День памяти: 23 января
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко
Священномученик Климент, епископ Анкирский
(Назидательные уроки из жизни св. священномуч. Климента: а) матери должны заботиться о воспитании детей; б) дети должны повиноваться родителям; в) все мы должны быть верны И. Христу).
I.
В настоящий день св. церковь совершает память одного из великих и святых мужей древней церкви Христовой – Климента, епископа Анкирскаго. Это был один из тех великих мучеников, которыми так богаты первые века христианства. Для нашего маловерного и нравственно-распущенного века очень полезно приводить на память подвиги истинных последователей Христовых, запечатлевших свою веру венцом мученическим. Почтим же, братие, память мученика Климента благоговейным воспоминанием о нем.
Св. Климент был сын благочестивой христианки, и сам был воспитан в правилах христианской веры. Воспитание сына в вере Христовой было единственною задачею матери св. Климента. Св. Димитрий Ростовский вот как описывает предсмертную речь этой матери-христианки III века к 12-летнему сыну своему: «Дитя мое, дитя мое, от пелен осиротевшее, о сиротстве прежде чем об отце узнавшее, но и в сиротстве – не сирота, потому что отец есть у тебя – Христос, обогативший тебя дарами! От меня ты рожден плотию, духовную же жизнь ты принял от небесного Отца. О, молю тебя, сын мой, будь Ему сыном, служи Ему одному, всю надежду возложи на Него одного, ибо воистину в Нем все спасение наше… Он сошел с небес, чтобы возвести нас с Собою на небеса»… Так боголюбивая мать-христианка, чувствуя, что смерть скоро наложит молчание на уста ея, спешила, в последния предсмертныя минуты, излить пред возлюбленным сыном своим всю любовь свою к нему, все попечение о душе его, все наставления для дальнейшей его земной жизни, все упования, которые должны были превратить их временную разлуку в вечное блаженное соединение…
Оставшись после матери своей, вдовы Евфросинии, одиноким сиротою, Климент был принят на попечение подругой своей матери, богатою и благородною женщиною – по имени Софиею, не имевшею своих детей. София была очень сострадательна. Во время голода, бывшаго в Галатии, в г. Анкире, где жила она, некоторые язычники, не имея в то время средств прокормить детей своих, бросали их на произвол судьбы; Климент, и по смерти матери находясь под хорошим влиянием, следовательно – христиански участливый, приводил этих брошенных детей в дом Софии, – она пропитывала и одевала их; Климент во всем помогал ей; впоследствии учил этих детей и готовил их к крещению, так что дом Софии сделался как бы приютом бедности и воспитательным. Такая деятельность и вообще чистая жизнь Климента возбудила к нему общее уважение. Едва достигнув 20-ти-летняго возраста и пройдя низшия степени священства, он был избран в епископы. Теперь он стал учителем не одних детей, но уже целой паствы, и действовал с успехом, распространяя христианство и утверждая всех в добродетелях христианских.
Но вот настало жестокое гонение Диоклитиана. Одним из первых подвергся преследованию Климент, как ревностный пастырь церкви. Неумолимы и жестоки были истязания над ним; но его терпение все превозмогло. Мучители уставали мучить его и сменялись одни другими; Климента уже нельзя было узнать от ран, ибо все тело его, изстроганное железом до обнаженных внутренностей, представляло одну сплошную рану; но брошенный в таком состоянии в темницу, он чудесное получил от Господа исцеление. Тогда, чрез некоторое время, решено было отправить Климента в Рим, где он снова был подвергнут истязаниям и тюремному заключению. Но Господь и здесь не оставлял его, подавая ему чудесное исцеление; народ, между тем, поражаемый подвигами мученика и славою Божиих чудес над ним, – во множестве обращался к Богу христианскому. Многие из обращенных приняли мученическую смерть за Христа.
Из Рима Климент был послан в Никомидию, где предан был мучениям вместе с новокрещенным учеником своим Агафангелом; потом снова подвергли его мучениям в отечественном городе Анкире; в Тарсе он протомился многие годы в темнице.
По воцарении императора Максимина, темничные смотрители напомнили городскому начальству о давнишних узниках – Клименте и Агафангеле: «что делать с этими узниками?» – спрашивали они, – «много лет они были мучимы от разных властителей, но все живы и здоровы, и мы думаем, – уж не безсмертны ли они?»
По приказанию Максимина, св. Климент был отправлен на родину в г. Анкиру. Правитель здешний Лукий велел отвести его в темницу и там ежедневно мучить его до смерти. В течение двух месяцев ежедневно били его по лицу и по голове суковатою палкою, наносили ему по 150 ударов; весь пол темницы был залит кровью. Сами мучители удивлялись его непоколебимому терпению.
От одиннадцати мучителей пострадал св. Климент в продолжение 28-летних насильственных странствований его из города в город, из страны в страну. Наконец 23 января (312 г.) Климент был обезглавлен.
II.
Братие христиане! Недаром остановились мы на житии воспоминаемаго ныне мученика Климента. Как ни высока его жизнь, (а кончина неподражаема), но в ней, как и в жизни вообще святых Божиих, даны великие уроки и для нашего времени, – она поучительна для современных нам матерей христианских, а вместе и отцов, – для наших христианских детей и, наконец, для всех христиан.
а) Матери-христианки, а вместе и отцы! Научитесь от матери св. Климента – иметь главною целию своей жизни христианское воспитание ваших детей. Помните, что никакие блага жизни не заменят им благ, даруемых христианством. Все удовольствия и радости сей жизни изменчивы, кратковременны и не свободны от примеси печали: «Кая житейская сладость печали не причастна», поет церковь. Итак, с самого начала сознателъной жизни детей, старайтесь внушить им христианские понятия о Боге, возводя их взоры от земного к небесному, и утвердить их в правилах христианской жизни, с которыми они более спокойно и безопасно совершат свое путешествие по бурным волнам житейского моря. К сожалению, для этого именно урока слишком вялою и слабою оказывается память у современных матерей и отцов: заботы о земном благополучии своих детей поглощают все их внимание.
б) Дети христианския! Св. мученик Климент учит вас собственным примером иметь совершенное послушание своим родителям и свято исполнять их повеления и заветы. Хотите ли быть долголетны и счастливы, как в сей так и в будущей жизни, – будьте почтительны, покорны и послушны всем добрым наставлениям и требованиям своих родителей. К глубокому прискорбию, и эта добродетель в наше время не процветает, хотя очень часто по вине самих родителей, дурными примерами, иногда излишнею слабостию и снисходительностию подрывающих уважение к себе детей своих.
в) Наконец, для всех нас, братие христиане, великий урок ныне преподается в житии св. мученика Климента, – урок твердо и неизменно пребывать в своей христианской православной вере, – не по видимости только, но и по духу. Нет ныне кровавых гонений на христиан, но есть другого рода гонения или испытания для веры, не менее опасныя и мучителъныя. Греховныя влечения развращенной плоти нашей, дурные соблазнительные примеры окружающих нас собратий наших – разве это не пытки в своем роде, которые необходимо претерпеть, чтобы сохранить свою веру и благочестие?! А исконный, не дремлющий враг нашего спасения – диавол? Пуская в нас невидимо раскаленныя стрелы свои, он и видимо действует на погибель нашу, воздвигая, напр., ложных учителей с их развращенными, но и соблазнительными учениями, чтобы поколебать нашу веру и совратить с истинного пути спасения…
III.
Итак, «бодрствуйте», братие, все «стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся» благодатию Господа нашего ИисусаХриста, Ему же подобает честь и слава со безначальным Его Отцем и Св. Духом. Аминь.
(59)