Вспоминать и радоваться

Радоница — не просто церковный праздник. Не случайно он, в отличие от большинства православных праздников, является во многих регионах нашей страны выходным днем — в этот день мы исполняем не только христианский, но и общечеловеческий долг, вспоминая с благодарностью о тех, кто жил когда­то на этой земле и нам дорог. Десятилетия богоборчества сделали свое дело: не все наши сродники ушли в иную жизнь по­христиански и с надеждой на Бога, не все из нас знают, как по­христиански их поминать и что дает нам и самим умершим поминовение. Но о каждом — совершенно о любом — ушедшем человеке в этот день можно тем или иным образом помолиться или сотворить милостыню. И — порадоваться, как бы ни была велика наша скорбь.

Мы попросили священников саратовских храмов ответить на часто задаваемые вопросы о поминовении усопших.


Правда ли, что на Радоницу, если усердно помолиться об умершем, можно получить утешение в своей печали о нем?

Отвечает священник Антоний Давиденко, настоятель храма святителя Иоанна Златоуста г. Саратова:

— Заботиться о том, чтобы наша молитва была внимательной и усердной, мы должны всякий раз, когда молимся. Если мы будем беседовать с человеком и при этом постоянно отвлекаться, то оскорбим его таким небрежным отношением — тем паче необходимо внимание в молитве, которая есть наш диалог с Богом и Его святыми.

Что касается поминовения усопших, следует отметить, что главная цель такой молитвы — не наше утешение или успокоение, а дальнейшая участь умершего. Молитва об усопшем — это проявление, с одной стороны, любви и заботы по отношению к нему, а с другой — нашей надежды на жизнь будущего века.

По слову апостола Павла, если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). Воскресение Христово есть залог нашего будущего воскресения для жизни вечной. Если мы живем только сегодняшним днем, то мы очень несчастные люди. Но в перспективе воскресения мы обретаем подлинную радость, так как именно воскресение есть преодоление главной проблемы жизни любого человека — смерти.

Именно поэтому Церковь установила совершать по окончании Светлой седмицы особое поминовение усопших. Само слово «Радоница», которым обозначен этот день в церковном календаре, указывает на характер молитвы об усопшем: она должна быть пропитана радостью о воскресшем Спасителе и вместе с тем радостью о нашем будущем всеобщем воскресении в надежде вечных благ. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст.

Конечно, скорбь человека об умершем естественна, так как смерть иноприродна человеку, не свойственна ему — она является следствием грехопадения. Но именно в перспективе смерти человек понимает и обретает ценность жизни. Вера же христианская дает возможность человеку преодолеть естественную скорбь о разлуке с усопшим близким и обрести нетленную духовную радость.

Что чувствуют души усопших при поминовении?

Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска:

— Молитвы о упокоении радостны для всех душ — и праведных, и грешных. Особенно нуждаются в них грешники. Души усопших святых, по слову Евангелия, не приходят на суд. Для других же он неизбежен, однако этот частный суд не является окончательным определением участи человека в вечности. Поэтому молитвы живых за умершего и приносимая за него милостыня могут свидетельствовать перед Господом о том, что наказанный грешник не был безвозвратно погибшим человеком. И его последняя судьба на Страшном суде может измениться к лучшему.

Не для каждого грешника такая молитва будет спасительна. Считается, что получить облегчение и даже полное помилование могут лишь те, кто перешли в загробную жизнь с задатками добра и в общении с Церковью. Именно такие усопшие особенно радуются нашим молитвам. И именно о таковых, как утверждает Афанасий Александрийский в «Толковании на Евангелие от Луки», побуждает молиться ближних Сам Господь.

О том, что существуют грешники, которым молитва о них не поможет избежать «второй смерти», знает апостол и евангелист Иоанн Богослов: Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился (1 Ин. 5, 16). Большинство святых отцов считают молитвы за таких грешников бесполезными и даже греховными. Однако встречается и более оптимистический взгляд на вещи. Например, святитель Иоанн Златоуст допускает, что не заслуживающие помилования грешники всё же могут получить некоторое облегчение по частым о них молитвам, а более всего — по творимой в память о них милостыне.

Всё это означает, что долг христианской любви — молиться о упокоении всех знаемых. Молитва наша — милостыня усопшим.

Как молиться о упокоении людей, при жизни отрицавших Бога?

Отвечает священник Павел Гостюжов, настоятель храма святого пророка Илии г. Саратова:

— Каждый человек имеет свободную волю и сам решает, хочет он быть со Христом или нет. Этот выбор, сделанный при жизни, распространяется и на жизнь вечную. И Бог, и Церковь относятся к этому решению с уважением, каким бы оно ни было: если человек отказался от веры в Бога, над ним не совершается обряд отпевания, даже если он был крещен. Но любящим людям молиться за своих усопших Церковь не препятствует. В богослужении можно найти молитвы, в которых присутствует поминовение некрещеных: в частности, на мирной ектении мы молимся «о мире всего мира», «о властех и воинстве». Известно, что святитель Григорий Двоеслов молился даже о языческом императоре Траяне — и получил извещение, что молитва его не бесплодна.

При этом церковная молитва за людей, отрицавших Бога, невозможна, по причине того, что они не являются частью Тела Христова, т. е. Церкви. Таким образом, следуя примеру святых отцов, мы можем молиться о таких людях в домашней молитве по благословению духовника и подавать милостыню о упокоении их душ.

Почему о некрещеных, даже если они верили в Бога, нельзя подавать записки на Литургию?

Отвечает священник Сергий Кузин, настоятель храма святой великомученицы Екатерины г. Саратова:

— Прежде всего, стоит немного разобраться, что такое записка, подаваемая на Божественной литургии. За каждое написанное имя священник вынимает частицу из просфоры, которая символизирует православного крещеного человека. Позже каждая из частиц со словами «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих» погружается в потир (чашу) с Телом и Кровию Хрис­товой. В Таинстве Крещения, по учению Церкви, изглаживается в человеке первородный грех, унаследованный от прародителей, и человек становится членом Христовой Церкви. Человек же некрещеный находится за ее пределами и, соответственно, не может быть поминаем на Литургии. Если же речь идет о еще не крещеном младенце, в записках обычно пишут имя матери и добавляют «со чадом».

Можно ли на Радоницу посещать могилы самоубийц?

Отвечает священник Владимир Жилкин, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» г. Саратова:

— Церковь не молится за самоубийц, их имена не пишут в записках о упокоении, их не поминают на панихидах. Но никто не может запретить лично каждому из нас изливать свою душу в молитве пред Господом. Поэтому на Радоницу посещать могилы самоубийц, ухаживать за надгробиями, молиться там своими словами можно. Но это должно быть без ропота, с доверием Богу, на милосердие Которого все мы уповаем.

Нужно ли приносить на кладбище еду и устраивать трапезу у могилы?

Отвечает священник Александр Степовик, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова:

— В настоящее время для большинства людей трапеза — привычный атрибут посещения кладбища. И в этом есть элемент старинной хрис­тианской традиции. Но нужно понимать, что раньше эта традиция была совершенно иной: люди несли еду в места упокоения не для того, чтобы вкушать там пищу самим, а для того, чтобы раздать милостыню нищим за усопших родственников.

В советские годы традиция раздачи милостыни была искоренена, а привычка приходить на кладбище со снедями — осталась. А что делать с принесенными продуктами? Так появился обычай устраивать на кладбище трапезу. А что хуже, на могилах родственников стали еще и распивать спиртные напитки, что не просто далеко от христианской традиции, а прямо ей противоречит: в идеале поминальная трапеза исключает винопитие.

Церковь уже несколько десятилетий восстановлена в своих правах, но старшее поколение большую часть жизни прожило с этой видоизмененной традицией, а среди более молодого населения не так много воцерковленных людей, поэтому до сих пор привычка «закусить» на могиле весьма распространена. Однако делать этого не нужно. Организовать поминальную трапезу лучше дома или в кафе, поминовение заказать в храме, а на кладбище ограничиться уборкой могилы и личной молитвой.

Газета «Православная вера» № 08 (628)

Подготовила Елена Сапаева


Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vspominat-i-radovatsya

(71)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *