Екатерина Иванова: Строитель града благочестия

В IV веке по Рождестве Христовом, после издания так называемого Миланского эдикта — императорского указа, провозглашавшего свободу христианства на территории Римской империи, произошла постепенная христианизация греко-римского мира. Христианские проповедники могли более не опасаться преследования властей, и главной задачей для них стало найти ключ к ментальности эллинского мира. А для этого надо было объяснить эллинскому миру догматы христианства на понятном им языке. Эта сложная задача была с блеском выполнена святыми отцами-каппадокийцами. Память одного из них — святителя Василия Великого — Православная Церковь отмечает 14 января (по новому стилю).


Добрый пример святости

Детство и юные годы будущего подвижника прошли в атмосфере святости. Семья святителя была очень благочестивой. Согласно преданию, его бабушка Макрина хорошо знала святого Григория Чудотворца. Отец святого — Василий — и его жена — преподобная Эмилия — воспитали десять детей. Пятеро из них были причислены к лику святых: святитель Василий Великий, святитель Григорий, епископ Нисский, святитель Петр, епископ Севастийский, преподобная Макрина и праведная диаконисса Феозва.

Особую роль в духовном становлении святого Василия и его братьев и сестер сыграла их старшая сестра Макрина. После смерти жениха она не стала вступать в брак и избрала девственную жизнь в доме своих родителей, посвятив себя Богу и семье. После кончины отца она стала главной опорой для близких. Когда все дети повзрослели, святая Макрина вместе с матерью удалилась в один из женских монастырей.

Соблазн языческих наук

Святитель Василий был старшим сыном в этом благочестивом семействе. С юных лет он проявил склонность к наукам, и на семейном совете было решено отправить его на обучение в Константинополь. Молодой человек отправился в путешествие за знаниями вместе с сыном местного епископа — Григорием, который в скором будущем стал его ближайшим другом и одним из трех святых, кому Православная Церковь — наряду со святым апостолом и евангелистом Иоанном и святым Симеоном — дала имя Богослов.

Оба юноши продолжили свое образование в центре интеллектуальной жизни того времени — в древних Афинах, где они могли слушать лучших современных риторов. Вероятно, прослушали они и курс знаменитого ритора Ливания, талантливого писателя и педагога. Среди его учеников были не только святые Василий Великий и Григорий Богослов, но и святитель Иоанн Златоуст, которого Ливаний считал своим лучшим учеником и горько сетовал на то, что такой талант стал хрис­тианином. Ливаний был абсолютно чужд христианству, но его уроки, как и вообще мудрость языческая, не стали для благочестивых юношей соблазном. Наоборот, хорошее знание античной философии помогло им сформулировать православное понимание важнейших богословских терминов, без которых изложение ключевых догматов Православной Церкви о Пресвятой Троице было бы затруднительным.

Таков был IV век — золотой век христианского богословия, эпоха великих духовных подвигов и великих соблазнов; время, когда из двоих, сидящих за одной студенческой скамьей, один становится подвижником и святителем, которого потомки назовут Великим, а другой — императором и гонителем христиан, вошедшим в историю с именем Юлиан Отступник.

Новоначальный

Несмотря на то что святой Василий был воспитан в глубоко верующей семье, он, по обычаю того времени, принял Святое Крещение только в возрасте двадцати пяти лет — в 354 году. После принятия Крещения святой Василий обратился к идеалу аскетической жизни. Он отправился в путешествие по Сирии и Египту, чтобы увидеть своими глазами подвиги египетских монахов. Его духовным наставником стал Евстафий Севастийский — человек, как и многие египетские анахореты того времени, склонный к крайним формам аскетизма. Его последователи совершенно отвергали брак, не хотели даже общаться с женатыми и стоять рядом с ними на богослужении. Сам Евстафий был чужд таких еретических крайностей, но он впал в другую ересь — духоборчество, которая отвергала божественность Святого Духа. Впоследствии святой Василий Великий был вынужден прервать с ним общение и написать против его заблуждений трактат «О Святом Духе».

Примерно через год интенсивного аскетического подвига святитель понял, что ему нужно вести более умеренный образ жизни. Вместе со своим другом Григорием Богословом он основал христианскую общину в имении своего отца. Здесь друзья сообща молились, читали богословские и философские труды. Однако уединенная жизнь святителя продлилась недолго. В 360 году для него начался сложный период общественной деятельности: сначала он был посвящен в чтецы, через четыре года — рукоположен во пресвитеры, а в 370 году избран архиепископом Кесарии Каппадокийской.

3=1

Святой Василий вынужден был разъяснить своим собратьям и пастве вопрос: как возможно, что Бог одновременно одна Сущность и три Лица? Иными словами, как три могут равняться одному? Вопрос этот был вызван не праздным любопытством, попыткой проникнуть в священную тайну Троицы, а насущной необходимостью. В это время среди восточного епископата почти никто не принимал никейского исповедания, и даже сам святой Василий был рукоположен в священный сан человеком, не до конца принявшим никейский Символ веры. Для того чтобы совесть колеблющихся христиан могла принять постановление Собора в Никее, нужно было объяснить: что же это значит — быть Единосущным? Этот термин не встречался в Священном Писании, он пришел из греческой — языческой — философии. Не удивительно, что многие христиане были смущены его появлением в Символе веры.

Для того чтобы уяснить значение этого вероучительного определения, нужно было постичь разницу между понятиями «сущность» и «ипостась». Именно этому сложнейшему вопросу богословия посвятили свои труды святители Василий Великий и Григорий Богослов, которых назовут впоследствии, вкупе со святителем Иоанном Злато­устом, вселенскими учителями Церкви. Для этого им пригодились и глубокие познания в богословии, и знание античной философии. Как пишет протоиерей Иоанн Мейендорф, их «нововведение состояло в том, что понятие ипостаси <…> было связано с понятием личности — категории чуждой и даже просто незнакомой греческой философии, но основной для христианской библейской веры». Таким образом, отцы-каппадокийцы не только дали православное толкование понятий «сущность» и «ипостась», но и ввели в христианское богословие такое важнейшие понятие, как личность. Для святого Василия Великого было очень важно, что вера христианина — это не просто встреча с Абсолютом, но личная встреча со Христом — Личностью.

Десять лет архиерейского служения святителя Василия были наполнены борьбой с могущественными врагами никейского Символа веры, среди которых оказался и император Валент. Властелин империи употребил все возможные средства, чтобы ослабить влияние великих каппадокийцев: в частности, он искусственно отторг от Каппадокии часть территории, лишив святого Василия возможности общаться со своей паствой, и послал туда епископа, склонявшегося к ереси — арианству. Святителю пришлось пустить в ход все свое дипломатическое мастерство, чтобы в отторгнутой от его влияния части Каппадокии сохранилось православное духовенство и священноначалие.

Город, где царит благочестие

Кроме того, что святой Василий был выдающимся богословом, он неустанно творил дела милосердия, вел огромную, как сказали бы сейчас, социальную работу. Зимой 367 года в Каппадокии разразился страшный голод. Святой Василий тогда был еще простым священником, но он предпринял все возможное, чтобы облегчить участь пострадавших. По его инициативе были открыты больницы и специальные столовые для тех, кто не мог добывать пропитание. Средств на это у святителя было немного. Ему пришлось обратиться за помощью к состоятельным гражданам; они откликнулись далеко не сразу, хотя в конце концов и вняли голосу совести. Тогда подвижник понял, что нужно создать постоянно работающее учреждение, в котором можно было бы своевременно оказывать помощь страждущим. Так в 372 году появилась «Василиада» — центр милосердия, который включал в себя великолепный храм, больницу, гостиницу для неимущих, школу, приют для сирот. Святитель не только руководил работами, но и лично принимал участие в строительстве. Когда центр был полностью отстроен, он взял на себя труд руководить самым «тяжелым» отделением больницы — отделением для прокаженных, где содержались больные не только тяжко страдающие, но отверженные обществом. Святой Василий сам промывал и перевязывал им раны. Здесь он реализовал одну из своих мирских профессий — профессию врача.

Святой Григорий Богослов сказал о «Василиаде» замечательные слова: «Выйдите, братья, из своего города и посмотрите на этот новый город, где царит благочестие. <…> Если сравнить больницу святителя Василия Великого с богатейшими городами, такими как Фивы в Беотии, Вавилон, с пирамидами Египта и древними храмами, то увидим, что от всего их былого величия не осталось ничего. Да и самих людей уже нет. А в больнице “Василиада” мы видим людей, которых все отвергали и ненавидели за их болезнь. И Василий Великий сумел убедить нас в том, что, если мы считаем себя людьми, то не должны пренебрегать себе подобными, ибо своим бессердечием и злобой мы обижаем Самого Хрис­та, Который начальник всем».

Ежедневный подвиг на грани человеческих сил подорвал и без того слабое здоровье святого Василия. Он умер в 379 году в возрасте сорока девяти лет, всего несколько лет не дожив до торжества своих богословских идей на Втором Вселенском Соборе в Константинополе.

Газета «Православная вера» № 01 (573)


Источник: //www.eparhia-saratov.ru/Articles/stroitel-grada-blagochestiya

(68)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *