Великий пост (подборка материалов)

imagesВеликий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься св. Христовых Таин, согласно заповеди Христовой (Иоан. 6, 53-56).



В 2018 году Великий пост продолжается с 19 февраля по 7 апреля (по н.ст.).  Пасха — 8 апреля

Шесть недель Великого поста также имеют определённую последовательность и особенности. Они посвящены знаковым моментам церковной истории или великим святым: неделя Торжества Православия, неделя святителя Григория Паламы, неделя Крестопоклонная, неделя преподобного Иоанна Лествичника, неделя преподобной Марии Египетской и неделя Входа Господня во Иерусалим.

В первые пять воскресений Великого поста совершается литургия Василия Великого, которую служат всего десять раз в году. Кроме Великого поста – только в Великий Четверг и Великую Субботу Страстной недели, а также в день памяти святителя Василия, навечерие Рождества и навечерие Крещения.

Каждую среду и пятницу Великого поста, в четверг недели преподобной Марии Египетской, с понедельника по среду Страстной недели и в некоторые другие дни служится ещё одно уникальное великопостное богослужение — Литургия Преждеосвященных Даров.

Её авторство приписывают римскому папе Григорию Великому (он же «Двоеслов» – по одному из главных написанных им трудов). Особенностью этой литургии является отсутствие анафоры с призыванием Духа Святого на хлеб и вино ради их преложения в Тело и Кровь Христовы. На этом богослужении верующих причащают Святыми Дарами, заранее освящёнными на предыдущей воскресной Литургии, отсюда и название. Кроме того, она сильно отличается от прочих литургий своим чинопоследованием.

По понедельникам, вторникам и четвергам (если не выпадет праздника) литургии не совершается. Вместо неё читаются и поются часы и особый чин подражания литургии — «изобразительны».

Вечером во 2, 3, 4 и 5 воскресенья Великого поста совершается пассия («стадание» — лат.). Особое богослужение, заимствованное митрополитом Петром Могилой у католиков и переработанное для православного употребления. За этим покаянным богослужением читаются евангельские отрывки о страданиях Христа.

Великим постом с понедельника по четверг первой недели на великих повечериях читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим за богословскую и поэтическую глубину, а также за количество содержащихся в нем тропарей – около 250.

Неделя Торжества Православия открывает Великий пост. В первый понедельник постятся наиболее строго, как в сочельники, стараясь вообще не вкушать до вечера никакой пищи.

Празднование Торжества Православия установлено с 843 года. В этот день в Константинополе был созван собор, окончательно восстановивший в Византии иконопочитание после второго иконоборческого периода. Этому предшествовала долгая и трудная борьба иконопочитателей с иконоборцами (с 730 года), в ходе которой многие святые были сосланы и замучены до смерти императорами, поддерживающими иконоборческую ересь.

В этот день вспоминаются и другие ереси, с которыми боролась Церковь, а на придерживающихся их накладывается анафема – отлучение от церковного единства.

Неделя святителя Григория Паламы также посвящена серьёзным церковным спорам. Святитель Григорий много лет провёл на Святой горе Афон и придерживался практики исихазма – «умной молитвы». Афонские подвижники утверждали, что Бог открывается им через восприятие Его Божественной энергии – благодати, хотя и остаётся недоступен им сущностно. Западные полемисты считали, что Бог непознаваем ни в каком виде и полностью отделён от тварного мира.

Весь опыт Церкви и феномен святых свидетельствует о том, что правы были восточные подвижники, в защиту которых святитель Григорий Палама и написал несколько своих трактатов, главный тезис которых: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему всё причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям».

А раз Бог причастен к нашему миру своими энергиями, мы можем познавать Его и обоживаться, накапливая в себе благодать Духа Святого. Это означает, что для нас открыта возможность спасения. Вот почему вторая неделя посвящена святителю Григорию.

Неделя Крестопоклонная. В среду этой недели в центр храма торжественно выносится украшенный цветами Крест Христов и оставляется для поклонения верующим до пятницы следующей недели поста.

В эти дни православные христиане поклоняются самому позорному и жуткому орудию казни в Римской империи, внезапно ставшему самым святым и значимым орудием спасения человеческого рода, благодаря которому Господь совершил свой искупительный подвиг. Торжественное поклонение Честному и Животворящему Кресту Христову верующие совершают в воскресенье 3-й недели, а также в понедельник, среду и пятницу следующей недели.

Неделя преподобного Иоанна Лествичника является 4-й неделей поста и посвящена памяти творца одной из самых популярных аскетических книг в православном мире.

Суббота этой недели называется субботой акафиста или Похвалой Пресвятой Богородицы. В этот день читается акафист Божьей Матери с кондаком «Взбранной Воеводе…». Это празднование установлено в память чудесного спасения Константинополя от нашествия славян и булгар при императоре Ираклии в 626 году.

В VI веке преподобный Иоанн Синайский (Лествичник), игумен мужского монастыря во имя святой великомученицы Екатерины, резюмировал святоотеческий опыт борьбы с грехом. Его книга «Лествица райская или Скрижали духовные», написана по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря.

«Лествица» перечисляет человеческие грехи, сводя их к семи смертным грехам и показывая, как один грех в душе человека влияет на зарождение другого. Но она же перечисляет и человеческие добродетели, даёт рецепт исцеления от страстей посредством восхождения по лестнице в небо (аллюзия на ветхозаветное видение Иакова). Преподобный Иоанн выделяет на райской лестнице тридцать ступеней и призывает христианина терпеливо восходить по ним к Богу.

Неделя преподобной Марии Египетской. Эта неделя посвящена памяти святой, которая в юности была великой грешницей, глубоко погрузившейся в смертный грех блуда. В Иерусалиме будущая святая была поражена чудом — неведомая сила не впускала её в христианский храм. Тогда Мария осознала свою греховность, принесла покаяние и приняла Крещение.

Обратившись ко Христу, преподобная Мария ушла в пустыню и за много лет поста и молитвы не только победила в себе всяческие страсти, но даже достигла святости и просвещения ума. Биограф преподобной Марии старец Зосима свидетельствовал, что святая знала Священное Писание, хотя никогда в жизни не имела возможности прочесть или хотя бы прослушать его. Монах Зосима, которому она рассказала свою историю, видел, как святая переходила по воде реку, а во время молитвы немного приподнималась над землёй.

Через пример преподобной Марии Египетской Церковь говорит нам, что для каждого, даже самого пропащего грешника существует возможность покаяния и прощения. Нужно только захотеть спасения, принести покаяние и начать жить по-христиански.

Неделя Входа Господня во Иерусалим, она же Неделя Ваий, Цветоносная Неделя или Вербное Воскресенье. Эта неделя завершает Великий пост.

Этот двунадесятый праздник установлен в память дня, когда Господь торжественно вступал в Иерусалим на спине молодого ослёнка, а народ приветствовал и славил его как пророка и Мессию, постилая по дороге одежды и ветви ваий — пальм. В России пальмы не растут, поэтому православные россияне приходят на этот праздник с пучками верб и вербами же украшают храм.

Народ приветствовал Господа не просто так. Народ был поражён очередным чудом Спасителя, которое он совершил накануне — в Лазареву Субботу. В этот день он воскресил своего умершего друга Лазаря, который к тому времени уже три дня находился во гробе. Узнавшие о чуде люди восклицали: «Осанна Сыну Давидову!», – и надеялись на создание чудесного и богатого царства на земле. Уже через несколько дней, убедившись, что Царство Христово не от мира сего, они будут кричать: «Распни, распни Его!».

Вход Господень в Иерусалим предваряет искупительную Жертву Спасителя и как одно из наиболее значимых событий евангельского повествования содержится у всех четверых евангелистов: Матфея (21 глава), Марка (11 глава), Луки (19 глава), и Иоанна (12 глава).

На всенощном бдении освящаются вербы, а воскресная Литургия служится по чину Иоанна Златоуста. В этот день разрешается вкушение рыбы.

Страстная седмица

Великий пост заканчивается праздником, за которым начинается крестный путь Спасителя – Страстная седмица, каждый день которой посвящён отдельным событиям в земной жизни Господа.

В эти дни принято поститься особенно строго и читать отрывки из Евангелия, соответствующие событиям дня. В первые три дня прочитывается вся Псалтирь кроме 17-й кафизмы, а на утрени поётся тропарь: «Се Жених грядет в полунощи…».

В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также история о проклятии Господом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В этот день патриарх начинает варить Святое миро.

В Великий Вторник Церковь вспоминает притчи Господа о десяти девах и о талантах, призывающие православных христиан к духовному бодрствованию. Также читаются притчи о дани кесарю, Страшном Суде и воскресении мёртвых.

В этот же день говорится и об обличении фарисеев в храме, где Спаситель рассказал им притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях, чтобы дать им последнюю возможность для покаяния.

Вместо этого, израильские законоучители окончательно возненавидели Господа и стали искать случая убить Его.

Великая Среда посвящена истории предательства апостола Иуды Искариота. Читаются соответствующие места Евангелия, где Иуда соглашается предать своего Учителя синедриону за 30 сребренников. Он обещает первосвященникам показать Христа воинам в уединённом месте, чтобы те могли взять Его под стажу.

В этот день все стараются прийти на исповедь. Также в Великую Среду в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина.

В Великий Четверг Церковь вспоминает события Тайной Вечери, когда Господом было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Апостолы с Господом Иисусом Христом собрались на ужин в Сионской горнице, где Он дал им последнее наставление и в ходе трапезы установил главное христианское Таинство.

Каждый православный христианин в Великий Четверг стремится причаститься и совершить омовение, чтобы в духовной и телесной чистоте встретить будущий праздник Воскресения Христова. Великий Четверг иногда также именуется «Чистым».

В кафедральных соборах в этот день совершается чин омовения ног, а также читаются 12 Евангелий, посвящённых Страстям Христовым и описывающих последние часы Его жизни и крестную смерть.

В этот день обычно убирают жилище перед Пасхой, а также готовят яйца и другие праздничные блюда.

Великая Пятница — день без совершения Литургии, так как Жертва в этот день принесена не бескровная, а кровавая — на Кресте на Голгофе. В этот день Христос был осуждён на смерть, претерпел оскорбления, бичевание, путь с Крестом на Голгофу, страдания и смерть на Крестном Древе, а также был погребён.

Утром Великой Пятницы читаются царские часы. Днём совершается чин выноса Плащаницы, символизирующий положение во Гроб Тела Господа Иосифом Аримафейским. До этого времени принято полностью воздерживаться от пищи.

На часах вторично (после 12-ти Евангелий) читаются отрывки о Страстях Христовых, а вечером о них же напоминается в третий раз в одном большом составном Евангелии.

Великая Суббота начинается с Литургии с чтением 12-ти паремий, после которой освящается принесённая в храм праздничная еда.

В этот день вспоминаются события сошествия Христа во ад, проповеди находящимся там людям, победы над смертью, а также выведения из ада находившихся там праведников, которые заслужили Царство Небесное.

В древности в этот день совершалось массовое Крещение оглашенных, которые готовились к этому дню на протяжении всего Великого поста. Отсюда традиция служить в этот день в белых одеждах.

Вечером этого дня пост заканчивается и начинается богослужение Светлого Христова Воскресения — главного праздника православного мира.

Желаем нашим читателям правильно приступить к Великому посту и ответственно пройти этот этап духовной подготовки к Пасхе. Без покаяния и смирения Великого поста радость встречи Воскресения Христова не будет такой острой, как должна быть.

Помните молитву мытаря, которая была принята Господом, в отличие от молитвы фарисея: «Господи, милостив буди мне грешному!». Как знать, не он ли потом стал апостолом и евангелистом Матфеем?
razd001

zavet

Материалы на сайте «Завет.Ru»:

post-2013

О Великом посте

Осознание собственных неприятностей, пр. Александр (Авдюгин)март 2003 г.

1post

Недели и седмицы Великого поста:

 

 

Чистый понедельник

 

Неделя 1-ая Великого поста. Торжество православия

 

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная

 

Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской

 

Лазарева Суббота. Воскрешение праведного Лазаря.

 

Пасха — светлое Христово Воскресение

 

post80

Главы из Закона Божия

 

Беседа о человеке

 

Почему Господь Бог допустил грехопадение первых людей

post79

Проповеди

post33

Полезная информация, статьи

post81

Аудио и видео

 

post82

Книги и рассказы

 «Чистый понедельник» — из книги И. Шмелёва «Лето Господне»

«Великий пост» — рассказ В. Никифорова-Волгина

«Кануны Великого поста» — рассказ В. Никифорова-Волгина

В. Свенцицкий. Диалоги

razd001

b100x100a

Материалы на сайте «Православие.Ru»:

post

О Великом Посте

 

 

Чтение на каждый день Великого Поста

Святитель Николай Японский. Поучение говеющим в дни Великого поста

Архиепископ Нафанаил (Львов). Великий пост в наше время

Пост – это Божественная благодать. Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)

Старец Ефрем (Мораитис). Духовная борьба Великого Поста

Игумен Нектарий (Морозов). Великий пост – не компьютерная игра

Игумен Нектарий (Морозов). Увидеть себя таким, каким видит тебя Господь. О покаянном каноне Андрея Критского

Протоиерей Андрей Ткачев. О посте

Протоиерей Андрей Ткачев. Церковь, вступившая в подвиг поста

Протоиерей Андрей Ткачев. Бытовая апология поста

Протоиерей Андрей Ткачев. На реках вавилонских

Священник Максим Первозванский. Великий пост: на диету, православные?!

Священник Александр Игнатов: Великий пост – это не голодание, а способ обрести веру

Иеромонах Дорофей (Баранов). Великий пост – время, когда можно изменить себя

Валерий Духанин. О посте, скрипке и отбойном молотке

Первая неделя Великого поста: советы пастырей

 

post83

Вопросы священнику

 

post85

Рассказы и истории

 

Анна Сапрыкина. Прожить Великий пост вместе с детьми. Материнские заметки

Елена Фетисова. Про чужую шкуру

post33

Кухня Великого Поста

post84

Иконография

Епископ Балашихинский Николай (Погребняк). Великий пост: иконографические параллели

klk7

Устав колокольного звона

 Николай Завьялов. Колокольные звоны в период святой Четыредесятницы

post87

Видео

 Иеромонах Симеон (Томачинский). ПРОчтение. Выпуск 2. Великий Пост

post86

Записи богослужений

 

Песнопения великого повечерия

razd001

pravmir

Подборка материалов на сайте «Православие и мир»:

О Великом посте: суть Великого поста

Календарь Великого поста

Статьи

Проповеди

Великопостные богослужения

Песнопения (аудио)

Видеофильмы

Подготовительные недели

Пост и здоровье

Кухня Великого поста…

razd001

sayt

Материалы на сайте прихода:

post142О Великом посте  

 

Какой пост приятен и какой благоугоден

 

Протоиерей Григорий Дьяченко: Великий пост (книга)

 

Великий пост 2015 (23 февраля – 11 апреля) (подборка материалов)

 

О постах и трапезах

 

Спасительные Познания (книга)

 

Православная кухня на каждый день года

 

Владимир Немыченков: Церковный год. Назидательное чтение для новоначальных – часть1

 

Краткий устав жизни православного христианина (книга)

 

Во что верят православные христиане?

Другие материалы на нашем сайте смотрите в рубрике «Пост».


Источники:

http://www.zavet.ru

http://www.pravoslavie.ru/

http://www.pravmir.ru/

(868)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *