В 1947 году, когда страна начала приходить в себя после войны, когда откатилась немного очередная волна атеистических гонений, в «Журнале Московской Патриархии» была опубликована «Памятка священнослужителя», представляющая собой обращение архиепископа Харьковского и Богодуховского Стефана Проценко к духовенству епархии, управление которой ему было вручено 5 июня 1945 года. В самый разгар гонений владыка побывал в заключении, а после освобождения участвовал в Соборе, избравшем на Патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского).
Известно, что владыка Стефан ревностно заботился о вверенной ему Харьковской епархии: прилагал усилия к уврачеванию последствий раскола, подбирал достойных кандидатов на рукоположение, следил за тем, чтобы в жизни духовенства соблюдались традиции церковного благочестия. «Памятка священнослужителя» – казалось бы, короткий, состоящий из всего девяти пунктов текст, стал в то непростое время замечательным образцом пастырского богословия и одним из первых опытов того предметного направления, которое в 1960-х годах известный профессор-протоиерей Алексий Остапов († 1975) сформулирует как «пастырскую этику».
Итак, о чем напоминал духовенству архиепископ Стефан?
Пресвитер, вместе с глубокой верою ты должен гореть любовью ко Христу, не даром же, вверяя тебе словесное стадо, Он спрашивает тебя: «Любиши ли Мя»? (Ин. 21:14).
Проводи жизнь чистую и нравственно безукоризненную, потому что пример скорее влияет и оставляет в душах пасомых несравненно более глубокий след, чем самые красноречивые поучения и длительные наставления, не даром же Сам Пастыреначальник Христос сказал: «по плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). «Образ буди» для паствы «делом и житием», дабы вместе с Апостолом ты мог сказать: «подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу» (1 Кор. 11:1).
Вознося у Престола Всевышнего молитвы «за всех и за вся», работай над собой, дабы «в предняя простираться» (Фил. 3:13); изучай слово Божие, прочитывая ежедневно не менее одной главы из Библии; «внимай себе и учению и пребывай в них» (1 Тим. 4:16). Священное Писание ты должен знать лучше, чем кто-либо из твоей паствы; слово Божие должно быть у тебя всегда «на устах»; не забывай при этом повышать и свой культурный уровень.
Твердо помни, что, если дело Христово во вверенной тебе пастве падает, то ответственность за это ложится только на тебя, ибо твоему попечению вверены драгоценные человеческие души, а потому будь особенно бдителен к себе, — будь трезвым, честным, смиренным, кротким, целомудренным, примерным семьянином и любвеобильным. Как «добрый пастырь», ты должен, по слову апостола, быть «всем вся» и делить с твоей паствой как радость, так и особенно горе, — «где горе слышится, будь первым там».
С внешней стороны будь чист и опрятен, ибо внешняя чистота должна свидетельствовать о внутренней.
Свято исполняя вверенное тебе служение Богу, не менее добросовестно выполняй и свой гражданский долг, неуклонно воспитывая в своих пасомых любовь к Отчизне.
Службу совершай благоговейно, истово и согласно уставу, а потому изучай последний, в недоуменных случаях обращаясь за разъяснением к старшим и более опытным собратиям.
Проверяй себя во всем и, в случае замеченных недочетов, старайся «недоконченная исправите» (Тим. 1:5).
Памятуя, что твое служение Литургии «велико и страшно самим небесным силам», подготовляй себя к нему; аккуратно вычитывай положенное по уставу церковное правило, а именно: повечерие, каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю, молитвы на сон грядущий, а утром — молитвы утренние, полунощницу, канон и молитвы ко Святому Причащению.
(64)