Пастыри о Великом посте и о великопостных богослужениях (подборка статей)

Митрополит Онуфрий

Почему Адам потерял рай и как нужно прожить Великий пост, объясняет Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

Адам прожил девятьсот двадцать лет после изгнания, и все это время он провел в покаянии. Сегодня Церковь напоминает нам об этом печальном событии потому, что Адам потерял рай из-за невоздержания, из-за нарушения поста, и мы можем вернуть себе утраченный рай только через воздержание и соблюдение поста. Человек, который старается жить благочестиво и хочет себе настоящего добра, всегда помнит об утраченном рае. Эта мысль приводит нас к покаянию, что делает человека чистым и способным принять благодать Святого Духа.

В одной святоотеческой книге есть рассказ о пустыннике, который время от времени приходил в некий монастырь, садился у его ворот и горько плакал. Люди смотрели на плачущего пустынника с недоумением. Они не могли понять, почему он плачет. И один монах из этого монастыря подошел и спросил: «Почему ты плачешь, отче? Может, тебя разбойники ограбили в пустыне?» – «Нет, меня никто не грабил». – «Может, ты больной и тебе плохо?» – «И этого нет». – «Может, ты хочешь кушать, ты голоден?» – «И в этом я не нуждаюсь». – «Тогда почему ты плачешь?»

И пустынник ответил: «Потому и плачу, что некогда мои предки и я имели очень богатый роскошный дом, я имел славу царя. Потом мне пришлось всего этого лишиться, и теперь я вынужден влачить такую жалкую, скорбную и печальную жизнь». Но инок узнал, что этот человек был не из богачей, а из простых, и понял, что пустынник плакал не о своем земном доме, якобы потерянном, а о доме вечном, доме рая, который потерял он, его родители, прародители через преступление Божественной заповеди.

Память об утерянном рае производит в человеке дух покаяния, а покаяние устремляет нас жить с Богом в доме Божием, принимать те дары благодати, которые даются в храме Божием. Именно об утраченном рае мы должны помнить и сокрушаться во время Великого поста, тогда нам легче будет молиться и поститься, тогда и Господь будет к нам близок.

Митрополит Горловский и Славянский Митрофан

В первый день Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе. После чтения канона владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом.

Дорогие братия и сестры, сердечно поздравляю вас с началом Святой Четыредесятницы!

Сегодня Церковь начинает чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Мы многократно повторяем припевы этого канона «помилуй мя, Боже, помилуй мя». Мы обращаемся к Богу с просьбой о том, чтобы Он подарил нам Свою милость — и эта милость могла помочь изменить, преобразить нашу жизнь.

Сегодня один человек пожаловался мне, что несколько раз он пытался начинать поститься, но у него ничего не получалось. Он это объяснил тем, что ему не хватает силы воли: начинает поститься, а потом бросает. Я ему задал вопрос: а зачем ты хочешь поститься, для чего тебе это нужно? И, подумав, этот человек так и не смог на него ответить. А ведь это самый главный вопрос, который мы должны задавать себе в сегодняшний день для того, чтобы понимать, что нам делать завтра.

Пусть этот вопрос сегодня каждый сам себе задаст: а зачем я пощусь? Каких перемен в своей жизни я хочу? Бывает так, что мы не хотим никаких перемен, нас всё в нашей жизни устраивает. Бывает так, что мы хотим, чтобы в нашей жизни что-то поменялось, но не хотим ради этого ничего делать, не хотим прилагать никаких усилий. Бывает и так, что мы хотим, чтобы в нашей жизни что-то поменялось, и трудимся для этого, но у нас ничего не получается.

Во всех этих случаях первое, что мы должны сделать — это обратиться с молитвой к Богу, чтобы Господь послал нам Свою милость и вразумил нас, что нам нужно в нашей жизни поменять, чтобы дал силы это сделать и не возвращаться потом обратно.

Очень важно понимать, куда ты идёшь и для чего ты это делаешь. Мы не можем сразу справиться со всеми недостатками, которые есть в нашей жизни. Мы не можем, попостившись неделю, сразу стать святыми. Мы не можем, прочитав один раз кафизму или один раз исповедовавшись и причастившись, или придя один раз на службу, заметить, что у нас вдруг появился нимб и мы научились ходить по воде, или то, что раньше давалось трудно, теперь стало даваться легко. Так не бывает. Но если мы ради любви к Богу поставим себе цель во время поста хотя бы что-то поменять в нашей жизни и сделаем к ней хотя бы один шаг, это уже не будет топтанием на месте. Это уже будет Богу угодный и приятный подвиг.

Давайте в сегодняшний день каждый из нас подумает: а для чего я пощусь сегодня, в этом году, в этот Великий пост? Что я хочу в своей жизни изменить? И попросим Бога, чтобы Он послал нам Свою милость и благодать.

Самое страшное и самое плохое, что может произойти с каждым из нас — это когда мы будем пребывать в лености и нерадении. В этом состоянии мы не захотим менять вообще ничего. Тогда Церковь приходит к нам на помощь, вместе с ними обращаясь к нашей душе: «Душе моя, душе моя, восстани, зачем ты спишь?»

Мы не знаем, сколько у нас есть ещё времени, чтобы сделать шаги навстречу Богу. Мы не знаем, сколько у нас есть часов, дней, лет, десятилетий. Каждому Господь отмерил свой срок. Но если Он застанет нас трудящимися для того, чтобы стать лучше, добрее, научиться любить, это и есть христианский подвиг, который Он примет.

Дай Бог, чтобы душа каждого из нас не спала, чтобы мы хотели что-то менять в своей жизни, чтобы мы делали какие-то шаги вперёд и понимали, куда мы идём и для чего нам это нужно.

Важно помнить ещё об одном: если мы будем ждать, когда нам всё будет даваться легко и когда нам будет хотеться что-то делать, мы можем этого времени не дождаться никогда. Те лень, нежелание и расслабление, уныние, апатия, с которыми мы сталкиваемся внутри себя, не должны нас повергать в отчаяние. Мы не должны думать, что если у нас так в душе, то не нужно ничего делать.

Церковь всем нам говорит о том, что человеческая природа, повреждённая грехом, как раз и находится в таком состоянии нежелания ничего делать, уныния, апатии — а Господь посылает Свою благодать чтобы пробудить в человеке желание меняться. Даже если нам не хочется, даже если трудно, если у нас это вызывает уныние, надо этого не испугаться, а вопреки этому сделать хотя бы один шаг навстречу своей новой жизни, навстречу Богу, который ждёт нас, как отец блудного сына, навстречу той радости, которая ожидает нас в ночь Святой Пасхи.

Божие вам благословение и храни вас всех Господь!

Епископ Васильковский Николай

Беседа с епископом Васильковским Николаем.

Владыко, в стихе понедельника Великого поста поётся о посте «приятном, благоугодном Господу». Какой же пост неприятный и неблагоугодный Богу? 

Некоторые ревнители поста сильно ограничивают себя в еде, например, вообще не вкушают первые четыре дня и даже воду не пьют, другие – вкушают только хлеб и воду, доводя свой организм до стрессового состояния, и настолько напрягают нервную систему, что становятся «взрывоопасными» и бессильными. Их раздражают запахи кухни, окружающие люди, на службах они стоят с постными измождёнными лицами, а после служб являются источником негативных эмоций, гнева, инициатором всевозможных ссор среди домашних. Мне приходилось  выслушивать исповеди мужей, жены которых так неистово постятся, что дома поедом едят своих  близких, а иногда  доходят до истерики.

Небогоугодный пост, когда люди в храмах падают ниц, творят бесчисленное количество поклонов, а выйдя, начинают превозноситься, поучать, гордиться внутренне своей «молитвенностью»,  хотя на словах называют себя великими грешниками, «худшими из худших». Это такое болезненное фарисейство, доходящее до прелести, что лучше этому человеку вообще не поститься и не соблазнять других, особенно людей нецерковных.

Не менее опасно, когда человек не выпьет лишнего глотка воды, а, сидя перед экраном или в кругу домашних, начинает поносить всех и вся. Такое постование, по выражению пророка, есть мерзость пред Богом.

Какой же пост благоприятный, угодный и что должно ставить во главу угла?

Конечно же, борьбу со страстями. Мы настолько сродняемся со своими недостатками, дурными привычками, грехами, что они становятся нашей второй природой и, как ржавчина, въедаются в нашу душу. Например, такой якобы безобидный грех – многословие. Ну, любит человек поговорить. Но, говоря безустанно, он настолько опустошает душу, что уже ни о молитве, ни о другой добродетели нечего и говорить – сил нет. А если к этой говорливости, как правило, прилипает осуждение, то это уже великий грех, нарушение заповеди Христа.  Каждый человек, а особенно практикующий, церковный, прекрасно знает о своих слабостях и страстях. Вот на них и нужно обращать внимание, стремиться творить добро в молчании, тишине, тихой радости и печали великопостной, очищать свою душу на богослужениях и домашних молитвах, радовать ближних покоем, любовью, великодушием и оптимизмом. И эта великопостная благодать непременно  передастся окружающим, наполнит ваш дом покоем, любовью и ощущением преддверия самой великой радости Воскресения Христова.

Известный богослов и миссионер конца XIX века протоиерей  Григорий Дьяченко так говорил  о Великом посте: «Хочешь поститься воистину? Обозри, чем можешь служить во имя Господа меньшей братии твоей о Христе, и немедля приступи к делу благотворения. Дозволь в житницы твои вход для тех, кои без всякой вины своей, недоедают, едва не умирают от глада. Одень нагого, прими сирого, призри недужного, посети заключенного».

Посмотрите: сколько вокруг нас нищих, сирых и убогих, сколько больных и одиноких! Это и есть гости нашей с вами житницы. Они ждут нашей помощи – несчастные бомжи возле мусорных контейнеров, наши одинокие и больные соседи, пациенты психиатрических клиник, недоедающие и брошенные. Наконец, наши близкие, престарелые родители и родственники, наши одинокие и обездвиженные прихожане. Вот поле для добрых дел во время поста и вне его, и на Светлой седмице, и во все дни нашей жизни. За такое милосердие Господь простит наши прегрешения, умалит страсти, наполнит душу миром и любовью.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Архимандрит Сильвестр (Стойчев) о великопостных богослужениях.

– Отец Сильвестр, как православному христианину нужно держать Великий пост и о каких особых богослужениях в этот период нам важно знать?

В соблюдении Великого поста важно, если так можно выразиться, правильно расставлять акценты. Нередко в пост, как ни странно это прозвучит, предаются крайностям. Кто-то постится очень-очень строго, до изнеможения и истощения, другие, наоборот, почти с первых дней начинают искать возможности «послабления». Причем с послаблениями бывают даже комичные ситуации. Еще будучи студентом, я стал свидетелем разговора: прихожанка просила послабления в пост у духовника, мотивируя многими болезнями, одолевающими ее. Он, понимая немощь, благословил, а потом спрашивает: «А что же Вы хотите кушать в пост?» Прихожанка отвечает: «Молоко, творог, кефир, яйца, ну и рыбку, конечно». Тогда священник возмущенно ей ответил, что это не послабление поста, а практически отмена его. Так что постясь, не следует бросаться в крайности.

Кроме того, пост вообще, а Великий в особенности, должен быть связан с покаянием, то есть с очищением себя от страстей. Поэтому необходимо в эти дни особо прилагать усилия к искоренению своих дурных наклонностей. Важной частью правильного соблюдения поста являются дела милосердия. И, конечно же, святая Четыредесятница, время сугубой молитвы. Уже первая седмица поста задает молитвенный настрой. Например, первые 4 дня читается Великий канон святого Андрея Критского.

– А каков смысл канона прп. Андрея Критского?

Смысл этого канона – призыв к покаянию, к изменению образа жизни, согласно учению Христа. Канон большой – в нем около 250 тропарей. Содержание многих из них отсылает нас к Священному Писанию. В каноне огромное количество ссылок, аллюзий на Священную историю. На примере библейских повествований показывается, что Бог прощает людей, даже несмотря на катастрофические падения, и напоминает, что покаяние – это изменение способа жизни, радикальная перемена жизни.

В одном из тропарей канона есть такое выражение «Самоистукан бых страстьми» (по-русски: «Истуканом я сделал сам себя, исказив душу свою страстями»). Смысл этих слов очень глубокий: человек, удовлетворяя свои страсти, становится идолом для самого себя. Мы служим себе, мы восхваляем себе, мы все делаем ради себя, рассматриваем себя как источник своих сил, успеха, верим только в себя и надеемся только на себя. Вот к чему приводит угождение страстям. В каноне же говорится, что для нас первостепенным является не быть самоистуканами, не существовать ради угождения себе, но жить по заповедям Божьим. Канон Андрея Критского – напоминание о том, что именно Бог спасает, прощает, милует и дает возможность возродиться духовно.

– Обязательно ли присутствовать православным во время чтения этого канона? Есть какие-то канонические правила?

В канонической традиции Православной Церкви говорится о необходимости присутствия на Литургии. В отношении канона Андрея Критского таких предписаний нет. Но следует понимать, что ведь важен не принцип обязательности (как говорится, «невольник – не богомольник», никто никого силком вести не будет), а желание и решение быть во время богослужения в Церкви. Безусловно, есть целый ряд факторов, которые могут повлиять: работа, командировки, болезни, здоровье ближних, неотложные дела и т. п. Вот как раз желание быть причастным к богослужебной жизни Церкви проверяется в подобной ситуации, когда, с одной стороны, есть все эти неотложные и весомые причины, с другой, желание хотя бы первую седмицу присутствовать на всех богослужениях.

Можно привести такое сравнение: человек выделяет время для занятия спортом или посещения курсов, но если речь заходит о богослужении, находится тысяча аргументов, почему не идти в храм: ноги болят, спина болит, хромой, слепой, далеко ехать, ничего не понятно и т. д. Это отговорки. Люди, устав от работы, находят время ходить в конце рабочего дня, скажем, на курсы иностранных языков. Где тоже не все понятно, но тем не менее готовы тратить время и силы, чтобы понять язык, но почему-то в ситуации, когда не понятно, что в храме читают, не тратят время и силы на то, чтобы понять, а принимают радикальное решение – вообще не буду ходить. Такое поведение нелогичное. Если человек заинтересован в понимании читаемого на богослужении, то он найдет возможность разобраться и понять. В общем, как говорится, «кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет, ищет причины».

В жизни действительно много забот, люди вросли в суету мирских дел, и Великий пост как раз тот период, когда хотя бы малую часть своего времени нужно выделить и посвятить Богу. По этому поводу есть интересная мысль у Григория Двоеслова, который рассматривает Великий пост как десятину от года, которую нужно отдать Богу. Действительно, если не учитывать воскресные дни, когда послабляется пост, и Страстную седмицу (которая в уставе рассматривается отдельно от святой Четыредесятницы), то получается 36 дней, т. е. практически десятина года.

– Великий канон – это еще одна из немногих возможностей коленопреклоненной молитвы. Не так много служб, где всем храмом совершаются земные поклоны. Расскажите об этой особенности.

Коленопреклонение в Православной Церкви связано с сугубым сокрушением сердца, с покаянием. Например, делать земные поклоны в дни радости неправильно, не предписано Уставом. Например, в пасхальные дни поклоны отменяются.

Но во время Великого поста, в период усиленного подвига, напоминания о покаянии, нужно действовать сообразно состоянию. Безусловно, что коленопреклонение вводит нас в атмосферу покаяния. Поэтому по возможности нужно делать земные поклоны: во время молитвы прп. Ефрема Сирина, после каждого тропаря Великого канона прп. Андрея Критского. В свое время это была повсеместная практика, потом в силу разных обстоятельств не во всех храмах она присутствовала.

Тем не менее сейчас, в первую седмицу Великого поста, прихожане Киево-Печерской Лавры и многих приходских храмов, от мала до велика, делают земные поклоны на каждый тропарь Великого канона свт. Андрея.

Архимандрит Пафнутий (Мусиенко)

Самое важное, чего нельзя делать в Великий пост. Отвечает архимандрит Пафнутий (Мусиенко), пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ.

Самое важное, чего нельзя делать в Великий пост – унывать и оставаться расслабленным, не следует забывать, что человек наделен Господом Богом свободной волей. Это крупнейший, но и самый ответственный Божий дар Своему творению. Как испытание свободного выбора, как утверждение верности Отцу, в раю росло древо познания добра и зла. Может, и было оно предназначено для человека, но Господь сказал, что о добре и зле еще не пришло время знать юному Адаму. Тот еще не окреп, не усовершенствовался, и если вкусит от этого дерева, то умрет.

Адам жил в мире Божественного совершенства, в общении со своим Отцом и Творцом и действительно не знал ничего о несравненно другом низшем мире, о другом, как мы теперь понимаем, варианте развития человеческой истории, где рядом с добром будут зло, болезни, грусть, несправедливость, коварство и страдания.

Сатана предложил ему и его жене Еве: «Если вкусите от этого дерева, то сразу станете как Бог». Адам и хотел быть как Бог, но понимал, что для этого еще не пришло время, ведь был создан по образу и подобию Божьему и не имел другого примера для подражания, как и сын наследует своего отца, пока не познает других авторитетов этого мира. Но сатана сказал: «Зачем ждать? Просто вкуси от запретного плода – и сразу же будешь как Бог». И когда Адам соблазнился и допустил в свое сердце дух сопротивления, дух дьявола, он уже не смог так, как раньше, жить перед лицом Божиим. Эта двойственность, это присутствие дьявола и смерти буквально сразу стали разрывать его.

В Библии описывается, что Адам и Ева после того как вкусили плод от дерева познания добра и зла, сломя голову сбежали и спрятались, услышав голос Бога. Они не могли выносить присутствия Бога и, по сути, сами себя выгнали из Рая, прежде чем Господь выслал их из Эдемского сада.

Если бы Адам с Евой могли покаяться, они бы были самыми счастливыми людьми на свете, но разве были бы мы с вами тогда на нем?.. Какой была бы история человечества, не сорви Адам того злополучного яблока? Не сомневаюсь, братья и сестры, мир представлял бы собой гигантский Эдемский сад, Ангелы ходили среди людей, волки бы не ловили зайцев, не было бы врагов и смерти.

Никто из этих небожителей так и не узнал бы о низшем мире, над которым Бог теперь поставил господствовать человека, о боле разлуки и страдания от потери драгоценной привязанности, сила которых способна подвигнуть человека на великие труды ради возвращения утраченного. Нехорошо ты сделал, отче Адаме, но кто я такой, чтобы судить тебя?..

Иерей Андрей Чиженко

О верных и спасительных средствах – иерей Андрей Чиженко.

В Новом Завете есть следующие стихи, сказанные ученикам Господом нашим Иисусом Христом: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое…» (Мф. 6:17). В святоотеческой литературе это место трактуется следующим образом: выражение «помажь голову» обозначает, что мы должны, и особенно во время Великого поста, участвовать в жизни Церкви. Ведь священный обряд помазывания святым миром или елеем существовал в ветхозаветной Церкви. Он обозначал призывание на главу помазующегося особенной благодати Божией. Потому нам необходимо призывать на свои головы, свои сердца благодать Святого Духа, впускать ее в себя через жизнь церковную: участие в богослужениях, исповедь, причастие Святых Христовых Таин, участие в иных церковных Таинствах, дела милосердия. А выражение «умой лице твое» обозначает, что мы должны истончать свое тело, соблюдая пищевой пост. Эти два спасительные средства соделывают из души и тела храм Божий, сосуд Святого Духа, в котором Господь поселился, как в доме. Ведь Спаситель сказал о бесах: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).

Данная задача главная для нас в Великом посте. Рассмотрим же его график в 2020 году.

Святая Четыредесятница начинается 2 марта.

В великопостный период исключаются продукты животного происхождения.  Будем помнить, дорогие братья и сестры, что первая и последняя седмицы Великого поста – самые строгие. В первый день поста церковный Устав предписывает полное воздержание от еды. Если кто-то немощен, можно съесть хлеба или сырых фруктов, овощей, выпить чаю. В остальные дни первой седмицы предписывается сухоядение: т. е. хлеб, овощи, фрукты. В субботу и воскресенье уже можно есть вареную растительную пищу с елеем (подсолнечным маслом). Будем же, дорогие братья и сестры, помнить, что у каждого своя мера и телесные силы для поста. Кто-то может провести несколько дней без еды, у кого-то уровень сухоядения, а кому-то достаточно  кушать растительную пищу с елеем. У каждого своя мера поста. Главное не надорваться.  Устанавливайте меру своего поста по силам. Лучше для его прохождения посоветоваться с духовником или со священником, которому доверяете. На последней седмице Великого поста также ничего не едим в Страстную Пятницу, в День смерти Спасителя. Подробно о пищевом посте на каждый день можно прочитать в любом православном календаре.

Есть такое выражение, что в Великий пост монах должен становиться Ангелом, а мирянин монахом. Службы Святой Четыредесятницы уникальны и спасительны. Потому желательно, конечно, по возможности в силу рабочего дня, занятости, семейных обязательств в них участвовать.

В первую седмицу Великого поста с понедельника по четверг в храмах на Великом повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – удивительное молитвословие, словно камертон, настраивающее душу на покаяние. Желательно на нем присутствовать, чтобы впитать живительное молитвенное слово Церкви. Также почти весь Великий пост Церковь совершает сугубое усиленное поминовение усопших. В некоторые субботы Четередесятницы служатся  панихиды о всех от ныне и до века усопших православных христианах. Потому они названы родительскими. В этом году родительские субботы припадают на 14 марта,  21 марта и 28 марта. Также желательно помолиться нам и на службах, которые совершаются только в Великий пост – это Литургии Преждеосвященных Даров. И вообще, православный христианин должен в пост хотя бы один раз поисповедоваться и причаститься Тела и Крови Христовых.

В продолжение Великого поста мы празднуем два больших двунадесятых праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим (вербное воскресенье). В эти праздники разрешено два раза в пост вкушать рыбу.

Благовещение Пресвятой Богородицы, празднуемое всегда 7 апреля, припадает на вторник шестой седмицы, а Вход Господень в Иерусалим – 12 апреля.

Дни Страстной седмицы не случайно названы Великими. Они связаны с последними днями земной жизни Христа. Богослужениями этой недели Церковь призывает христианина словно бы окунуться в Страсти Христовы, прожить их вместе со страдающим и распинаемым за наши грехи нашего ради спасения Богом.  Ибо кто спогребается вместе с Христом, тот с Ним и воскреснет. Будем же духовно, мысленно, сердечно проходить вместе с Господом нашим Иисусом Христом Его спасительные страсти, которые даруют мирови жизнь и душам исцеление.

Светлое Христово Воскресение в этом году празднуется 19 апреля.

В синаксаре (с греческого – сборник) Недели о мытаре и фарисее есть такие замечательные слова: «Так и божественные отцы предвозвещают грядущую в пост битву с демонами, чтобы нам освободиться от принятых в душу страстей и накопившегося за долгое время яда, а затем постараться приобрести те из добродетелей, которых не имеем, и таким образом, готовыми, во всеоружии приступить к постным подвигам».

Монахи древности после Прощеного воскресенья покидали монастырь и углублялись в пустыни и одиночество почти до Пасхи, чтобы борьбой со страстями и грехами с Божьей помощью стяжать благодать Святого Духа. У современного мирского человека нет физически такой возможности. Но мы должны  в Великий пост, дорогие братья и сестры, уйти в тишину нашей сердечной пустыньки, в глубину православного храма и в красоту и спасительность великопостного православного богослужения, помогающего нашим душам очиститься от греха и начать такой нужный, такой важный разговор с Богом.

Как причащаться Тела и Крови Христовых в Великий пост? На вопрос отвечает иерей Андрей Чиженко.

Всегда в последнее воскресенье перед началом Святой Четыредесятницы Церковь вспоминает изгнание святых праотцев Адама и Евы из рая. Тем самым символически святые отцы наставляют нас, что в лице прародителей и мы – все человечество – было изгнано из рая. И потому в начале Великого поста словно бы Вселенская епитимья накладывается на все человечество – епитимья скорби, покаяния, сокрушения о своих грехах и светлых слез об утраченном рае.  Тому подтверждение тот факт, что во всю Четыредесятницу в будние дни не служатся Литургии. Ведь центральная тема Евхаристии – это Воскресенье Христово. Литургия фактически символизирует собой Новый Завет, заключенный между Богом и человеком. Она, имея своим центром и Главою Господа нашего Иисуса Христа, вновь открывает нам двери в Царствие Небесное – утраченный рай. Литургия – это радость.

Потому в будничные дни Великого поста она и не служится. Только по субботам и воскресеньям, которые знаменуют собой всегда центральные события Божьего домостроительства – день покоя (субботу, время завершения сотворения мира) и малую Пасху (воскресенье; тогда вспоминается всегда главное событие в истории человечества Воскресение Христово).

А в Великий пост Святая Церковь предлагает каждому христианину будто бы снова оказаться в Ветхом Завете – изгнанным из рая, находящимся под законом осуждения, страстно горячо ожидающим Мессию-Избавителя, ожидающим Его всем своим кровоточащим, тонущим в грехах, окруженным тьмою язычества сердцем.

Зачем это делать? Зачем внутренне уподобляться ветхозаветному Адаму, изгнанному из рая? Затем, что мы унаследовали от него древнее чудовище-болезнь, своими метастазами пронзившее наше существо. Это гордыня – мать всех грехов. И действительно, каждый из грехов, словно пища, питает гордыню, в центре которой «Я – бог». Блуд, чревоугодие, пьянство, тешащие телесные страсти человека, – питание для гордыни. Тщеславие и властолюбие – прямые «дети» гордыни, так как эти грехи рождены из желаний, чтобы человеку поклонялись, как богу, или из стремления  властвовать над другими людьми. Сребролюбие служит открытию широких перспектив для того, чтобы удовлетворять различные грехи да похоти, питающие гордыню. И так далее.

Поэтому главное дело Великого поста – сокрушить идола гордыни в самом себе, осознать, что эта болезнь в тебе есть, и начать с ней бороться спасительными благодатными средствами, которые предлагает нам Церковь.

И первые из них, конечно же, предельно честная исповедь и причащение Тела и Крови Христовых. Чтобы совсем не лишить человека причащения в будние дни Великого поста, отцы Церкви по внушению Святого Духа постановили в среду и пятницу каждой седмицы Четыредесятницы (за исключением Страстной Пятницы) служить Литургии Преждеосвященных Даров.  Собственно говоря, Литургией, т. е. «общим делом (служением)» в переводе с греческого языка, это богослужение можно назвать только по форме. В ней нет главного Таинства Литургии – Таинства Евхаристии. На ней хлеб, вода и вино не пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Фактически Литургия Преждеосвященных Даров есть причащение верующих  заранее приготовленными частичками Тела и Крови Христовых, обрамленное молитвословиями и песнопениями покаянного характера. Так как на этой службе нет Евхаристического канона, во время которого происходит пресуществление Святым Духом посредством священника хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы, агнец (просфора, вырезанная на проскомидии определенным образом, символизирующая собою Спасителя, пресуществляющаяся в Тело Христово) заготовляется заранее на воскресных Литургиях. Там же он окунается в Кровь Христову и поставляется на дискосе на престоле, где сохраняется до среды и пятницы, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Обычно перед заготовленными таким образом Дарами возжигается лампадка. На Литургии Преждеосвященных Даров агнец, напоенный Кровью Христовою, дробится и преподается верующим, как обычно, в Святом Потире (Чаше). Но вино в Чаше – не Кровь Христова, просто вино. Поэтому младенцев, как правило, на этой службе не причащают, если он не может проглотить твердую частичку Святых Даров.

Сам же чин Литургии Преждеосвященных Даров собрал воедино из устной традиции с Божьей помощью святитель Григорий Двоеслов, Папа Римский. Этот чин был утвержден на VI Вселенском Соборе в 680 году и принят всей Христианской Церковью.

Будем же, дорогие братья и сестры, бороться с Божьей помощью с болезнью гордыни в сердцах наших. Ведь часто человек даже не осознает, что он болен, принимая эгоизм и самолюбие за естественное состояние. На самом же деле – это тяжкая и смертельная (если не принимать необходимых духовных мер) болезнь, доставшаяся нам в наследство от диавола – отца гордыни. А, как известно, «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29).

И главное средство для борьбы с нею – это причастие Тела и Крови Христовых. Бог физически реально входит внутрь нас, попаляет наши грехи и соединяет с Собою. «Иисус же сказал им: истинно, говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53, 54).

Будем же, дорогие братья и сестры, брать в руки молот поста и разбивать им монстра гордыни, мертвящего, убивающего душу! Будем избавляться от этого идола средствами, приготовленными для нас Матерью-Церковью, чтобы в чистом нашем и освобожденном сердце смог прорасти живой и нежный росточек нашего личного воскресения во Христе.


Источник: http://pravlife.org/

(171)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *