Янина Алексеева: СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ – «ДЯДО» ВСЕЯ БОЛГАРИИ

imagesЭто был не просто особый день. Это была веха, которую почувствовали многие. В болгарском народе архиепископ Серафим (Соболев) давно уже почитается как святой: чудеса по молитвам владыки после его преставления в 1950 году «умножившася, яко звезды небесныя». Но, видимо, нужно было что-то еще – перемены в нас самих, в стране, в мире, – чтобы эта канонизация состоялась и стала посланием, которое, думаю, еще предстоит разгадать.


Можно считать простым совпадением, что архиепископ Серафим был причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 февраля, в день памяти преподобного Максима Исповедника и мученика Неофита – в день тезоименитства приснопамятного Патриарха Болгарского Максима и ныне здравствующего Патриарха Болгарского Неофита по старому стилю, убежденным приверженником которого был владыка Серафим (Болгарская Православная Церковь перешла на новый стиль в 1968 году). Возможно отнести к чистой случайности канонизацию ревностного защитника чистоты Православия в год споров о православном Соборе на о. Крит, выдающейся фигуры «белой» эмиграции – за год до 100-летия Октябрьской революции и разгорания на этой почве разделяющих народ Божий страстей. Но вряд ли случайна канонизация святого, одинаково родного для болгар и русских, разделенных «демаркационной линией» НАТО, именно в тот момент, когда они снова потянулись друг к другу.

Торжества по случаю прославления архиепископа Серафима (Соболева) – долгожданного события – проходили в Софии 25–26 февраля 2016 года. Почитатели святителя съехались со всей страны. В крестном ходе от Подворья Патриарха Московского и всея Руси (в народе – Русская церковь), в крипте которого, под алтарем, похоронен архиепископ Серафим, до Патриаршего собора святого Александра Невского, по данным СМИ, участвовало около 10 тысяч человек. Духовенство, монахи и монахини, семинаристы, дети в народных болгарских костюмах, мужчины в костюмах ополченцев времен освободительной войны, казаки Свято-Пантелеимоновской станицы и народ, народ, народ… В пронизанном сильным ледяным ветром многотысячном шествии то тут, то там слышались пасхальные песнопения. Вспомнились слова небесного покровителя новопрославленного святого – преподобного Серафима Саровского: «Среди лета запоют Пасху». Оказалось, что Пасха может быть и зимой.

Почитание святителя Серафима (Соболева) в России отличается от его почитания в Болгарии. В России он более известен как ревностный защитник чистоты Православия и автор книги «Русская идеология». В Болгарии он – Дядо владика. «Дядо» в переводе на русский – «дедушка», но в данном случае слово настолько же непереводимо, как и русское «батюшка» – на болгарский. «Дядо» – народное обращение к архиерею, даже – к патриарху. Оно несет оттенок теплой семейности и указывает на старшинство. Канонизация архиепископа Серафима изменила его официальный статус, но в народе, среди клириков и даже архиереев он по-прежнему «Дядо владика», как для русских – Ксеньюшка и Матронушка. В народе он – русский святой, сказавший перед смертью своим опечаленным духовным чадам: «Когда вам станет тяжело, вы напишите мне письмо и оставьте его у моей могилы. Если получу милость у Господа, утешу вас и помогу вам».

Свидетельством того, что архиепископ Серафим получил у Господа милость утешать и помогать, может быть даже ящик для писем, стоящий у его могилы, – на моей памяти, то есть за последние 16 лет, которые я являюсь прихожанкой русского храма в Софии, он увеличился в размерах в несколько раз. Всякие картины приходилось видеть за эти годы: забегающих в крипту, чтобы оставить записочку мимоходом; часами стоящих у гробницы владыки на коленях; тяжело болящих в сопровождении близких; молящихся в уголке благоговейных монахов; молодых мам, объясняющих своим маленьким детям, как нужно перекреститься, поклониться и приложиться к гробнице; а то и целые классы школьников, приведенные в крипту учительницей. Море слез и море радости, мешки писем и охапки цветов, очереди на поклонение, особенно длинные – в праздники.

Вспомнился один араб с нестираемой с лица детской улыбкой: несколько дней он чуть ли не жил в храме и умолял уборщиц позволить ему выполнить какую-нибудь их работу – почистить подсвечник или помыть пол. Старейшие прихожане храма помнят и благодарного итальянца из Посольства Италии в Софии, чей сын молитвами владыки Серафима был спасен от смерти после тяжелой автокатастрофы.

Со мной как-то поделилась одна полька: «Ваш Дзядек владика католикам тоже помогает». И рассказала, как пришла к владыке с молитвой о помощи в безвыходной ситуации: ее пожилому отцу срочно нужна была операция, слишком рискованная при его больном сердце. Судя по всему, на молитву владыка отозвался: нужда в операции в считанные дни отпала.

А у меня однажды получилось отправить владыке sms из Санкт-Петербурга. Очень хотелось попасть на научную конференцию в Великий Новгород – меня там ждали, но для этого нужно было поменять дату вылета обратно в Болгарию. Свободных же билетов не было, а из-за брони мест для туристических групп (лето!) – и не предвиделось. Ждала долго – вдруг освободится, пускала в ход свои питерские связи, но тщетно. Тщетно надеяться на человеков. Тогда послала сообщение по мобильному телефону подруге в Софию. Чтобы сходила в крипту нашего храма и попросила архиепископа Серафима «похлопотать» об одном местечке в самолете на нужную дату. Подруга сообщения не получила – ничего странного, ведь в конечном счете оно было адресовано не ей. А я, совершенно не рассчитывая на чудо, отправилась сдавать свой билет, ехать в Новгород, а потом уж как-нибудь добираться в Болгарию через Москву. Но авиаагентство встретило вестью об одном освободившемся в самолете месте на самый удобный для меня день – владыка явно получил мою sms-ку.

Многолетний опыт общения со святителем Серафимом не перестает удивлять: свои послания с прошениями я отправляю издалече, а ответы получаю изблизи («несмь Аз Бог издалече, но Бог изблизи» (Иер. 23: 23). В эти мгновения дорогой «Дядо владика» всегда оказывается рядом, а в расцветшей в душе тихой радости таким явственным становится ощущение присутствия Самого Бога, Который есть Любовь.

Этим и отличается святой от сказочного волшебника, исполняющего желания, – теплом животворящей божественной любви, способной прорваться сквозь глухоту и слепоту, тронуть и вконец очерствевшее сердце. «Около тепла святой души тает лед сердца», – писал Сергей Фудель, русский духовный писатель XX века. Этой мыслью можно было бы обозначить главный вывод из свидетельств о чудесной помощи архиепископа Серафима (Соболева), перевод которых с болгарского на русский мне посчастливилось исполнять для комиссии по канонизации. Работать над некоторыми из них невозможно было без слез. За чудесами исцелений от телесных, порой – безнадежных, недугов, спасения заблудившихся в лесу детей и заблудших в секту юношей, устройства на работу, обретения мужа или долгожданного чада, помощи в крайней нужде деньгами на лекарства – за всем этим и многим другим тонны растопленного сердечного льда, укрепление, а то и обретение веры, вдохновение на творение добрых дел. Милость Божия озарила множество человеческих душ и вошла в жизнь людей через невидимое, но явное, живое присутствие святителя Серафима. Потому что – об этом говорит множество свидетельств – невозможно, познакомившись с Софийским чудотворцем, не впустить его в свое сердце, в свою жизнь и в свой дом в качестве родного человека, члена семьи – Дядо, на плече у которого всегда можно поплакать, попросить его о помощи, который утешит, поможет, умудрит и наставит на истинный путь. Можно сказать, сбылись пожелания владыки, высказанные им в 1920 году при рукоположении его во епископа: «Я сознаю, что без любви ко Христу нельзя быть пастырем, а тем более архипастырем Церкви. Но то же надо сказать и о любви к ближним, которая, по свидетельству Самого Господа, является отличительным признаком истинного пастырского служения (Ин. 21: 15–17). И как бы я хотел, чтобы вместе с любовию ко Христу сердце мое было исполнено любовью и к ближним моим и я мог бы дерзновенно всегда молиться о них, целить их душевные раны, быть утешителем в скорбях их, служить им в качестве последнего раба и вести их словом и жизнею своею к одному только Богу, Спасителю нашему, в Его Царство благодати и славы».

Скорбные события привели владыку Серафима в предсказанную ему старцем «хорошую сторонушку», которую святитель полюбил как вторую родину, которой так много отдал, которую теперь оберегает в качестве небесного заступника, являясь духовной скрепой братских русского и болгарского народов. Пройдя через многие испытания, святитель Серафим учит нас верности Христу и Святой Православной Церкви своими духовными наставлениями и богословскими трудами, примером всей жизни и даже – смертью в Праздник Торжества Православия.


Источник: http://www.pravoslavie.ru/101331.html


Другие материалы о Святителе Серафиме (Соболеве):

ХРАНИТЕ ЧИСТОТУ ДУШИ

Наталья Горенок

Русский Никольский храм в Софии — одна из самых посещаемых церквей столицы Болгарии. Люди здесь всегда: они заходят, чтобы помолиться у гроба архиепископа Серафима (Соболева). Почти каждый приносит с собой записку — «письмо» к владыке с просьбой помолиться о себе или близких. И люди знают, что их молитвы не останутся без ответа. Почему православные болгары почитают русского архипастыря как национального святого ― об этом наш рассказ.

АРХИЕПИСКОП СЕРАФИМ (СОБОЛЕВ) – РУССКИЙ ИЕРАРХ НА БОЛГАРСКОЙ ЗЕМЛЕ

Андрей Кострюков

«Владыка Серафим был редким примером святого, благодатного архиерея с чистой пастырской совестью… [Он] не оставил своих чад и после своего успения».

«ПРИХОДИТЕ КО МНЕ НА МОГИЛУ, И Я ВАМ ПОМОГУ»

Болгары гораздо больше знают «дедушку Владыку Серафима» не как богослова, а как подвижника благочестия и святого, которому Господь даровал изобильную благодать чудотворений.

«ГОСПОДЬ БЛИЗКО: ПОЗОВЕШЬ ЕГО — СРАЗУ ОТКЛИКНЕТСЯ!»

50 изречений святителя Серафима (Соболева)

Православная вера — Календарный вопрос — Православная Церковь и еретики — Жития святых — Монашество — Духовная брань — Любовь, смирение, молитва.

МЫСЛИ, ЗАПИСАННЫЕ ДУХОВНЫМИ ЧАДАМИ

Архиепископ Серафим (Соболев)

Архипастырь прославился не только силой своих молитв, но и трудами в защиту Православия. Его жизненный путь, пролегавший через десятилетия трагического ХХ века, подвижничество, богословские воззрения, примеры предстательства пред Господом составляют содержание книги, недавно вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

КРАТКИЕ ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ

Из записок духовных чад архиепископа Серафима

Архиепископ Серафим (Соболев)Его жизненный путь, пролегавший через десятилетия трагического ХХ века, подвижничество, богословские воззрения, примеры предстательства пред Господом составляют содержание этой книги.

СЛОВО НА ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

О ВНУТРЕННЕЙ КРЕЩЕНСКОЙ БЛАГОДАТИ

Архиепископ Серафим (Соболев)Как возрождающая божественная сила, она стала царствовать внутри нашего существа, в самом сердце человека. До появления этой благодати, как учит великий из св. отцов Блаженный Диадох, в сердце царствовал грех, а благодать действовала совне. А после явления благодати грех действует на человека совне, а благодать – в сердце. В этом, между прочим, состоит различие между Ветхим и Новым Заветом.

СЛОВО НА ДЕНЬ ПРАЗДНИКА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ.

О СМИРЕНИИ

Архиепископ Серафим (Соболев)Конечно, приобретение смирения есть самый трудный из всех подвигов. Нередко даже Сам Господь, посылая нам великие испытания и скорби, не может заставить нас смириться, что мы знаем с вами, возлюбленные о Христе чада, по опыту своей жизни. Однако без смирения мы никогда не достигнем спасения. Поэтому потщимся его приобрести хотя бы сначала в самом простом и первоначальном его виде, т. е. будем сознавать свою греховность и ничтожество перед Богом.

СМИРЕНИЕ ЕСТЬ ОСНОВА И СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА. БОЖИЯ МАТЕРЬ ВЕСЬМА ЛЮБИТ СМИРЕННЫХ.


СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Архиепископ Серафим (Соболев)И так как Пречистая Божия Матерь есть первая наша Заступница и Избавительница от всех наших бедствий, то ясно, что все наши молитвы к Ней для спасения нас от всех наших напастей и получения всех временных благ должны иметь за собою наше смирение. Она весьма отвращается гордых и весьма любит смиренных, как об этом свидетельствует церковное предание, точнее – жизнь святых людей.

ВЕРНОСТЬ СВЯТООТЕЧЕСКОМУ УЧЕНИЮ КАК ЗАЛОГ ИСТИННОГО ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Слово в день святителя Николая

Архиепископ Серафим (Соболев)Немецкие богословы не имели, не имеют и никогда не будут иметь никакого понятия о самом главном в нашей вере и жизни – о спасительной возрождающей благодати Святаго Духа. Этой благодати здесь нет, так как лютеранство отвергает Таинство Св. Миропомазания и не имеет апостольского преемства, через которые изливается сия благодать. А так как в лютеранстве нет благодати, то у немецких богословов нет и спасительной истины, которая источается из той же благодати Святаго Духа.

О ЛЮБВИ КО ХРИСТУ

Слово в Великий ПятокАрхиепископ Серафим (Соболев)

Опять святая Церковь созвала нас, чад своих, ко гробу нашего Спасителя. Опять она побуждает нас дивным трогательным богослужением вспомнить крестную смерть нашего Господа с ее великими телесными и душевными страданиями. И мы, проникаясь этими воспоминаниями вместе с Церковью, сознаем, что сии страдания и смерть Господь восприял для нашего спасения.

 

(137)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *