Валентина Новикова (Чернышева): Иоанн с золотым Евангелием, или жизнь в куще

28 января Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Кущника – святого с необычной судьбой и очень короткой жизнью.


История святости этого подвижника Божия, широко почитаемого в древности, начинается с Евангелия, подаренного ему его родителями. Книга эта была единственным имуществом преподобного. С ней он не расставался ни на минуту и  бережно хранил всю свою недолгую жизнь, черпая из источника силы для своего духовного подвига – добровольного нищенства Христа ради. В агиографической литературе христианской Церкви существует много жизнеописаний святых со схожими между собой подвигами благочестия. Житие же святого Иоанна Кущника подобно только сказанию о судьбе Алексия, человека Божия.

В житийном наследии сохранилось мало сведений о преподобном, которые позволили бы точно определить хронологические рамки его жизни. Но, поскольку известно, что он, еще будучи отроком, некоторое время подвизался в обители акимитов («неусыпающих»), основанной преподобным Александром Константинопольским в 20-х годах V века, то исследователи, опираясь на этот факт, предположили, что святой родился где-то в первой четверти упоминаемого столетия. Кроме этого, византийские богословы и историки Георгий Кедрин и Иоанна Зонара, рассказывая в своих хрониках о пожаре 468 года в Константинополе, упоминают церковь во имя святого Иоанна Каливита (или Нищего). Такое прозвище было у Иоанна Кущника, после смерти которого его родители  воздвигли церковь.

В житии этого подвижника говорится, что он происходил из очень богатого и знатного рода военного сановника, проживающего в Константинополе. Иоанн был третьим, самым младшим сыном в семье. В отличие от его старших братьев, которые были отданы родителями на царскую службу и уже достигли определенных чинов, он занимался изучением разных наук. Среди своих сверстников будущий святой выделялся не только необыкновенными способностями и умом, но и мудростью не по годам, а также кротостью и смирением. С раннего возраста на этом ребенке почивала благодать Божия. Его мало интересовали детские игры и забавы, он любил церковные службы и чтение различных духовных книг. Уже в это время Иоанн решил для себя, что будет жить по Евангелию, а потому упросил родителей приобрести для него книгу, чтобы он мог по ней совершенствоваться и учиться делам Божьим. Поскольку родители были богаты и очень любили младшего сына, они для него специально наняли писца, который изготовил красивый, искусный и дорого украшенный камнями и золотом список Евангелия. Поэтому в некоторых древних восточных сказаниях святого называют еще Иоанном с Золотым Евангелием.

Однажды отроку повстречался монах из обители «неусыпающих», которая была известна своей строгостью и тем, что братия совершала богослужения в ней непрестанно, разделив сутки на 24 череды. Иоанн упросил инока взять его с собой в этот монастырь. По прибытии в обитель ее игумен Маркелл, взирая на юный возраст будущего святого, отказал тому в иноческом постриге. Кроме того, в монастыре существовал обычай совершать постриг не тотчас, а после длительного испытания. Но блаженному Иоанну удалось упросить настоятеля посвятить его в монахи и взять в число братии. Юный инок провел в обители около 6 лет, находясь в подчинении у старцев, исполняя с ревностью и смирением все, что ему поручали. И очень скоро достиг такого совершенства в добродетелях, что стал приводить в изумление всех тех, кто принял иночество раньше него. Однако в какой-то момент святому стали приходить на ум воспоминания о родительском доме, об отце и матери, которых он покинул без их ведома и благословения и которые все это время искали и оплакивали своего сына. Преподобный возгорелся желанием посетить своих родных. Игумен не стал препятствовать святому, и тот отправился в путь. Встретив по дороге нищего, он поменялся с ним одеждою и в таком виде прибыл в отчий дом.  От длительных постов и иноческих подвигов, совершаемых во время пребывания в монастыре, тело Иоанна истощилось и внешний вид его очень сильно изменился. Ни родители, ни прислуга не узнали его. Отец из милости к несчастному скитальцу посылал тому ежедневно пищу со своего стола, которую святой раздавал другим нищим. Мать же все время хотела прогнать его от ворот дома. Чтобы не попадаться на глаза своей матери, подвижник поселился в палатке (куще), которую соорудил для него управляющий домом, после чего и получил такое прозвище.

Так прожил угодник Божий три года, скрывая от своих родителей, что он их сын. Но пришло время, и Господь на 25 году жизни призвал подвижника в Небесные обители, открыв ему время кончины. Тогда святой попросил слугу позвать к нему свою мать. Она, впрочем, отказалась прийти к нему с первого раза. И только переданное ей Евангелие натолкнуло родителей на мысль выяснить, а не знает ли нищий пришелец, живущий в куще у дома, что-нибудь о пропавшем их сыне. Тогда святой, не в силах более сдерживать свою тайну, открылся им. Так подаренное много лет назад святому Иоанну Евангелие, по его собственным словам, научило любить Христа и нести Его благое иго. Преподобный взял обещание с родных, что они его похоронят на том самом месте, где стояла палатка, и в том самом рубище, которое он носил. По преставлению праведника на месте его погребения родители построили церковь и большой странноприимный дом.

Житие святое Иоанна Кущника в свое время произвело очень сильное впечатление на гения русской поэзии А. С. Пушкина, который, по свидетельствам его современников, почти в течение всей своей жизни регулярно обращался к Четьим минеям. Предание об этом подвижнике Божьем он перечитывал несколько раз. В своем стихотворении из 5 частей «Странник», написанном в период его личного жизненного кризиса за два года до трагической гибели, поэт в одном из фрагментов изобразил святого в виде юноши с книгой. Как и сам Пушкин, его лирический герой, потеряв ориентиры, мечется от неопределенности, изнывает от тоски и уныния, охвативших его душу. И лишь встреча с необычным юношей, читавшим книгу и указавшим ему на свет в дали, «на спасенья верный путь и тесные врата» как вечный ориентир, возвращает героя к действительности, к вере и надежде. Жизнь каждого из таких святых является для нас примером, как и Евангелие – единственным истинным ориентиром.

Современному человеку очень трудно принять и осмыслить явление такой святости, которая представлена нам в житии преподобного Иоанна Кущника. Многие из людей нашего времени, доживая до глубокой старости, так и не задаются вопросом о том, зачем и для чего они пришли в этот мир. Святой Иоанн уже с самых ранних лет искал вечного, а не временного, жаждал Царства Божия, ради которого и оставил все земные блага, став нищим скитальцем и добровольным страдальцем, отдав себя всецело на волю Господню. Очевидно, что такие подвиги могут нести лишь только единицы, чьи сердца всецело заполнены любовью к Богу. К сожалению, мы живем в эпоху, когда понимание основных евангельских истин подвергается постоянному искажению и пересмотру. Многое из того, чем жили верующие первых веков христианства, для нас малопонятно и непостижимо, но образец их святой жизни учит исполнению воли Божьей о каждом из нас.


Источник:  https://pravlife.org/ru/content/ioann-s-zolotym-evangeliem-ili-zhizn-v-kushche

(72)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *