Есть в мировой живописи картина Тиссо «Что видел наш Господь с креста».
Страшно взглянуть на вдали стоящих учеников, отвратительно смотреть на рядом с Распятым кивающих фарисеев со словами «Уа, других спасал, Себя же не может спасти… сойди с креста и уверуем».
За грехи и для исцеления, всех вместе взятых, Пронзённый все это видел. На что обращал внимание Страдалец? О чем думал и говорил? Что занимало Искупителя в час Творения нового мира и новой земли? Ведь история мира началась с начала на Голгофе. Это не только пуп земли, это точка отсчета мировой истории.
Обращаясь к наследию наших святых новомучеников, мы встречаем глубокое проникновение в Тайну Страдания и Искупления. «Смотрите на этот крест! Вот пред нами Искупитель наш на кресте, на самой вершине Своего подвига… Во всех и всяких обстоятельствах христианин у Креста Господня найдет и подкрепление, и вразумление», – говорил у распятия сщмч. Иоанн Восторгов.
«Поминай Господа Иисуса Христа» (2 Тим. 2:8), – наставлял апостол Павел всякого верующего. На кресте висит вся наша радость и наше исцеление. Распятая Любовь прежде всего показала Себя. Свою суть: «Прости им Отче, ибо не ведают что творят». Богочеловек был в полном сознании и внимании к происходящему. Христос думал и молился об убийцах. Он слышал благоразумного разбойника и обещал блаженство: «Ныне будешь со Мною в раю». Законодатель в час искупления подтвердил пятую заповедь и вручил мать ученику и человечество Богородице.
Апостол Павел говорил, что крест Христов не должен быть бесплоден во мне. То есть страдания Христа на Кресте должны мне принести плод. Как этот плод стяжать?
Священномученик Сергей Мечёв заостряет внимание на том, что Крест – напоминание нам о Божием милосердии. «Церковь призывает углубиться в эту величайшую жертву, которую Спаситель принес за наши грехи…Господь на Кресте принес не просто жертву, а жертву Своего милосердия. Он был прежде всего милостив и учил нас именно этой, Своей жертвой милости, милующей любви. Не случайны были эти крестные страдания, в которых Господь думал о нас грешных, так как нас Он любил, нами Он болел, о нас Он скорбел. Ибо Христос, распятый за наше спасение, поучает нас, что не жертвы Он хочет, а милости».
По закону – мы беззаконники. К нам не должен был приходить милосердный Самарянин – Христос. Грех – мерзкий для Бога. Он ему чужой. Бог не обязан нас был спасать, но любовь и милость превозмогли справедливость. Бог на крест взошел.
На Тайной вечери Господь прикровенно сказал, что «Кровь Его за многих изливается». Он знал, что Жертвы Его достаточно для всех (Ин. 12:32), но не все Её примут. На кресте Христос думал о тех, кто будет идти за Ним, взяв свой крест. Сщисп. Лука Крымский в этот день, у плащаницы размышлял: «На кресте воссияло солнце правды, солнце любви, озарившее весь мир светом своим, светом Божественного сострадания. И от этого солнца зажглись миллионы, миллионы сердец тех людей, которые всей душой возлюбили Господа Иисуса, в сердцах которых огненными буквами были начертаны слова Его: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет». Господь первый взял крест, самый страшный крест, и вслед за Ним взяли на рамена свои кресты меньшие, но часто тоже страшные кресты, бесчисленные мученики Христовы. Вслед за ними взяли кресты свои огромные толпы народа, которые, тихо опустив головы, пошли с ними в дальний путь. В дальний и тернистый путь, указанный Христом, – путь к Престолу Божиему… Что же, неужели мы не присоединимся к этой бесконечно идущей толпе, к этому святому шествию по пути скорбей, по пути страданий? Неужели мы не возьмем на себя кресты свои и не пойдем за Христом? Да не будет! Да содрогнется сердце наше от зрелища лежащего перед нами бездыханного Тела Христова».
За несколько дней до Креста, Иисус сказал ученикам и народу: «Когда вознесен буду от земли вся привлеку к себе». Страшно осознать, что Христос среди этих «всех» и меня привлекает и обо мне думал Он на кресте. Страшно. Ведь в такие моменты думают о самом главном. И это главное – я недостойный.
Его вопль с креста: «Боже мой Боже мой вскую мя еси оставил» (Мф. 27:46) – это собранная со всего мира бездна греха и отчаяния, которая была вне Бога и наконец из этой бездны звучит молитва к Отцу. И Отец услышал, как всегда слышал Сына. Сщмч. Иоанн Восторгов вникая в страсти Христовы говорит: «Что было в последнюю ночь, что выстрадано в последней день, то поистине приводит в изумление и ужас. Не было казни, карающей человеческий грех и порок, которой бы Он, Безгрешный и Святой, не понес на Себе…на чистую и безгрешную душу Его пали всем своим страшным бременем все грехи всех людей, точно Сам Он в них был виновен…Он должен был почувствовать силу закона, что грех удаляет от Бога. И Он, действительно, почувствовал это несказанное по мучительности отдаление Божества…Это было уже самое существо мук. Тогда-то на кресте…среди страшных, уже предсмертных борений со страданиями тела и духа, наш Искупитель и Первосвященник воззвал: Боже Мой, Боже Мой! Почто Ты Меня оставил (Мф. 27:46.). И Отец тот вопль услыхал… И вот, когда мрак смерти застилал уже Ему налившиеся кровью очи, когда холод могилы охватывал Его истерзанное тело, – тогда со креста послышалось величайшее слово, когда-либо сказанное на земле, – слово, давшее новую жизнь миру и человечеству: «Совершилось!» Грехи наши очищены, вина снята… Все истины, необходимые для веры и жизни, преподаны в слове и делом осуществлены и представлены в жизни Богочеловека. Вот, Его Отец стал и нашим Отцом; среди людей устроено царство Бога, среди земли – царство неба, и как носительница царства Божия на веки вечные основана святая Церковь».
Слово «жажду», прозвучавшее с Креста, было о жажде спасения каждой души человеческой, прежде всего Он думал о нас. Перед Его взором проносились все наши судьбы. Он думал конкретно обо мне, о тебе. Как Бог Он охватывал человечество и судьбу каждого верующего и неверующего, доброго и злого. Сщмч. Илларион (Троицкий) в письме к другу о Рождестве и Голгофе пишет: «Голгофа и Крест – поворотный пункт истории. Прежде человек шел от Бога; теперь он обращается к Богу. Не судится Бог с человеком на Голгофе,…но встречает и радостно лобызает возвращающегося блудного несчастного сына. Совершилось! Горохищное овча, естество человеческое, воплотившийся Сын Божий, на рамо восприим, принес к Отцу. Голгофа и Крест – перелом сознания и воли грешного человечества. Восприняв человеческое естество, Сын Божий вместе с ним преодолевает греховное самоутверждение твари. На Голгофе совершено было Богочеловеком отречение от воли греховной, человеческой. Эта воля трепетала креста, хотела пройти мимо него…но…в страданиях Сын навык послушанию, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Непослушанием одного сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие».
Христос исцелил природу твари на кресте, дал ей силу послушания Богу, открыл дверь рая и совершил спасение. Евангелие повествует: «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!» (Ин. 19:30) и «Возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух». Сщмч. Иоанн Восторгов в другом слове продолжает: «По словам церковных песней, «Крест – премудрости книга»; потому что в Кресте, так сказать, образно заключено все христианство… Ибо зачем Иисус восшел на крест? Восшел Он на крест по несказанной любви Своей к нам, чтобы вынести на Себе Одном те страдания, который по закону правды надлежало претерпеть каждому из нас и всем людям вместе».
Братьями назвал нас Христос, за нас боролся до крови и смерти. После крещения мы действительно становимся иными и призваны в себе укреплять нового человека и умерщвлять ветхого, призваны идти на Голгофу
Сщмч. Фаддей Успенский в этот день призывал задуматься и увидеть себя в толпе народа. Где мы? Мы распинаемся Христу, как Его Мать Мария? Мы понимаем, как сотник, что этот Человек Сын Божий? Или, как толпа стоим и смотрим на распятие: «Обратимся к себе самим все, здесь предстоящие изображению Христа Распятого… все ли мы можем сказать, что далеки от настроения того народа, который при Кресте только «стоял и смотрел», который бесчувственно устраивал зрелище из Праведника, висящего на Кресте? Пронзает ли до боли нас это великое зрелище и вызывает ли слезы умиления и глубокого раскаяния в неправдах наших, причинивших язвы Божественному Страдальцу?».
В этот день особенно надо помнить и пронзить свое сердце евангельскими словами: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21)». Крестом Христос показал любовь и у Креста «разбил» наше сердце. Трудно и невозможно говорить перед Распятием, но нам необходимо усвоить одно: мы призваны взять терпеливо крест своей жизни и идти за Ним, за нашим любимым Господом.
Иерей Андрей Гавриленко
Источник: https://pravlife.org/ru/content/o-kom-dumal-hristos-na-kreste-sem-slov-novomuchenikov-o-strastyah
(51)