Проповеди: Слово в Неделю о блудном сыне (аудио)

bl_son4
Притча о блудном сыне. Автор: Н.Лосев, 1882.

razd001

Иеромонах Арсений (Писарев)
Слово в Неделю о блудном сыне


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня за Божественной литургией мы слышали с вами притчу о блудном сыне. Самих таких слов названия в Евангелии нет. Так принято называть душеспасительный рассказ Господа нашего Иисуса Христа о некоем сыне, взявшем у отца часть имения, которую он должен был наследовать после его смерти, промотавшего его и вернувшегося к отцу после того, как увидел, что оказался на краю гибели.


Скачать MP3
(MP3 файл. Продолжительность 12:15 мин. Размер 5.9 Mb)

razd001

Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Слово в Неделю о блудном сыне


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали притчу о блудном сыне, которую Господь предложил Своим ученикам и всем нам… о любви безграничной, о предательстве и о зависти — о том, с чем мы сталкиваемся постоянно в нашей жизни. И в этом блудном сыне мы узнаем в первую очередь, самих себя. Мы получили от Господа здоровье, таланты, множество-множество дарований, и все это расточаем, живя распутно.

Скачать MP3
(MP3 файл. Продолжительность 11:35 мин. Размер 5.6 Mb)

razd001

Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Слово в Неделю о блудном сыне


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Все Евангелие рассказывает нам ни о чем-либо другом, как только о Благой Вести о Царствии Небесном, которое уготовал Господь всем любящим Его. Каждая строка Евангелия пронизана откровениями о тайнах Божиих и о том самом Царствии Небесном, которое принес в мир наш для каждого человека Господь наш Иисус Христос. И сегодняшнее Евангелие, не смотря на то, что кажется таким житейским, таким привычным, бытовым для судеб каждого, практически без исключений, человека, рассказывает нам в первую очередь именно о тайнах Царствия Божия.

Скачать MP3
(MP3 файл. Продолжительность 14:22 мин. Размер 6.9 Mb)

razd001

Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Наследство блудных детей: Слово в Неделю о блудном сыне


Очень часто человек берет все дары – таланты, удаляется от Бога – своего Отца, не желает больше жить под кровом Его дома, слушать Его заповеди, выполнять Его просьбы, хочет сам насладиться своими талантами, умениями, возможностями. И очень стремительно такой человек расточает все эти таланты и приходит в страшное состояние, и он начинает пасти свиней…

Скачать MP3
(MP3 файл. Продолжительность 12:07 мин. Размер 8.8 Mb)

razd001

Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Ошибка: Слово в Неделю о блудном сыне


Люди говорят: «Бери от жизни все». А разве, действительно, мир этот создан для чего-то другого? «Мир, – говорят нам, – и создан для того, чтобы им пользоваться». Так же точно думал и этот младший сын. И это, как раз, тот дух, в котором пребывают те, кто живет блудно – ошибочно. Это колоссальная и страшная ошибка людей – думать и жить так, что надо пользоваться тем миром, который нам предоставлен. Мир создан совершенно не для этого.

Скачать MP3
(MP3 файл. Продолжительность 16:40 мин. Размер 12 Mb)

razd001

Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Слово на Сретение Господне в Неделю о блудном сыне


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

На первой подготовительной седмице к Великому посту мы с вами вспоминали Закхея, ту страсть, которая владела его душой – алчность, и как он эту страсть преодолел восхищением перед Богом, Которого он познал в Господе Иисусе Христе. Эта иная ценность стала сильнее, чем его долголетняя жадность, алчность. На следующей неделе после Евангелия о Закхее мы с вами слышали, как гордость осуждения и надмения фарисея была преодолена смирением, покаянием мытаря. Фарисей в наших душах должен быть преодолен смирением и покаянием мытаря. Дай, Господь, чтоб было так! А сегодня мы будем говорить еще об одной страсти, на которую указывает нам Святая Церковь в подготовлении к Великому посту. А точнее даже не одной, а двух страстях очень и очень связанных между собой – о страсти плотской, которой обуян был блудный сын, именно поэтому он так и назван от слова «блуд» и о страшной страсти зависти, которой обуян был его как бы внешне благочестивый брат.

Скачать MP3
(MP3 файл. Продолжительность 33:37 мин. Размер 16.2 Mb)

razd001

Иеромонах Ириней (Пиковский)
Духовная брань блудного сына: Слово в Неделю о блудном сыне


Скачать MP3
(MP3 файл. Продолжительность 9:11 мин. Размер 8.9 Mb)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Большая часть евангельских текстов направлена на то, чтобы подвести человека ко крещению. Евангелие кратко пересказывает заповеди Божии, сказанные в Ветхом Завете, показывает на примерах как их следует исполнять. Может даже показаться, что все Евангелие – одна большая огласительная беседа перед крещением: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Однако вчитываясь в текст Евангелия мы понимаем, что крещение еще не гарантирует спасение, в духовной жизни встречаются «взлеты и падения». Родившись «от воды и Духа» (Ин.3:5), человек входит в Царствие Божие, но он может и покинуть его, как блудный сын когда-то оставил дом отца.

Хотя притча называется «о блудном сыне», основной акцент в ней делается не на самом факте блуда, а на том, что младший сын ушел «на сторону далече». После того, как получил наследство отца он не смог и несколько дней пробыть в родительском доме. Вместо того, чтобы вступить в управление над своей частью имения, он убежал. А в дальней стране, потеряв рассудок, сын скатился до уровня свиньи.

Эта притча имеет несколько вариантов прочтения. Ее можно читать как счастливую историю о возвращении потерянного сына к отцу. Ее можно читать как пример фарисейской зависти по отношению к обращающимся к Богу язычникам. Но в то же время эта притча может быть иллюстрацией законов духовной брани: как человек падает под действием страсти и как он может ее победить.

Судя по тому, как быстро младший сын собрал вещи и убежал, начатки страсти перед побегом в нем уже присутствовали. Просто у него не было денег, чтобы реализовать свои тайные желания раньше. Страсть подтачивала его как червь, она подтолкнула выпросить наследство у отца раньше его смерти. Судя по тому, что старший сын был осведомлен о том, что его брат, убежавший в дальние края, проедает там имущество с блудницами, младший братик жил «на широкую ногу». Когда младший брат полностью отдался в плен страсти «свободной жизни», им завладели чревоугодие и блуд, возможно, также тщеславие. Поэтому его грехи стали известны повсюду. Но страсть наслаждения, как вампир, не дала возможность младшему сыну наслаждаться вечно. Быстро выпив все жизненные соки, она вышвырнула его на помойку.

«Блудный сын» уже потерял отца, истратил имущество, стал нуждаться и голодать, его не брали на нормальную работу. Но, несмотря на это, он не сразу пошел назад к отцу. Видимо гордость или ложный стыд не давали ему возможность вернуться. И в этом падшем уже состоянии его подобрала другая страстишка, опустившая его до уровня свинопаса. Причиной этому было то, что горделивый сын стал бороться за жизнь в одиночку, он не захотел ни у кого ничего не просить. Возможно, он также надеялся, что заработав денег и «поднявшись с колен», он слова удовлетворит свои тайные желания. Если так, приступы страсти, как у наркомана могли продолжаться у него вновь и вновь до смерти.

Страсть, по толковым словарям русского языка, – это сильное желание с преобладанием чувственного, физического влечения. Это может быть сильное чувство, создаваемое побуждениями инстинкта. Святые отцы в лице прп. Иоанна Дамаскина подчеркивали, что «страсть есть возбуждающее чувство движение желательной способности (души), вследствие представления (человеком) блага или зла»[1]. Желание греховное – это и неудовлетворенное стремление, фантазирование о предмете страсти, это и чувство удовольствия, которое подогревается опытом прошлых греховных поступков.

Способность чувствовать удовольствие, соединяемая с представлением желанного предмета в уме порождает влечение. Если влечение ничем не останавливается, оно может разжечь в душе огонь до такой степени, что человек теряет рассудок и отдает свою волю в плен страсти, теряя над собой контроль. Теряя контроль над своей волей, человек перестает помнить себя и в состоянии аффекта может совершать такие поступки, которые никогда бы не совершил в трезвом уме.

По словам св. Антония Великого: «в теле находится естественное возбуждающее его влечение, но оно не производит своего действия, если не будет согласия души»[2]. Только тогда, когда душа согласится, тело может совершить тот или иной волевой поступок: грех или добродетель.

Прп. Максим Исповедник для объяснения процессов, происходящих внутри души, использовал понятие порока. Порок, — по его мнению, — это греховное фантазирование, сопровождаемое неправильным употреблением вещей. Само по себе желание, как способность чувствовать, грехом не является. Не является грехом и сам по себе объект, на который направлены чувства человека. Грехом является злое намерение человека, причиной которого является засевшая в уме недобрая фантазия.

По словам свт. Григория Нисского, все произрастает из худого делания ума, из помрачения разума. Если страсть лишится содействия помыслов, она станет бессильной и скоро пройдет. Именно злая фантазия, худое делание ума, является почвой, существенным фактором, причиной и результатом развития греховной страсти.

Греховная мечтательность цепляется за помыслы. При этом греховной мы называем именно ту мечтательность, которая имеет соответствующую качественную характеристику помыслов: дурные, нечистые, постыдные, невоздержанные, гневливые, тщеславные, плотские и другие. Через помыслы мы или наши страсти владеют нашей волей. Поэтому, святые отцы призывают постоянно испытывать помыслы, владеть своим умом в помыслах, противиться лукавым помыслам, отвергать греховную мечтательность.

Блудный сын демонстрирует нам пример человека, в уме которого долго жили греховные помыслы. Его естество было давно согласно на грех, что и совершилось, когда был преодолен стыд перед отцом. Но этот же блудный сын показывает нам и пример человека, который встал и вернулся к отцу. Поворотным пунктом в его возрождении было то, что он в какой-то момент одумавшись, «пришел в себя» (Лк.15:17). В нескольких строках Евангельского текста мы можем проследить весь путь его возрождения: он вспомнил об отце, честно признался себе в своем собственном бедственном положении, решился «встать, пойти и сказать» отцу: «я согрешил против неба и перед тобою» (Лк. 15:18). Главное, что произошло в младшем сыне – он задумался над своими поступками и раскаялся в них.

Отец этой притчи является образом Отца нашего небесного. Он всегда надеялся на возвращение своего сына, он ждал его у ворот дома, он принял его снова как сына, поцеловал и устроил в честь его целый пир. Так и Отец наш небесный ожидает, что мы, как бы далеко не уходили «на сторону далече», когда-то вернемся.

Любому человеку свойственно ошибаться, но по-настоящему серьезную ошибку совершает тот, кто, затаив греховный помысел, в нем не кается, кто, обуреваем страстными мечтаниями, не пытается отогнать от себя злые фантазии. Такой человек подобен блудному сыну: в нем все готово на грех, нет только места и благоприятных обстоятельств, чтобы грех совершить. Но давайте так же, как сегодняшний блудный сын, остановимся, «придем в себя» и покаемся в том, чем согрешили пред небом и Отцом небесным.

«Во глубине греховней содержимь есмь Спасе, — поется в каноне недели о блудном сыне, — и в пучине житейстей обуреваемь: но якоже Иону от зверя, и мене от страстей возведи, и спаси мя»[3].

Аминь.


[1] Цит. по: Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению – Киев, 2006 – стр. 238.

[2] Цит. по: Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению – Киев, 2006 – стр. 240.

[3] Ирмос 6-й песни канона Недели о блудном сыне.


Источник: http://www.pravoslavie.ru/

(342)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *