Пасха — это праздник, который не хочется отпускать, хочется длить и длить. Но он и длится сорок дней: торжественное Отдание Пасхи совершается накануне праздника Вознесения Христова. Это день полного завершения земной, привременной миссии Христа. Но до Отдания нам нужно еще дойти. А сейчас поговорим о следующей за Пасхой Светлой седмице.
За Пасхой следует Светлая седмица. И на ней все не совсем так, как всегда — не только богослужение, но и домашняя наша молитва. На Светлой не принято читать утреннее и вечернее правило — его заменяют Часы Пасхи, наш короткий гимн Воскресению. Это не носит характер категорического требования, конечно, — никакого греха нет, если кто-то и правило читает — но это глубоко осмысленная традиция. Обратите внимание: на Светлой седмице не совершаются частные требы, не бывает молебнов; исключение может быть сделано только в особо трудном или трагическом случае. Отчего же так? Оттого, что не могла Мария Магдалина, узнавшая Воскресшего (см.: Ин. 20, 16), просить Его в эти минуты о чем-то частном, пусть даже и очень для нее важном. Самое важное для всех — страждущих и здоровых, богатых и нищих, свободных и рабов, счастливых и не очень — это Его восстание из мертвых, победа над смертью, и то, что Он теперь с нами — во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Отказ от частных прошений на Светлой седмице должен, наверное, стать прививкой от того потребительского отношения к Богу, в которое мы, по немощи нашей, впадаем что ни день. Этот отказ — урок сохранения целостности, сосредоточенности на духовном центре — сердце; потому что частные наши нужды и неизбежно связанные с ними эмоции растаскивают нас на куски, сбивают фокус духовного внимания.
Ну а что же происходит в храме? В храме продолжается пасхальное торжество. Все богослужения суточного круга совершаются по тому же чину, что и на Пасху. Каждая утренняя Литургия возвращает нас к «ночи светозарной»: мы выходим из храма и совершаем крестный ход, мы именно вне храма, среди мира провозглашаем «Христос воскресе!» — потому что пасхальная радость не умещается в стенах церкви, так же, как и в грудной клетке, — она непременно должна быть проповедана всему миру. Всю Светлую седмицу царские врата храма открыты настежь, потому что Христос устранил преграду меж миром дольним и миром горним. Он — хлеб живый, сшедший с небес (Ин. 6, 51). И именно Его символизирует (подчеркнем, только символизирует, изображает) освященный хлеб — артос. Во внебогослужебное время он находится именно в царских вратах, а во время службы — просто на солее. В Светлую субботу артос раздробляют и раздают христианской общине.
Газета «Православная вера» № 07 (603)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/voskresenie-khristovo-videvshe
(127)