Нужно ли собороваться Великим постом, если человек здоров?

Вопрос священнику: Нужно ли собороваться Великим постом, если человек здоров?

Отвечает диакон Андрей Музольф.


В Пространном Катехизисе Таинство Соборования, или Елеосвящения определяется следующим образом:

«Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные».

Таким образом, само определение Таинства уже нам показывает, в каких случаях к нему прибегают: если человек имеет ту или иную немощь.

Конечно же, можно сказать, что каждый человек в силу грехопадения несет в себе немощь, так как человеческая природа поражена тлением и смертностью. Но в Апостольском послании, которое читается во время совершения Таинства и которое является самым ярким свидетельством о практике совершения Соборования в Древней Церкви, святой апостол Иаков говорит:

«Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5:14–15).


Преподобный Никодим Святогорец так понимает приведенные слова:

«Если кто-то из вас больной и лежит на одре, и по причине своей болезни не может молиться или воспевать Человеколюбца Бога, то и тогда не подобает нерадеть о божественных песнопениях и молитвах. Да не будет таковой непричастным, духовному деланию, которого ищет в болезни Благой Бог, чтобы ниспослать Свою помощь, но да попечется призвать ходатаев и посредников к Богу, пресвитеров церковных, то есть иереев или архиереев, приносящих Богу чистую жертву хваления».

Следовательно, больные, о которых говорит Писание, – это те, кто не может самостоятельно прийти в Церковь, чтобы участвовать в общественной молитве. А если человек может прийти в храм Божий, тогда непонятно значение совершаемого над ним Таинства Елеосвящения.

Слова апостола «пусть призовет» из вышеприведенной цитаты указывают на то, что болезнь должна быть достаточно тяжелая, а слово «восставит» говорит о том, что больной, в силу своей болезни, лежит.

В чинопоследовании Таинства мы встречаем такие обращения и выражения, как «страждущий», «недугующий», «горькие болезни». А значит, аргументация тех, кто говорит, что «сейчас все чем-то больны, здоровых людей практически нет», и которой они пытаются оправдать коллективное участие людей в указанном Таинстве, может быть расценено как лукавство.


Источник: https://pravlife.org/ru/content/nuzhno-li-soborovatsya-velikim-postom-esli-chelovek-zdorov

(47)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *