«Ныне Силы Небесныя…» – гимн торжества, величия, трагедии, смирения и славы

Наверное, каждый, кто участвовал в Литургии Преждеосвященных Даров, не мог остаться равнодушным к пению «Ныне силы…» Этот гимн исполняется вместо более привычной Херувимской песни, о нем и хотелось бы сказать несколько слов.


sob6

Ныне Силы Небесныя
(древний распев, гарм. Г. Львовского) — хор КДАиС


     Українська Православна Церква


Автор рассматриваемого песнопения неизвестен, но его полный текст уже приводится в «Пасхальной хронике» – той самой, которая говорит о введении традиции служения Литургии Преждеосвященных Даров – и, соответственно, датирован началом VII века. Интересно, что там же содержится указание, что «Ныне силы…» необходимо исполнять не только Великим постом, но и всякий раз, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров.

Гимн начинается словами: «Ныне Силы Небесные с нами незримо служат», что является указанием на служебную функцию Ангелов, а также, как и в случае с Херувимской, свидетельствует о переживаемом опыте Царства Небесного на земле. Здесь хотелось бы вспомнить слова об Ангелах апостола Павла, указывавшего, что они «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). Всмотритесь в них внимательней. Указывая на служение Ангелов, мы обычно подразумеваем, что оно относится к Богу, но здесь апостол дает нам возможность ясно понять, что Силы Небесные служат нам, но только настолько, насколько мы служим Господу. У святого Беды Достопочтенного есть замечательный по этому поводу комментарий, который как нельзя лучше подходит к нашему разговору о Литургии: «Невидимые ангелы часто незаметно присутствуют и искусно помогают избранным, защищая тех от козней врагов, и поддерживают их во взыскании великой благодати Небесного Отца… Более же всего заслуживает веры помощь нам ангельских духов, когда предаемся всецело делам божественным, то есть находимся в церкви, или вслушиваемся в чтение святых книг, или предаемся усердно псалмопению, или следуем проповеди, или также когда проникнутые благочестием служим торжественную мессу». Пусть не смущает вас упоминание о мессе, ведь Беда – святой западной традиции христианства, живший в VII–VIII веках; можно его просто заменить на «Литургию». Каждый раз, когда слышим гимн «Нины силы…», мы должны помнить, ощущать невидимое присутствие в храме ангельских чинов, а еще не забывать, что чем внимательней и собранней наша молитва, тем глубже наше соприкосновение с нематериальным миром.

«Вот входит Царь Славы, вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается», – продолжается пения гимна. В отличие от полной Литургии, на Литургии Преждеосвященных Даров далее не следует анафоры – на дискосе не хлеб, а уже подлинные Тело и Кровь Христовы. Ключевой богословской предпосылкой здесь является всегдашняя вера христиан в то, что евхаристические Дары не символически, не временно, а реально и навсегда становятся Телом и Кровью Спасителя. Если угодно, это отсылка к ранней христианской традиции заготовления и хранения Даров для причащения вне Литургии. Существует мнение, что в некоторых древних общинах, ввиду поста по средам и пятницам, не служили полную Литургию, но члены прихода (те, кто мог) собирались на молитву, читали Священное Писание и причащались приготовленными Дарами во все дни года.

Итак, таинственная Жертва совершена, нам же остается только смиренно, склонив головы, созерцать Царя Славы. Вдумайтесь, какое это удивительное наименование Христа! Царь Славы не просто «торжественно сопровождается» Ангелами – здесь не самый удачный перевод – но «дориносится» – это шествие Победителя в окружении Своих верных поданных, воинов, шествие, с которым не сравнится никакой земной владыка. В нем и величие Христа как Бога, и трагедия человеческого грехопадения, и слава Искупительного Подвига, и радость об открывшихся вратах Царства Небесного. Дело спасения человечества – целиком и полностью – акт Божественной любви, в котором нет действия для нас, мы только воспринимаем плоды Искупления, а потому максимум что можем – смиренно и с благодарностью взирать на грядущего к нам Христа. «Поклонись этому Богу, – наставляет нас прп. Никодим Святогорец, – славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение… как некий дар, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом в надежде преодолеть его силою Единого Триипостасного Бога… Придет, несомненно придет помощь и, сделав твои бессильные усилия всесильными, подаст тебе победу над тем, с чем борешься».

Пение гимна завершается словами: «С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни», – это уже призыв к самому причастию, ведь, как было сказано, далее не следует анафоры или евхаристического канона. Данная строфа отсылает нас к наставлениям Самого Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Свт. Кирилл Александрийский пишет, что по причине власти над нами смерти в результате действия греха мы теперь нуждаемся в жизни. Давайте вспомним о том, что весь мир и человек были вызваны в бытие из небытия, а потому и состояние небытия для нас как бы более естественно – наша природа постоянно стремится вернуться к нему, тогда как благодать Божия постоянно препятствует этому. Господь нас удерживает в жизни, но грех, отлучающий от благодати, все время перенаправляет к разрушению, деградации. Потому нам так и необходим Христос, Который есть Жизнь по природе. «В самом деле, – продолжает свт. Кирилл, – без всякого сомнения, невозможно было, чтобы Тот, Кто есть Жизнь по природе, не победил тление и не преодолел смерти. Поэтому хотя явившаяся чрез преступление смерть и вынуждает человеческое тело к тлению, но поскольку в нас является Христос посредством Своей плоти, то, без сомнения, мы воскреснем».

Я прекрасно понимаю, что высказанные здесь рассуждения не вспомнишь во время участия в Литургии, да и не нужно это – в храме надо молиться, а не отвлекать ум на пусть и правильные, но все же немного неуместные в данное время богословские определения. Статью я писал в надежде лишь на одно: что она кому-то хоть немного поможет разбудить в себе интерес к осознанному пониманию богослужения и желание, насколько хватит сил, стать ближе к Христу. Великий пост продолжается, и у нас еще есть немного времени потрудиться и не упустить шанс причаститься на прекрасной и таинственной Литургии Преждеосвященных Даров.

Протоиерей Владимир Долгих

https://pravlife.org/ru/content/nyne-sily-gimn-torzhestva-velichiya-tragedii-smireniya-i-slavy


ВИДЕО-НОТЫ

Г.Ф.Львовский «Ныне силы небесныя» 
G.Lvovskiy «Now the Powers of Heaven do serve invisibly with us”

sob6


На литургии Преждеосвященных Даров: «Ныне силы небесныя…»
Переложение «древнего» распева Г.Ф. Львовского (1830-1894)

Дирижер — Вера Романченко
Сопрано — Елена Аюшеева
Тенор — Юрий Сидоренко
Бас — Феликс Кудрявцев
Меццо-сопрано — Любовь Софронова

Запись: Москва, 2003


Grigoriy Lvovskiy (1830-1894)

Hymn:

«Now the Powers of Heaven do serve invisibly with us.
Lo, the King of Glory enters.
Lo, the mystical Sacrifice is upborne fulfilled.
Let us draw near in faith and love, and become communicants of life eternal.
Alleluia, alleluia, alleluia».

Conductor — Vera Romanchenko
Soprano — Elena Ayusheeva
Tenor — Yura Sidorenko
Bass — Felix Kudryavtsev
Mezzo-soprano — Lubov Sofronova

Recording: Moscow, 2003


     Библиотека церковного хора


(104)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *