Иерей Андрей Чиженко: Какой спасительный плод нас призывает принести Господу святой Иоанн Креститель

images20 января в Попразднство Богоявления (Крещения Господня) Православная Церковь чествует того, кто (как говорится в молитве канона, посвященного ему) «сподобился еси коснутися верху Царя Христа» и о котором Сам Спаситель говорил в Евангелии «из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя…» (Лк. 7:28).


ioann-prt4

Этот праздник называется Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Собор – потому что соборно, единодушно, единосердечно мы собираемся в храмах для того, чтобы воздать достойную хвалу этому великому угоднику Божьему, непосредственно принявшему участие в Крещении Господнем в тридцатом году I века по Рождестве Христовом в южной оконечности течения реки Иордан в местности под названием Вифавар. Именно перед ним разверзлись небеса, и он лицезрел, подобно ветхозаветному праведнику Аврааму,  Святую Троицу.

Со страниц Святого Евангелия голос Иоанна Крестителя звучит сквозь века – для нас. И главное в этом слове «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). И еще «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево не приносящее доброго плода срубают и бросают в огонь» (Мф. 3: 10). Причем поразительным фактом является то, что святой Предтеча не говорил это от себя, но водительствуемый Духом Святым. Об этом прямо говорится в Евангелии: «…был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк. 3:2).

Итак, почему же так важно покаяние в жизни человека?

В греческом языке слово «покаяние» («метанойя», «метания») обозначает «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление», «изменение».

В крещенской купели во время Таинства Крещения при троекратном погружении в воду священником  умирает наш ветхий человек. Ибо вода здесь не только символ омовения и чистоты, но и символ земли и погребения. А при троекратном возведении из воды при произнесении крещальной формулы «Крещается раб Божий (раба Божия) имя, во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь» восстает человек, обновленный уже небесный, привитый к лозе Христовой и очищенный от греха – достойный Царствия Небесного. Ведь не только для Господа нашего Иисуса Христа разверзаются небеса во время Его Крещения, и Дух Святой сходит на Него, и глас Бога Отца слышен: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22). Но и для каждого из нас, крестившихся во Христа и облекшихся во Христа, разверзаются небеса, и на каждого из нас сходит Святой Дух, и каждому из нас говорит Бог Отец: «Ты есть сын мой возлюбленный (дочь моя возлюбленная)». И происходит великое чудо, великое таинство усыновления каждого конкретного человека Богом.

Но с течением земной жизни каждый из нас припадает ее материальным прахом, этот ветхий человек пытается снова возобладать над новым небесным крестившимся человеком в юдоли-суете земной. Как пел когда-то участник группы «Воскресение» Андрей Сапунов: «И приходит за мной сумасшедший день земной. И меня уводит за собой». Этот ветхий человек пытается наползти, как жук, на человеческое сердце и поглотить его, чтобы человек отдался материи с головой, до конца. И тогда, конечно, уже ад. Духовная гибель бессмертной души.

И наша задача с Божьей помощью вырываться из его (ветхого человека) цепких вязких смертоносных объятий: молитвой, участием в жизни Церкви, Таинствами, добрыми делами и, конечно же, покаянием. Т. е. изменением себя, своего сердечного и умственного строя, которое начинается с того, что человек обращает свой духовный взор, свое внимание не на материальные зримые чувственные вещи, приносящие плотское удовольствие, но внутрь себя, осознавая свои грехи, выявляя их, как говорится в молитве преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего… даруй ми зрети моя прегрешения…»  И когда он увидит эту сердечную свою мерзость, эти свои нечистоты внутренние, которые неизбежно у каждого человека есть, то тогда поймет, что сильно и тяжело болен, что ад разверзается под ногами, что еще шажочек – и пропасть будет. И такой прозревший (воистину!) человек начнет искать Того, Кто сможет его исцелить. А это, конечно, только Бог. И у такого человека появляется искреннее, сокрушенное правильное состояние, замешанное, как тесто на закваске, на горячем желании соединиться с Господом, единственно Избавляющим от греха. Это и называется покаянием. Это и называется «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6:20).

Такой человек спешит в храм, торопится на исповедь к батюшке, чтобы избавиться от груза грехов, полонивших душу, спешит принять внутрь себя Тело и Кровь Христовы, чтобы освободиться от грехов да страстей и соединиться с Богом Возлюбленным. Вот о чем нам говорит Святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

Вспомним же, братья и сестры, его завещание: «…Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3:4–6).

Поэтому с Божьей помощью будем же, братья и сестры, понижать усиленно свои горделивые душевные холмы, будем выпрямлять свои страстно-греховные кривизны, и тогда сокрушенная, покаянная наша внутренняя сердечная низинка-дол наполнится благодатью Святого Духа. И человеческая плоть (т. е. естество) каждого из нас  узрит спасение Божие. Это главный, вне всякого сомнения, труд для каждого православного христианина.

В чем да поможет нам святой Иоанн Креститель.

rogdestvo-razd5

ioann-prt3

rogdestvo-razd5

Источник: //pravlife.org/content/kakoy-spasitelnyy-plod-nas-prizyvaet-prinesti-gospodu-svyatoy-ioann-krestitel

(228)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *