Слово в неделю Православия (проповеди)

Подборка проповедей на портале Азбука.Ru


Проповедь митрополита Сурожского Антония

Торжество Православия

1-е Воскресенье Великого Поста – 2 марта 1969 г.

Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; о каком торжестве идет речь? Когда мы сейчас озираемся вокруг, когда смотрим в глубины родного нам, дорогого Православия, – сколько мы видим побежденности, удручения, как мало, казалось бы, причин торжествовать.

Но мы не торжествуем только, или, вернее, мы вовсе не торжествуем о видимой славе Православия; торжество Православия мы видим в двух вещах. Во-первых, в том, что православные люди, рассеянные по лицу земли или собранные в плотные народные общины, несмотря на гонения, несмотря на громадные трудности, сохранили в чистоте свою веру, сохранили благоговейно свое богослужение, сохранили путь духовный, который нам завещан Христом в Евангелии и Отцами Церкви в течение всех веков нашей церковной жизни. Мы можем ликовать об этом; мы можем благоговеть перед людьми, которые в течение всех тысячелетий устояли в вере чистого исповедания, в духовности подлинно евангельской, и сохранили нам наше драгоценное, глубокое, поучительное богослужение.

Но мы знаем, что как бы ни хотел человек быть верным, сколько бы ни напрягал он свои силы, он бывает легко побеждаем, если не Сам Господь даст ему силу, если не благодать Божия будет сражаться за него. И, в конечном итоге, торжество Православия, о котором ликует наше сердце, потому что оно и на будущее исполняет нас надежды, это победа Божия в немощи человеческой, над нами и в нас, среди нас, в течение уже прошедших тысячелетий. Торжество Православия – это день, когда мы ликуем, что Бог остался непобежденным человеческим грехом, грехом ума, холодностью и неустойчивостью сердца, колебаниями воли, грехами плоти. Бог остался непобедим в Церкви Христовой, Бог остался непобедим в отдельных, конкретных личностях – в этом великая наша радость.

Но Торжество Православия было учреждено по более частному случаю: после Седьмого Вселенского Собора, когда Православием была окончательно одержана победа над иконоборчеством, было установлено это празднество. О чем оно говорит?

О том, что Церковь отстояла право, отстояла и долг наш поклоняться иконам Христа, Божией Матери и святых. Она этим отстояла и истину Боговоплощения, истину, что Бог Себя являет, Себя открывает образно; может быть, несовершенно, но Он открывается нам в тех образах, которые мы о Нем составляем. Эти образы – не только иконы; это также словесные иконы, как говорит о них Андрей Критский, – в догматах Церкви, в учении Отцов, в наставлении, которое мы получаем. И, в конечном итоге, опять-таки образно, открывается нам Бог в людях, потому что каждый из нас носит в себе образ Живого Бога.

Литургия святого Василия Великого говорит о Христе, что Он – печать равнообразная, открывающая нам в Себе Отца. Он – образ совершенный, Он есть Истина, Он есть совершенный Бог, так же как и совершенный Человек. Но и в нас пребывает сияние и печать этого образа. И ликуя сегодня о Торжестве Православия, мы радуемся, что воплощением Сына Божия Бог открывается нам плотью во Христе; ликуем, что наш тварный мир таков, что полнота Божества может обитать среди нас телесно, что через это Бог может стать выразимым образно и что, вглядываясь в иконы, и прежде всего – в живые иконы, каковыми являются люди, если мы только умеем отстранить человеческую немощь, затемняющую наше зрение, зрячими глазами, как бы прозрачно, видеть через человеческую немощь пребывающий образ Божий, мы можем поклоняться Живому Богу среди людей, в людях. Не напрасно Отцы Церкви говорили: Кто видел брата своего, тот видел Бога Своего…

Будем поэтому хранить благоговейное отношение друг ко другу, потому что мы – явление, образ, икона; будем благоговейно хранить нашу веру в догмат о почитании святых икон, который выражает безусловную веру, что Бог стал Человеком. И будем ликовать о том, что из поколения в поколение Бог побеждает в нашей немощи, побеждает и покоряет нас Себе, и будем отдаваться Богу, чтобы эта победа была совершенна, чтобы Он победил до конца – не только в прошлые века, но ныне, в нас, и чтобы сияние Его славы было явлено миру, который лежит в скорби и искании. Аминь.

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О Торжестве Православия

Ин.1:43-51

Евp. 11:24-26:32-12:2

Это воскресение называется «Торжество православия». В этот день на седьмом вселенском соборе была осуждена последняя из крупных ересей. К этому времени церковь уяснила и о Лицах Святой Троицы, и о соединении Божества и человечества в Иисусе Христе, и о том, что Дева Мария есть истинная Богородица. И вдруг – новое, еще невиданное: иконоборчество. Начал император Лев Исавр. Иконы были объявлены идолами. Их стали уничтожать, и жестоко преследовать несогласных. Это продолжалось более века.

Глубоко не случайно, что именно восстановление иконопочитания празднуется как торжество православия. Когда Филипп радостно сообщил Нафанаилу о том, что они «нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки», Нафанаил с сомнением спросил: «из Назарета может ли быть что доброе»? На что Филипп сказал: «пойди и посмотри». А разве мы не мечтаем увидеть своими глазами все удивительное, о чем слышим от людей? Разве не спрашиваем в случае сомнений: «А ты сам видел»? Видеть, это – торжественная полнота знания. «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Посылая Апостолов на проповедь, Господь говорил: «Идите, научите все народы» (Мф.28:19). Он не ограничил их в способах учения. Не написано, чтобы создавать иконы. Но не написано, и чтобы писать книги. История не отмечает момента, когда началось иконопочитание. Это потому, что оно было в церкви всегда. Наши иконы, это – торжественное свидетельство обо всем, что видела церковь от воплощения Господа Иисуса Христа, и до сего дня. Потому что все, о чем говорит Евангелие, действительно происходило в определенное время и в определенном месте. Бог поистине стал Человеком, и – вот Его человеческий облик, который видели, и который попытались запечатлеть и сохранить. Вот так младенец Иисус лежал в яслях, в кормушке для скота. Вот так Он крестился от Иоанна в Иордане. Вот так Он въезжал на ослице в Иерусалим. Вот так Он был распят на кресте. Вот так вознесся на небо. Вот так пришел впоследствии, чтобы взять на небо душу Своей Пречистой Матери. Как же эти изображения должны волновать сердце и укреплять веру!

Господь говорил ученикам: «Ваши же блаженны очи, что видите» (Мф.13:16). Были христиане и до Христа, которые, как говорил о них Господь, только «желали видеть», «и не видели» (Лк.10:24). И все же их вера была такова, что они «побеждали царства, творили правду», «заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча». «Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу». Они тоже свидетельствуют о Божией славе, о торжестве Православия. Это их имеет ввиду Апостол, когда говорит: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и в терпении будем проходить предлежащее нам поприще». А ведь для нас это «облако свидетелей» еще больше: для нас встают в памяти еще и бесчисленные свидетели последних двух тысячелетий!

И наши иконы, это наше боевое, походное знамя, которое всегда впереди. Это – видимое свидетельство нашей веры. Это – изобразительное предание нашей церкви. Но знамя победы только тогда – знамя победы, когда оно в руках радостных победителей, а не в руках уныло отступающей толпы.

Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

1-я неделя Великого поста

Евр.11:24-26, 32-40; 12:1-2.

Длинный ряд впечатляющих образов ветхозаветных свидетелей веры в Единого Бога и Его Правду проходит перед нашим мысленным взором, когда мы слушаем слова апостольского чтения на день Торжества Православия. Ряд, начинающийся Моисеем, и завершающийся, после упоминания героев библейской истории, Иисусом Христом. Нигде так не уместно это чтение, как в храмах Русской Православной Церкви, давшей в XX веке великий сонм новомучеников и исповедников. И да станут они для нас примерами, ничем не уступающими перечисленным библейским героям.

Действительно, бывают такие кризисные периоды в истории Церкви, когда христианин напрямую стоит перед выбором: пострадать за Правду Божию или стать отступником, сохранив себе жизнь. Не станем осуждать людей, не выдержавших это испытание: судья им – Господь. Задумаемся лучше о других вопросах, которые ставит перед нами сегодняшнее чтение. Первый вопрос: Что есть та Правда Божия, за которую страдало и умирало неисчислимое множество ее свидетелей? Второй вопрос касается лично каждого из нас. «Бл=же1ни и3згна1ни пра1вды ра1ди: э4кw тё1хъ e4сть црcтвiе нбcное». Но меня никто не гонит, никто не мучает и не убивает только за то, что я христианин. В чем же должно состоять мое подражание тем высоким образцам, о которых шла речь?

Правда Божия – тот спасительный порядок, который Бог Творец предусмотрел для сотворенного Им мира и человечества. Для большинства мучеников и исповедников ветхозаветной истории эта спасительная Правда Божия заключалась в тех религиозных, культовых и нравственных требованиях, которые были даны в Откровении праотцам веры в Единого Бога, а впоследствии запечатлены в Законе с его заповедями. Верить в Бога, поклоняться только Ему, полагаться на Его верность Завету, исполнять Его заповеди и означало жить по Правде. Насколько трудно было это делать, показывает вся история Израильского народа. Небольшой народ Ветхого Завета был окружен морем языческих народов, огромным миром с его искушениями и соблазнами. Бога никто никогда не видел. А языческие боги и всевозможные идолы – вот они, здесь. Их видно, они ощутимы. Вот истуканы и амулеты, исцеляющие и приносящие удачу. Вот небо, полное светил, которые руководят судьбой. Вот огнедышащие вулканы и потоки вод, грозящие гибелью, если им не принести жертву умилостивления их гнева. Вот великий фараон, Сын Неба, Владыка земли и Отец всех народов. Его милость греет как солнце, а гнев его страшен… А Правда Божия, где она? Где обещанное Богом спасение?

В новозаветную эпоху ветхая вера в Бога находилась в кризисе. Время шло, но никаких признаков исполнения обетований, осуществления Правды, никаких видимых знаков спасения от скорбей и бедствий этого мира не наблюдалось. Невольно возникал искусительный вопрос: а есть ли эта Правда? Праведен ли Бог? И если Правда есть, то почему она бессильна в этом мире? И все древние мученики, все свидетели веры «не получили обещанного». У них была героическая вера, но сколь прискорбна была их судьба! Ведь они «не имели надежды», о чем с печалью в одном из своих посланий пишет апостол Павел (1 Фесс 4,13), и уходили из жизни так же, как их гонители и мучители, «не получив обещанного».

Но в это кризисное для веры время надежда пришла в мир, ибо «Бог предусмотрел для нас нечто лучшее». Небесная надежда пришла с явлением спасительной Правды Божией в Иисусе Христе, Распятом и Воскресшем. Правда явлена, засвидетельствована апостолами, Церковью, новыми Священными Писаниями и новым сонмом свидетелей-мучеников. Эта Правда для нас запечатлена не в мертвой букве Закона, как это было для мучеников Ветхого Завета, но в живой Личности Господа и Спасителя, в Новом Завете с Богом. Не в словах, на камнях или на бумаге начертанных, но в Слове Божием воплощенном и вочеловечившимся, вписанном в наши сердца Духом Святым. Духом, Который одаривает нас не только верой в невидимое, но и надеждой, и, главное, любовью к тому, что ощутимо и видимо.

Ободряющий и вдохновляющий урок сегодняшнего апостольского чтения в утешительном напоминании: у христианина в жизни есть засвидетельствованная цель, на которую он устремляет взор своего сердца. Он не просто прогуливается по тропинкам жизни, к вечеру возвращаясь к тому месту, откуда он вышел утром. Христианин имеет цель – в сияющей вечности христоподобия. Поэтому каждый из нас должен время от времени задавать себе вопрос: продвинулся ли он дальше? не сбился ли с пути?

Более того, нам говорится, что жизнь христианина – не просто спокойное продвижение к цели. Его жизнь сравнивается с подвигом атлета, который участвует в трудном забеге, изо всех сил бежит к финишу. «Будем упорно бежать в предстоящем нам состязании», – таков буквальный перевод последних строк нашего отрывка. Возникает образ переполненного стадиона. За бегунами наблюдает бесчисленное «облако свидетелей», то есть тех, кто засвидетельствовал свою веру во Христа, они уже завоевали победные венцы и теперь смотрят с небес, на нас, являясь свидетелями наших свершений. Они вдохновляют и подбадривают нас. Спортсмен удвоит свои усилия, если будет знать, что за ним наблюдают не просто зрители на стадионе, но сочувствующие ему победители трудных соревнований.

В жизни всегда есть помехи и неудачи на пути веры. Наша задача избавиться от всего лишнего и ненужного, мешающего нам в нашем «беге»: от наших вредных привычек, потворства своим слабостям, лени, уныния, тянущих назад воспоминаний. Спортсмен должен бежать налегке. Поэтому нам дается простой совет: сбросим с себя лишний груз и мешающие нашему бегу путы греха.

Однако сколь трудно это бывает – избавиться от своих слабостей. Для этого нужна активная решимость, нужна дисциплина, самообладание, нужно упорство. Не пассивное терпение, как это, к сожалению, передано в традиционных переводах, но именно активная решимость, проявляющаяся в действии, требующая напряжения сил и упорного труда над собой. Эта стойкость, эта решимость – наш лучший ответ на один из великих даров Святого Духа, на дар надежды, надежды на Господа Иисуса Христа. Именно в решимости, в стойкости, в работе над собой и заключается подражание высоким образцам веры в нашей будничной жизни, когда от нас не требуется чрезвычайных усилий и внешних подвигов. Внешние подвиги – исторические вершины и указующие путь маяки. Их очень много, и все-таки путь большинства проходит не по вершинам, а по широким долинам, в которых так легко заблудиться.

Мы, христиане, в жизни не одиноки, с нами чудесным образом всегда пребывает Иисус Христос, воспринятый нами в крещении. Он – и Зачинатель нашей веры, и наш спутник в пути, более того, проводник, ведущий нас к цели. Чудо жизни христианина заключается также в том, что он устремляется к цели в окружении сонма святых свидетелей, отрешившись от всех идолов и кумиров, и всегда взирая на Того, Кто уже достиг цели. Он – Завершитель нашей веры, Который, разорвав узы смерти, восшел на небеса, проложил нам путь и теперь ждет нас, когда мы, не оглядываясь назад и простираясь вперед, тоже достигнем цели нашей веры, почести вышняго звания божия во Христе Иисусе (Флп. 3,14).

Проповедь священника Иоанна Павлова

Торжество Православия

Мы знаем, что Бог наш и Создатель по бесконечной любви к нам стал человеком и, перешагнув непроходимую бездну, отделяющую Творца от творения, пришел в мир. Мы знаем, что Он пострадал за наши грехи, был распят на Кресте, воскрес в третий день, вознесся на небо и ожидает, чтобы и мы пришли туда, где Он. Для того чтобы мы могли к Нему прийти, Он оставил нам Свои заповеди, Свое учение. И вот с тех пор и до настоящего времени это учение, это небесное сокровище, сохраняется неповрежденным, чистым и безупречным в нашей святой Православной Церкви. Преподобный Серафим Саровский говорил, что православная вера не имеет ни пятна, ни порока. Эти слова означают, что православие по своей сути, по своему духу есть та самая небесная истина, которую две тысячи лет назад апостолы приняли от Христа, Сына Божия.

Далеко не везде удалось сохранить и пронести через века истории истинную веру. Многие христианские народы отпали от Вселенской Церкви, многие не смогли сохранить чистоты учения и уклонились в ересь. Например, не сохранила ее западная Церковь – католики и протестанты. Первые многое прибавили к первоначальной истине Христовой, вторые, наоборот, многое убавили из нее. Таким образом, и те и другие повредили эту истину, исказили ее, сделали из нее религию, основанную на человеческом разуме и произволе, а не на Откровении Божием.

В том, что многие части Христовой Церкви на протяжении истории отпали от истины, ничего удивительного нет: ведь Церковь находится в состоянии непрерывной войны с врагом нашего спасения, диаволом, а на войне, как известно, можно не только побеждать, но и терпеть поражение. Там, например, бывает, что отдельные части или даже целые армии попадают в плен или окружение. Это самое и случилось со многими Церквами – они попали в плен и окружение. Православная же Церковь милостью Божией избежала такого пленения. Хотя и воздвигает на нее враг свирепые свои брани, но одолеть ее не может. Оставаясь свободной и непобежденной, она даже до сего дня неизменно сохраняет в себе бесценное сокровище небес – неповрежденную веру Христову.

Если мы посмотрим на историю православия, то увидим, что она не была простой и легкой. Известно, например, что часто православные народы подпадали под чужеземное и иноверное иго: арабское, османское, монгольское или большевистское. Часто они бывали разоряемы дотла, находились на грани уничтожения и гибели. Чтобы убедиться в этом, не нужно далеко ходить в прошлое, достаточно посмотреть на то, что происходило у нас в России совсем недавно – в ХХ веке. Сотни тысяч расстрелянных священников, миллионы репрессированных за веру, десятки тысяч взорванных храмов и монастырей, засилье в стране богоборчества и атеизма. Казалось бы: где же здесь торжество православия? Ведь его история – это история великих бедствий, гонений и разрушений? Но в том-то и состоит торжество, что, несмотря на великие бедствия, несмотря на то, что все космические силы зла пытались стереть его с лица земли, православие выстояло, сохранило апостольскую веру неповрежденной и по-прежнему идет в нашем мире путем истины и спасения. Разве это не торжество, не победа, не причина для великой радости?

Уже одно то, что враг со столь великой злобой воюет именно против Православной Церкви, несомненно убеждает нас, что эта Церковь и есть истинная, что она есть та самая Церковь, которую основал на земле Богочеловек Христос. Ибо диавол, будучи врагом истины, больше всего ненавидит истинную веру, а потому и обрушивает на нее всю свою ярость.

Истинная Церковь всегда бывает гонима, об этом предупреждал христиан апостол Павел. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, – говорил он, – будут гонимы». Гонения и испытания поэтому являются признаком истинной Церкви и истинного христианства. Сербский святитель Николай Велимирович писал одному русскому человеку, страдавшему при виде того, что происходит в коммунистической России: «Не спрашивай, почему Господь испытывает Россию. Ведь написано: кого Господь любит, того и наказывает. И бьет. Именно так написано, что милостивый Бог бьет того, кого любит. Бьет его в царстве земном, чтобы прославить в Царстве Небесном. Бьет, чтобы не привязался к тлену земному, к идолам мирским, к обманчивым идолам людской силы, умелости и богатства, к преходящим и болезненным соблазнам. Без великих избиений Православие не пронесло бы истину Божию через столькие пропасти и мраки многих веков и не преодолело бы столь долгий путь с препонами, сохраняя истину и святость в чистоте. Без страданий Православие и сто лет не сохранилось бы в чистоте своей. Из девятнадцати столетий оно не имело ни одного в мире и свободе, без гонений, без глумлений, без рабства, огня, страха и ужаса. Другие религии этого не знают. Еретики этого не понимают. Ни один народ, избравший земное царство в качестве идеала счастья, не понимает и не принимает того, что сейчас происходит с православной Россией. Понятно это лишь прозорливым, тем, кто видит вечное и бессмертное Царство Христово как реальность. Однако и прозорливость является дочерью страданий».

Если мы посмотрим на историю западной Церкви после ее отделения от вселенского христианства, то увидим, что гонений на веру там не было или почти не было. И это есть верный признак того, что западная Церковь попала во вражеский плен или окружение. Смысл здесь простой: зачем воевать с тем, кто и так уже завоеван? Уничтожать и порабощать физически того, кто уже порабощен духовно? Грабить того, кто уже ограблен и опустошен? Конечно, все это является совершенно излишним, а потому враг не воюет против западного христианства с такой яростью, как против нас. Наша Церковь не находится ни в плену, ни в окружении и по этой причине является объектом самой непримиримой войны со стороны врага, который усиливается отнять главное ее сокровище – истинную веру Христову.

Истинная вера была дана Богом России и другим православным народам, во-первых, для того, чтобы они устраивали по этой вере свою жизнь, а во-вторых, чтобы бережно хранили ее и могли передать другим. Этот бесценный дар им достался не потому, что они были лучшие из всех народов земли, но по особому Божию изволению, по неисповедимым путям Божественного Промысла. Отсюда следует, что православным надо не гордиться тем, что они получили этот дар, но благодарить Бога за него и бояться оказаться его недостойными. Увы, эта опасность постоянно угрожает нам, как когда-то она угрожала ветхозаветным евреям. И причина здесь та же, что и у них: мы не живем в полном соответствии с данной нам небесной истиной.

Часто мы даже плохо знаем эту истину, плохо знаем православную веру. Мы бываем похожи на человека, который сидит на сундуке с золотом и не знает, как этот сундук открыть и как им пользоваться. Однако если мы не знаем, как должно, свою веру, братия и сестры, то мы не можем и жить по ней, а значит, не можем угодить Богу. И в этом случае мы будем безответны перед Божиим Судом. Ведь кому много дано, с того много и потребуется. Если нам дана истинная вера, дано все для достижения совершенства, а мы, несмотря на это, живем недостойно, то чем мы оправдаемся перед Богом? Другие народы в оправдание своей языческой жизни могут сказать, что раз истинная вера им не была дана, то нельзя с них и строго спрашивать. Но у нас такого оправдания не будет. Мы крещеные, у нас есть храмы и богослужение, у нас есть Священное Писание и творения святых отцов, нам даны великие таинства Церкви. Иными словами, у нас есть все, что необходимо для спасения. И если после этого мы не спасаемся, то кто, кроме нас самих, в этом виноват? И что мы скажем Господу на Страшном Суде Его?

Итак, позаботимся, братия и сестры, о том, чтобы исправить свою жизнь, чтобы сделать ее сообразной данной нам небесной истине. Постараемся как можно глубже узнать богатства и сокровища православия. Старец Паисий Святогорец говорил, что сколько мы копаем православие, столько оно благоухает. И наоборот, сколько погружаемся в другие религии или ереси, столько исполняемся зловония.

Кроме прочего, еще и потому нам нужно знать православную веру, что на нас лежит обязанность передать ее своим детям и внукам. Как мы сами приняли ее от наших предков, так должны передать ее нашим потомкам. Однако, чтобы кому-то что-то передать, нужно сначала самому это иметь. Если мы ничего не имеем, то и другим передать ничего не сможем. Так что еще и по этой причине мы непременно должны знать сокровища своей веры.

В заключение хочется рассказать случай, описанный митрополитом Вениамином Федченковым в одной из его книг. Некоторая жительница Эльзаса, француженка старинного дворянского рода, принадлежа к протестантскому исповеданию, чувствовала острую неудовлетворенность своей верой и духовной жизнью. Ее постоянно занимал вопрос: какая из христианских церквей является истинной? В поисках ответа она стала читать жития святых. Однажды она сидела в саду и читала жизнеописание самого известного католического святого – Франциска Ассизского. Читая эту книгу, она забылась тонким сном. И вот во сне она увидела, что по дорожке сада к ней идет сам Франциск, а рядом с ним какой-то благолепный старец, весь светлый и сияющий. Франциск, подойдя к ней и указывая на старца, говорит: «Дочь моя! Ты ищешь истинную Церковь – она там, где он. Она все поддерживает, а сама не нуждается ни в чьей поддержке». На этом видение кончилось, и женщина проснулась. Она не знала, кто был старец, приходивший с Франциском, но что-то ей подсказывало, что это должно быть связано с Россией и Русской Церковью. И вскоре все разъяснилось. Произошло это следующим образом. Спустя месяц после видения их семья наняла работника. Им оказался русский человек, из эмигрантов. Когда эта женщина зашла к нему посмотреть, как он устроился, ее внимание привлекла бывшая у него икона. Всмотревшись в нее, она со страхом и радостью узнала в изображенном святом того самого старца, который был с Франциском. «Скажите, кто здесь изображен?» – спросила она у работника. «Преподобный Серафим Саровский», – ответил тот. Так она узнала, что истинная вера – в Православной Церкви.

Братия и сестры, по своей внутренней сущности православие есть то самое христианство, которое две тысячи лет назад перевернуло наш мир. И поистине, оно способно перевернуть его еще раз, ибо сохранило в себе неповрежденными все те Божественные силы, которые даны Господом Богом Его истинной Церкви. Будем же свято хранить преданную нам от Бога православную веру, будем стараться глубже узнать ее, постараемся обогатить себя ее сокровищами. Самое же главное, будем устраивать по этой вере нашу жизнь. Ибо тот, кто живет по ней, непременно спасется и будет прославлен Богом на небе и на земле. Аминь.

(1314)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *