Протоиерей Александр Абрамов: Великий канон прп. Андрея Критского

Ве­че­ра­ми на пер­вой неде­ле Ве­ли­ко­го по­ста мы бла­го­че­сти­во сто­им в хра­ме. Мы слу­ша­ем ка­нон. То и де­ло там воз­ни­ка­ют име­на тех или иных пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков. Но они за­ча­стую ни­че­го не зна­чат для нас. Мы про­пус­ка­ем их ми­мо ушей, по­ла­гая, что речь идет о неких бла­го­че­сти­вых об­ра­зах, ко­то­ры­ми Цер­ковь хо­те­ла нам что-то доб­рое ска­зать. А ведь эти­ми об­ра­за­ми сам Бог через пре­по­доб­но­го Ан­дрея с на­ми раз­го­ва­ри­ва­ет. «Цер­ковь что-то древ­нее вспо­ми­на­ет, и это, на­вер­ное, что-то хо­ро­шее о цен­но­стях», – воз­мож­но, так мы мыс­лим, ко­гда чи­та­ем или слы­шим что-то не до кон­ца яс­ное нам. И не да­ем се­бе тру­да неяс­ное сде­лать яс­ным, под­го­то­вить­ся к служ­бе, чтобы по­ни­мать как мож­но пол­нее то, о чем го­во­рит нам ве­ли­кий по­ка­ян­ный ка­нон. И этим се­бя окра­ды­ва­ем.

Ко­неч­но, об­щее по­ка­ян­ное на­стро­е­ние во вре­мя чте­ния ка­но­на со­зда­ет­ся вне за­ви­си­мо­сти от то­го, как мно­го мы го­то­вы ин­тел­лек­ту­аль­но вос­при­нять. Обя­за­тель­но нуж­но хо­дить на по­ка­ян­ный ка­нон Ан­дрея Крит­ско­го, при­чем в первую неде­лю. Это ка­мер­тон, с по­мо­щью ко­то­ро­го за­да­ет­ся на­строй на Ве­ли­кий пост. По­том лю­ди бу­дут го­во­рить: «Тут мы про­ва­ли­лись, здесь упа­ли, там пост опро­ки­ну­ли». Ве­ли­кий пост мож­но на­чи­нать в лю­бую еди­ни­цу вре­ме­ни. Во вто­рую неде­лю, в тре­тью. Не на­до бо­ять­ся упасть, на­до бо­ять­ся не встать. И Ве­ли­кий по­ка­ян­ный ка­нон нам по­мо­жет.

Пе­ред на­ми про­хо­дит че­ре­да вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков, угод­ни­ков Бо­жи­их и лю­дей, Бо­га про­гне­вав­ших. Пре­по­доб­ный Ан­дрей об­ра­ща­ет­ся и к Но­во­му За­ве­ту – рас­ска­зы­ва­ет о его свя­тых и о том, что сде­лал для ми­ра Хри­стос. И вся­кое его об­ра­ще­ние к биб­лей­ской ис­то­рии – это по­вод со­по­ста­вить то, что про­ис­хо­ди­ло ко­гда-то дав­но с людь­ми, с тем, что со­вер­ша­ет­ся сей­час с на­ми. Участ­вуя в бо­го­слу­же­нии Ве­ли­ко­го по­ка­ян­но­го ка­но­на, мы с ва­ми ста­но­вим­ся ча­стью Свя­щен­ной ис­то­рии. Мы за­хо­дим в храм с улич­но­го хо­ло­да и по­гру­жа­ем­ся в ту ис­то­рию, где уже не бу­дет вре­ме­ни, где есть лишь Веч­ность, ко­то­рая рас­ста­ви­ла все на свои ме­ста и каж­до­му да­ла окон­ча­тель­ную оцен­ку. И че­ло­век, не рас­ка­яв­ший­ся пе­ред Бо­гом, не пла­чу­щий пе­ред Ним, уже ни­ко­гда не станет в гла­зах лю­дей и, глав­ное, в гла­зах Бо­жи­их иным.

Но Цер­ковь не бы­ла бы Цер­ко­вью, не бы­ла бы со­об­ще­ством ка­ю­щих­ся греш­ни­ков, где каж­дый нуж­да­ет­ся в по­мо­щи, ес­ли бы она по­ста­ви­ла ак­цент на невоз­мож­но­сти пе­ре­ме­ны. Пе­ре­ме­ны невоз­мож­ны в ис­то­рии: там все уже ре­ше­но. А для нас воз­мож­ность пе­ре­ме­ны су­ще­ству­ет. И да­же ес­ли нам са­мим ка­жет­ся, что ее нет, Цер­ковь на­по­ми­на­ет: невоз­мож­ное че­ло­ве­кам воз­мож­но Бо­гу (Лк.18:27). В од­ном из тро­па­рей се­го­дняш­не­го ка­но­на пре­по­доб­ный Ан­дрей на­по­ми­на­ет нам о том, как Гос­подь очи­стил про­ка­жен­ную ру­ку про­ро­ка Мо­и­сея[1]. «Так же, – го­во­рит он, – Бог мо­жет убе­лить и очи­стить на­шу про­ка­жен­ную жизнь».

Бог не на­зы­ва­ет­ся в ка­ноне пер­во­го дня Ве­ли­ко­го по­ста гроз­ным на­ка­за­те­лем, мздо­воз­да­я­те­лем. Бог на­зы­ва­ет­ся в ка­ноне Щед­рым к греш­ни­кам. Щед­рость Бо­жия – в про­ще­нии, в же­ла­нии и го­тов­но­сти дви­гать­ся на­встре­чу стра­да­ю­ще­му и про­ся­ще­му по­мо­щи и про­ще­ния че­ло­ве­ку. Это и есть то, ра­ди че­го Цер­ковь пред­ла­га­ет лю­дям пост. Он был бы аб­со­лют­но ли­шен смыс­ла, ес­ли бы мы зна­ли, что через пол­то­ра ме­ся­ца при­дем к Па­схе та­ки­ми же, как бы­ли, или да­же еще бо­лее сер­ди­ты­ми. А Бог, смот­ря на нас, махнет ру­кой.

Бог не ма­шет на нас ру­кой. Он при­зы­ва­ет нас к де­я­тель­ной еже­днев­ной пе­ре­мене к луч­ше­му, к борь­бе со сво­и­ми га­да­ми и де­мо­на­ми, обу­ре­ва­ю­щи­ми на­ши чув­ства. Бог лю­бит нас и без то­го, но дви­же­ние на­встре­чу Ему Он це­лу­ет. И не оста­нет­ся без бла­го­сло­ве­ния Бо­жия шаг че­ло­ве­ка – сме­лый шаг – из гре­ха к прав­де и чи­сто­те. Это очень труд­ные ша­ги. Они осо­бен­но труд­ны в пер­вые дни Ве­ли­ко­го по­ста, ко­гда мы толь­ко на­чи­на­ем путь к Па­схе. Но бла­жен, кто осме­лит­ся сде­лать их. Ни­ко­гда он не по­жа­ле­ет о них и в них не рас­ка­ет­ся.

Из кн. «Весна надежды нашей. Великий пост день за днем»


При­ме­ча­ние

[1] Ру­ка нас Мо­и­сео­ва да уве­рит, ду­ше, ка­ко мо­жет Бог про­ка­жен­ное жи­тие убе­ли­ти и очи­сти­ти, и не от­чай­ся са­ма се­бе, аще и про­ка­жен­на еси. – Ве­ли­кий по­ка­ян­ный ка­нон Ан­дрея Крит­ско­го, чи­та­е­мый в по­не­дель­ник пер­вой сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста. Песнь 6.


Приложение

Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому.

Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского?

Первоначальный текст Великого канона, составленный критским святым, впоследствии был восполнен другими христианскими авторами.

Несмотря на то, что это произведение и само по себе отличалось высоким художественным достоинством, имело высокое богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные писатели нашлись, чем обогатить и украсить его, доведя до уровня высочайшего литургического образца.

Считается, что оригинальный вариант был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения. Утверждают, что канон был написан им для себя.

По оценке исследователей, первоначально сочинение не имело отчетливого разделения на песни и не содержало вошедших впоследствии ирмосов. Утверждается, что ирмосы присоединил в своё время выдающийся отец Церкви, преподобный Иоанн Дамаскин, а преподобные Феодор и Иосиф Студиты добавили тропари: в честь самого святого Андрея и в честь преподобной Марии Египетской.

Почему канон назван Великим?

Принципиальным отличием Великого канона от прочих является объём его содержания: в Великом каноне насчитывают до 250 тропарей (см.: Канон).

Между тем Великим он назван не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность изложенного материала, проникновенность отображаемых чувств.

В историческом отношении линия канона разворачивается вдоль всей истории Ветхого и Нового Заветов: от жизни Адама и Евы через эпоху патриархов, царей и пророков до жизни Христа и Его поседователей.

В тематическом плане Великий канон затрагивает такие важнейшие разделы православно-христианского учения как догматический, нравственный, аскетический, высвечивает мерзость и опасность греха, являет красоту добродетели.

Начинаясь словами, выражающими надежду и упование на Бога как на Помощника и Покровителя, канон воспроизводит плач покаянной души о грехах. Тема глубокого личного покаяния сочетается с темой взаимоотношений Бога и человека вообще, и вместе — с темой личного преображения и обожения. Таким образом каждый отдельный богомолец ставится в целостную связь с судьбами мира.

Канон приводит множество назидательных примеров, заимствованных из жизни участников библейской истории: от гнусности, нечестивости, беззакония до сокрушения сердца, самоотвержения и христианского подвига. При этом эпизоды ветхозаветной истории гармонично переплетаются с фрагментами Нового Завета, обращениями к Господу Иисусу Христу.

Через обнажение духовного состояния грешников и праведников, через очерчивание их взаимоотношений с Создателем канон настраивает слушателя или читателя на вдумчивое осмысление собственной жизни, погружение в нравственный самоанализ; остерегает от зла, ориентирует на добро, ревность о добродетели; учит не забывать о Божественной Правде и Милосердии, Долготерпении и Любви.

Главная цель творческого порыва преподобного Андрея и авторов, дополнивших текст, состояла в том, чтобы расположить грешника к сердечной молитве, непритворному, искреннему покаянию, твёрдой, непоколебимой надежде на Бога, пробудить (или усилить) стремление к восхождению от состояния душевного мрака в состояние святости; от пренебрежения Божьей благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.

Употребление канона за богослужением

Существует предание, что распространенная церковная практика чтения канона за богослужением сформировалась и утвердилась после сильнейшего землетрясения, случившегося в Константинополе в 790 году.

Тогда, оберегаясь от действия землетрясения, монахини, уповая на Господа, читали этот канон в частном порядке. Со временем к нему стали прибегать и другие христиане, используя его в дни наступления бедствий, а потом его стали читать широко, во время Великого поста.

В современной традиции Великий канон читается за богослужением отдельными частями: в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы, в четверг пятой седмицы Великого поста.

Великий канон свт. Андрея Критского
(с переводом на русский язык)

Скачать

PDF   ePub  mobi  fb2 


  1. В понедельник первой седмицы Великого поста
  2. Во вторник первой седмицы Великого поста
  3. В среду первой седмицы Великого поста
  4. В четверг первой седмицы Великого поста
  5. В среду пятой седмицы Великого поста (полностью)

Толкования:

Переводы:


Источник: https://azbyka.ru/

(940)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *