Марина Бирюкова: Не будь неверующим, но верующим

Следующее после пасхального воскресенья именуется Антипасхой или неделей святого апостола Фомы. Об этом ученике Христа, о его реакции на известие о Воскресении Учителя, об отказе поверить другим ученикам на слово, стремлении убедиться в произошедшем лично, опытно рассказывает Евангелие от Иоанна.

Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 24-29).

Почему Неделя (воскресенье) святого апостола Фомы следует непосредственно за Светлым Христовым Воскресеньем? Не потому ли, что сразу по Его Воскресении, перед самым началом апостольского подвига учеников встает вопрос о вере, то есть о способности людей поверить в то, без чего проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). И для нас с вами Неделя апостола Фомы, само воспоминание об этом человеке — повод задуматься о том, что есть вера наша, откуда берутся сомнения в ней и что с этими сомнениями делать.

Выражение «Фома неверующий» стало устойчивым: это обозначение излишне недоверчивого, упрямого, подозрительного человека. Но был ли апостол Фома неверующим? Напротив. Вера — дело сердца, а Фому Господь Сердцеведец избрал в число Своих двенадцати (см.: Мф. 10, 3). Но искренне верующий в сердце своем человек — это всегда человек, ищущий веры; потому что вера требует роста, развития, укрепления в истине. Фома был именно таким: он жаждал истины, и потому был готов следовать за Учителем куда угодно, невзирая на страх смерти. В 11 главе Евангелия от Иоанна Господь собирается в Иудею — дабы воскресить Своего умершего друга Лазаря. Учениками овладевает оторопь: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? (8). И только Фома отметает всякие колебания: пойдем и мы умрем с ним (16). С ним — значит с Лазарем, о смерти которого ученики уже знают.

Отказ Фомы поверить рассказам о Воскресении не есть отказ от веры, но потребность в вере полной и чистой от сомнения. Почему Фома хочет вложить перст в раны от гвоздей? Это звучит страшно, да, но ученику нужно убедиться: перед ним не видение, не призрак, но тот самый Человек, его Учитель, умерший на кресте. Митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Фомину неделю проводит мысль: Фома не мог поверить на слово, поскольку он понимал, что означает Воскресение: «Чтобы принять весть о Воскресении, ему нужна была другая достоверность, чем просто ликующие слова апостолов, потому что он понимал, что если воскрес Христос, то всё на свете изменилось, что последнее слово не за смертью, а за жизнью, что последняя победа не за человеком, а за Богом, что любовь покорила, а не ненависть, что мы живем теперь в новом мире, потому что действительно Бог в этот мир вошел и его преобразил в мир вечной жизни…».

А естественная слабость Фомы, то, в чем все же укоряет его Воскресший,— неспособность обрести эту достоверность иначе, без чувственного удостоверения. Господь не оставляет Своего ученика без помощи в этой слабости: «Фомы не оставил еси, Владыко, погружаема глубиною неверия» (из шестой песни Канона утрени на Антипасху (Фомину неделю)).

Но в то же время Христос противопоставляет Фоме других людей, тех, кто верит, не видя, тех, кто поверит слову апостолов, кто в недалеком будущем пойдет за Него на страдания и смерть и обретет блаженство.

Вот уже двадцать веков, как не видят христиане Своего Господа на земле, не слышат Его голоса, не могут к Нему прикоснуться. До неузнаваемости изменилась с апостольского времени земля и жизнь на ней: совершенно другим стало сознание человека, его кругозор. И Церковь Христова сегодня иначе выглядит, иначе — не так, как при апостолах — живет. Но вера в сути своей остается неизменной. Потому что она — не дело интеллекта или научного знания, не дело традиции или обычая, она — дело сердца: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе»,— пишет Блаженный Августин.

Но вновь и вновь, как в четвертом веке по Р.Х., так и в двадцать первом, ищущее Бога сердце сталкивается с естественной слабостью падшей человеческой природы, и человек нуждается в помощи, в костылях, в так или иначе воспринимаемых уверениях. Господь уверения дает: нетленны и благоуханны мощи святых, мироточат иконы, нисходит Огонь, по молитвам подвижников исцеляются безнадежно больные. Однако основываться на видимых чудесах вера не должна: бесконечно «вкладывать персты в раны» невозможно. «Господь имеет полное уважение к созданной Им природе и ее законам как произведению Своей бесконечной, совершеннейшей Премудрости; посему и волю Свою совершает обыкновенно через посредство природы и ее законов, например, когда наказывает людей или благословляет их. Чудес потому не требуй от Него без крайней нужды»,— учил святой праведный Иоанн Кронштадтский, молитва которого творила явные чудеса многократно. Главное чудо Христово — Евхаристия — внешне незримо и «чувств простая пятерица» о нем не свидетельствует: свидетели его подлинности — наши сердца, жаждущие хлеба живого, сшедшего с небес (ср.: Ин. 6, 51), несогласные без Него обходиться.

И все же бывают — и должны быть! — в нашей жизни минуты, когда Господь берет нас за руку, как Фому, и говорит: вот оно, смотри, убедись, не будь неверующим. Речь, может быть, и не о чуде вовсе, то есть не о чем-то объективно сверхъестественном: иногда Господь просто показывает нам по-настоящему верующего, истинно Своего человека или обращает наше внимание на изменения в нас самих: «Смотри, ведь у тебя появились силы, которых раньше не было». Главное — чтобы мы осознали этот момент нашей жизни. Прожили его по-настоящему и ответили Ему, как апостол Фома Близнец: «Господь мой и Бог мой!».


Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/ne-bud-neveruyushhim-no-veruyushhim

(62)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *