День памяти: 14 января
о преданию, эта славная святая, недаром названная «равноапостольной», происходила из Каппадокии (области в Малой Азии) и родилась ок. 276 г. в семье Завулона, полководца римского императора Максимина. До 14 лет она жила в Палестине, принадлежавшей тогда Римской империи. После того, как ее отец вышел в отставку и стал пустынником, а мать поступила в диаконисы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице. Ее частые рассказы об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине сильное желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия.
Совершив паломничество в Рим, она вернулась на Восток, вначале в Персию, откуда из-за преследований царя Тиридата перебралась в Грузию. Прибыв около 315 года в Мцхет, святая Нина поселилась у одной женщины в царских виноградниках и три года проповедовала тайно. Предание рассказывает, что чудо, совершившееся по ее молитве во время языческого жертвоприношения, привлекло внимание к ее проповеди всего местного населения.
Первым обращенным ею ко Христу стал еврейский раввин Авиафар и его семейство. Дочь Авиафара Сидония способствовала ее проповеди и направляла к ней страждущих. Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла их и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе. Больные стали во множестве приходить к ней, а вскоре последовало исцеление нескольких придворных и, наконец, самой царицы. Все это заставило уверовать царя Мариана (Мероя), бывшего до этого язычником, и всё его окружение. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя Святых Апостолов. Так началось обращение целого народа под руководством самой Просветительницы. Примечательно, что, имея влияние при дворе, она не допускала при этом никаких принудительных мер и ограничивалась лишь мирной проповедью.
Вскоре святая Нина, не любившая почестей и славы, удалилась на одну гору и там, в уединении, благодарила Господа за обращение идолопоклонников. Но через несколько лет ей пришлось оставить уединение, и она продолжила свою миссию в Кахетии, где обратила в христианство царицу Софию.
После многолетних подвигов святая Нина мирно скончалась в январе 335 (или 340) года. На месте ее кончины царь Мариан воздвиг храм во имя великомученика Георгия, по преданию, дальнего родственника святой Нины.
Ю. Рубан
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова
Память равноапостольной Нины
Сегодня память равноапостольной Нины, просветительницы Иверии. Всегда на день великих святых в храм приходит много именинников, чтобы помолиться угоднику Божию, чье имя они носят, и приобщиться Святых Христовых Тайн. И это очень хорошо, конечно, и очень правильно. Но такие праздники для священников сопряжены всегда еще и с большой скорбью, потому что многие, после того как причастятся, исчезнут, может быть, на год, может быть, на два года, а может быть, и совсем. То есть люди делают великое дело и тут же его разрушают. И каждый сам себя оправдывает кто болезнью, кто трудными семейными обстоятельствами, кто работой.
Господь говорит: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня», тому лучше камень на шею и бросить его в море, то есть лучше бы такого человека утопить. Но чаще всего нас никто не соблазняет, а мы соблазняем себя сами. Господь говорит: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть вверженну в геенну огненную».
Когда мы соединяемся в причастии с Богом, Царствие Божие приходит в наше сердце. Поэтому если мы удаляемся от причастия, мы удаляемся от Царствия Божия. Господь наше соединение с Царствием Божиим ценит выше, чем руки, ноги, глаза. Он так и говорит, что лучше б это все пропало: и руки, и ноги, и глаза, и квартира, и дети, и внуки, и работа, и пенсия – все пусть пропадет, лишь бы мы причащались. А мы наоборот, для нас важней домашние дела, работа, родственники, какие-то поездки, свадьбы, кто умер – надо помянуть и так далее. То есть всякие у нас хлопоты, заботы. Сами по себе они, может быть, очень даже важные, но есть на свете нечто более важное, в тысячу раз. И вот этим важным, к сожалению, мы пренебрегаем. А Господь нам говорит, что живем мы неправильно. Если глаз, или рука, или нога отводят нас от Царствия Небесного, лучше их вырвать, лучше хромыми быть. Это не значит, конечно, что надо взять пилу и отпилить себе ногу. Нет, Господь таким образным языком говорит нам, сколь велика ценность Царствия Небесного.
Человек к Царствию Небесному приобщается и через молитву, и через чтение Священного Писания (а у многих дома Священное Писание лежит, но открывают его очень редко). Но самое главное, через что человек приобщается к Царствию Небесному, – это Причастие Святых Христовых Тайн. Поэтому причащаться нужно не только в день Ангела, а хотя бы раз в месяц. И если нам мешает приобщаться наша работа, надо ее бросить. Если приобщаться нам мешают наши друзья, надо их бросить. Если приобщаться нам мешает наша болезнь, надо ползком ползти, надо все деньги истратить на такси, только чтобы нас привезли в храм, потому что это дороже всего. Лучше нам все на этой земле оставить и бросить, но душу спасти, чем вот так: и с трехкомнатной квартирой, и с дачей, и с двумя детьми, и с шестью внуками – всем вместе идти в ад!
Сегодня читалось Евангелие о десяти девах, пяти мудрых и пяти юродивых, потому что равноапостольная Нина была мудрой, всю жизнь посвятила спасению своей души и молитве за свой народ. И это увенчалось успехом: весь народ грузинский приобщился через нее к Богу. Она так Бога возлюбила, что у нее хватило на это мудрости. А у нас часто этой мудрости не хватает. Но раз мы в храм пришли, значит, мы люди верующие. И обидно будет, что мы веруем в Бога, а душа наша погибнет. Как Господь строго сказал этим глупым, неразумным девам: отойдите, Я не знаю вас. Потому что, когда Он пришел, мудрые-то девы встретили Его, а эти нет, не успели, они были заняты другими делами, они елей пошли покупать, у них не хватало. А почему не хватало? Потому что человек, когда живет сам по себе, ему вечно всего не хватает.
Всем людям на земле чего-то не хватает, все к чему-то такому стремятся, все чего-то ищут, все хотят что-то приобрести, и так бесконечно. А если человек устремляется всей душой к Богу, то Господь ему подает Сам. Господь сказал: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его», а остальное все приложится вам само. А мы Его словам не верим, поэтому и остаемся ни с чем. Поэтому каждому нужно обязательно прийти в разум, глубоко понять, что для меня важней: душа моя или тело? Многие из нас уже старенькие, скоро всем нам придется помирать. Тело наше на кладбище закопают, а душа пойдет на суд Божий. И вот от того, как мы Бога любили, как мы Его заповеди исполняли, как мы молились, как мы причащались, от этого и зависит наша жизнь.
Вот в магазин мы ходим почти каждый день, потому что тело свое любим. Но ведь лучше голодному ходить, чем забыть Бога. А мы все время предпочитаем тело нашей душе. О теле заботимся, чтобы его одеть, да потеплей, да покрасивей. А душу чтобы приукрасить? Чтобы взять потрудиться почитать Евангелие, потрудиться помолиться Богу, потрудиться прийти в храм? Ведь каждый крещеный человек обязан ходить в храм каждое воскресенье. А мы разве так ходим? Нет, мы только тогда идем в церковь, когда у нас есть время, когда у нас есть настроение или когда день Ангела. Поэтому, пока мы с вами живы, пока ножки наши ходят, много нам надо в жизни изменить. Это, конечно, будет трудно, потому что жизнь у нас как наезженная колея, так все уже устроено, что вроде для Бога там места нет. И надо нам обязательно все, что нам мешает, отринуть. Тогда будет успех – мы Бога познаем. Это самое главное, потому что иначе так впотьмах и проживем. А это очень печально.
Самый тяжкий грех – это не грабить, не убивать, не водку пить. Это все уже потом бывает, а сначала самый главный грех: забыл человек Бога. Господь сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». А мы то, что Богом заповедано, как раз и не исполняем. Следовательно, наша вера – это есть самообман, мы сами себя тешим, сами себя уговариваем, а это все не настоящее. Поэтому нам надо это все очень продумать, покаяться, измениться, и Господь примет нас. Он не желает нас отторгнуть, как-то наказать – наоборот, Он нас всех сегодня собрал. Будем сегодня причащаться – какая радость на Небесах! Потому что, когда мы причащаемся, все ангелы ликуют, души святых угодников Божиих, пребывающие в Царствии Небесном, радуются. Сама Пресвятая Богородица над нами простирает Свой Покров. Радость бывает на Небесах. А мы так: приобщились к этой радости – а потом в житейское море окунаемся и опять в нем утопаем, опять начинаются магазины, телевизоры, стирки, уборки, ругань, сплетни и так далее.
Всё опять к тому же возвращаемся, а этого быть не должно. Мы должны жить Святыми Тайнами, мы должны все время к ним устремляться, мы должны все время каяться в грехах, очищать свою душу, с каждым днем стараться все лучше, лучше становиться. А это ведь очень трудно – исправиться. Каждый, кто пытался когда-нибудь в чем-то исправиться, знает, как это трудно. И многие из нас, к сожалению, не успеют. Поэтому надо спешить. Помоги нам в этом Господь по молитвам равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, которая нас всех сегодня собрала. Аминь.
Храм Святителя Митрофана Воронежского, 27 января 1992 года
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко
Святая Нина, просветительница Грузии
(Должно заботиться о благе ближних)
I.
Святая Нина, память коей совершается сегодня, была племянница Иерусалимского патриарха и воспитывалась в Иерусалиме. От евреев, приезжавших в Иерусалим к празднику Пасхи, Нина часто слышала, что к северу от Палестины есть страна Иверия (так называлась в древности Грузия), где еще не проповедано евангелие. Разсказы об языческой Иверии возбудили в душе Нины сильное желание обратить жителей этой страны к христианству. Это желание еще более усилилось в ней благодаря чудесному видению: однажды во сне Нине предстала Пресвятая Богородица, вручила крест из виноградных прутьев и повелела идти для просвещения язычников. Когда после долгаго и опасного пути Нина достигла города Иверии Мцхета, там происходило празднество в честь языческих богов. Нина, со скорбью видя языческое торжество, горячо молила Бога, чтобы Он отвратил народ от идолопоклонства. Вдруг поднялась гроза и удар молнии разбил идола. В ужасе бежали жрецы и народ, а Нина благословляла Бога, отвечавшаго на ее молитву разрушением идола. Поселившись в Мцхете, Нина скоро сделалась известною далеко в окрестности исцелением страждущих, которые во множестве приходили к ней. У одной женщины ребенок был при смерти; Нина осенила его крестом из виноградных прутьев и он выздоровел. По молитве святой исцелилась и опасно заболевшая царица Иверии. Один родственник персидского царя, посетивший царя Иверии Мириана, выздоровев благодаря молитвам Нины, принял христианство. Мириан, боясь, как бы персидский царь не разгневался за обращение его родственника, возненавидел праведницу и хотел предать ее смерти. Но однажды на охоте его застала гроза и он ослеп от молнии. Видя в этом гнев Божий за свое злое намерение, Мириан дал обещание принять христианство, если его зрение возвратится, и исполнил обещанное.
Благодаря проповеди святой Нины число верующих постоянно увеличивалось; обратился к христианству и царь Армении, Тиридат. Для обращения царицы Кахетии, Софии, Нина сама пошла к ней.
Это путешествие было последним ее подвигом, вскоре после которого она скончалась (в 335 г.).
II.
Братия! По примеру св. Нины, горячо любившей ближних и заботившейся о спасении душ их и просвещении светом истинного Богопознания, будем и мы всегда заботиться о благе ближних, к их назиданию. Питая любовь к ближним, по заповеди Господней, мы должны иметь искреннее попечение о нуждах ближних, и быть готовыми, ради Господа, делать для блага ближних все, что можем.
Имеешь ли преимущества в духовных дарах, необходимых для спасения? – старайся, во славу Божию, с непритворною любовию к ближним, делать им добро, ко спасению душ их.
Встречаешь ближняго согрешающаго или готоваго впасть в грех: позаботься с любовию отвлечь его от греха и расположить к добродетели.
Встречаешь брата, незнающаго истины или заблуждающагося по неведению: наставь его в истине, покажи ему прямой путь к добродетели, и тем выведи его из забдуждения.
Видишь человека недоумевающаго, колеблющагося в избрании того или другаго пути: когда можешь, помоги ему, дай добрый совет, и расположи его избрать путь истины и правды.
Видишь скорбящаго, малодушествующаго, унывающаго: подойди к нему ближе, утешь его во имя Господа Иисуса; разсей мрак его печальных мыслей твоим добрым и искренним разсуждением; утверди его душу в преданности Господу и в непоколебимом уповании на Его безпредельную благость и человеколюбие.
Если тебя оскорбляют словами или обижают своими делами; то, помышляя, что «Христос пострада по нас, намь оставль образ, да последуем стопам Его» (1Петр. 2, 21), прими, без смущения, всякое оскорбление и всякую обиду, переноси благодушно, и старайся на оскорбления отвечать словами любви и благожелания, на обиды – благотворением. Так поступая, будешь исполнять заповедь Господа: «благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас» (Матф. 5, 44), и наставление апостольское: «не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (Римл. 12, 21).
Если Бог благословил тебя внешними дарами: то не смотри на них как на твою собственность; а смотри как на дары Божии, вверенные тебе для того, чтобы ты все избытки, во славу Божию, разделял нуждающимся в помощи, и будь верен своему призванию. «Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия безкровныя введи в дом твой; аще видиши нага, одей» (Ис. 58, 7). Помни слово Премудраго: «милуяй нищия, блажен» (Притч. 14, 21); «милуяй нища, взаим дает Богови» (19, 17). Помни, что скажет Царь неба и земли, Судия живых и мертвых, в последний день тем, которые по заповеди Божией благотворят ближним: «Тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; странет бех, и введосте Мене; наг, и одеясте Мя; болен, и посетисте Мене; в темнице бех, и приидосте ко Мне» (Матф. 25, 34–36).
III.
Братия! Так, благоговея пред Богом и питая в душе заповеданную Господом любовь к ближним, все мы должны друг другу делать добро, кто какое может, к взаимному утешению и назиданию и во славу Божию. Сохраните же в памяти апостольское наставление, и последуйте ему: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Делая добро, да не унываем: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. И так, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6, 2. 9. 10), всегда прославляя Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
(Сост. по «Проповед.» Евсевия, архиеп. могилевск., т. I, изд. 1870 г.).
Источник: https://azbyka.ru/days/2018-01-27
(319)