Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев)
(1873–1958)
Будущий схиигумен Иоанн (в миру Алексеев Иван Алексеевич, в постриге Иакинф) родился 26 февраля 1873 г. в Тверской губернии в крестьянской семье. Окончил курс церковно-приходской школы.
Вслед за братом переехал в Санкт-Петербург. В 1901 г. после службы в армии поступил в Валаамский монастырь и направлен на служение в санкт-Петербургское подворье монастыря.
В 1910 принял пострижение с именем Иакинф. После многократных прошений был возвращен в монастырь и в 1915 г. в Свято-Иоанно-Предтеченский скит. Иеродиакон (1921). Иеромонах (1921). С 1921 г. настоятель Трифоно-Печенгского монастыря в Петсамо.
Оказался в эмиграции в связи с изменением государственных границ. В 1932 г. был освобожден от обязанностей настоятеля и возвратился в Валаамский монастырь.
Принял схиму с именем Иоанн и стал затворником в Свято-Иоанно-Предтеченском скиту. В 1938 г. избран духовником Валаамского монастыря и с этого времени окормлял русскоязычных паломников. Вместе с братией в 1940 г. пережил эвакуацию монастыря в мест. Папиниеми в районе Хейнавеси (Финляндия).
Мирно скончался в своей келье в Финляндском Валаамском монастыре.
«Очень жаль, что наши православные очень мало знают свое учение и легко уклоняются в разные секты. Ибо все секты, ереси и расколы основаны на гордости и самовнушении. В православии авторитет – вселенские соборы и учение св. Отцов. …Св. Отцы Божией помощью очистили сердца от страстей. Они правильно знают волю Божию, открытую в святом Писании, а не очистившие сердце от страстей, не могут правильно понимать св. Писание, и такие люди …уклоняются с правильного пути и идут в разные стороны…
Св. Отцы очень милостиво обращались с грешниками, они говорили: «Если увидишь грешных, прикрой своей одеждой, уйди и не осуждай их»
… Вспомни сама свои молодые годы, как тогда трудно было воздерживаться от подобных естественных грехов. А теперь стала старушка и забыла прежние годы, и строго осуждаешь молодых. Молись за нее, обращайся как можно с ней ласково, с таким обращением не погрешишь».
Старец схиигумен Иоанн (Алексеев)
Ад, Рай. Бедность, богатство Бог, вера, христианство Вечность Вредные привычки Домашний крест, семья, дети Грехи Духовная брань. Темные силы Духовное руководство Иноверие, секты Исповедь Молитва Монашеская жизнь. Монастыри Мудрость духовная, рассудительность Осуждение Покаяние, видение своих грехов Помыслы Постепенность в духовной жизни Прелесть Рассуждения о догматах Святое Писание. Евангелие Святые Отцы Священнослужители Скорби, страдания, болезни Смерть близких. Память смерти Смирение Спасение для мирян Спиритизм Страсти, немощи, гордость, тщеславие Уныние, отчаяние, тоскливость Учить других. Если просят совета
Ад, Рай
«О судьбах человеческих в загробной жизни, мы не можем решать, — Его воля. Однако я не сомневаюсь в спасении православной верующей души, но степени блаженства, конечно, по заслугам каждого человека. Как святой апостол сказал: «Славы разные, иная слава солнцу, иная слава луне и иная слава звездам». Если какая грешная душа попадает в ад, святая Церковь замаливает за такую душу и Господь освобождает ее из адовых уз. Я, грешный, верую в церковные молитвы».
Бедность, богатство
«Да, «довольство, богатство, любовь родителей и похвалы окружающих», большая помеха в духовной жизни. Святые отцы этих причин ко греху очень боялись и всеми силами избегали их; не напрасно же уходили в монастыри да в пустыни, но тебе бежать не надо никуда, а старайся быть мудрой как змея, а кроткой, как голубь, прочее все временное, пустота, точно мишура. Помнить надо, даже убедить себя, что не сегодня, а завтра, однако, умрем, а там вечная жизнь и время там стоит».
Бог, вера
«Если вы… хотите найти Бога философией, зря будете трудиться и никогда не найдете. Вот мой совет, как найти Бога: начинайте свою жизнь вести по Евангелию. Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5, 8). Постепенно очищается сердце, и будет царство Божие внутри вас (Лк.17, 21)».
Вечность
«Ах, какое великое благо для нас грешных святоотеческое писание; начну читать, точно раньше не читал это. Вот, сегодня прочел у пр. Исаака Сирина 34 слово, замечательное. Меня теперь занимает мысль о вечной жизни. Вечность – и конца нет, жутко делается! Здесь на земле, как тяжело ни жилось бы, — или сильные скорби, или тяжелые болезни – все же они кончаются со смертью человека. Иные в тяжелые минуты говорят: умереть скорей! Какое то есть утешение, что кончатся страдания, а в будущей жизни чего ждать, вечность не имеет конца. Господи! Помилуй нас грешных».
Вредные привычки
«Вот мой совет твоему мужу: пусть он покрепче положит начало в своем сердце, чтобы больше не пить вина, и помолиться Богу о помощи, ибо Господь слышит каждого человека; пусть в этом не сомневается; а одни наши усилия без Божьей помощи слабые. Алкоголь всегда льстит и обманывает, начинаешь пить для веселья, а в результате получается душевный недуг, томление и телесная болезнь, это я знаю опытом. Помоги ему Господи избавиться от алкоголя. Пусть не пьет, слюбится, тысячу раз слюбится ему».
Домашний крест, семья, дети
«Не отчаивайся, не унывай, успокойся. «Грех и беда с кем не была», — говорит русская пословица. Фарисеи привели ко Христу взятую в прелюбодеянии женщину, и говорят ему: «Учителю, что повелеши сделать с ней» (прочти от Иоанна в Евангелии 8, 3 –11).
Боже упаси тебя уходить от мужа, терпи и молись, Господь по своему милосердию поможет вам пережить эту неприятность. Муж твой очень смирился, плачет и просит прощения, ты по заповеди Божьей прости его, и никогда не укоряй его, и не напоминай ему об этом искушении. Довольно ему стыда и позора, когда застала его на месте преступления, это очень тяжело переносить ему, помоги ему Господи. Не печаль его, а старайся показывать ему веселый вид, ты этим облегчишь его терзание душевное. Святой апостол говорит: «Друг друга тягость носите, и так исполните закон Христов». Если так поступишь, тогда молитва у тебя чище пойдет. Святые отцы пишут: «Покрой грехи ближнего, Господь и твои покроет». Конечно, это с ним случилось в пьяном виде, подобное тоже случилось с праведным Лотом, в пьяном виде согрешил со своими дочерьми. Прочти в Библии 1-ю книгу Бытия, гл.19, стихи 30-38.
Эта наша земная жизнь, действительно житейское море, и кораблику нашему приходится переживать разные невзгоды, так и жди, когда выкинет. Однако же, с Божьей помощью будем стараться переплывать это море и достигать тихого пристанища царства небесного.
А тебе, раба Божия, не советую очень тужить о своей крестнице и считать ее уже погибшей. Господь Иисус Христос снисшел с неба на землю и принял нашу плоть человеческую не ради праведных, а ради грешных. Фарисеи почивали на законах, но не жили сами по закону, и не могли понять Иисуса Христа истинным Богом, преследовали и осуждали Господа – говорили: «Друг грешникам, ибо пьет и ест с мытарями», осудили грешницу и привели к Нему; но Господь оправдал ее (Ев. от Иоанна 8, 3-11).
Знай, что мы не мудрее Соломона и не кротче пророка Давида, и не ревностнее апостола Петра. Вот Господь по Своему милосердию милует и прощает грешных, и ты сама грешная, хочешь ругать свою крестницу; ей и так тяжело, а ты еще хочешь прибавить тяжести. Св. Отцы очень милостиво обращались с грешниками, они говорили: «Если увидишь грешных, прикрой своей одеждой, уйди и не осуждай их».
…Вспомни сама свои молодые годы, как тогда трудно было воздерживаться от подобных естественных грехов. А теперь стала старушка и забыла прежние годы, и строго осуждаешь молодых. Молись за нее, обращайся как можно с ней ласково, с таким обращением не погрешишь».
Духовная брань. Темные силы
«Ты все еще не научилась вести брань со врагом рода человеческого. Приступил к тебе со своими хитрыми кознями, и ты чуть ли не в отчаяние падаешь. Успокойся и не смущайся; это враг наносит тебе воспоминания о прежних погрешностях; их не надо принимать, просто не обращай внимания, вот что пишет пр. Марк подвижник: «Прежние грехи, будучи воспоминаемы по виду, вредят благонадежного. Ибо, если они приносят с собой печаль, то удаляют от надежды, а представившись без печали, влагают внутрь прежнюю скверну».
…Когда враг вносит помыслы самохваления – тогда только надо припоминать прежние грехи, чтобы смирить себя. Как сказано в Отечнике: один подвижник, когда враг станет бороть его помыслами самохваления, тогда говорит себе: «Старик! Посмотри на свой блуд». А в прежних твоих поползновениях Бог простит тя, чадо, будь спокойна».
Духовное руководство
«В данное время (1946г.) мы лишены этого блага жить под руководством опытного старца в духовной жизни. Руководитель должен указывать дорогу, по которой сам шел, а если будет руководить только по книгам совсем не то, говорящий и слушающий думают, что оба назидаются, но когда вкусят яко благ Господь, тогда познают свои ошибки. Св. Петр Дамаскин говорит о себе: «Много я получил вреда от неопытных советников». Руководитель должен быть безстрастный и иметь дар рассуждения, именно: знать время, начинание, предприятие, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу тепла, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, воспитание, расположение, намерение, поведение, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания и многое другое. Вот каков должен быть руководитель в духовной жизни и какое иметь рассуждение.
Хорошо бы духовную жизнь проводить под руководством духовного наставника, но оскуде преподобные, а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами; все равно, как в аптеке, не учившись искусству медицинскому, вместо полезных лекарств возьмет отравляющее. Однако унывать не надо, в основание положим мытарево смирение, и Господь по своей благости поможет нам, грешным, и избавит от напастей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия держались за смирение и покаяние».
Иноверие, секты
«О здравии можно поминать и лютеранам на проскомидии, в надежде, что благодать Божия приведет его в православие. А о упокоении нельзя поминать, ибо он умер во вражде с православием, а о загробной жизни не нам судить, суды Божии нам грешным не постижимы».
Советы жене иноверца
«Своему мужу старайся быть верной, не изменяй ему и слушайся его во всем. Конечно, исключая православных требований. На религиозные темы беседовать не надо, а если сам заговорит, отвечай, что знаешь, но сперва мысленно помолись Богу. Учи его не словом, а добродетельною христианскою жизнию. Не принуждай его ходить в церковь, если сам пожелает – это другое дело, будь довольна и благодарна, что тебе не препятствует ходить. Молись о нем просто, по-детски: «Спаси, Господи, и помилуй моего мужа Х., сохрани и вразуми его». И прочее все предоставь Божию милосердию и будь спокойна. Умудри тебя, Господи.
К его матери относись всегда хорошо и вежливо, когда что скажет неприятное, то терпи. На религиозные темы не говори с ней, иначе потеряешь свой мир. В гневе никакое дело не решай и разговор прекращай. Под влиянием гнева всегда грешишь, и скажешь неправильно, и после будешь сожалеть».
«Пишешь, что твоя знакомая попала в секту. Очень жаль, что наши православные очень мало знают свое учение и легко уклоняются в разные секты. Ибо все секты, ереси и расколы основаны на гордости и самовнушении. В православии авторитет – вселенские соборы и учение св. Отцов. Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, те Бога узрят». Вот св. Отцы Божией помощью очистили сердца от страстей. Они правильно знают волю Божию, открытую в святом Писании, а не очистившие сердце от страстей, не могут правильно понимать св. Писание, и такие люди претыкаются на святом Писании, уклоняются с правильного пути и идут в разные стороны. Так сказать: сошли с большого парохода и сели на утлую ладью и хотят переплыть житейское море, и погибают в волнах суетных мудрований. Они вырывают текст из св. Писания для оправдания своего заблуждения».
Исповедь
«На исповеди не надо стараться, чтобы были слезы, скажи, что есть на совести, и больше ничего…
Напрасно себя смущаете и думаете, что есть у вас какой-либо грех неисповеданный. Смертные грехи только те, которые сознаете и не каетесь».
Грехи
«Ты не хочешь грешить и грешишь тяжело. Что делать? – Человецы есмы, плоть носящие, да диаволами искушаемые. Не трепещи и не унывай сице, когда и пошатнешься в какой добродетели, встань, выпрямись и опять иди вперед; знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией. Имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб; да других не осуждай ни в чем. Кто кого в чем осуждает, тот и сам в эти же грехи впадает, иначе не бывает.
Хорошо иногда вспомнить свои грехи, ибо от этого рождается смирение, а когда от воспоминаний прошлых грехов приходит отчаяние, тут уже явно враг старается возмутить душу, не слушай его, успокойся, не мятись, не унывай, старайся молитвой отогнать подобные возмутительные мысли. Дух святый говорит через пророка Иезекииля: «Если грешник обратится от грехов своих, то не помянутся ему грехи его». Господь не хочет смерти грешника. Так и живи для семьи, …а о внутренней своей жизни умолчи, да они и не поймут тебя. Если когда споткнется твой муж, потерпи, не смущайся, но усерднее молись, вспомни, и ты ведь спотыкалась».
Молитва
«Скажу кратко, как должно молиться на основании богомудрых святых отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание – душа молитвы. На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Когда появится умиление и теплота сердечная, думать не надо, что получил что-то великое. Это бывает естественно от сосредоточения, но не прелесть. Все же от благодати Господь дает некоторое утешение молитвеннику.
Всеми силами старайся, чтобы никого не осуждать ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай и вражды не имей, иначе молитва не будет прививаться к сердцу».
«Правильно твое замечание, что «от молитвы ничего не ждать». При молитве надо себя держать в большом непотребстве, и если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения, но не смущайся, когда они пресекаются, иначе не бывает.
Молитва – самый трудный подвиг, и она до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы. Все же Господь, по Своему милосердию, временами дает и утешение молитвеннику, чтобы он не ослабевал. Молитвенное свое домашнее правило определи сама, сообразуйся со временем; в этом самочиния не будет, только много набирать не советую, чтобы не быть рабом правилу и во избежание торопливости».
«Добре, что ты упражняешься в Иисусовой молитве. Святые отцы молитву назвали царицей добродетелей, ибо она привлечет и прочия добродетели. Но, насколько она высока, настолько и труда большого требует. Преподобный Агафон говорит: «Молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы».
Ты исполняешь по 100 и утром и вечером, довольно с тебя такого количества, только старайся исполнять со вниманием; но не смущайся, что у тебя при этом на сердце сухость, однако, понуждай себя; только внимание держи, как я тебе говорил, в верхней части груди. На работе и при людях старайся умно предстоять перед Богом, т.е. иметь память Божию, что Он тут. Если больше тебя умиляют псалмы и акафисты – их читай, если время есть.
О непрестанной и умносердечной молитве, к которой ты стремишься, не дерзаем просить у Господа – такое состояние у очень немногих, едва ли обретешь из тысячи одного человека, сказал св. Исаак Сирский, и в такую духовную меру приходят по благодати Божией за глубокое смирение. К теплоте сердечной не стремись – она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати, большего не ищи и не горячись. В духовной жизни скачки неуместны, а требуется терпеливая постепенность. Ты еще юная телесно и духовно. Св. Лествичник пишет: «Раскрой у новоначального душу – и увидишь неправильность, желание у него непрестанной молитвы, всегдашней памяти смертной и совершенного безгневия, — такое состояние только совершенных». Признак молитвы в теплоте сердечной и в сокрушении сердца, и чтобы сознавать себя ничтожной и взывать к Господу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную», или другими словами можно молиться, как для тебя будет удобнее».
Монашеская жизнь. Монастыри
«Не советую тебе мечтать о монастырской жизни. Господь ведет тебя в вечную жизнь мирской супружеской жизнью, умудряйся жить ради Христа в семейной жизни, и Господь видит твое произволение, поможет тебе спастись и в семейной жизни, в этом не сомневайся. Преп. Макарий великий приводит пример двух женщин, угодивших Богу; они пришли в совершенство духовной жизни, были даже выше отшельников. У них было желание проводить жизнь в монастыре, а по некоторым причинам имели мужей. Господь, видя их произволение угождать ему в монастыре, помог им спастись, живших семейною жизнью. В данное время (пис.1948 г.) жизнь в монастырях не такая, как вам рисуется, и вы по своей неопытности в духовной жизни, можете только соблазниться монастырскою жизнью.
На этих днях ходил я пешком в женский монастырь, от нас 14 километров; ночевал там, посмотрел их житие, бытие, труд огромный, питание скудное; помоги им Господи, они уже закалены в такой жизни, а вновь поступающим в монастырь едва ли будет вместимо».
Мудрость духовная, рассудительность
«В одном устроении не может быть человек, подобно погоде бывают изменения. Хорошо быть на Фаворе, а иногда приходится быть и на Голгофе, внимательный и рассудительный находит много случаев понять это.
…Во всех недоуменных вопросах возьми себе за правило совет Богомудрых святых отцов: если предстоит тебе два зла, выбирай меньшее, а если две добродетели предстоят – выбирай большую. Конечно, предварительно помолись, чтобы Господь вразумил».
Осуждение
«Когда мы подвержены страстям – говорю о душевных – самомнения, тщеславия, гнева, лукавства и бесовской гордости, — то под влиянием этих страстей, думается нам, что все люди виноваты и не хороши. Однако мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любовь и справедливость, а сами обязаны исполнять заповеди о любви и быть справедливыми. Однако не унывай, во время неприятностей углубись в Священное Писание и святых отцов и в молитву, тогда опытом почувствуешь мир и тишину в душе своей; своим рассудком, как ни рассуждай, без Божией помощи не можем умиротвориться сами и других умиротворить.
Знай, что во Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю, и Страшный Суд будет, по Святому Евангелию. Но мы так оземленились, что мало обращаем внимание на евангельские заповеди, но очень строго судим за какие-либо обряды. Конечно, обряды нужно исполнять; установленные святыми отцами, ибо они воспитывают душу в благочестии. Но все же всегда надо обращать больше внимания на евангельские заповеди. Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете, чего себе не хочешь, того и людям не делай». А мы-то, что глухие, не слышим, что Господь говорит нам, и свободно нарушаем Его святые заповеди.
Осуждающий всегда ошибается и неправильно судит, ибо мы не знаем причину согрешающего, а судим по своему устроению. Кто как настроен, тот так и о других и заключает, ибо кривое око на всех криво глядит. Очень хорошо сказал прп. Дорофей: «Вот, если стоит человек у угла какого-то здания, пройдут мимо него трое, и каждый подумает по своему устроению. Религиозный подумает о нем: «вероятно, ждет, когда ударят в колокол и пойдет в церковь». А вор подумает: «Когда будет потемнее, пойдет воровать». А блудник подумает: «наверно, поджидает женщину для греха». Очень справедливо сказано, и это видно почти на каждом шагу.
Верить слухам посторонних не верно; люди как люди, иногда из комара делают слона и видят только немощи, а келейных слез не могут знать, да и не способны проникнуть во внутреннюю жизнь уединенного инока. Степени духовного преуспевания разные, и духовного познать может только духовный. Полезнее всего видеть всех хорошими, а себя хуже всех; будешь только следить за собой, тогда именно увидишь себя хуже всех.
Свойство гордости – видеть в себе только хорошее, в других – только худое; а свойство смирения – видеть свои грехи, а в других – добрые качества.
Проводя внимательную жизнь, увидишь себя очень худой и немощной, других не будешь осуждать, и увидишь всех хорошими, и на чужие немощи даже не обратишь никакого внимания, и в сердце почувствуешь тишину и мир».
Покаяние, видение своих грехов
«Господь знает нашу немощь, дал нам врачевство покаяния. По закону духовного ведения, чем больше человек преуспевает в духовной жизни, тем более видит себя грешнее. Св. Петр Дамаскин пишет: «Если человек увидит свои грехи, аки песок морской, и это знак здоровья души». При этих чувствах отчаянию нет места, а наполняется душа умилением и любовью ко всем живущим на земле. Блаженны подобные люди, которые приходят в такое состояние, оно дается от Бога за глубочайшее смирение и называется безстрастием».
Помыслы
«Помыслы бывают трех родов: человеческие, ангельские и бесовские. Мысли человеческие не что иное, как мечтательные образы вещей мира сего, сказал преподобный Исихий. Ангельские помыслы всегда добрые и на сердце бывает мир и тишина, даже некоторое веселие. Абесовские мысли всегда греховные и в сердце чувствуется смущение. Иные люди иногда говорят: «Что ни шаг, то грех». Так говорить не правильно. У святых отцов все приходящие мысли названы прилогами, хоть и худые они, но безгрешны; мы по самовластию можем принять и не принять, если не примем их, то они безгрешны, а если примем и будем говорить с ними, тогда будут греховные и доведут они до телесного греха. Иногда приходят мысли неприятные: когда-то были ошибки, и вдруг они появятся, точно молния блеснет, я полагаю, что такие мысли естественные, человеческие прежние воспоминания. А бесовские мысли всегда греховные: о гневе, о блуде, о сребролюбии, о тщеславии, о гордости и о прочих страстях, и всегда в сердце бывает смущение. Конечно, мирянам трудно, даже невозможно разобраться в помыслах, от каких причин они бывают. Ибо иные мысли у писателей, иные мысли у изобретателей, а иные у торговцев».
Постепенность в духовной жизни
«Не горячись, раньше времени не стремись к высшему, в духовной жизни скачки не уместны, должна быть терпеливая постепенность; отчасти стала уже замечать неполезное для тебя: светские книги, политика и без нужды ходить по людям. Да, это все вредит для внимательного. Твой способ борьбы со страстями правильный, какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись, только не одними своими силами, а с Божией помощью. Однако больше обрати внимание на главную страсть, которая больше борет; знай, еще, что наш должен быть труд, а успех зависит от благодати, благодать дается не за труды, а за смирение; кто насколько смирится, настолько и благодать приходит, и в добродетели устоять зависит не от нас, а от благодати».
Прелесть
«Блаженное твое состояние, если ты чувствуешь себя скудной и младенцем среди людей образованных духовно; не завидуй таковым и не стремись к духовным восторгам. Мистики стремятся к таким благодатным ощущениям, и вместо истинного созерцания, впадают в дьявольскую прелесть. Благодатное ощущение Господь дает человеку, если у него очищено от страстей; в таком устроении были св. Отцы, а нам грешным должно молиться в покаянных чувствах и просить у Бога помощи в борьбе со страстями. В Отечнике сказано: «Ученик сказал старцу: такой-то «видит ангелов». Старец ответил: «Это неудивительно, что он видит ангелов, но удивился бы я тому, кто видит свои грехи». Хотя это старческое изречение и кратко, но по духовному смыслу очень глубоко, ибо тяжелее всего познать себя самого».
Рассуждения о догматах
«Вы говорили, что св. Григорий Нисский писал: «Все падшие существа, даже и демоны, достигнут возрождения и восстановления и будут спасены». Это он высказал в виде гадания, а не твердого верования. Св. Церковь этого мнения не приняла, у св. Григория, исключая этого гадания, все его писание чистое и православное. Преп. Варсонофий говорил своим ученикам: «Не думайте, что люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии». Св. апостол говорит: «Отчасти разумеем, и отчасти пророчествуем» (1 Кор.13, 9). И еще: «О глубина богатства и премудрости и разума Божия, яко не испытаны судьбы его» (Ср.: Рим.11, 33-34).
Св. Писание говорит, что будет вечная жизнь и вечное мучение, и мы должны этому крепко верить и не вдаваться в тонкое богословие по нашему ограниченному умишку и неочищенному сердцу от страстей. Исаак Сирянин так говорит: «Как мячущагося на всех льва, избегай рассуждений о догматах» (слово 9-ое)».
Святое Писание. Евангелие
«Святые отцы советуют читать Святое Евангелие ежедневно, если очень не досужно, хоть одно зачало все же прочти. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренне помолись Господу, чтобы открыл очи твои сердечные для уразумения силы Святого Благовествования Христова; читай внимательно, точно, по складам. Опытом познаешь духовную силу, исходящую от такого чтения, подобно кровоточивой жене.
Вот, друг, как советую тебе читать Священное Писание: сперва помолись Богу, чтобы Он открыл твой ум уразуметь Писание; что понятно – старайся исполнять, а не понятно – пропускай. Так святые отцы советуют. Священное Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. Аисследование непостижимого относится к гордости.
…У св. о. Исаака, да, язык труден, но еще труднее для нас его содержание, ибо глубок колодец, а у нас коротка веревочка, и мы не можем достать его глубокой, чудной спасительной воды.
Епископ Феофан даже составил молитву св. Исааку, чтобы он помог нам понимать его спасительное учение. Вообще св. отцы с своего опыта, от чувств писали, и понимается их учение теми людьми, которые работают над своим сердцем».
Святые Отцы
«Святые Отцы, с Божией помощию, очистили сердца от страстей, они правильно знают волю Божию, открытую в Священном Писании. А те, у кого не очищено сердце от страстей, не могут правильно понимать его, и такие люди претыкаются на Святом Писании, уклоняются с правильного пути и идут в разные стороны».
Священнослужители
«Святые Тайны совершаются не по достоинству священнослужителей, а по милости и любви Божией благодати».
«Сегодня 4-ое января, св. Церковь празднует 70 св. Апостолов. Из них 5 апостолов отпали. Иуда, Николай – был епископом, Фегель – был епископом, Ермоген тоже был епископом, Димас – был иерей и служил идолам. Меня занимали раньше такие мысли: почему Господь избрал этих в ученики для проповеди? Ведь он знал, что они отпадут. Но во время службы, как-то стало мне ясно, что Господь по своей благости призывает к Себе всех, но свободную нашу волю не нарушает, а если кто уклонится от добродетели в порочную жизнь добровольно – сам виноват, так как не потрудился по свободной воле во угождение Богу. Один возлюбил деньги, а другой век сей временный, так и прочие отпавши. По свободной нашей воле мы должны трудиться в угождении Богу, тогда благодать помогает нам, а если не будем трудиться, и благодать Божия не поможет: наш труд и благодать идут совместно».
Скорби, страдания, болезни
«Не было бы скорбей, не было бы и спасения, сказали святые отцы; от скорбей две пользы: первая – усердие к Богу и благодарность от всей души. Вторая – избавляет от суетных попечений и забот. Из святоотеческих писаний видно, они подобно нам тоже унывали и малодушествовали, даже испытывали то, что не пожелали предать Писанию, чтобы нас, неопытных в духовной жизни, не смутить и не привести в отчаяние. Конечно, Господь попускает быть скорбям, соразмерно нашим силам, кто какие может понести. Они (скорби) нас смиряют, у нас есть какая-то самонадеянность, что мы своими силами хотим преуспевать в духовной жизни, а в скорбях-то и научаемся смирению, что наши усилия без Божией помощи не достигнут цели. Наш должен быть труд к добродетели, а успех в добродетели зависит уже от благодати, и благодать дается от Бога, именно только смиренным, а без смирительных случаев не смиришься.
Хорошо, что прибегаешь к Богу о помощи в скорбные минуты, ибо душа наша сотворена по образу и подобию Божию, следовательно, только в Боге и можем получить помощь и утешение в скорбные минуты.
Знай, что без скорбей нам не прожить. Господь сказал, что в мире скорбеть будете. Не было бы скорбей, не было бы и спасения, говорят св. Отцы. Господь избрал на проповедь св. Пророков и св. Апостолов, однако скорби не отнял от них, а Господь наш Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный человек скорбною жизнью жил на земле. От сотворенного Им человека терпел укорение, поношение, презрение, насмешки, побои, даже до позорной смерти распятием. Советую тебе, не унывай, терпи, молись и старайся быть мудрой, как змея, и кроткой, как голубь (от Матф.10, 16).
…Сочувствую вашей тяжелой скорби. Что делать: ведь не без Божией же воли они нам приходят, не было бы скорбей, не было бы спасения, все же они нас смиряют, и всех и всюду они преследуют, только в разных видах. Судьбы Господни непостижимы нам грешным, и никакой ум решить не может: почему Господь посылает разные скорби, одним очень тяжелые, а другим легкие. Против скорбей одно средство: терпение и молитва, сказал преп. Марк Подвижник.
Большая наша ошибка, что мало думаем о переходе в другой мир, ведь эта наша жизнь в юдоли сей плачевной – ничто иное, как путь к вечности и приготовление к ней. О, вечность, ты вечность, не имеющая конца. Жутко здесь, хоть иногда тяжело живется, постигают тяжкие скорби и лютые болезни, однако сеть некоторая отрадная мысль: умру, и все это кончится, а там-то чего ждать?..
Не представляй Бога очень строгим судьей и карателем. Он очень милостивый, принял нашу плоть человеческую и пострадал как человек, не ради святых, а ради грешников, подобных нам с тобой».
Смерть близких. Память смерти
«Тяжелое время пережила. Не смущай себя, как перестроить свою жизнь, расположись на волю Божию и молись, время постепенно перестроит. Хорошо, что поминки не устраивала, без поминок довольно было тебе хлопот. Конечно, тебе тяжело было видеть и переживать кончину своей дорогой мамочки, и раньше не приходилось тебе присутствовать у умирающих. Однако кончины бывают разные. Игумен Маврикий Валаамский, боролся со смертью 40 дней, а иеромонах Иереней 60 дней, вчера похоронили монаха 74 лет, скончался скоропостижно; до обеда работал, после обеда остался один в келлии, пришли в келлию, а он лежит у стола, душу отдал Богу».
«Человек не умирает, только переходит в другую вечную жизнь. Тело из земли, в землю и пойдет, а душа от Бога, к Богу и пойдет.
А там уже Его святая воля, куда определить, по делам каждого на вечную жизнь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповаем на Тебя.Вычитываний много не набирай на себя, старайся, чтобы на работе была исправна; если время позволит, прочти главу Евангелия, апостольских посланий и кафизму, или даже одну славу, святое писание важнее канонов. Храни тебя Господи».
«Ты испытывала страх после смерти умершей Х.; это было от ее нерасположения к тебе. Св. Церковь верует: души умерших трое суток ходят по всем местам, где она жила, и когда она приходила к тебе, вот ты и испытывала страх. Ты пугаешься, какая кончина постигнет тебя; конечно, страшновато умирать, боязнь смерти свойственна всем человекам, пишет Лествичник (слово 6 «О памяти смерти» 3 глава), а отчаяние и уныние уже от врага, не слушай его внушения».
Смирение
«Теперь напишу о смирении. О блаженное смирение, ты божественно, ибо преклонило небеса и воплотилось в человечество и грехи всего мира пригвоздило ко кресту. Душа моя трепещет, как я могу сказать что-нибудь о величии твоем?
Богомудрые святые отцы вот что говорят о смирении: от него происходит: кротость, приветливость, удобоумиление, милосердие, тихость, благопокорность. Смиренный не любопытствует о предметах непостижимых; а гордый хочет исследовать глубину судеб Господних. Смиренный не хвалится природными дарованиями и гнушается людскими похвалами – как человек одетый в шелковую одежду отбегает, если брызнуть на него дегтем, чтобы не замарать своей дорогой одежды; так и смиренный убегает человеческой славы.
Свойство смирения видеть свои грехи, а в других добрые качества; а гордости свойственно видеть в себе только хорошее, а в других только худое. Вот еще черта смирения: простота, откровенность и естественность. А что такое смирение и как оно рождается в душе, никто не может выяснить словами, если человек не научился сему из опыта. Из одних слов нельзя сему научиться».
«…Хоть ты и освободилась от страстей, но имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб. Наш должен быть труд во всякой добродетели, а успех уже зависит от Божьей благодати, а благодать Бог дает не за труды, но за смирение, насколько человек смиряется, настолько и благодать посетит. Я советую тебе прочесть св. Макария Великого, 5 слов о чистоте сердца».
«Благодари Бога, что Он дал тебе вкусить, хоть в мале «яко благ Господь». Да, внутреннее свое состояние обнаруживать не надо даже духовнику, если он не проходит такую же внутреннюю жизнь. Преподобный Антоний Великий пишет: «Если ты будешь говорить не духовному о духовном, то ему покажется смешным». Я тебе писал в предыдущем письме о смирении и еще повторяю: «Смиряйся, чадо, враг очень хитер и мы очень немощны». Преподобный Макарий Великий пишет: «Знал я таких людей, которые были в таком духовном совершенстве, что видели на небе славу святых, и в таком состоянии находились шесть лет, и страшно сказать, — погибли». Еще приводит некоторых мучеников, которые пали после тяжких мучений. А о прощении грехов Святой Дух говорит через пророка Иезекииля: «Аще грешник покается и жить будет исправно, тогда Господь не помянет грехов его, также и праведник, если развратится, Господь не помянет его праведности».
«Твое письмецо из санатория я получил, и видно из него, что уныл дух твой и сметеся сердце твое, и почувствовала себя выбившейся из колеи и стала никуда не годной, и сама над собой удивилась. Однако, вся причина в тебе, ты сама и не замечала, что находилась в тонком самомнении и думала, что уже летишь на небо, а внутреннего истинного смирения не было у тебя и совершенного расположения на волю Божию. Господь по своему благоутробию послал тебе некоторое изменение в твоей обычной жизни. И ты упала духом и почувствовала себя никуда не годной, а в этом-то и состоит смирение, что чувствовать себя никуда не годной.
Не унывай, чадо, понудь себя на молитву, и по Божией милости все возмутившееся внутреннее твое грязное болото успокоится и будет тихо и спокойно…».
«Человек чем к Богу больше приближается, тем больше видит себя грешным».
«Когда враг вносит помыслы самохваления – тогда только надо припомнить прежние грехи, чтобы смирить себя».
«Пишешь, что двадцать пять лет читаешь и слушаешь и питаешься словом Божиим, а толку нет. Какой же ты хочешь иметь толк? Или хочешь увидеть себя во всем исправной и святой? Но так в духовной жизни не бывает. Будь довольна тем, что видишь свои недостатки, ибо от этого незаметно, постепенно приходит, хотя и в малой степени, смирение».
Спасение для мирян
«Ты жалуешься, что не можешь сосредоточиться на молитву, — «все есть еще безчувствие», сознаешь свое нерадение, а не влияние внешних дел. Да, сладостна молитва, но требует большого труда, и «молитва до последней минуты жизни требует борьбы», сказал авва Агафон. Однако должна знать, что всякому житию свой чин. Ты живешь в миру – вот и старайся исполнять свое дело добросовестно, на которое поставлена Божиим промыслом. Не осуждай никого ни в чем, всего, чего не любишь сама, того не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное, или укоряли, или досаждали, или грубо обращались, или злоречили, и ты ничего такого не делай никому. Вот твоего жития чин и старайся так жить, а в чем совесть обличает, кайся Господу. А куда ты стремишься – это достояние иноческого отшельнического жития, и оно требует совершенного безпопечения, а главнее всего – глубокого смирения; без смирения суетны все подвиги. Ты ведь занята целый день заботами да хлопотами. Как возможешь сосредоточиться в молитве? Если найдется свободная минутка, прочти в Евангелии несколько, и Апостольских посланий, и еще загляни в святоотеческие книги. Умудри тебя, Господи».
«Просишь меня сделать указание или определить правило и наладить твою жизнь на путь истинный. Это твоя просьба превышает мой ум и духовные способности, но за послушание, позабыв свою немощь и неспособность, пишу, что Господь положит мне на сердце.
Старайся не осуждать никого ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай. Помни, что за каждое праздное слово дадим ответ пред Богом на Страшном суде. Двум господам служить нельзя. Примиряйся с соперником, чтобы он не заключил тебя в темницу. Чтобы вражды не было ни с кем, иначе молитва не будет угодна Богу, даже послужит во грех. Как же будет у Бога прощение нашим грехам, когда сами не прощаем?
Вот тебе коренное указание, на котором зиждется наше спасение. Конечно, легко указать и легко пожелать, но исполнить очень трудно и мы немощные; одних наших сил не хватит – должны просить помощи у Бога, чтобы Он по Своему милосердию помог нам грешным. Вот святые отцы и избрали молитву Иисусову – непрестанную. Вам, в миру живущим, очень трудно держать непрестанную молитву, однако, знай, святые отцы всякое доброе дело приписывают молитве: добрый разговор, память Божия, терпеть поношение, укорение, презрение и насмешки и т.д. Ты хочешь иметь определенное правило молитвенное. Преподобный Исаак Сирин не советует обременять себя вычитыванием количеством стихословий и быть рабом у правила. Ибо в рабском делании нет мира.
Можно читать утром и вечером несколько молитв, сами определяйте сколько, сообразуйте с временем, только, чтобы было не на ветер, а со вниманием, ибо внимание – душа молитвы. Ежедневно надо прочесть главу Святого Евангелия и главу Апостольских посланий.
По Божией милости, что было у меня на сердце, то и написал, и прими это не как закон или повеление, а как совет. Сама усматривай и сообразуйся с условием вашей жизни».
«Пишешь, что у тебя духовно не ладится, «чего-то не хватает, наверно, нет веры и любви к Господу». Враг рода человеческого смущает тебя, чадо, не слушай его, у тебя есть вера и любовь к Богу, и страх твой неправильный, ибо он от самомнения. Живи так, как живешь, много не задумывайся; все же, как видно, следишь за собой и желаешь исправиться, и такое желание – половина спасения, что еще тебе надо?
Начиталась святоотеческих книг и не можешь их понять, вот и смущаешься: есть разум – надо рассуждать и сообразоваться с условиями жизни. В духовной жизни три степени: новоначальных, средних и совершенных.
Знай, ты новоначальная, а лезешь в средние и совершенные: успокойся, старайся иметь память Божию, и Господь поможет тебе».
«Ты пишешь, что осуетилась и мало ревности подняться от земли. Не горячись, будь довольна тем, что есть: стремление о едином на потребу. Всякому свой образ жизни; сообразуйся со своим положением и умудряйся, чтобы было все ради Бога. К созерцательной жизни не стремись, старайся проводить жизнь деятельную, ведь я тебе говорил: старайся исполнять евангельские заповеди, ибо суд во второе пришествие будет по Евангелию. Впрочем, Бога не представляй строгим карателем. Он очень милостивый. Слава, Господи, Твоему милосердию! Аще случится пошатнуться в добродетели – не трепещи, ибо наше естество очень изменчиво. Ангелам, только, свойственно неизменно стоять в добродетели. По апостолу: «Задняя забывай и вперед стремится».
Спиритизм
«Православные Богословы решительно сказали о спиритизме: «бесовское явление». Св. апостол Павел сказал: «Сам сатана принимает вид ангела света» (2 Кор.11, 14). …Как же можно верить, что является Х. Это явная прелесть бесовская. Если сатана является в виде Спасителя, Ангелов и Святых, значит может явиться и в другом виде, только сатана никак не может представить креста, прочти у св. Варсонофия 413 ответ».
Страсти, немощи, гордость, тщеславие
«Грешных страстей никогда не удовлетворишь: чем больше их кормишь, тем больше они требуют пищи; они подобны псу, который привык ходить лизать мясной стул; как только возьмешь палку и отгонишь его, то и ходить не будет к стулу».
«Немощей бояться не надо, ибо Господь снишел с небес для немощных. Человек, если сознает свою немощь и покается, Господь, по Своей благости, не помянет его немощей и грехов. Больше всего надо бояться дьявольской гордости, тщеславия, вражды и осуждения, а немощи смиряют наше мнимое благочестие».
«Святой апостол Павел, перечисляя степени святых, сравнивает одних солнцу, других луне, а иных звездам, и звезды имеют большую разницу между собой, но нам бы с тобой быть хоть и малюсенькой звездочкой, но на том же небе. А если что и стрясется по человеческой немощи, унывать не надо, смиримся, сознаем свою немощь и покаемся; человеку свойственно падать, а дьяволу не каяться».
«Вот, какая ты оказалась немощная духом. Удалили с послушания, и сердце защемило, даже говоришь «выгнали довольно некрасиво, как малую девчонку». Скорбь-то твоя пустяшная, даже и обижаться-то не на что. Надо быть довольной и благодарной, что теперь можешь стоять в церкви без всякой суеты, а раньше ведь писала мне, что как бы недовольна была этим послушанием. А как сменили, ну сердце и защемило. Хорошо, что созналась и покаялась. Бог простит. Однако знай, что без смирительных случаев нам не смириться.
…А у нас что получается? Даже укорительного слова не сказали, и то сердце защемило; значит, нет смирения – а гордынка. Без смирения нет спасения, и подвиги наши будут тщетны. Господь дает дарование не за труды, а за смирение, так нас учат св. Отцы. Во время скорбей надо читать св. Евангелие и св. Отцов писание».
«…Ты все осуждаешь себя и считаешь никуда не годной и хуже всех, но это одни только слова у тебя, а чувствуешь себя неплохой; если бы так и чувствовала, как говоришь, то не осуждала бы других ни в чем… Еще пишешь, «чтобы я вымолил у Господа, быть тебе хорошей», вот еще какая безтолковая просьба! …Она будет жить спустя рукава, а старец вымаливай, чтобы быть ей хорошей. Но по духовному видению так не бывает; ни Бог, ни я, тебе не помогут, если сама не будешь трудиться в благочестии, — сказали св. Отцы».
«…Немощей бояться не надо, ибо Господь снишел с небес для немощных. Человек, если осознает свою немощь и покается, Господь, по своей благости, не помянет его немощей и грехов. Больше всего надо бояться дьявольской гордости, тщеславия, вражды и осуждения, а немощи смиряют наше мнимое благочестие…»
«Некий мудрый старец увещал гордящегося брата, но сей ответил ему: «Прости меня, отче, я не горд». Мудрый старец возразил ему: «Чем же ты яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд?»
Да, гордость слепая, сама себя не видит. Гордость – изобретение дьявольское. Вот исчадие ее: гнев, клевета, раздражительность, лицемерие, ненависть, прекословии, непокорность; она крепко настаивает на своем мнении, трудно подчиняется другим, замечаний не терпит, а сама любит делать замечание другим, слова выбрасывает не осмысленно; она не имеет терпения, чужда любви, дерзка даже до нанесения оскорблений, стремление к власти; гордые очень страдают хульными помыслами. Написал кратко на основании святоотеческого учения».
«Знай, что поношения и посрамления, хоть и неприятно переносить их, но очень полезно и спасительно для нас; если будешь внимать себе построже – узнаешь опытом. Надо бояться похвалы, ибо она воспитывает тщеславие и самомнение; горе, если похвала будет выше дела».
Уныние. Отчаяние. Тоскливость
«Воображение и память одно внутреннее чувство; иногда прежние события так напомнят, точно молотом ударят по голове. Тут требуется молитва внимательная, с терпением. Память надо набивать чтением Святого Евангелия и творений святых отцов, одним словом, чтобы ум не был праздным. Прежние события надо заменить другими мыслями, и постепенно прежние воспоминания вытесняются прочь и тоскливость пройдет. В одном сердце два господина не могут жить вместе».
Учить других. Если просят совета
«Если кто спросит у тебя совета, отвечай, что знаешь, но предварительно помолись внутренне и расположись на волю Божию, говори просто, не мудрствуй, не старайся повлиять; если на пользу, благодать Божия это сделает».
Источники:
«Великие русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления». М.: Трифонов Печенгский монастырь; «Новая книга», «Ковчег», 2001г.
«Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна своим духовным детям», М.: «Образ», 2006г.
https://nasledie77.wordpress.com/2014/11/04/старец-схиигумен-иоанн-алексеев-духо/#more-5892
(581)