От Пасхи до Троицы: Неделя апостола Фомы. Антипасха (подборка материалов)

imagesСветлая седмица заканчивается Фоминым воскресением, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхой (в переводе с греческого «то, что вместо Пасхи», 2-я неделя (т. е. воскресенье) после недели Пасхи; др. названия: Новая неделя, ).

Одно из наиболее ранних употреблений термина «Антипасха» в значении недели, следующей за неделей (воскресеньем) Пасхи, содержится в приписываемых Патриарху Константинопольскому Иоанну Постнику канонических правилах.

В русском разговорном языке Антипасха часто называется «Красной горкой», т. к. это — первый день после многодневных Великого поста и Пасхи, когда позволяется совершать Таинство Брака.


С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, праздновался особо, составлял как бы замену Пасхи, оттого и назван Антипасхою, что значит вместо Пасхи. В этот день обновляется память Воскресения Христова, потому Антипасха называется еще неделей обновления.

Так как обновление воскресения Иисуса Христа было особенно ради апостола Фомы, который не присутствовал в событиях Воскресения Спасителя и не верил в это, то именно ему и были явлены доказательства Воскресения. В связи с этим неделя именуется еще и Фоминою.

Церковь придает этому событию особое значение. Своим явлением апостолу Фоме, воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительно пречистую, которую воспринял от утробы Пресвятой Богородицы, с которою был пригвожден ко кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы.
razd001

Краткое житие апостола Фомы

foma2Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он всё оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.

По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20, 25).

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.

Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).

razd001

krest_prv2

Богослужения в Неделю Антипасхи

Богослужение этого дня посвящено, главным образом, воспоминанию явлений Христа по Воскресении Апостолам, в том числе и Фоме. Вся служба побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды — Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомой искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой».

В субботу вечером перед 9-м часом затворяются царские врата. 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го гласа: С высоты снизшел еси и кондак Пасхи: Аще и во гроб.

В Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вся служба совершатся по Цветной Триоди.

Начиная с Фомина воскресенья, на службах возобновляется стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование. Восстанавливается обычная структура всенощного бдения, часов, Литургии (за исключением некоторых особенностей).

С этого дня до отдания Пасхи на всех службах, которые начинаются с возгласа священника, а также перед началом шестопсалмия трижды поется или читается Христос воскресе.

razd001

video_prav

Видеосюжет Ивана Дяченко: Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе


sob6


razd001

TextEdit (2)Митрополит Сурожский Антоний

Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы.

17 апреля 1977 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Не раз мы в Евангелии читаем торжественное исповедание человека, который узнал во Христе своего Господа и Бога. Первый раз – в начале пути Господня. После Его крещения, когда Христос вступил на Свой крестный путь, Он встречает Нафанаила; Он свидетельствует перед другими, что это человек чистый, правого сердца: и Нафанаил Его спрашивает: откуда ты это знаешь? Спаситель ему отвечает таинственные слова: Прежде чем тебя позвал Филипп, Я тебя видел, когда ты был под смоковницей… И Нафанаил, поклоняясь Ему, говорит: Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!.. В житии святого апостола Нафанаила мы читаем, что в то время он предстоял перед Богом в молитве, и слова Христовы „Я видел тебя под смоковницей” вдруг как бы разорвали перед ним пелену, и он понял, что стоит перед Тем Богом, Кому он тогда возносил свою молитву.

А потом это свидетельство как-то замирает; апостолы, как все мы, ослеплены видимым и только очень медленно начинают презирать невидимое. В течение трех с лишним лет Христос постепенно раскрывает перед ними Свою истинную природу: да, Он подлинный, истинный человек, но одновременно Он – Бог, пришедший плотью спасти мир. И это постепенно нарастающее сознание находит себе выражение уже на пути к Иерусалиму, перед самой смертью Христовой, в свидетельстве апостола Петра: Ты Христос, Сын Бога Живого…

Прежде Своего распятия Христос постепенно открывался Своим ученикам как Бог; после Своего распятия Он настойчиво, раз за разом, в целом ряде видений открывается перед ними как человек, воскресший плотью. Все рассказы о Воскресении Христовом нас ставят перед лицом именно этого факта: это не дух, это не видение; ученики не только слышат Его голос, но они прикасаются к Его телу, они видят, как Он с ними вкушает пищу; и справедливо, говоря о их свидетельстве, апостол Иоанн позже писал: Мы говорим о том, что наши очи видели, наши уши слышали, к чему прикасались руки наши… Христос действительно воскрес плотью: плотью освященной, плотью преображенной, плотью, которая вся стала духом, не переставая быть плотью. И мы поклоняемся вместе с апостолом Фомой воскресшему Христу, и веря Ему, зная Его как своего Бога, но и как воскресшего Иисуса из Назарета, взываем Ему: Господь мой u Бог мой!..

На этом построена вся жизнь Церкви, все христианское мировоззрение, все величие человека, все безграничное смирение Божие. Во Христе нам раскрыто и то, и другое; и мы ликуем не только о том, что Бог есть Бог любви, что Бог есть Спаситель наш, но ликуем мы и о том, что в Нем нам открыто, как велик человек. Человек так велик, что Бог может вместиться в него, человек так велик, что Христос может пройти через врата смертные и войти в вечную жизнь, и с Собой увлечь, унести нас в вечность, – как поток уносит. Человек так велик, что Христос, приобщившись во всех отношениях, кроме греха, нашему человечеству, приобщает нас до конца Своему Божеству, если только мы открываемся Его воздействию. Как это дивно!

А в наступающие сорок дней Христос постоянно является Своим ученикам, Он им раскрывает тайны Царства Божия, Он им открывает имя Господа нашего как Любовь, Он им открывает понимание Церкви как общества людей, которые соединены между собой любовью; Он открывает им, что временную жизнь они могут потерять, что она неминуемо пройдет, но что им дана вечная жизнь, которая есть жизнь Божия, уже вселившаяся в них, действующая в них, побеждающая все… И в наступающие недели каждое евангельское чтение будет нам говорить об этом торжестве жизни, о победе жизни, о победе любви над всем остальным. Будем радоваться, будем ликовать о том, что воскресший Христос не только победил смерть для Себя и в Себе, – будем радоваться, что в нас и для нас Он победил смерть, грех, страх – все, и что мы стали теперь свои, родные Живому Богу.

Аминь.

razd001

b100x100a

Материалы на сайте Православие.Ru:

Статьи
 
Неделя 2-я по Пасхе, «Антипасха». Апостола Фомы«Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует». Антипасха. Статья из «Православной энциклопедии»
Проповеди
Неделя 2-я по Пасхе, «Антипасха». Апостола Фомы
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Самый поверхностный взгляд на учреждение и распространение христианства — поразителен. Он возвещает во услышание вселенной, что установление христианства отнюдь не есть установление человеческое, что оно — установление Божественное.
Схиархимандрит Зосима (Сокур)
Фомино воскресение. Блаженный Близнец неверием своим уверяет всю Церковь Христову в истинности Воскресения. Не называет Церковь «такой-сякой Фома», а «блаженный Близнец». Блаженным его называет Церковь Святая в святых песнопениях. В первый день Пасхи, когда мы воспоминали вечером явление Христа Спасителя по воскресении ученикам первый раз в Сионской горнице, мы читали Евангелие, повернувшись лицом к вам, символизируя Христа Спасителя, а вы, как апостолы в Сионской горнице, внимали.
Иеромонах Иов (Гумеров)
Христианство – это религия любви и радости. И в эти Пасхальные дни мы особенно полно и глубоко это чувствуем, ибо много радости бывает у человека на земле, если он живет праведно, по воле Божией, и Господь ему посылает разнообразные радости. Но радость Пасхальная – она особая, и каждый сердцем это чувствует. Почему? (MP3 файл. Продолжительность 12:33 мин. Размер 6.1 Mb)
Иеромонах Симеон (Томачинский)
Часто нас, православных христиан упрекают в том, что мы слепо верим всему тому, о чем говорится в Евангелии. Но вот сегодня, в первое воскресенье после Пасхи мы вспоминаем апостола, которого иногда называют родоначальником сомнений, колебаний в вере и т.п. Есть даже такое расхожее выражение – «Фома неверующий». Однако давайте посмотрим, действительно ли апостол Фома был таким «отцом» критического реализма, и правда ли, что его вера была слабее, чем у других апостолов. (MP3 файл. Продолжительность 10:10 мин. Размер 4.9 Mb)
Сергей Худиев
И из всех учеников Господа, насколько мы можем видеть из текста, только двое верят Его словам прямо и буквально.
Иеромонах Никон (Париманчук)
Призывая Господа в молитве и приемля Его в таинствах, мы получаем особую поддержку от Того, Кто обещался быть посреди нас, и от Него получаем силы к сохранению дара веры, мира и радости духовной, как это совершилось с апостолом Фомой, окруженным братьями-апостолами.

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ

Иеромонах Никон (Париманчук)

Хотя Воскресение Христово совершилось две тысячи лет назад, каждый христианин может увидеть не только воскресшего Христа, но и Воскресение Его. (MP3 файл. Продолжительность 9:22 мин. Размер 6.8 Mb)

Иеромонах Ириней (Пиковский)
Нам и сейчас порой хочется увидеть особое присутствие Бога в мире, услышать отчетливый ответ на нашу молитву. Мы и сейчас наблюдаем за проявлениями Промысла Божия в мире через рассматривание природных катаклизмов. Мы пытаемся увериться в Божиих знамениях, вглядываясь в мироточивые иконы, желаем на себе ощутить действие чуда, прикладываясь к святым мощам. (MP3 файл. Продолжительность 8:24 мин. Размер 6.1 Mb)
Игумен Нектарий (Морозов)
Вот то же «неверие Фомы», то же уничижительное: «ну ты, Фома неверующий!» или и вовсе: «неверный»! Откуда такое высокомерие, откуда такая близорукость?
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Приветствуем вас с нынешним первым воскресным днем после праздника Святой Пасхи, который именуется по уставу Церкви днем Антипасхи, или воспоминание сошествия Господа Иисуса Христа во ад, или осязание святым апостолом Фомою пяти язв Господа нашего Иисуса Христа.

Вопросы священнику
 
Иеромонах Иов (Гумеров)
Почему апостолу Фоме посвящено особое воскресение?
Что такое Антипасха?
иеромонах Иов (Гумеров)
Объясните, пожалуйста, что такое Антипасха?
Записи богослужений
 
29 марта / 11 апреля. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасха. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 68:24 мин. Размер 32.9 Mb)
14 / 27 апреля 2014 г. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасха. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:01:36 мин. Размер 44.4 Mb)
29 апреля / 12 мая 2013 г. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасха. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:09:51 мин. Размер 50.3 Mb)

 

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели Антипасхи

 5 / 18 апреля 2015 г. Суббота Светлой седмицы. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря.

Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю Антипасхи

 6 / 19 апреля 2015 г. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасха. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:12:13 мин. Размер 52.1 Mb)


Источники:

http://www.zavet.ru/

http://days.pravoslavie.ru/

(915)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *