Проповедь протоиерея Григория Дьяченко: Поклонение честным веригам святого и всехвальнаго апостола Петра

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Поклонение честным веригам святого и всехвальнаго апостола Петра

(Достойно и праведно поклоняться веригам св. ап. Петра)

I.

В 16-й день января совершается св. церковию духовное торжество в воспоминание одного события из жизни великого Христова ап. Петра.

Воспоминаемое св. церковию событие случилось в первый век христианской церкви, когда заключали в темницы и казнили св. апостолов и всех христиан. Не легко было жить тогда исповедникам Христовой веры. Вот как благовествует об этом апостол Лука в книге «Деяний св. апостолов»: «апостола Петра (которого заключили в темницу по приказанию царя Ирода, чтобы после праздника Пасхи предать смертной казни) стерегли в темнице; между тем Церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его (для предания казни), в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою, и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Прошедши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которыя сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг ангела не стало с ним. Тогда Петр, пришедши в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал ангела Своего и избавил меня от руки Ирода и от всего, чего ждал народ иудейский» (Деян. 12, 5-11). Радовались иерусалимские христиане освобождению Петра. Господь избавил его до времени от рук врагов. С наступлением дня произошла большая тревога между стражами. Крепко заковали они узника, берегли зорко, а его нет. Как освободился, куда убежал он, никто не знал. Гневный царь велел казнить стражей.

Скоро и сам царь умер. Из Рима стали присылать теперь правителей. Злобные иудеи менее уже могли гнать христиан. Забыли в городе об освобождении Петра, забыли о стражах казненных. Но не забыли христиане о Божией милости. Добыли они те железныя узы, коими скованы были руки апостола. Дороже ценных сокровищ были эти цепи для верных чад церкви. Носил их великий апостол за Господа Христа. Освятились они от соприкосновения с телом святого апостола, а потому и цельбоносными стали. Оттого и чтили их христиане первых веков. Конечно, во времена гонений поклонение им было тайное. Нельзя было чествовать открыто и явно. Но со времен Константина Великого вериги Петра делаются предметом благоговейного поклонения всех христиан, посещавших город Иерусалим. В V веке (около 437 года) иерусалимский патриарх подарил их царице Евдокии, супруге императора Феодосия II. Одну цепь царица послала в Рим в дар дочери своей, а другую оставила в Царьграде. Тут в храме св. апостола Петра и положена она была. В XII веке ее видел наш русский путешественник. Записал он и о празднике поклонения веригам, когда благоговейно лобызал их патриарх и все присутствовавшие в храме.

II.

Св. церковь призывает православных христиан к поклонению честным веригам апостола Петра. «Достойно и праведно почтить столь великую святыню».

За Господа Христа носил их св. апостол. Потому и ценны они для христиан, что носил их апостол Петр и носил именно за Христа. Да потому и чудодейственны они стали. Не дивитесь сему. Не естественная то сила железа, а Божия, благодатная. Освятились цепи от прикосновения к телу святого апостола. Много можно указать примеров, что самыя обыденныя вещи становились чудодейственными от соприкосновения с лицами или предметами святыми. В священной книге Деяний апостольских повествуется, что и тень проходящаго ап. Петра была чудодейственна (5, 15) и что «на больных возлагали платки и опоясания с тела ап. Павла, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (19, 20). А в св. евангелии благовествуется, что больная женщина от прикосновения к одежде Спасителя получила исцеление (Мф. 9, 20-22). Если бы мы стали разсказывать вам о чудесных явлениях, случавшихся от вещей, освященных близостию к святым, то не достало бы и времени. Полна ими история церкви, жизнь святых и мучеников и подвижников. И в наше время, по грехам нашим сравнительно с древними временами бедное чудесами, от достоверных свидетелей можно узнать о случаях чудотворений от священных предметов. Велика еще и к нам грешным Божия милость.

III.

Итак, ничтоже сумняся, воздадим поклонение веригам ап. Петра. Дороги они нам, как вериги первоверховного апостола, и еще потому, что в них Божия благодать, Божия сила невидимо присутствует. Не усумнимся и в других случаях воздавать подобающую честь вещам освященным. Не им эта честь, а Богу, благоволившему освятить их. Един Господь, славимый во святых и чрез святых и чрез освященныя Им вещи. Нет у нас Бога, кроме Единого истиннаго. Ему служим мы, но не оскорбляем Его, воздавая подобающую честь освященным предметам. Напротив, мы боимся оскорбить Господа неблагоговением к тому, что Сам Он благоволил соделать священным.


Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-godichnyj-krug-kratkikh-pouchenij-sostavlennykh-na-kazhdyj-den-goda/8_33

Можно ли кланяться цепям?

Вериги святого апостола Петра
Вериги святого апостола Петра

29 января (16 по старому стилю), церковный календарь преподносит нам праздник с интересным названием: «Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра». (В данном случае вериги – это оковы или цепи.) В основе праздника – одно из событий апостольского времени, описанное евангелистом Лукой в его же книге Деяний Апостольских.

Известно, что проповедь о Христе Воскресшем воспринималась палестинскими властями как кощунственный «соблазн» (греч. скандалон!), как дерзкое диссидентство, которому не было место в сложившейся религиозно-политической системе. Его следовало локализовать в Иерусалиме и подавить любыми средствами. Поэтому ставленник Рима царь Ирод Агриппа казнил апостола Иакова (брата Иоанна Богослова), а апостола Петра «посадил в тюрьму, намереваясь после Пасхи вывести его к народу» (это произошло около 44 г. н. э.). В ночь перед судом, исход которого был явно предрешен, «Петр спал между двумя воинами, связанный двумя цепями, и стражи у двери стерегли тюрьму. И вот предстал ангел Господень, и свет воссиял в темнице. Толкнув Петра в бок, он разбудил его, говоря: „Встань скорее“. И цепи спали с его рук» (Деян.12:4-7). Петр оделся, и они чудесным образом миновали два караула и через железные ворота вышли на пустынную улицу. Ангел исчез, и лишь тогда Петр осознал, что это не сон. Он нашел убежище в доме Иоанна-Марка, а затем был тайно переправлен на Средиземноморское побережье.

Церковь Сан-Пьетро ин Винколи. Рим
Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи

По преданию, христиане смогли получить эти цепи (вериги) и хранили их как драгоценную реликвию. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления. В V веке они были перенесены в Рим, где ап. Петр мученически окончил свои дни, и положены в церкви его имени на Эсквилийском холме (базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи – San Pietro in Vincoli, что значит «Святой Пётр в веригах»). Какая-то часть вериг оказалась в Константинополе, и хранилась в церкви ап. Петра близ собора Святой Софии. Паломник Антоний Новгородский в 1200 году писал, что здесь «висело Петровых вериг железо, вковано в золотую икону. На праздник же Петровых вериг (их) целует патриарх и все люди». После захвата Царьграда турками в 1453 году след константинопольских вериг теряется, и римские вериги становятся общей для всех христиан святыней.

Однажды, в 60-е или 70-е годы минувшего столетия, эти вериги вызвали в одном паломнике доселе невиданную реакцию (знаю об этом от одного из своих учителей по тогда еще Ленинградской Духовной академии). В Рим приехали православные священнослужители из Югославии. Посещая многочисленные святыни Вечного города, они пришли поклониться и веригам. Все коленопреклоненно прикладывались к святыне, и лишь один епископ из Черногории стоял в стороне с гордо поднятой головой. (В скобках напомню, что в период оккупации Восточной Европы Османской империей (XIV–XIX вв.) лишь Черногорское княжество было оплотом независимости славянских народов на Балканском полуострове. Этому способствовало его стратегически выгодное местоположение внутри Динарской горной системы и постоянный приток переселенцев из оккупированных турками областей. При этом черногорские епископы часто становились и лидерами освободительного движения.)

Возникло удивленное замешательство. Сопровождавший делегацию переводчик подумал, что православный архиерей, быть может, чего-то не понял, и деликатно напомнил ему: «Владыко, ведь это же вериги самого апостола Петра…». – «Я знаю; но мы, черногорцы, цепям не кланяемся!» – последовал лаконичный ответ.

Возразить на это было нечего да и незачем. У каждого народа могут быть свои, выстраданные историей, болевые точки, с которыми обязана считаться даже общехристианская традиция благочестия.

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия


Источник: https://azbyka.ru/days/p-mozhno-li-klanjatsja-cepjam


(205)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *