Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении (проповеди)

08/21 января в 2024 году


Утр. — Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15-25. Лит. — Недели по Богоявлении: Еф., 224 зач. (от полу́), IV, 7-13. Мф., 8 зач., IV, 12-17.


Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Проповедь в Неделю по Богоявлении

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

Се­го­дняш­нее Еван­ге­лие го­во­рит нам о стра­нах, ле­жа­щих «во тьме и се­ни смерт­ной», в ко­то­рых, од­на­ко, вос­си­ял ве­ли­кий свет. Не от­но­сит­ся ли это и в на­ши дни к то­му ми­ру, в ко­то­ром мы жи­вем? С тех пор, как в Га­ли­лее и в при­мо­рье Свя­той Зем­ли вос­си­ял свет рож­де­ния, жиз­ни, про­по­ве­ди, смер­ти и Вос­кре­се­ния и Воз­не­се­ния Хри­сто­вых, еван­гель­ская весть раз­нес­лась по все­му ми­ру, но вос­при­ня­та она бы­ла так раз­но. Для неко­то­рых она ока­за­лась но­вой жиз­нью, веч­ной жиз­нью, уже до­стиг­шей до них, жиз­нью веч­ной уже здесь на зем­ле. Но для боль­шин­ства лю­дей (и, ска­жем чест­но, для боль­шин­ства из нас!) эта весть – о веч­ной жиз­ни для всей зем­ли, для Все­лен­ной – ста­ла толь­ко строй­ным, при­ем­ле­мым, вдох­нов­ля­ю­щим, но, увы, не пре­об­ра­жа­ю­щим нас до кон­ца ми­ро­воз­зре­ни­ем.

Как го­во­рил ещё в XIX ве­ке один из рус­ских пи­са­те­лей, Лес­ков, стра­на на­ша бы­ла кре­ще­на, но не бы­ла про­све­ще­на… И все мы в том же со­сто­я­нии, как на­ша род­ная Русь и как земли За­па­да (в ко­то­рых мы жи­вем): весть до нас до­шла, серд­це на­ше дрог­ну­ло, по­ра­зи­ла нас строй­ность и кра­со­та уче­ния Хри­сто­ва, Его див­ная лич­ность – и мы во­шли в этот по­ток та­ин­ствен­ной жиз­ни. Но как ча­сто этот по­ток нас про­сто несёт, слов­но мы – ино­род­ное те­ло, щеп­ка. Мы не сли­ва­ем­ся с эти­ми жи­во­твор­ны­ми во­да­ми, не ста­но­вим­ся их неотъ­ем­ле­мой ча­стью.

И как то­гда Спа­си­тель Хри­стос, вы­хо­дя на про­по­ведь, об­ра­щал­ся не к лю­дям, си­дя­щим во тьме и се­ни смерт­ной, а к то­му на­ро­ду, ко­то­рый сто­ле­ти­я­ми уже хра­нил жи­вое и жи­во­твор­ное Бо­жие сло­во, с при­зы­вом: «По­кай­тесь!» – так и те­перь, сло­во о по­ка­я­нии, пер­вое сло­во про­по­ве­ди Хри­сто­вой, об­ра­ще­но к нам – к тем из нас, ко­то­рые се­бя на­зы­ва­ют и счи­та­ют ве­ру­ю­щи­ми, к тем из нас, ко­то­рые но­сят имя Хри­сто­во, к тем из нас, по ко­му лю­ди, «си­дя­щие во тьме и се­ни смерт­ной», су­дят о Бо­ге, о Его по­бе­де или о Его по­ра­же­нии. По­то­му что ес­ли они не ви­дят в нас ни­ка­ких пло­дов Его про­по­ве­ди, ни­ка­ких пло­дов Его жиз­ни и смер­ти, ни­ка­ких пло­дов та­инств Церк­ви, – то как мо­гут эти лю­ди, чуж­дые Хри­сту, чуж­дые Бо­гу, по­ве­рить Ему, уве­ро­вать?

По­это­му, к нам об­ра­ще­но это сло­во: «По­кай­тесь!» По­кай­тесь – это не зна­чит: плачь­те над со­бой, это не зна­чит: го­рюй­те о сво­ем бед­ствен­ном, по­ис­ти­не бед­ствен­ном со­сто­я­нии, по­то­му что мы ни­щие – не в зем­ном от­но­ше­нии, это бы ни­че­го! – но ни­щие по от­но­ше­нию к Цар­ству Бо­жию, ли­шён­ные то­го, что его со­став­ля­ет. Нет, речь не о том, чтобы опла­ки­вать на­шу ни­ще­ту и го­ре­вать, а о том, чтобы ду­шой, всей мыс­лью, всей кре­по­стью, всем су­ще­ством, всем серд­цем об­ра­тить­ся к жиз­ни – не к той мел­кой, жал­кой, по­лу­мёрт­вой жиз­ни, ко­то­рой мы жи­вём, а к то­му по­то­ку жиз­ни, ко­то­рый пред­став­ля­ют со­бой Бог и Веч­ность. К нам об­ра­ще­но это сло­во, и мы от­ве­тим, ра­но или позд­но, за то, что во­круг нас зем­ля всё ещё так страш­но по­хо­жа на «сень смерт­ную», на об­ласть тьмы.

Свет вос­си­ял, мы долж­ны быть его све­то­ча­ми. Си­я­ем ли мы во тьме? От­кры­ва­ем ли мы со­бой сла­ву но­вой жиз­ни?.. По­ка­ем­ся – то есть об­ра­тим­ся ли­цом к Бо­гу[2], обер­нём­ся ли­цом к ближ­не­му. С лю­бо­вью, с бла­го­го­ве­ни­ем ис­пол­ним за­вет Хри­стов – за­вет люб­ви, за­вет за­бот­ли­во­сти, за­вет со­стра­да­нья, за­вет ра­до­сти. И при­не­сём в этот мир, в ко­то­ром мы жи­вём, свет, жизнь и ра­дость. То­гда и ока­жет­ся, что мы при­нес­ли пло­ды по­ка­я­ния.

К нам об­ра­ще­но это сло­во: «По­кай­тесь!» По­ка­ем­ся же, и то­гда станет свет­ло во­круг нас! Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Неделя по Богоявлении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Первые слова проповеди Христовой мы слышали сегодня в Евангелии: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие… Обыкновенно мы думаем о покаянии как о скорбном состоянии, когда мы вспоминаем то зло, которое сотворили, тот грех, которым жили, все наши собственные неправды, и с сокрушенным сердцем, с болью в душе обращаемся к Богу о прощении, об исцелении. Но не в этом покаяние, или не только в этом. Покаяние заключается раньше всего в том, чтобы лицом обернуться к Богу; это переворот в жизни, это момент, когда, прожив, может быть, долгое время в отдалении от Бога, глядя во все стороны только чтобы Его не увидеть, только чтобы не встретиться глазами с Его взором, мы вдруг понимаем, что только в Нем мы можем получить ту полноту, которую ищем. И это не значит, что все остальное отойдет, что остального не будет; Господь, Который нам сказал: Ищите прежде всего Царствия Божия, прибавляет: и всё остальное приложится вам.

Но покаяние начинается тогда, когда, блуждая во все стороны, мы вдруг решаем встать лицом к лицу с Богом, заглянуть в Его очи и жить перед Ним, потому что приблизилось Царство Божие, потому что Господь среди нас, потому что мы все опытно знаем, что только в любви, которая горит в наших сердцах, в любви, которой горят сердца вокруг нас, может быть жизнь и полнота и радость.

И вот к какому покаянию нас зовет Господь: Поймите, что Царство Божие, Царство любви вот тут, что не надо ждать, когда оно придет, что оно здесь, если только мы захотим ему приобщиться. Но для этого надо идти к Богу, надо жить перед Его очами, надо глядеть Ему в лицо. И тогда от Него мы можем научиться той любви, от которой вырастает Царство Божие на земле. Вот Его первые слова: покайтесь, обернитесь к Богу, взгляните на Него: Он пламенеющая, ласковая, спасающая любовь, Он – радость, переливающаяся через край; только в этом Царство Божие, только в этом жизнь земная, достойная человека, способная его заполнить ликованием и смыслом!

Начнем же сегодня, услышав слово Божие, с того, к чему Он зовет: обернемся к Нему лицом, узнаем, что такое это торжество и радость любви, и дадим всю любовь нашего сердца каждому, и откроем наше сердце каждому, чтобы и он мог нас полюбить в ответ на предложенную любовь.

Аминь.

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

Неделя по Богоявлении

Еф.4:7-13, Мф.4:12-17.

В неделю пред Богоявлением мы читали, как Иоанн Креститель «понижал горы и наполнял долы» и как он отвечал на вопросы: «что нам делать»? Несомненно, ему приходилось отвечать и на множество вопросов: «что мне делать»? Но Евангелисты не приводят таких случаев. Когда сказанное авторитетным человеком одному – становится достоянием всех, каждый старается примерить это и на свой счет, что не всегда полезно.

В наше время появилось много печатных воспоминаний церковных людей о своих духовных наставниках. Это – сокровищница духовного опыта. Но все это говорилось для конкретного человека, для того, кто связал свою жизнь именно с этим наставником. И наставник влагал свои слова в уже давно открытую ему и доверяющую ему душу. А посторонние могут смутиться или чрезмерной строгостью советов, или – излишней мягкостью, или – необычностью.

Но один ответ одному человеку Евангелисты все-таки приводят. Потому что этот ответ был решающим для собственной жизни Иоанна. Человек этот – царь Ирод. Он был довольно любознателен и, наверное, тоже пришел к Иоанну и спросил: «а что мне делать»? Иоанн Креститель, не многословя, сказал главное: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего» (Мф.14:4-3). После этого Иоанн был «отдан под стражу» и мог сказать, как и Апостол Павел потом скажет: «я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало» (2 Тим.4:6). Но Иоанн и в темнице не перестал обличать. Его не смутило, что из-за этого он вынужден прекратить дело, для которого послан Богом. Его не размягчило, что Ирод с охотой слушал его, и многое даже делал по его совету. Потому что один-единственный нераскаянный грех – и есть тот самый «грех к смерти», о котором писал Иоанн Богослов (1 Ин.5:16).

Но, конечно, никто не мог бы сделать Иоанну зла, если бы уже не «пришел час его» (Ин.7:30). Иоанн чувствовал это и говорил: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30). И Сам Иисус лишь с этого времени «начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Господь каждому дал свое дело. Он поставил «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова», Его церкви. И каждому надо знать и меру своих обязанностей, и меру своих возможностей, и меру своей ответственности. У пророка Иезекииля сказано: если «ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» (Иез.33:8-9). Мы ответим за то, что не предостерегли. Услышит нас беззаконник или нет, это уже – на его совести. А дела Божьи и совершались, и совершаются, и будут совершаться, «доколе не придем в единство веры, и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Слово в неделю по Богоявлении

На вечерне великих праздников читаются так называемые паремии, представляющие собой обычно выдержки из книг Ветхого Завета. В них излагаются события прежних времен, напоминающие и даже разъясняющие то, что празднует в данный день Святая Церковь. В самые великие праздники число паремий, обычно не превышающее трех, очень увеличивается и в день Воскресения Христова достигает пятнадцати, а в день Богоявления — тринадцати.

При рассмотрении паремий Богоявления сразу бросается в глаза, что в них идет речь о чудесных изменениях свойств воды под непосредственным влиянием повелений Самого Бога или внушенных Им действий великих Святых.

Уже в первой паремии из книги Бытия слышим мы, что когда сотворил Бог небо и землю, то «земля же была безвидна и пуста… и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2).

Своим Божественным воздействием на воды Он дал им силу животворить, производить из себя пресмыкающихся и рыб.

Во второй паремии слышим о великом чуде перехода народа Израильского через Чермное море. По повелению Божьему ударил пророк Моисей своим жезлом по воде, и вода, точно живая и услышавшая Божий приказ, тотчас исполнила его и разошлась направо и налево, чтобы народ Израильский мог перейти по дну, а над войском фараона она сомкнула свои волны.

Чудо, подобное этому, описано в четвертой паремии, в которой слышим, что остановилось течение Иордана, когда при Иисусе Навине через него переходили священники с Ковчегом Завета и весь народ. Вода и здесь, как разумная тварь, была послушна повелению Божьему.

И не только непосредственным повелениям Божиим повиновалась вода, которую напрасно считают люди мертвою. Вода точно ощутила святость милоти великого пророка Илии, которою ударил он по ней, чтобы она остановила свое течение и мог он с пророком Елисеем перейти по дну Иордана на другой берег, как читаем в пятой паремии.

А что велика была святость милоти Илии, знаем мы из того, что, 6росив ее на ученика своего Елисея, он передал ему в сугубой степени свой дар чудес и пророчеств.

Одиннадцатая паремия повествует об изумительном чуде сожжения жертвы пророка Илии в его споре со жрецами Вааловыми. Огонь ниспал с неба и сжег жертву пророка после пламенной его молитвы и поливания жертвенника и жертвы двенадцатью водоносами воды.

В третьей паремии слышим, как горькая вода Мерры внезапно стала сладкой, когда пророк Моисей, по повелению Божьему, вложил в нее кусок дерева.

В двенадцатой паремии читаем, как изменились губительные и вредоносные свойства Иерихонской воды, когда всыпал в нее благословенную соль пророк Елисей.

В шестой паремии читаем о внезапном исцелении от жестокой проказы Неемана, военачальника царя Сирийского, окунувшегося семь раз в Иордане по приказу пророка Елисея. Это ли не огромная власть молитвы великого праведника и пророка над водной стихией?!

Для чего так много говорил я вам, излагая паремийные чтения праздника Богоявления, о чудесных изменениях свойств воды по Божьим повелениям и по молитвам святых? Конечно, для того, чтобы ответить на трудный вопрос о целях Крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна в струях Иорданских.

В прошлые годы я говорил вам о том, что и сам великий Креститель Иоанн был удивлен желанием Агнца Божия креститься от него. Много говорил о глубоком ответе Спасителя на недоуменный вопрос Иоанна: «Остави нынë тако бо подобает нам исполнити всяку правду» (Мф. 3, 15).

Паремии великого праздника Крещения Господня наводят нас на понимание и другой цели Крещения Господа Иисуса Христа. Своим погружением в воды Иордана Он освятил их и дал им чудодейственную силу для совершения великого таинства крещения.

При троекратном погружении в воду, освященную глубокими молитвами, крестным знамением, помазанием освященным елеем крещаемый освобождается от первородного Адамова греха и от всех собственных грехов своих и выходит из купели святым и чистым.

Освящение воды, совершаемое при таинстве крещения совсем не так, как при водосвятном молебне и даже при великом освящении воды в день Богоявления, составляет весьма важную часть таинства крещения.

В глубокой молитве на освящении воды священник призывает Самого Господа Иисуса Христа, освятившего Иорданскую воду Своим Крещением, освятить и воду купели для крещаемого.

С благоговейным трепетом да произносит священник эту молитву и да совершает великое таинство, мысленно взирая на Крещение Господа Иисуса Христа в водах Иорданских.

И мы, все христиане, с великим благоговением и страхом да возносим в святой день Богоявления сердца наши к Богу, только однажды, в день Крещения Господня, ощутительно явившего нам великую тайну Своей Троичности.

Своими ушами слышали люди на берегу Иордана глас Бога Отца, говорившего: «Сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих» (Мф. 3, 17).

Своими глазами видели они Второе Лицо Святой Троицы, Богочеловека Иисуса, стоящего в воде Иорданской; видели Третье Лицо Святой Троицы — Пресвятого Духа, в виде голубя, спускавшегося с небес на Господа Иисуса.

А для людей гораздо легче было уверовать в Святую Троицу, видя и слыша Ее, чем уверовать только по проповеди о Ней. Примем же и мы с глубокой верой свидетельство этих древних христиан и пойдем вместе с ними по пути, указанному нам Богочеловеком Иисусом Христом, прося благодатной помощи Святого Духа на этом трудном пути.

Аминь.

1957 г.

Проповедь игумена Никона (Воробьева)

Слово в Неделю по Богоявлении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вы сегодня в Евангелии слышали, что Господь, когда после Крещения вышел на проповедь, то первыми же словами, которые и в дальнейшем повторялись, всех призывал к чему? – к покаянию. «Покайтесь, – говорил Он, – ибо приблизилось Царствие Божие» (Мф. 4:17). Вы уже слышали, что и величайшего из рожденных женами, Иоанна Крестителя, Своего Предтечу воздвиг Господь для того, чтобы он подготовил людей покаянием к принятию Его – Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти на землю. Ибо нет иной возможности сердцу человеческому уверовать в Господа, нет другого пути в Царствие Божие, как только через покаяние.

Апостол говорит: «Все мы много согрешаем» (Иак. 3:2). Кто следит за собой, тот может сказать искренно, от всего сердца, что ежедневно, ежечасно, ежеминутно он не то, чем должен быть. Мы постоянно согрешаем и глазами, и ушами, и несчастным языком нашим, и помыслами, – постоянно мы во грехах. Для того же, чтобы очистить себя от грехов, есть одно только средство – это веровать в Господа Иисуса Христа и обращаться к Нему от всего сердца с просьбой, молитвой: «Господи, сознаю свои грехи, будь милостив, прости меня. Каюсь, Господи, в своих согрешениях».

И за искреннее покаяние, когда человек сознает свои грехи, не оправдывается никакими обстоятельствами, а себя считает только виновным в этих грехах, сокрушается о них, болеет сердцем, что он своими грехами и Господа оскорбил, и душу свою осквернил, – когда это сознает человек и обратится с молитвой и с просьбой к Господу, тогда Господь прощает его.

Что значит быть прощенным от Господа? Это значит, что Господь снимает тяготу греховную с души, исцеляет раны, которые наносит грех, каждый грех душе человеческой.

Вот почему угодники Божии, у которых открылось внутреннее духовное зрение, которые видели душу человеческую, – утверждают, что душа грешного человека вся изранена, вся находится в грязных пятнах, издает зловоние, что она подобна телу прокаженного. И есть только одно средство очистить душу – это искренно от всего сердца покаяться, припасть пред Господом, умолять Его, чтобы Он оказал нам милость, очистил проказу души нашей, не отверг нас с нашими грехами, но освятил и сподобил войти в Царствие Божие.

Вот и Сам Господь и Иоанн Предтеча, потом и Апостолы, Господом посланные во всю землю с проповедью, призывают: покайтесь, приблизилось Царствие Божие. Нет другого пути войти в Царствие Божие, как только деланием заповедей. Но так как мы их постоянно нарушаем, то лишь глубоким, искренним, от всего сердца, покаянием можем мы открыть себе двери рая. Каждый из опыта своей жизни знает, когда мы с кем-либо поссоримся: с домашними ли, с детьми или с соседями, то как можем примириться, восстановить добрые отношения, как утишить тяготу сердечную, ту тяготу, которая всегда бывает при всех раздорах? Это возможно только в том случае, если мы смиримся и скажем от всей души тому человеку: прости меня, сознаю, что я виновен, грешен. И если мы искренно это говорим, а не языком только, то другой человек почувствует и также искренне простит и таким образом водворится мир между людьми.

Также водворится мир между грешным человеком и Богом, когда человек осознает свои грехи, восплачется пред Господом, станет умолять Его: «Господи, прости меня, будь милостив мне грешному».

Поэтому будем помнить, что если мы постоянно, не только ежедневно, а ежеминутно согрешаем, пачкаем свою душу и раним ее, то нет другого средства очистить ее, как только искренним покаянием.

Прибегнем же к этому всемогущему средству, которое дал нам Милосердный Господь, сознаем свои грехи, припадем пред Ним, будем плакать и умолять Его: «Боже, милостив будь мне грешному, прости нас и сподоби нас войти в Царствие Твое».

Аминь.

1963

Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского)

Неделя по Просвещении

«Сей есть Сын Мой возлюбленный»

Сам Бог Отец засвидетельствовал Своим гласом Израилю, что давно ожидаемый им Мессия пришел в лице Иисуса Христа. А Самому Иисусу этот голос указывал, что настало время начать Ему Свое служение Мессии. И Он, Богочеловек, принял на Себя это величайшее служение, в котором Ему предстояло совершить дело возрождения падшего человечества, выдержать страшную борьбу с темными силами, во власть коих пало человечество. Но прежде чем вступить на великое служение, Христос удаляется в пустыню, чтобы вдали от суетного мира побыть наедине с Богом Отцом, и там совершить тот подвиг, который должен был совершить некогда Адам, но которого он не совершил и тем навлек на все потомство иго тьмы: греха, проклятия и смерти.

В пустыне Иисус был окружен не сладостями земного рая, а мертвыми картинами пустыни и именно здесь человек мог сильнее всего почувствовать, какому тяжкому проклятию подверг он землю своим преступлением. Здесь Христос был со зверями, – говорит евангелист. Этим замечанием он подчеркивает, что звери, в обычном своем состоянии избегающие человека, совершенно иначе отнеслись ко Иисусу, в Котором почувствовали всю первобытную непорочность и доброту человеческой природы, и потому безбоязненно окружали Его, подчиняясь Ему, как некогда подчинялись Адаму в раю.

Подобно тому, как некогда в Эдемском саду диавол подверг искушению невинного, безгрешным созданного человека и погубил его, так и теперь не мог он вынести пребывания в пустыне безгрешного Человека. Он пытается и Его погубить. Но если в Эдемском саду его злобное лукавство восторжествовало, то теперь оно потерпело окончательное посрамление и поражение.

В течение 40 дней Христос «ничего не ел… напоследок взалкал». Этим моментом человеческой немощи и воспользовался искуситель. Его коварная злоба измыслила три формы искушения, которыми особенно затрагиваются слабости человеческой природы, а именно: угождение плоти, самомнение и властолюбие.

Указывая на камни, говорит искуситель Христу: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами»; он рассчитывал затронуть чувственную немощь Иисуса, как затронул ее некогда в первых людях в раю. Но ответ Христа сразу разбил лукавый замысел искусителя: «Не хлебом единым жив будет человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих», – сказал Христос. Этим ответом наносился решительный удар господству плоти в человеке: человек не исключительно плотское существо, а напротив   существо, которое всегда может торжествовать над немощами, над слабостями плоти. Этот ответ показал искусителю, с Кем он имеет дело, и он, подделываясь под обнаруженное им во Христе настроение духа и желая возбудить в Нем гордость самомнения, пытается искусить Иисуса на безграничном уповании на Бога. «Берет Его диавол… поставляет на крыле храма и говорит: «если Ты действительно Сын Божий, почему Тебе не броситься с этой высоты вниз; ведь, сказано: «ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею», – этим Ты сразу докажешь всем жителям Иерусалима Свое Божественное достоинство»». Но и это искушение оказалось бессильным пред лицом безгрешного Человека-Иисуса. На все эти излияния лукавой лести Иисус спокойно ответил: «Написано также: не искушай Господа Бога Твоего».

Потерпев неудачу на искушении телесной немощи и духовной гордости, диавол сделал последнюю отчаянную попытку – призраком безграничного самовластия над всеми царствами земли. Возведя Иисуса на высокую гору, он развернул перед Его взором волшебную картину всех царств мира и сказал Ему: «все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне». Диавол знал, что Христу, как Спасителю мира, предстоят страшные искушения уничижения и страданий, пред которыми невольно должно было содрогнуться Его человеческое сердце. И вот он, искуситель, подсказывает, что всего этого можно избежать и стать тем грозным мессией-царем, завоевателем и властелином всего мира, каким и ожидают его вожди и старейшины еврейского народа – все это будет, если Христос поклонится искусителю.

Дерзость сатаны, в этом искушении, переступила всякие пределы, и Христос победно ответил ему: «Отойди от Меня, сатана! ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему единому служи».

Если в Эдемском саду злобное лукавство человеконенавистника восторжествовало, то теперь он понес посрамление и поражение. Новый Адам – Иисус Христос – победил сатану и тем дал нам, христианам, непреодолимое оружие против всех его козней. Вооруженный верой и чистотой сердца, праведностью и миролюбием, христианин, именем Господа Иисуса Христа, силою Креста Его, легко побеждает все козни искусителя. Для нас не страшен он, ибо силою Божией он низвержен. Аминь.

Проповедь митрополита Трифона (Туркестанова)

Внебогослужебная беседа в Неделю по Просвещении

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В сегодняшнем Апостольском чтении святой апостол говорит нам, что Господь наш Иисус Христос, претерпев смертные страдания, сойдя во ад, воскреснув и вознесен на Небо, даровал нам благодатные дары Духа, наделил особой благодатью известных лиц, которые должны руководить нами, чтобы мы пользовались как следует полученными нами дарами, то есть чтобы сделаться лучшими, чем мы теперь, других делать лучшими, подражать во всем Христу Спасителю. Таким образом, должен в Церкви Христовой всякий делать свое дело, как в теле человека всякий член исполняет свое назначение.

Как в теле человека много членов и каждый из них исполняет свое назначение: ухо слышит, глаз видит, ноги ходят и т.д., так и в Церкви Христовой, которую можно уподобить телу человеческому, глава которой Христос, всякий ее член должен исполнять свое назначение, а для этого надо, чтобы каждый имел особые, нужные для дела, способности, даруемые ему Господом Богом. Дары эти получаются человеком в Таинстве Миропомазания, когда священник изображает крест священным миром на членах ребенка со словами: печать дара Духа Святаго. Тогда и естественные способности, например, ум, память и др., получат благодатное освящение, а главное, сообщатся каждому особые духовные дары (например, разум – разуметь слово Божие и др.), которые без этого Таинства не могли бы быть получены. Поэтому те христианские общества, которые не имеют этого Таинства, например, некоторые раскольнические секты, вера протестантская немецкая, – бездарные. Не всем в одинаковой степени даются дары эти – одному больше, другому меньше; как и в притче о талантах говорится: одному было дано пять талантов, другому – два, третьему – один – каждому по силам его. Но каждый получивший обязан умножить таланты эти: получивший пять приобрел другие пять; получивший два – другие два; и только получивший один талант спрятал его в песок и скрыл серебро господина своего, за это он и потерпел строгое осуждение.

Эти «таланты», или дары, даются человеку не для него самого, а для тела Церкви Христовой, то есть для прославления Божия, поэтому и нечего гордиться этими дарами или завидовать тем, которые имеют больше, чем мы. Сами мы, как говорится в Писании, одного волоса на голове своей прибавить не можем (свт. Иоанн Златоуст, 249).

Что один получил больше, а другой меньше, это не имеет никакого значения, но дело безразличное, ибо каждый из получивших способствует к созиданию не ради собственного достоинства (один получил больше, а другой меньше), но для других, сколько кому Сам Христос распределил. Если иной имеет нечто большее в своем даровании, то ты этим не огорчайся, потому что и трудов у него более. Апостол говорит о себе: горе мне, если я не благовествую. Но потому и горе ему, что он получил, а ты свободен от подобной опасности. Святой апостол сказал, что Раздаватель этих даров – наш Иисус Христос, теперь он поясняет эту мысль.

Мы веруем, что Господь сошел на землю, претерпел крестные страдания, воскрес и вознесся со славою на Небо, но нас не оставил Он одинокими, Он послал нам Духа-утешителя, раздающего благодатные дары. Но как Господь есть глава Церкви Своей, то Он Сам знает, кому сколько необходимо этих даров, и Сам поэтому распределяет их. Для этого Господь сходил в ад, победил диавола, смерть, грех, ад – и отнял у них всех, кого они держали в своем плену; это и подразумевается под словами «пленил плен» и над всем человеческим родом враги эти не имеют теперь уже власти, но кто уверует в Иисуса Христа, от того они тотчас отступают. Так Господь освободил людей от власти диавола, под которой они находились, и, наделив их благодатными дарами, основал Церковь Свою, в которой и мы теперь находимся. Нам дана свободная воля, то есть мы вольны поступать как хотим: можем пойти по правой дороге, следовать заповедям Божиим, можем пойти и по кривой дороге, то есть служить дьяволу, предаться греху и всякому нечестию; для того чтобы нам указывать путь правый, вразумлять заблуждающихся или сбившихся с прямого пути, утешать тех, которые приходят в отчаяние и уныние от своих грехов, от содеянных ими злых дел, показывать нам примеры богоугодной жизни, молиться за всех, освящать людей благодатию Духа Святаго в Таинствах – наконец для того, чтобы обращать ко Христу тех, которые совсем Его не знают, поставлены Господом в Своей Церкви особые люди – названные пастырями, пророками, учителями, благовестниками, апостолами. Им, этим людям даны особые, необходимые для их служения, благодатные дары. На первом месте поставил апостолов – это те двенадцать с присовокуплением и апостола Павла, которые удостоились видеть Господа, быть Его спутниками во время Его земной жизни, быть свидетелями Его страданий, смерти, воскресения и вознесения на Небо. На них, по обещанию Спасителя, сошел Дух Святой в день 50-й, и от них (преемственно) через рукоположение Он переходит и на их преемников – пастырей Церкви (то есть епископов, священников) и до наших дней. За апостолами следуют пророки, то есть люди, прозревающие будущее, они называются у святых отцов также прозорливыми. Много в Святой Православной Церкви было таких людей; да они и теперь, разумеется, есть, и всегда будут. Это угодники Божии, иногда неизвестные миру, иногда даже гонимые и презираемые миром. Трудно перечислить их всех: это пустынники, преподобные, знавшие душу человеческую, ибо они сами всю свою жизнь посвятили Господу. Им Господь открывает сердце человеческое, им Господь для пользы ближних открывает будущее: таков был и преподобный Сергий, наш покровитель и заступник, и множество других. Конечно, они и теперь есть, например, Серафим Саровский…

Обыкновенно они убегают славы людской, живут уединенно, скрываясь от людей, но их, говорится в Писании, не может город укрыть вверху горы – так и их добрые дела делаются всем известны, к ним приходят люди скорбящие, обремененные грехами, больные душевно и телесно: а от них уходят успокоенными, утешенными и исцеленными, а иные даже около них делаются их учениками и сами после долгих трудов делаются наставниками других людей. Люди мирские, светские не понимают таких людей, смеются над ними, бранят их, называют себялюбцами, тунеядцами, потому что Спаситель сказал, что всякий, кто будет следовать заповедям Божиим, будет ненавидим миром, аще от мира бысти были, сказал Он апостолам, но славы их нельзя затемнить, и они вечно продолжают жить и после смерти, являя исцеление чрез свои нетленные мощи и таким образом помогая ближним своим.

Затем апостол называет благовестников. Благовестниками можно назвать и таких людей, которые не имеют своим исключительным делом благовествовать, и благовествовали, когда и где придется; в этом смысле, думается мне, и каждый из нас может быть благовестником: если кого-нибудь заблуждающегося поставим на путь истины как раскольника или не знающему Закона Божия объяснить его – тогда по справедливости можешь быть назван благовестником, то есть сообщающим благую весть – Света Божия. Называются так свв. отцами помощники свв. апостолов, посылаемые ими для проповеди в чужие страны; называются так и евангелисты, написавшие Евангелие, то есть благую весть о земной жизни Спасителя нашего; свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий просветители славянских народов; св. равноапостольная Нина, просветившая Грузинскую страну; наконец, св. равноапостольный Владимир, крестивший всю Русь Святую, Православную; теперь святой Иннокентий, который в Сибири с опасностью для своей жизни проповедовал Евангелие – благовестие. Есть ли и теперь благовестники?

Се, разумеется есть. Они называются теперь миссионерами и проповедуют Евангелие, обращают в истинную веру язычников, не знающих Бога, или раскольников, заблуждающихся в ней и удалившихся от Церкви Христовой; они строят училища, воспитывают детей, стараются и своими проповедями, и примером своей святой жизни обратить ко Христу целые тысячи душ человеческих, пребывающих во мраке душевном. Так, например, особенно усердно трудится в стране Японии небольшое общество монахов образованных, окончивших курс в духовных академиях, под руководством архиерея Николая, которого уважают и почитают не только православные, но даже и язычники за его святую жизнь и непомерные труды.

На четвертом месте апостол Павел называет пастырей и учителей. Наши пастыри и учителя – это епископы (архиереи) и священники. Апостолы обыкновенно, проповедав Евангелие в каком-нибудь месте и крестив тамошних жителей, рукополагали себе преемников, сообщали им благодать Духа Святаго, а те, в свою очередь, рукополагали себе помощников и таким образом преемственно от времен апостольских и до наших дней благодать Божия живет в наших архиереях и священниках. Им поручено делать людей святыми, то есть поучать, как жить по-христиански, как исполнять заповеди Божии, они должны обличать заблуждающихся, наставлять их на путь истинный, совершать Таинства церковные, крестить младенцев, освящать браки, отпускать грехи во время исповеди, причащать всех Телу и Крови Христовой, молиться за всех людей, приготовить из своей среды благовестников, или миссионеров, которые обходили бы все страны, обращая неверных к вере Христовой. Таким образом, под руководством пастырей церковных, возвращая данные нам таланты или дары духовные, мы все должны прийти к единой вере, сделаться мужами совершенными, достигнуть в меру полного возраста Христова.

Вначале всякий верующий подобен дитяти, ребенок не умеет отличать добро от зла, он не тверд в правилах жизни, ничего не знает из окружающего его. Вот почему нам и не надо удаляться от пастырей церковных, которые в церкви молятся за нас и нас научают таким образом молитве, слушать внимательно те поучения, в которых они указывают нам пути ко спасению, читать, кто грамотен, написанные ими книги, в которых объясняется нам вера Христова. Их устами Сам Господь изрекает благие указания всякому, кто с верой и молитвой обращается к ним… Кто самоотверженно идет путем Христовым, кто без согрешения себя ведет брань с врагом нашего спасения, тот всегда в своих пастырях найдет помощь и вразумления такие, каких со стороны нельзя было бы и ожидать, ибо не к человеку он приходит, а к Самому Господу, всегда готовому вразумить и наставить чрез человеков – пастырей своих, тех, кто искренно и с верой ищут у Него себе помощи. И вот когда в уме у тебя будут всегда мысли христианские, добрые, когда ты во всем будешь поступать по вере своей, когда твоя воля будет направляться к добру, а в сердце твоем чувства укоренятся христианские: смирение, любовь, кротость, воздержание, миролюбие и другие добродетели, – тогда ты сделаешься не ребенком, а мужем совершенным, по слову апостола. Да поможет же Господь всем нам дойти до такого состояния. Когда духовно воспитаем себя, в душе нашей мы найдем потерянный нами рай, – а рай этот есть любовь…

Но вот мы воспитали в себе духовного человека, искоренили страсти все, нашли потерянный рай – и Сам Господь поселяется в сердце нашем, по слову Своему Святому: Кто возлюбит Меня и заповеди Мои соблюдет, того возлюбит Отец Мой и к Нему придем и обитель у Него сотворим (Ин.14:23). И когда поселятся в нас, мы достигли, по слову святого апостола, меру полного возраста Христова. А когда Господь с нами, то чего нам более желать. Христос, Свет Истинный, просвещая и освящая всякого человека, грядущего в мир, – исправи стопы наша к деланию заповедей. Аминь.

Проповедь протоиерея Василия Михайловского

Неделя по Просвещении

(Еф.4:7–13).

Святой апостол Павел в словах, предшествовавших нынешнему чтению из его послания, умоляет нас всех ходить достойно своего звания, со всяким смиренномудрием и кротостью. Смиренномудрие-то и кротость всего реже встречаются в людях всех званий и состояний, потому что почти каждый, ценя свое звание не столько христианское, сколько гражданское, и общественное свое положение, гордится им пред другими, не прочь дать почувствовать ближнему свое значение и силу. Оттого-то и бывает в обществе презрение, унижение других, невнимание к нуждам, к горю ближних; самоуслаждение своими дарованиями, значением и удачами в предприятиях.

Но такого раздвоения в обществе христианском быть не должно. Потому что мы все составляем одну семью; у нас один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех, и во всех нас. У нас один Господь Царь, одна вера и одно крещение(Еф. IV, 6, 5).

Гл. IV, ст. 7. Все достоинства-то в нас, всякое наше положение благоприятное не нами приобретено, не своими собственными силами; и нам поэтому нечем хвастать и гордиться.

Каждому из нас дана благодать, говорит апостол. Значит, каждый из нас получил от Бога свои способности и силы, свое особенное положение в христианском обществе как дар, а не как заслуженное что-либо нами. И присмотритесь к жизни. Вот рождается младенец; в нем заслуг нет никаких, и уже он наделен способностями, таким или иным умом, сердцем. Приближается он ко крещению. И Господь, единственно по Своей милости удостаивая его святых таинств Крещения и Миропомазания, сообщает ему еще новые силы уже для чисто христианской жизни.

Так что же ты, человек, имеешь такого, чего бы ты не получил? А если ты получил все, то зачем хвастать, как будто бы тебе это не подарено, не даровано свыше? (1Кор. IV, 7) Хвастовства же в мире не оберешься. Один выставляет в себе ум; другой — изящный вкус в музыке, пении, одежде, прическе, походке; третий хвастает своим богатством и удачами в предприятиях; четвертый — связями родственными с сильными мира сего, иной — голосом или красотою лица. А кроме того хвастают и своим христианским званием и жизнью, например богомольем, постами и милостынями, как в свое время хвастали фарисеи. Под влиянием этих-то чувств и побуждений так и ведут свою жизнь христиане, почти вовсе забывая, что все блага мира и духа суть дар Божий к нам, и притом преподанный нам чрез Христа по Его безмерной и премудрой любви.

Каждому из нас, христиан, дана благодать по мере дара Христова. Что это значит? Это значит, что над христианами — особенным Царем Сам Христос. Он раздает им дары по Своему смотрению чрез Духа Святого. Он знает, кого к чему приставить, кому когда, какое служение в обществе христианском поручить.

Это особенное право царствовать в мире Христос получил в силу Своего смирения, уничижения, в силу Своего воплощения, страданий, смерти, победы над адом и после вознесения на небо. Поэтому-то Христос,

(ст. 8) как сказано у пророка, возшед на высоту после победы над адом в преисподней, и дает дары человекам (Пс. LXVII, 19).

Ст. 9. Христос, будучи всегда Богом, смирил Себя, принял плоть человеческую, страдал, терпел от людей и клевету, и побои, умер, сходил в преисподние места земли.

Ст. 10. Но и там Он оставался тем же Существом, Каким Он есть всегда, вечно, т. е. Богом; там Он как Царь покорил врага нашего, разрушил его царство, его силу, вывел из ада людей, с верою ожидавших Его пришествия; затем воскрес и вознесся превыше всех небес, дабы наполнить все — небо и землю, и преисподнюю — Своею Божественною славою, дабы облаготворить души всюду.

Христос по вознесении Своем обещал ниспослать Святого Духа в Свое общество и при Его участии устроить Свою Церковь. И действительно, мы видим:

(ст. 11) Христос поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. Видите ли, Христос не всем дал одинаковую должность, но каждый получил различное дело.

Он поставил одних Апостолами. Кто называется апостолом? Апостолами называются первые, после Божией Матери, люди в мире; их Христос избрал Сам во время Своей земной жизни; их приблизил к Себе более всех и им открывал тайны Царствия Своего по мере их восприимчивости. Таких апостолов было двенадцать. Но по воле Христа они получили полное освящение на свое служение только в 50-й день по воскресении и 10-й по вознесении Христовом; тогда сошел на апостолов Дух Святой.

В чем же состояло служение или, что то же, дело апостолов? Им Христос поручил проповедовать Евангелие во всем мире, невзирая ни на какие труды, опасности, бедствия, ни на побои, узы, ни даже на самую лютую смерть. Они должны были устроить Церковь Христову в мире, образовать прочное общество христианское, руководить его к спасению. Задача нелегкая. Поэтому св. апостолы и должны были иметь около себя помощников, учеников, которых им можно было бы во время путешествий по свету оставлять у верующих вместо себя руководителями и учителями. Богомудрые, озаренные Духом Святым апостолы суть единственные в мире непогрешимые лица, орудия Духа Святого. Они возвещали и доселе в писаниях возвещают нам волю Божию чисто, истинно. А поэтому их учение нужно принимать благоговейно, с твердою верою, не дозволяя никаких вольных, лестных для чувственности толкований.

Понятно, что св. апостолам невозможно было всюду наблюдать за обращенными и просвещать еще не верующих. Им нужны были помощники. Поэтому-то Сам Христос, кроме апостолов, других поставил пророками.Пророками назывались не только те, которые имели дар предсказывать будущее, но и те, которые могли открывать и настоящее состояние душ в людях, — таковы прозорливцы. Пророками же называются и благочестивые люди, открывающие и разъясняющие тайны спасения, неудобопонятные в Священном Писании без толкования (1Кор. XIV, 29-30). Таковыми были в апостольской Церкви Агав (Деян. XI, 27-28), Иуда и Сила (Деян. XV, 32), четыре дочери Филиппа (Деян. XXI, 9). Таковы есть и поныне так называемые прозорливцы, высокие подвижники и Христа ради юродивые.

О юродивых скажу несколько слов особо. На юродивых ныне многие смотрят, как на людей сумасбродных, грязных, оскорбляющих общественное приличие, и поэтому оказывают им полное пренебрежение, даже наносят им побои и делают всякое стеснение. Но так как внутреннее судит Бог (чужая душа — потемки), и так как чрез желчный отзыв о душе другого мы можем впасть в ошибку, согрешить и произнести неправду, клевету, то о юродивых не нужно выражаться дурно, а к ним нужно относиться сколько возможно осторожно и никогда не задевать их души. Бог весть, быть может, в осуждаемом нами, так называемом глупеньком, сокрыта душа юродствующая Христа ради, пророчествующая; и послан он как вестник покаяния и обличитель неправд в известном крае. Кому же не известно, что юродивые появляются не в каждом месте и не во всякое время? Видавшие юродивых и слышавшие их иногда глубоко таинственные изречения имели случаи убеждаться в прозорливости юродивых, в их пророческом духе. Был же недавно в Калужской губернии юродивый Христа ради, принять которого в дом считали за счастье, и если во время посева этот юродивый бросал на чью-либо полосу, хотя и не удобренную, несколько зерен, то урожай на этой полосе бывал образцовый, обильный. Это подтверждалось несколькими годами. Оттого-то во время посева, когда по полю проходил юродивый, его и окружали все поселяне. Итак, православные, благодать пророчества проявляется и ныне по мере дара Христова, по мере нужды в ней.

Кроме апостолов и пророков, Христос иных поставил Евангелистами, т. е. благовестниками. Благовестниками здесь называются лица, проповедующие Евангелие, учение о Христе и Христовой вере, и притом под руководством высшим, например апостольским. Такими благовестниками были при апостолах их сотрудники и спутники, например: у Петра — Марк, у Павла — Лука, Тимофей (2Тим. IV, 5). Благовестниками и доселе могут называться распространители веры Христовой среди неверующих, например магометан, иудеев и язычников. Эти благовестники ныне называются веропроповедниками или миссионерами. Так как у нас в России много еще неверующих во Христа, то у нас и действуют кочующие, странствующие веропроповедники по Сибири, Кавказу и по Приволжью. Жатвы у нас для них много; но делателей, проповедников среди неверующего люда в России мало; мало также и средств для поддержки как проповедников, так и новообращенных. С целью привлечь средства, пожертвования на это истинно богоугодное дело и образовать миссионеров в России и устроено Православное Миссионерское общество, имеющее во главе своей великого веропроповедника, Высокопреосвященного Митрополита Московского Иннокентия, почти всю общественную, совершеннолетнюю жизнь свою проведшего в проповедовании Христа среди язычников и магометан Сибири, Северной Америки, на Алеутских и др. островах. В состав этого общества принимается всякий православный; пожертвования принимаются всякого рода — и деньгами, и вещами. Отделения этого общества находятся во многих губернских городах, а кружки для денежного сбора — в каждой приходской церкви России. Православные! Не забывая своей приходской церкви своим усердием, уделяйте хоть малую лепту и на просвещение язычников. Молитесь, да приидет Царствие Христово в сердца их; и да живут они одной верой с нами, да будет един Господь, едина вера, едино крещение и един Бог и Отец всех над всеми русскими подданными, как блуждающими и кочующими, так и оседлыми.

Евангелисты, благовестники бывают или только проповедующие устно, или пишущие, оставляющие письменно для потомства истинное учение о Боге. Поэтому евангелистами называются и написавшие Евангелие.

Все вышеизображенные служения апостолов, пророков и евангелистов были и суть служения чрезвычайные, поручаемые по особенным обстоятельствам. А жизнь вообще течет ровно, чрезвычайное редко; поэтому в обществе христианском для наблюдения над жизнью его, для управления его нужны лица, освященные на постоянное служение. И таких Христос поставил пастырями и учителями. Это архиереи и священники. Они должны пасти уже устроенное общество христианское и учить его на основании учения апостольского и пророческого, возводя его ко Христу и приводя пасомых к чистой вере во Христа.

Православные! Из слов апостола видно, что власть церковная учреждена Иисусом Христом, а не измышлена самими людьми. Она идет от Христа чрез апостолов. Апостолы рукоположили своих спутников и учеников в архиереи, а сии избрали себе помощниками других — и эти стали называться священниками. Для служения же при таинствах потребны были еще лица освященные; так образовался третий чин — диаконов.

Таким образом, запомните: 1) что священство есть учреждение Божественное; 2) что то только священноначалие истинно Христово, которое идет без перерыва от апостолов. И у нас в Православной Церкви можно возвести церковную власть до времен апостольских. Поэтому жалки те христианские скопища, в которых пастырями являются самозванцы, без всякого видимого преемства от апостолов; или когда все могут быть каждую минуту священниками, пастырями, как например, у наших раскольников беспоповцев, где исправляют должность священника не только мужчины, но и женщины; или как бывает в протестантских общинах. Они блуждают, как овцы, не имущие пастыря; 3) если священство есть учреждение Божественное, то благодать священства не омрачается и не возбраняется недостоинствами, слабостями священнослужащих; она и чрез них преподается верующему и освящает его душу подобно тому, как солнце, проходя своими лучами чрез смрадные пути, делает свое дело, согревает низшие слои и содействует жизненности и растительности; 4) если священство есть учреждение Божественное, то значит, пастырей Церкви не следует чуждаться, избегать или удаляться в сторону, чтобы только не встретиться с ними при первом выходе. Есть несчастный предрассудок, что встреча со священником или монахом бывает причиной несчастья или неудачи. Но в этом случае всегда нужно помнить слова Христовы: по вере вашей да будет вам (Мф. IX, 29). Если ты маловерен и живешь еще прадедовскими предрассудками, то за такое маловерие столько и получишь милости от Бога при встрече или без встречи со священником. А известны примеры, что двое, шедши на одно дело, при встрече со священником, и еще своим духовником, различно приняли эту встречу: один с благоговением принял благословение, а другой — с предрассудком; первый имел дивный успех, а другой понес большие убытки. Ах, православные! Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны им; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали сие трудное служение с радостью, а не воздыхая… (Евр. XIII, 17).

Пастыри и учители, и все другие чрезвычайные звания: апостолов, пророков и благовестников — назначены Христом для чего?

Ст. 12. К совершению святых, т. е. к усовершенствованию уже уверовавших во Христа, для руководства их к небу. А разве легко руководить чужой — или упорной, или легкой — внутренней волей? А нужно все-таки вести чужую душу, и за нее должен пастырь отдать ответ Богу. Поймите же, сколько труда, сколько забот нужно иметь честному пастырю. Слабость его собственная, замеченная его пасомыми, служит худшим соблазном для них, чем слабость обыкновенного мирянина. И наступит время, когда каждому из нас, пастырей, придется со своею паствой предстать перед Праведным Судьей нашим Спасителем и сказать: Се аз и дети, ихже дал мне Ты, Господи. Но каково я заботился о вверенных мне, усердно ли? Не пренебрег ли кем? Не соблазнил ли кого? Не ленился ли учить других? Был ли сам я первым исполнителем закона Христова, первым примером жизни христианской? Ох, православные! Высока, но и тяжела наша должность; тяжелее, ответственнее ее нет. Оттого-то даже весьма многие высокие подвижники всячески избегали пастыреначальства и вообще священства. Поэтому умоляем вас, будьте снисходительны к нашим немощам, не осуждайте нас, а помогайте нам проходить наше служение достойно нашего звания, помогайте молитвами о нас, своею помощью, своим участием в развитии христианского просвещения среди людей, сподручных вам. Ведь ни один из мирян не освобождается от обязанности быть полезным всякому во всем добром.

Лица священные назначены к достойному приготовлению верующих на дело служения, т. е. чтобы каждый верующий имел силы и умел исполнять свои христианские обязанности, чтобы не было между христианами ни одного ленивого, упрямого, маловерующего. Пастырь легко своим усердием может оживлять веру в пасомых и, подобно царице пчел в улье, заставлять души верующих непременно исправлять свою должность на пользу общую.

Должность и обязанности христиан многочисленны и разнородны; и лица, и дарования для них различны. Все они, имея свой круг деятельности, служат одному великому делу — созиданию Тела Христова, т. е. Церкви Христовой, подобно тому, как в теле человеческом членов много, но все они устроены и приспособлены так, чтобы содействовать благосостоянию общей жизни телесной. Церковь Христову, или общество христиан, можно уподобить улью пчел. В улье есть власть — ей повинуются все. Пчелка каждая по мере своих сил старается исполнить хорошо, чисто, опрятно свое дело; при каждом удобном случае спешит принести в улей что-нибудь полезное для общего благоденствия, для образования, например, сота, вощины, меда или детей. И при общем усиленном добровольном труде у пчелок они процветают, богатеют и радуют хозяина своего. Такого же рода должна быть и деятельность всякой души христианской в Церкви. В Церкви есть власть — ее нужно слушаться; каждый тоже, подобно пчелам, обязан при всяком удобном случае вносить что-либо полезное в жизнь общехристианскую, назидать, утешать ближнего, помогать ему и чрез то благоустроить жизнь общественную. Недаром само Священное Писание еще в древности внушало человеку поучиться трудолюбию, послушанию и общественной жизни у пчел. Поди, сказано, ленивец, к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины (Притч. VI, 8). Не все христиане в силах нести один и тот же подвиг христианский; но все могут быть полезными, как ни разнообразны их дарования (1Кор. XII, 7). И в видимой природе мы не видим двух предметов, совершенно равных между собою. Разнообразие при единстве духа составляет украшение, благолепие. Как на земном лугу множество разных цветков содействуют красоте картины или как в музыке разумное сочетание разных звуков производит высокую мелодию, так и в Церкви Христовой различие служений и дарований при единстве духа содействует благолепию всей Церкви и развитию, оживлению души каждого из нас, верующих. Каждому дается проявление Духа на пользу (1Кор. XII, 7).

Впрочем, все эти разнообразные служения в Церкви назначены на время. Власть церковная имеет заботиться о совершенствовании верующих для большей жизненности Церкви Христовой до тех пор,

(ст. 13) пока все мы придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, т. е. каждая душа христианская непременно под руководством власти церковной, а не вне ее и не помимо ее, должна, сколько возможно, развить в себе свои нравственные силы и свои добродетели, чтобы чрез свою благочестивую жизнь хорошенько узнать Сына Божия, крепче соединиться в вере с другими христианами и, созревши до надлежащей степени, развивши свои силы, отойти ко Господу в Его обители небесные.

Но когда мы достигнем, да и достигнем ли единства веры? Не чаще ли приходится видеть раздвоение чувств, ослабление в вере, отпадение от нее? Да и Христос Сам, придя на суд, едва ли найдет и веру на земле (Лк. XVIII, 8). Но как ни мрачна будущность, как ни безотрадно пророчество Самого Христа о безверии людей пред кончиною мира, мы, христиане, должны по мере своих сил стараться о соединении всех людей в одной православной вере, о чем наша Церковь молится каждодневно; должны своею жизнью не увеличивать числа маловерных.

Впрочем, в этом деле сами по себе мы бессильны. Здесь при нашем желании нужна высшая помощь — благодатная. А потому будем молиться непрестанно Духу Святому, чтобы Он помог нам сохранить веру Христову и, сколько возможно для нашего духа, познать Сына Божия. А в этом познании и состоит цель жизни (Деян. XVII, 26-27) и живот вечный (Ин. XVII, 31Ин. V, 20).

Из последних слов изъясненного чтения видно: 1) что церковная власть должна существовать до скончания века (Мф. XXVIII, 20). Следовательно, несправедливо наши раскольники беспоповцы уверяют и учат, будто благодать священства давно улетела на небо, что теперь нет на земле священства, нет церковной власти, нет и Церкви Христовой и будто бы теперь уже царство антихристово; 2) видно также, что усовершенствование нравственной жизни верующих непременно должно быть под руководством и благословением власти церковной, а не помимо нее, не без нее. Без нее являлись и являются расколы, ереси, толки, многообразные и разнообразные лжеучения, и тогда не бывает ни единства в вере, ни, тем более, уясненного познания Сына Божия.

Не чуждайтесь же, христиане, власти церковной; прибегайте к ней не за исправлением только треб в ваших домах, но и за разъяснением ваших недоумений, суеверий, предрассудков, семейных несогласий. Вразумляйте ваших соседей — старообрядцев. А жаль, искренно жаль этих наших родных братьев по крови, но не по вере.


Источник: https://azbyka.ru/days/2023-01-22


Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О прощении Петра

Ин.21:15–25

Евангелист Иоанн Богослов рассказывает о третьем явлении воскресшего Господа Иисуса Христа Своим ученикам.

Семеро, и среди них Петр, пошли ловить рыбу, и ничего в ту ночь не поймали. Наутро Господь предстал им на берегу, и велел снова закинуть сети. На этот раз они вытащили много рыбы. А когда вышли на берег, их ждала приготовленная на костре еда. Когда они обедали, Господь трижды спросил Петра, любит ли он Его?..

Читая это место, мы не можем не вспомнить другой эпизод из жизни Петра. Тоже был костер, только развели его враги Господни. Тоже неподалеку был Господь, только не воскресший, а судимый и мучимый. Тоже рядом был Иоанн Богослов, который и провел Петра во двор первосвященника. И были, по существу, те же три вопроса, только заданные врагами Иисуса. Но там Петр трижды отрекся, сказав, что даже и не знает «человека сего». А здесь – трижды сказал, что любит. И конечно же, три вопроса, которые задал ему Господь, – в самой прямой связи с теми тремя вопросами. Христос пришел на этот раз специально ради Петра, как в предыдущий раз пришел специально ради Фомы. Те три ответа лежали на Петре тяжелым грузом, и Господь пришел, чтобы развязать, наконец, его больную совесть.

Пришел Он при немногих учениках. И хотя говорил при них, но они, скорее всего, не знали, в чем тут дело, как и окружавшие Петра в саду не знали истины. Знал только Иоанн Богослов, и Господь спрашивает Петра именно при нем, так как и тогда он один был свидетелем отречения.

Когда верят, спрашивают только один раз. А тут Господь – мало того, что спрашивает трижды, но и вопросы ставит как-то странно. Сначала спрашивает о силе любви: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они»? А во второй, и в третий раз спрашивает: а вообще, «любишь ли ты Меня»? Тогда, в саду первосвященника, ему не верили, и с каждым повторным вопросом ему становилось все страшнее. После третьего он, наверное, подумал, что вот, сейчас перестанут спрашивать, и начнут бить и распинать.

Так и теперь. С каждым вопросом путь для Петра все более сужается, все теснее становится ему, так что после третьего он весьма опечалился. Он, наверное, подумал: что же это такое? Третий раз спрашивает, хотя и Сам знает, что я люблю Его. Неужели Он ни мне, ни даже Себе не верит?

А дальше – еще теснее. «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам, и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки свои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертию Петр прославит Бога». Когда тебя кто-то препоясывает, ты, чтобы не мешать, простираешь руки в стороны, как на кресте. Получается, что и там страх распятия, и тут обещание того же. Господь восставил Петра и снова вывел его на тесный путь, с которого он тогда сошел. Вывел, и сказал: «Паси овец Моих» и «иди за Мною».

Церковь прославляет Петра, как первоверховного Апостола. Но здесь речь не о вручении верховенства. И чтобы в этом не было сомнений, следующие строки Евангелия говорят: «Петр же, обратившись» и увидев «идущего за ним» Иоанна Богослова, «говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: … что тебе до того»? Что тебе до других? Сейчас речь только о тебе, «ты иди за Мной». Иди, как он и шел, и продолжает идти.

Это Евангелие читается сегодня, в субботу, накануне дня Пятидесятницы, когда на учеников Христовых излился Святой Дух. Каждый из нас перед своей собственной пятидесятницей, перед тем, как был крещен и получил благодать Святого Духа, тоже трижды отвечал на вопросы священника: «отрицаешься ли сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его»? Отрицаешься ли своего безбожного, богоотступнического прошлого? А потом каждый был спрошен: «Сочетаешься ли Христу», как невеста – жениху, чтобы всегда, везде, и во всем быть вместе?.. Звучит тройной, мучительный вопрос, как будто не слышат, как будто не верят. Это – чтобы до дна исчерпать твою решимость, чтобы почувствовал страх быть не услышанным и не принятым. После крещения, на тебя надели крест. И ты, когда придет время, «прострешь руки свои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь». И только потом, через помазание святым миром со словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь», – в тебя посеяли семя Святого Духа.

И теперь надо идти за Христом, идти, не оглядываясь, независимо от того, как идут другие, и идут ли вообще.

Вспомним о наших отречениях и обетах. Еще раз переживем их, чтобы завтра благодать Святого Духа сильнее и живее коснулась нас.



Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова

На Ин.21:15-25.

Сегодня мы читали последнее, одиннадцатое воскресное Евангелие. Оно повествует о том, как Господь трижды спрашивал Своего ученика Симона, которому Он дал новое имя, Петр: «Любишь ли ты Меня?» Спросил раз – Петр говорит: да, люблю. Потом второй раз спросил – Петр говорит: Ты Сам знаешь, я Тебя люблю. И когда спросил третий раз, Петр понял, почему Господь трижды его вопрошал: незадолго до этого он трижды отрекся от Спасителя – отрекся, потому что испугался за свою жизнь, за свою свободу.

Это очень понятно, что человек боится. Но, как сказал Господь, «совершенная любовь изгоняет страх». Поэтому воскресший Христос спрашивал, по-прежнему ли Петр Его любит, и этим троекратным вопрошанием восстанавливал его в апостольском достоинстве, потому что, испугавшись, отрекшись от своего Учителя, он перестал быть Его учеником. А вот это троекратное вопрошание в некотором смысле было исповедью и покаянием. Поэтому в Евангелии сказано: «Оскорбе же Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя?» – потому что понял, о чем идет речь. И эта скорбь его была скорбью покаяния от того, что ему не хватило мужества, а раз не хватило мужества – значит, не хватило любви.

Часто можно слышать, особенно на исповеди: я ничего не могу с собой сделать. То есть человеку не хватает мужества, чтобы противостоять греху. В чем тут дело? Только в одном: что нет любви к Богу. Любил бы Бога – не грешил бы. А не хватает любви – поэтому человек отвергается от Бога. Петр отрекся словами, но мы часто и делом отрекаемся, отрекаемся и мыслями, отрекаемся и нечистыми чувствами. Как Господь сказал: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Ну а что такое блуд? Смертный грех. Значит, пока мысленно, в голове у тебя блуд, ты уже вне Церкви, вне Бога, вне Христа. Как только душа уклонилась от Бога, ты уже изменил.

Отчего происходит измена? От недостатка любви. Потому что если любишь, то и в голову не придет изменить. Если человек любит свое дело, он этому делу служит. Если человек любит свою семью, он все для своей семьи старается сделать получше. Если человек любит жену, он жену всячески опекает. Если Родину свою любит, он для славы своей Родины, для своего народа трудится, а если не любит, то он в Австралию уедет – там ему веселей, потому что жить полегче. То есть все упирается в то, что больше любишь: себя или еще что-то или кого-то. Так и в духовной жизни. Поэтому Господь дал нам одну-единственную заповедь: «возлюби Господа Бога». И если сумеем мы Бога возлюбить, тогда спасем свою душу от греха.

Бог для того пришел на землю, чтобы явить Себя нам, чтобы мы, взирая на личность Христа Иисуса, могли бы Его познать и полюбить как человека. И Он никуда не исчез, Он среди нас пребывает. Когда мы приходим в храм молиться Ему, прославлять Его, сердце наше чувствует, что Он здесь присутствует, Он здесь с нами и Духом Своим, и Телом Своим, которому мы приобщаемся на Божественной литургии. Но мы быстро забываем, очень легко изменяем. Почему так? По той же самой причине, по какой и Петр: он был человек еще не духовный, а плотской, душевный. Духовным он стал немножко позже, в день Святой Пятидесятницы, когда Дух Святый сошел на него.

На нас пока, видимо, в той полноте, которая необходима, чтобы Бога любить, Он еще не сошел. А «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Поэтому мы еще не можем себя назвать Христовыми учениками; нам еще долго надо бродить, вглядываться, вслушиваться в Евангелие, подвизаться, упражняться в самоотречении ради любви к Богу. Тогда Господь увидит наше усердие, которое Он увидел и в Иакове, и в Иоанне, и в Петре, и в Нафанаиле, и в Симоне Зилоте – во всех Своих учениках увидел это стремление и за это стремление им и дал Духа.

Петр однажды сказал: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою». Что нам за это будет? Господь говорит: да, за то, что вы все оставили, вам будет, вы получите «гораздо более». И действительно, Его ученики стали апостолами, стали камнями в основании Церкви: ты Петр, камень, сказал Господь, «и на сем камне Я создам Церковь». А мы камешки, которые Господь кладет уже в вершину. На нас не лежит вся тяжесть, которая лежит на апостолах. У нас нет таких соблазнов, которые были у них. С нами все святые угодники Божии, с нами огромный сонм предшественников наших, людей, любящих Бога. Нам есть у кого поучиться. Нам, собственно, и веровать уже как бы не нужно, потому что то, что человек после смерти продолжает свою жизнь, – это факт научный, тут не надо усилий веры. То, что Христос воскрес, – тоже факт научный. То есть нам не надо сердце свое напрягать, чтобы веровать во Христа. Это всем известные вещи, все стало уже совершенно очевидно, мы имеем свидетельства и доказательства, совершенно, абсолютно неоспоримые никем и ничем. Только по тупости или по какому-то наглому упорству человек может отрицать очевидные вещи.

Поэтому Бог есть, загробная жизнь, Страшный суд – все это есть. Чего нет? Любви к Богу. А значит, и страха Божия нет. Все стремление человека направлено к чему-то не тому. Когда Господь беседовал с Петром, Петр вдруг обратился и видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус (самого автора этого Евангелия, апостола и евангелиста Иоанна Богослова), и говорит: «Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною». Обычно людям новоначальным очень интересно, кто спасется; им всех хочется просветить, всем хочется обязательно все объяснить. Отчего это происходит? По гордости, по недостатку духовности, потому что не видит человек собственных грехов. Поэтому Господь говорит: какое тебе дело? если Я захочу, то этот человек вообще никогда не умрет; ты, вот ты иди за Мной.

Это обращение ко всем нам. Часто люди спрашивают: спасутся ли баптисты? а как же китайцы? а как же она, а как он? Но Господь с нас не взыщет ни за австралийских аборигенов, ни за гренландских эскимосов. Господь взыщет только за нас самих. «Ты иди за Мною». Нам нужно научиться ходить вслед за Господом. И это шествие совершается в Церкви. Апостолы три года ходили за Христом, поэтому в древней Церкви человека, который захотел стать учеником Христовым, готовили к крещению три года. Он постоянно посещал богослужение, его оглашали, учили его Священному Писанию, учили заповедям Божиим, учили молиться, учили его основным навыкам духовной жизни. А потом, когда он дозревал, его крестили и он становился членом Церкви.

У нас все не так: кто-то в детстве крестился, кто-то крестился, совершенно не думая, что он совершает. Поэтому нам нужно все это наверстывать и восполнять. И это совершается в нашем сердце через богослужение, через которое мы незримо, духовно, от одного евангельского отрывка к другому можем следовать за Христом, духовно переживать каждое событие Его земной жизни, вглядываться в них, через них получать назидания: что Господь хотел сказать нам этим или другим событием, что значит то или иное Его слово. Стараться применять это в своей жизни, стараться все время свою жизнь изменять в соответствии с тем, что Господь требует.

В течение года прочитывается все Евангелие, поэтому, постоянно ходя в церковь и мысленно следуя за Господом, мы постепенно начинаем приобретать образ учеников Христовых, учиться самоотречению, молитве, терпению – потому что много надо терпения, чтобы в церковь ходить. Для этого всю жизнь нам придется перестроить, очень многое придется бросить, потому что некогда будет ни в гости ходить, ни на концерты. Ведь нельзя же одновременно было Петру и рыбу ловить, и за Господом ходить. Пришлось что-то оставить, и он оставил ловлю рыб, потому что счел, что Царствие Небесное для него важней.

Вот так и для всех нас: если мы хотим приблизиться к Богу, то мы должны начать ходить за Господом. И когда Господь увидит нашу преданность, тогда Он и даст нам Духа Святого. Это посещение человека Духом Святым называется благодатью, потому что всегда дается даром. Заслужить благодать невозможно. Что бы человек ни сделал, даже если он исполнит все-все заповеди, этого все равно недостаточно, потому что то, что он получает, когда его касается благодать Божия, несоизмеримо выше всех человеческих подвигов. Поэтому это всегда дается даром, но за усердие, за отречение от греха, которым мы являем Богу нашу верность, нашу любовь.

«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». И эту любовь надо явить, только не на словах, как мы все. Некоторые так и подходят к Чаше: раб Божий такой-то. Прямо так и заявляет, что он раб Божий. А посмотри на жизнь этого раба – и увидишь, что он, оказывается, ни в чем Господу-то и не подчиняется, а живет по своим похотям. Поэтому до раба Божия надо еще очень много сандалий стоптать. И надо нам жить, не смотря по сторонам, и не спасая никого, и не думая: а что этот, а что тот? Апостол Павел сказал: каждый «перед своим Господом стоит или падает». Какое тебе дело? Твоя душа в огне, ты в аду, ты в грехе – очищай свою душу. Потому что когда ты вынешь «бревно из твоего глаза; тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего», тогда тебе станет это понятным. А мы: этот такой, этот сякой, все кругом плохие.

Поэтому, к сожалению, не все ходящие за Господом приходят к Голгофе, не все приходят к Вознесению, не все приходят к Пятидесятнице. Многие окажутся иудами. Если из двенадцати избранников Божиих один иудой оказался, то и среди нас такие будут: кто променяет Бога на блуд, кто на деньги, кто на развлечения, кто еще на что-то. Хотя и скорбно это наблюдать, но это неизбежно. Потому что семя слова Божия падает на разную почву: то птицы склюют, то на камни упадет и глубоко корни не пустит, то в сорняки: так постоял, послушал – да, все вроде правильно…

Действительно, попробуй оспорь. Нет, некоторые лучшие умы человечества пытались оспорить Евангелие, и ничего не вышло, перед Евангелием все покорились. Даже язычники, бесноватые индусы и то говорят: Кришна – это Христос. В свою команду хотят Его записать, потому что ну как без Христа? Йоги утверждают, что Христос – это йог. А экстрасенсы говорят: нет, Христос – это экстрасенс. А те, кто ловит летающие тарелки по всей стране, говорят, что Он инопланетянин, не иначе. Каждый хочет Его обязательно к себе, потому что без Него невозможно. Но Он-то только Своим ученикам сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». С вами.

Так вот, если мы хотим с Ним, мы должны быть Ему верны, верны во всем. Это трудно, это не сразу. Поэтому Господь со Своими учениками три года походил, поучил их, повразумлял, пример показывал Своей жизнью, Своими словами, поступками, а уже потом просветил их Духом Святым. Сколько мы будем ходить, пока получим просвещение от Духа, три ли года или больше? Но надо этого хотеть, надо этого желать. Господь сказал, что «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». И Серафим Саровский говорил: «Стяжи мирен дух». Благодать Божию надо стяжать, усердие надо обязательно на этом поприще проявлять, но все равно Господь дает даром. И чем больше потрудишься, тем больше получишь.

Многие говорят: молиться некогда, времени нет; поститься не могу, живот болит; ходить в храм – нет, то работа, то дети. Ну что же, не можешь? Не надо. Не постись, не молись, в храм не ходи. Евангелие не понимаешь – ну не читай. И ничего ты не получишь. Как ты был бревном, так бревном и умрешь, ни одна живая ветка на тебе не зацветет, а уж о плодах и говорить нечего. Всякое дерево, не приносящее плодов, распиливают на брусочки, потом колют, а потом в печку, потому что больше оно никуда не годно. Поэтому Господь и говорит: «Там будет плач и скрежет зубов; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Все очень конкретно.

Если уж любящий Господь никаких других слов не нашел, как только «геенна огненная», то надо понимать, что это никакая ни аллегория, все так и будет. Веруем ли мы Ему или нет? От этого зависит все наше бытие в вечности. Поэтому нам надо стараться. Зачем мы на землю пришли? Чему мы хотим посвятить жизнь? В человеке такая борьба происходит: мир тянет его назад, а вера тянет к небу. И что победит, на чью сторону душа его встанет, что он все-таки предпочтет: мир или Бога? Если Бога, то прибавится такому человеку; а если мир, то «отнимется и то, что имеет» – так Господь и сказал. Поэтому раз уж мы выбрали путь христианский, надо стараться по этому пути идти: учиться самоотвержению, учиться кротости, учиться милосердию, любви. И Господь, видя наше доброе произволение, даст нам ощутить благодать Божию, а может быть, кто-нибудь из нас сподобится такой благодати, которая вообще от него не отыдет, будет всегда с ним пребывать.

Это состояние бытия человека, когда в нем неотступно пребывает благодать Божия, называется Царствием Божиим. И многие люди этого сподобились уже здесь. Вот Иоасаф Белгородский, мощи которого вновь обретены. Пришли к нему мужики и говорят: владыко, отслужи молебен, давно не было дождя. А дело было перед Троицей. Старец велит своему послушнику: запрягай сани. Он думал, владыка оговорился: какие сани, лето уже. Переспросил. Тот говорит: я тебе сказал, запрягай сани. Послушник запряг, и пошел снег. Сели на сани и поехали в поле, молебен отслужили. Потом снег растаял, и его хватило, чтобы сохранить урожай, а еще всякие насекомые погибли, которые от тепла в изобилии расплодились.

Откуда святому это было известно? Откуда ему все открыто? Не сам человек, не своими силами – просто Бог ему открывает. Для него нет понятия: вчера, сегодня, завтра, – потому что он с Богом, ему известно и прошлое, и будущее, и настоящее. И никаких тут ошибок быть не может, потому что Бог-то не может ошибаться. И читает святой в душе человеческой, как в открытой книге. Как старец Силуан говорил: а мне не надо газет читать, я и так знаю, что где творится. И Варсонофий, старец Оптинский, говорил одному своему чаду: я, если захочу, могу тебя видеть, где бы ты ни был. Об этом мы читаем и в патериках, и в Деяниях святых апостолов: «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла». Сам Дух Святый повелевал: иди туда, иди туда. И Дух Святый по церквам говорил, что скоро Павел будет казнен. Павел знал, зачем он в Рим идет, знал, что там его ждет смерть, и подчинился Духу Святому, пошел прямо на смерть. Знал – не догадался, не предчувствовал, а конкретно знал, потому что Бог был с ним, а Бог всеведущ.

Это не значит, что каждый облагодатствованный человек бывает обязательно прозорливым. Нет, мы живем в такую эпоху, когда эти все дарования Господь от Церкви отнял. Почему нет сейчас таких чудотворцев? Вот Иоасаф Белгородский ведь совсем недавно жил, в середине восемнадцатого века, и мощи его сохранились совсем нетленные. А почему сейчас такого нет? Потому что люди очень гордые. Малое достоинство человек перед другими имеет: рост чуть побольше, слух чуть получше, или красоту телесную, или на полторы книжки больше прочел – и уже гордится, уже учит, уже все объясняет, уже руками машет, прямо чуть ли не Василий Великий. Ну а если ему действительно дать дар Божий подлинный, его хватит на два дня: он с ума сойдет, он обязательно «улетит на луну».

Вот как Мария Египетская взяла и по воде прошла. Ну кто из нас может пройти по воде и не потщеславиться? Когда сон от беса приснится, и то уже стараемся обязательно всем рассказать, что вот мне Богородица явилась. Хотя это не Богородица, а не хочется даже и называть… Нет, утверждает: Богородица явилась. Серафиму Саровскому являлась, Сергию Радонежскому и мне. И всё учим по тщеславию. Поэтому, естественно, Господь дары отнимает. Но это не значит, что отнята подлинная духовная жизнь. Нет, просто иной путь: путь скорбей, болезней и терпения.

Поэтому если мы пройдем этим путем, не осуждая никого, смиряясь, то сможем достичь Царствия Небесного. И отцы древние говорили, что последние христиане, которые достигнут Царствия Небесного, они будут выше нас, хотя и не совершат великих дел: ни горы не будут двигать, ни мертвых воскрешать, – но будут выше. Почему? Потому что при общей гордыне пятимиллиардной, которая затопила всю землю, все-таки светить смирением, терпением, послушанием – это высшая добродетель, ценимая Богом. Вот этим путем, по милости Божией, нам всем надо идти. Спаси всех, Господи.

Храм Святителя Митрофана Воронежского, 10 августа 1991 года, вечер



(553)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *