просто сидели рядом со страдальцем, не говоря ни слова.
Однако, в отличие от Иова, который был непорочен и праведен, его друзья были обыкновенными людьми, и их представление о Боге было весьма умозрительным. Не имея духовного стержня, они всё же не могли не задаваться вопросом: почему Бог покарал праведника? Отвечая на этот вопрос по своему ограниченному разумению, они впадают в двойной тяжкий грех: клевещут и на Бога, и на Иова.
Спор Иова и его друзей — важнейшая богословская часть книги, в ее монологах отражены ключевые догматические темы, касающиеся учения о Боге. Святые отцы — толкователи книги Иова — говорят о том, что отнюдь не всё в словах горе-богословов является ложью. В частности, для них очевидно, что Бог не может ошибаться, и потому происходящее не может быть случайностью.
Ложным является их отношение к Богу, в основе которого лежит чисто языческий страх перед могущественным существом, которое может покарать неугодного. Конечно, они не видят в жизни своего друга не только никакого злодеяния, но даже более или менее укоризненного проступка. Но если признать правоту Иова, тогда что же получится? Надо признать неправоту… нет, даже подумать об этом страшно… И друзья уговаривают Иова признать свою вину, покаяться в ней перед Богом, и тогда Он, может быть, его простит.
Пытаясь «защитить» Бога, Который, конечно, ни в какой защите не нуждается, друзья Иова в конце концов возводят на него настоящую клевету:
Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою? <…> Не превыше ли небес Бог? посмотри вверх на звезды, как они высоко! (Иов 22, 3–4, 12).
И ты говоришь: что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак? Облака — завеса Его, так что Он не видит, а ходит [только] по небесному кругу (Иов 22, 13-14).
Мы видим здесь, что все показное благочестие друзей праведника основано на страхе перед жестоким божеством, которому нет никакого дела до праведности человеческой, его интересует только «выгода». И самое страшное: оно слепо и бесконечно далеко от земных дел.
Дерзновенная любовь
Ответные слова Иова «дерзновенны и страшны», но продиктованы они не страхом, а любовью. Он не может солгать перед лицом Господа, притворно признать себя грешником даже ради собственного спасения. Он хочет понять замысел Бога: его тоска — это тоска человека, который чувствует, что Господь его оставил.
Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда. Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму. Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей. Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою. Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими (Иов 19, 7–11).
Но упование Иова пронизано поистине христианском духом, задолго до воплощения Мессии этот человек чувствует, что его боль и скорбь — это образ скорбного состояния человека на земле после грехопадения, и более того, он верит, что Бог может исцелить эти раны.
А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! (Иов 19, 25–27).
Предел желаний Иова — не возвращение здоровья, не оправдание в глазах общества, не «победа» над Богом, как думают его недалекие друзья, а личная встреча с Ним.
О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне. Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня (Иов 23, 3–6).
И Бог ответил вопрошающему.
Ответ из бури
Господь начинает говорить с Иовом совсем не о том, о чем можно было бы ожидать. Он не судит и не оправдывает его, не взвешивает на весах Божественной справедливости его поступки. Он спрашивает страдальца, как может показаться, о вещах, не имеющих отношения к сути разговора:
Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? <…> где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 40, 2–3, 38, 4–7).
В форме вопрошаний Бог показывает Иову невероятную красоту творения и непостижимую для человека мощь Творца.
Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие (Иов 40, 4–5).
Нет, ничего этого Иов не может, потому и умолкает в прахе и пепле и раскаивается в том, что возвысил голос свой.
Какое отношение величие и красота мира имеют к страданиям праведника? Иов в сердце своем видит эту связь, но что же делать обыкновенному читателю Священного Писания? На помощь нам опять приходят святоотеческие толкования.
Божественный шедевр
Сложность толкования Книги Иова заключается в том, что ответ Бога содержится далеко не во всех ее переводах. В Септуагинте (переводе Ветхого Завета на греческий язык), а также в церковнославянском тексте Господь дает простой и ясный ответ на главный вопрос книги: почему и для чего страдал Иов? «Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобой с [какой-либо] иной целью, нежели чтобы ты был явлен праведным?»
Бог отнюдь не стремился наказать Иова за какие-либо грехи. Господь хотел, чтобы через страдания Иов достиг духовного совершенства, чтобы он получил возможность не только знать о Боге, но и встретиться с Ним лицом к лицу, чтобы вся вселенная узнала о духовной красоте самого совершенного творения Божия — человека. Прекрасен мир, созданный Творцом, и вершиной этого творения, его центром является в лице Иова человек, созданный по образу и подобию Божию.
Иов — божественный шедевр, ставший способным к богопознанию, способным пророчествовать о Христе, безвинно претерпевшем крестную муку. Он и сам явился живым пророчеством Спасительной Жертвы Господа. По словам святителя Григория Великого, Иов пророчествовал о Христе «не только устами, но и [собственными] страданиями».
Справедливый финал
Бог вернул Иову его прежнее достоинство: здоровье, богатство, дал ему и его жене еще сыновей и дочерей и долгие годы жизни. Но Бог не только наградил праведника, но и простил грешников — его недалеких друзей, за которых праведник Иов принес очистительную жертву.
Имущество Иова в качестве Божией награды удваивается, но число вновь родившихся у него детей оказывается точно таким же, как и количество тех его сыновей и дочерей, что погибли. Почему так? На этот вопрос отвечает святитель Иоанн Златоуст:
«Так как скот и имущество, потерянные им, погибли для него окончательно, а человек, умирая, сохраняется для жизни и восстает в воскресении, то [Бог] и не дает ему детей вдвое, чтобы не лишить его надежды относительно отшедших, но чтобы показать ему, что и они, хотя и похищены смертью, живы».
Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/mnogostradalnyjj-iov-_-gerojj-bozhestvennojj-tragedii
(75)