Великий Понедельник (статьи и проповеди)

Пра­вед­ни­к Иоси­ф Пре­крас­ный, про­дан­ный сво­и­ми за­вист­ли­вы­ми бра­тья­ми в Еги­пет за два­дцать среб­ре­ни­ков

Статьи

На Страстной неделе (с Понедельника по Пятницу)

С по­не­дель­ни­ка пра­во­слав­ный ка­лен­дарь от­кры­ва­ет че­ре­ду пе­чаль­ных и тор­же­ствен­ных дней, име­ну­е­мых по-сла­вян­ски «Страстной седмицей», т. е. «Неде­лей стра­да­ний» Иису­са Хри­ста. За каж­дым из дней за­креп­ле­но вос­по­ми­на­ние и бо­го­слу­жеб­ное вос­про­из­ве­де­ние со­от­вет­ству­ю­щих со­бы­тий еван­гель­ской ис­то­рии. Чте­ния и про­тяж­ные пес­но­пе­ния ве­дут хри­сти­ан по сле­дам Гос­по­да, гря­ду­ще­го на воль­ную смерть.

Страст­ной по­не­дель­ник

Близ­кие стра­да­ния и смерть Спа­си­те­ля сим­во­ли­зи­ру­ют­ся по­вест­во­ва­ни­ем о жиз­ни вет­хо­за­вет­но­го пра­вед­ни­ка Иоси­фа Пре­крас­но­го, про­дан­но­го сво­и­ми за­вист­ли­вы­ми бра­тья­ми в Еги­пет за два­дцать среб­ре­ни­ков (Быт.37 гл.). В еван­гель­ской прит­че о бес­плод­ной смо­ков­ни­це, не при­нес­шей пло­да, а по­то­му прокля­той, изо­бра­жа­ет­ся ги­бель­ность пу­ти ду­хов­ной ле­но­сти. Те­му про­дол­жа­ет прит­ча о злых ви­но­гра­да­рях, ко­то­рые долж­ны по­не­сти за­слу­жен­ное на­ка­за­ние (Мф.21:18-46). Об этой страш­ной ка­ре, ко­то­рая по­ло­жит ко­нец биб­лей­ско­му Из­ра­и­лю, так и не по­няв­ше­му смысл сво­е­го пу­ти в да­ро­ван­ной ему Бо­гом Свя­щен­ной ис­то­рии, го­во­рит скорб­ное про­ро­че­ство Гос­по­да о близ­ком раз­ру­ше­нии Иеру­са­ли­ма (Мф.23:37-24:35).

Страст­ной втор­ник

В Страст­ной втор­ник Гос­подь при­зы­ва­ет нас к по­сто­ян­но­му бодр­ство­ва­нию и при­умно­же­нию сво­их да­ро­ва­ний, по­яс­няя это прит­ча­ми о де­ся­ти де­вах (муд­рых и нера­зум­ных) и о та­лан­тах (в пря­мом и пе­ре­нос­ном смыс­ле), ко­то­рые да­ны нам во­все не для то­го, чтобы за­ры­вать их в зем­лю. Ина­че нет оправ­да­ния на Страш­ном су­де (Мф.24:36-26:2).

Страстная среда

При­бли­жа­ет­ся тра­ги­че­ская раз­вяз­ка, и смыс­ло­вым цен­тром Страст­ной сре­ды ста­но­вят­ся два вза­им­но про­ти­во­по­лож­ных по смыс­лу со­бы­тия: по­ка­я­ние греш­ной жен­щи­ны, бла­го­дар­но воз­лив­шей дра­го­цен­ное ми­ро на но­ги Иису­со­вы, и страш­ный за­мы­сел Иуды, од­но­го из Две­на­дца­ти апо­сто­лов, пред­ло­жив­ше­го вла­стям по­мочь тай­но аре­сто­вать сво­е­го Учи­те­ля за трид­цать среб­ре­ни­ков (Мф.26:6-16).

Страст­ной чет­верг

На­сту­па­ет Страст­ной, или Ве­ли­кий, чет­верг. Умыв но­ги уче­ни­кам и тем пре­по­дав им урок сми­ре­ния, Гос­подь вку­ша­ет Свою по­след­нюю в зем­ной жиз­ни пас­халь­ную тра­пе­зу и уста­нав­ли­ва­ет та­ин­ство Ев­ха­ри­стии (бук­валь­но «Бла­го­да­ре­ния») – та­ин­ство Сво­е­го веч­но­го еди­не­ния и об­ще­ния со все­ми на­ми. В нём про­дол­жа­ет­ся чу­до Виф­ле­е­ма, чу­до во­пло­ще­ния и во­че­ло­ве­че­ния Бо­га, бла­го­да­ря ко­то­ро­му про­изо­шло ре­аль­ное со­еди­не­ние двух ми­ров – Бо­же­ствен­но­го и че­ло­ве­че­ско­го. Об­ра­ща­ясь к От­цу, Хри­стос мо­лит­ся за нас: «Да бу­дут все они од­но (еди­но); как Ты, Отец, во Мне, и Я в Те­бе, так и они да бу­дут в Нас еди­но» (Ин.17:21). Лю­ди, по­том­ки еди­но­го Ада­ма, ста­но­вят­ся «со­те­лес­ни­ка­ми» Бо­го­че­ло­ве­ка Иису­са Хри­ста и через это – еди­но­кров­ны­ми бра­тья­ми.

Из­ме­ня­ет­ся и ха­рак­тер бо­го­слу­же­ний. Не слыш­но бо­лее ноч­но­го пре­ду­пре­жде­ния «Се же­них гря­дет…», ибо Он уже при­шел и в празд­нич­но убран­ной гор­ни­це со­вер­ша­ет ве­ли­кую Ве­че­рю Люб­ви. Двой­ным чув­ством – ра­до­сти и пе­ча­ли – про­ник­ну­то бо­го­слу­же­ние Ве­ли­ко­го Чет­вер­га: пе­ча­ли о на­чав­шем­ся крест­ном вос­хож­де­нии Гос­по­да на Гол­го­фу и ра­до­сти о той ве­ли­кой Ра­до­сти, ко­то­рую Гос­подь уго­то­вал всем лю­бя­щим Его. Эта «крест­ная ра­дость» и есть та под­лин­ная ду­хов­ная ра­дость, ко­то­рая нам ныне да­ет­ся. В знак ее свя­щен­но­слу­жи­те­ли на Ли­тур­гии пе­ре­об­ла­ча­ют­ся в свет­лые одеж­ды. Чем же за­кан­чи­ва­ет­ся эта ночь чет­вер­га? Что ожи­да­ет Гос­по­да и всех нас, Его ду­хов­ных со­при­част­ни­ков на Тай­ной ве­че­ре, в пят­ни­цу?

Ночь над Иеру­са­ли­мом. В си­он­ской гор­ни­це мер­ца­ют све­тиль­ни­ки. В пе­чаль­ном мол­ча­нии воз­ле­жат Две­на­дцать. «Один из вас пре­даст Ме­ня», – зву­чат под­твер­жде­ни­ем на­дви­га­ю­щей­ся тра­ге­дии сло­ва Гос­по­да. Ше­пот, ис­пу­ган­ные воз­гла­сы: «Не я ли?» Вста­ёт Иуда и усколь­за­ет в ноч­ную тьму. Не спят и чле­ны Си­нед­ри­о­на. Ар­хи­ереи от­да­ют тай­ный при­каз во­и­нам…

Апо­сто­лы раз­де­ли­ли свя­щен­ную Ча­шу и Хлеб. Гос­подь го­во­рит о стра­да­ни­ях, ко­то­рые ждут Его. Пётр с го­ряч­но­стью обе­ща­ет ид­ти с Ним на смерть. Он и не по­до­зре­ва­ет, как она близ­ка.

«За­по­ведь но­вую даю вам: да люби­те друг дру­га; как Я воз­лю­бил вас, так и вы любите друг дру­га» (Ин.13:34).

Тра­пе­за за­кон­че­на. Ти­хо на­пе­вая пас­халь­ный пса­лом, они по­ки­да­ют дом, вы­хо­дят за го­род­ские во­ро­та и углуб­ля­ют­ся в мас­лич­ный сад Геф­си­ма­нии. Там ца­рит тьма. Апо­сто­лы спят, лишь тро­их, са­мых близ­ких уче­ни­ков, Хри­стос про­сит раз­де­лить с Ним мо­лит­ву. Но гла­за у них сли­па­ют­ся и сквозь за­бы­тье они слы­шат Его го­лос: «От­че! Ес­ли Ты хо­чешь, про­не­си эту ча­шу ми­мо Ме­ня! Впро­чем, не Моя, но Твоя во­ля да ис­пол­нит­ся» (Лк.22:42).

Тра­ги­че­ский финал бли­зок. Стра­жа уже пе­ре­се­ка­ет по тро­пин­ке овраг. Сле­ду­ет при­вет­ствен­ный по­це­луй Иуды, ука­зу­ю­щий на То­го, Кто имен­но дол­жен быть аре­сто­ван; неумест­ная по­пыт­ка Пет­ра с ме­чом в ру­ках за­щи­тить Учи­те­ля, вско­ре сме­нив­ша­я­ся столь же ис­крен­ним трое­крат­ным от­ре­че­ни­ем; ма­ло­ду­шие и бег­ство уче­ни­ков; до­прос у ар­хи­ерея на спеш­но со­зван­ном Си­нед­ри­оне, лжи­вые по­ка­за­ния, из­де­ва­тель­ства че­ля­ди. По­след­ний страш­ный во­прос Кай­а­фы, в ко­то­ром за­клю­чен смысл всей вет­хо­за­вет­ной ис­то­рии: «Бо­гом Жи­вым за­кли­наю Те­бя, ска­жи нам: „Ты ли Мес­сия (Хри­стос), Сын Бо­жий?“ Го­во­рит ему Иисус:  „Ты [сам это] ска­зал. Бо­лее то­го го­во­рю вам: от­ныне узри­те Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го, вос­сев­ше­го по пра­вую ру­ку Си­лы и ше­ству­ю­ще­го по об­ла­кам небес­ным“. То­гда пер­во­свя­щен­ник разо­драл на се­бе одеж­ды и ска­зал: „Он из­рёк бо­го­хуль­ство! Для че­го нам ещё сви­де­те­ли? Вот, те­перь вы [са­ми] слы­ша­ли бо­го­хуль­ство. Что вы ре­ши­те?“ Они же ска­за­ли ему в от­вет: „Он дол­жен уме­реть!“» (Мф.26:63-66).

В па­мять всех этих со­бы­тий, увен­чан­ных Крест­ной смер­тью, в на­ших хра­мах со­вер­ша­ет­ся Утре­ня с чте­ни­ем две­на­дца­ти Еван­ге­лий Свя­тых Стра­стей (Стра­да­ний) Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. «Страстные Еван­ге­лия», как их обыч­но на­зы­ва­ют, – это от­рыв­ки из всех че­ты­рёх Еван­ге­лий, рас­пре­де­лён­ные по хро­но­ло­ги­че­ско­го прин­ци­пу и охва­ты­ва­ю­щие со­бы­тия от Тай­ной Ве­че­ри до по­гре­бе­ния Спа­си­те­ля. Чис­ло две­на­дцать сим­во­ли­зи­ру­ет пол­но­ту биб­лей­ской но­чи, со­сто­я­щую из две­на­дца­ти ча­сов. Чис­лом уда­ров ко­ло­ко­ла воз­ве­ща­ет­ся по­ряд­ко­вый но­мер про­чи­ты­ва­е­мо­го Еван­ге­лия. Мо­ля­щи­е­ся сто­ят в тем­ном хра­ме с за­жжён­ны­ми све­ча­ми; зву­чат ти­хие и про­тяж­ные при­пе­вы: «Сла­ва Стра­стям Тво­им Го-о-оспо­ди», «Сла­ва дол­го­тер­пе­нию Тво­е­му Го-о-оспо­ди». Со­глас­но при­ход­ской тра­ди­ции, эта служ­ба со­вер­ша­ет­ся на­ка­нуне Страст­ной пят­ни­цы, то есть ве­че­ром Страст­но­го чет­вер­га.

Страст­ная пят­ни­ца

На­сту­па­ет Страст­ная пят­ни­ца – центр ве­ли­ко­пост­ной скор­би, день Крест­ной смер­ти и по­гре­бе­ния на­ше­го Гос­по­да. В пра­во­слав­ных хра­мах зву­чат чте­ния и пес­но­пе­ния о по­след­них ча­сах Его зем­ной жиз­ни.

Пред­ста­вим се­бе ран­нее утро дня на­ка­нуне ев­рей­ской Пас­хи. Иисус Хри­стос при­ве­дён в пре­то­рию, и от Пон­тия Пи­ла­та тре­бу­ют под­твер­жде­ния смерт­но­го при­го­во­ра. Тот брезг­лив и недо­во­лен. Ка­кое де­ло рим­ско­му гу­бер­на­то­ру до иудей­ских ре­ли­ги­оз­ных спо­ров о Мес­си­ан­ском цар­стве, тем бо­лее – о цар­стве «не от ми­ра се­го»?! Он ис­кренне со­чув­ству­ет му­же­ствен­но­му Че­ло­ве­ку, яв­но окле­ве­тан­но­му вра­га­ми, и хо­чет от­пу­стить Уз­ни­ка. Хри­стос для Пи­ла­та – без­обид­ный учё­ный меч­та­тель, по­хо­жий на стран­ству­ю­щих ан­тич­ных фило­со­фов, к ко­то­рым «здра­во­мыс­ля­щие» рим­ляне от­но­си­лись скеп­ти­че­ски-на­смеш­ли­во, как к веч­ным де­тям.

«За­чем Ты при­шёл сю­да», – спра­ши­ва­ет у Хри­ста пре­фект. – «Я для то­го ро­дил­ся и при­шёл в мир, чтобы быть сви­де­те­лем ис­ти­ны», – слы­шит он в от­вет и сар­ка­сти­че­ски усме­ха­ет­ся: «Что есть ис­ти­на?» Гру­бый сол­дат, он не ве­рит в неё. Он ве­рит в си­лу зо­ло­та и рим­ских ле­ги­о­нов. Со­хра­нить бла­го­во­ле­ние мрач­но­го им­пе­ра­то­ра Ти­бе­рия, дав­ше­го ему власть над этой бес­по­кой­ной про­вин­ци­ей, для него важ­нее все­го. И Пи­лат, несмот­ря на пре­ду­пре­жде­ния же­ны (Мф.27:19), ма­ло­душ­но умы­ва­ет ру­ки.

Око­ло по­лу­дня из­му­чен­но­го Хри­ста при­во­дят на ме­сто каз­ни и рас­пи­на­ют меж­ду двух раз­бой­ни­ков. Мир со­дро­га­ет­ся. Солн­це скры­ло свой лик и непо­нят­ная тьма на­дви­га­ет­ся на Гол­го­фу. В оди­но­че­стве, с вы­со­ты Кре­ста, встре­ча­ет Он мрак. А вни­зу – лю­ди, глу­мя­щи­е­ся и встре­во­жен­ные, рав­но­душ­ные и пла­чу­щие. Он уми­ра­ет, раз­де­лив со все­ми, пе­ре­жив­ши­ми му­ки и смерть, ужас по­след­них ми­нут… Иисус гром­ко вос­клик­нул: «„Отец! В ру­ки Твои пре­даю дух Мой!“ И с эти­ми сло­ва­ми ис­пу­стил Он по­след­ний вздох» (Лк.23:46).

Утром в хра­мах чи­та­ют­ся Цар­ские Ча­сы, по­свя­щен­ные вос­по­ми­на­нию ми­нув­шей но­чи и на­сту­пив­ше­го дня смер­ти Спа­си­те­ля. (Ча­сы – это бо­го­слу­же­ния су­точ­но­го цик­ла; «цар­ски­ми» они на­зы­ва­ют­ся в дан­ном слу­чае по­то­му, что ко­гда-то в Кон­стан­ти­но­по­ле на них при­сут­ство­ва­ли им­пе­ра­то­ры со всем дво­ром.) Бо­же­ствен­ная Ли­тур­гия, на ко­то­рой со­вер­ша­ет­ся бес­кров­ная Ев­ха­ри­сти­че­ская жерт­ва, не слу­жит­ся, ибо «жерт­ва в этот день при­не­се­на на Гол­го­фе» (прот. К. Ни­коль­ский). (Един­ствен­ное ис­клю­че­ние – в слу­чае сов­па­де­ния Страст­ной пят­ни­цы с празд­ни­ком Бла­го­ве­ще­ния; то­гда со­вер­ша­ет­ся Ли­тур­гия св. Иоан­на Зла­то­уста.)

Око­ло двух ча­сов дня свя­щен­но­слу­жи­те­ли вы­но­сят из ал­та­ря Пла­ща­ни­цу – боль­шую ико­ну, на ко­то­рой умер­ший Иисус Хри­стос изо­бра­жен во весь рост, ле­жа­щим в гроб­ни­це. Она по­ла­га­ет­ся по­сре­ди хра­ма на осо­бом воз­вы­ше­нии (ка­та­фал­ке), и при­не­сен­ные ве­ру­ю­щи­ми цве­ты окру­жа­ют ее с трех сто­рон. Оста­ет­ся лишь ме­сто для при­хо­дя­щих по­кло­нить­ся Спа­си­те­лю ми­ра и об­ло­бы­зать Его пре­чи­стые но­ги.

На­сту­па­ет ве­чер, а с ним – «Чин по­гре­бе­ния». Ве­ру­ю­щие ста­но­вят­ся участ­ни­ка­ми по­гре­баль­ной про­цес­сии и, со све­ча­ми в ру­ках, со­про­вож­да­ют об­но­си­мую во­круг хра­ма Пла­ща­ни­цу с пе­ни­ем «Святый Бо­же». Зву­чит скорб­но-за­та­ен­ный пе­ре­звон ко­ло­ко­лов и умол­ка­ет, ко­гда Пла­ща­ни­ца вновь за­ни­ма­ет своё ме­сто в хра­ме, сре­ди бе­лых цве­тов.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Протоиерей Илия Шапиро

Великий понедельник

Богослужебное начало Страстной  вечерня Недели Цветоносной, Входа Господня в Иерусалим. Праздник еще не отошел, и на «Господи, воззвах» поются радостные стихиры, воспевающие кроткого Христа Царя, пришедшего в правде, имеющего множество щедрот, Единого Милостивого и Человеколюбца. Но уже на прокимне вечерни слышим не великопостные покаянно-утешительные темы («Не отврати лица Твоего», «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи»), а звучащее необычно обычное: «Се ныне благословите Господа, вси раби Господни». Отходит время покаяния, наступает время стояния «во дворе Господнем»  там, где центр человеческой истории. Се время славословия Царя славы. И двором Господним в особой мере становится храм, где таинственно участвуем в священных событиях Страстной. Вскоре, в стихирах на стиховне, слышим, как Церковь уводит нас «от ветвий и ваий, яко от Божественна праздника»  «в Божественный… праздник, к честному Христовых Страстей… Таинству».

В этой перемене, в приближении драгоценных воспоминаний, к нашему сознанию невольно примешивается память о чудных минутах, дарованных нам некогда в Великие дни. И как отрезвляющий ответ Матери-Церкви, хранящей чад Своих от самообольщения, звучит здесь: «Страшно еже впасти в руце Бога жива… никтоже да внидет искушаяй веру непорочную». И далее ужасный пример: «сонмице лукавая и прелюбодейная, своему мужу не сохраньшая веру, что держиши завет, егоже не была еси наследница»  избави нас, Господи, этой части. Так входим в Страстную и уже на повечерии слышим темы первого Великого дня  Понедельника. Это и память о живом прообразе Христа страдавшего и прославившегося  об Иосифе Прекрасном. Это и проклятие бесплодной смоковницы, это и сугубое размышление о грядущих страшных событиях, о том, что слышат ученики из уст Господних на пути в Иерусалим.

Несколько отвлекшись, хочется сказать вообще об изумительных трипеснцах преподобного Андрея Критского, читаемых на повечериях Страстной. Именно они по преимуществу и с глубиной, достойной автора Великого канона, раскрывают темы Великих дней  и так жаль, что не уделяют зачастую этим малым шедеврам должного внимания, а иногда и вовсе опускают на богослужении. Тема праведного Иосифа выводится в трипеснце как пример верности Господу, не знающей стыда райской чистоты  по образу совершенной чистоты обнаженного на Кресте Спасителя. В этом смысле Иосиф, «другую Еву обрет египтяныню», не подражал ветхому Адаму, но стал «подобием воистинну Христовым». Невольно на память приходят и слова Великого канона: «Аще и в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего». С ветхозаветной темой перекликается новозаветная: осуждение неплодной смоковницы, в этотдень встретившейся на пути Господу и ученикам. Проклятое дерево покрыто листьями, но не дает ожидаемых сладких плодов. К нам как завершающим покаянный путь поста обращены слова трипеснца: «Добрых неделание уподобися смоковнице… да не изсхнем якоже она тогда». Другое острие обличающего свидетельства направлено в «соборище листвием (внешнего благочестия) покрывающееся».

Постепенно тема ужасного злодеяния, реально и сейчас готовящегося совершиться над Христом, наполняет слышимое слово: «Священницы и левити, клятвенное согласие завистию уготовльше… Христа предаша на смерть». Но словесное стадо Доброго Пастыря не страшится сострадать Ему: «готови будем на оплевание, на поругания, и на уничижения», дерзновенно вызывает на брань и собравшихся в один полк врагов Христовых: «Готови Иудее священники твоя, и устрой руце к богоубийству: се бо прииде Кроткий и Молчаливый на страсть, Агнец сый и Пастырь наш, Христос Царь Израилев». Поразительно в этих последних словах, что все участники происходящего остаются на своем месте, в своем чине: и священники приносят Жертву; вопрос только в одном: что в сердце человека?

Утреня Великого Понедельника начинается обычно, но надо отметить, что на Страстной все повседневное  оно же и единственное в своем роде. Так, привычные слова шестопсалмия, как и многих других неизменяемых текстов, звучат уже как бы не из наших уст, а от Первого Лица, как молитва Спасителя к Отцу: «Господи, что ся умножиша стужающии Ми… воздающии Ми злая воз благая… на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши…» С особой силой эти воздыхания зазвучат в самые великие дни Страстей, но об этом речь позже. То же Первосвященническое Христово дерзновение слышно и далее  по мирной ектении  в стихах на Аллилуиа: «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли», то есть бесам, величающимся попущенной им властью над грехолюбивым человечеством. И тут же поется чудный тропарь первых трех дней Страстной «Се Жених грядет в полунощи».

Тема притчи о десяти девах относится более к Великому Вторнику, но она объединяет с ним и Понедельник и Среду реальным свидетельством: «грядет Господь на вольную страсть нашего ради спасения», и надо быть с Ним, ибо некуда бежать: у Него глаголы и в Нем  источник вечной жизни. В том удостоверяет и читаемый вскоре седален: «Страдания честная… якоже светила совершенная, возсиявают миру».

И вот наступает особый момент всех служб Страстной: чтение Святого Евангелия. Надо сказать, накопившийся за Великий пост голод по евангельскому слову на Страстной утоляется вполне. Мы в полном объеме услышим слово это на часах в первые три дня. Благословенная жизнь Спасителя нашего пройдет перед мысленным взором, чтобы отозваться в сердцах верных приобщением Кресту Христову, отозваться в действительности жизнью, достойной Евангелия. Темы чтения на утрени Великого Понедельника  история засохшей смоковницы, последние проповеди Господа в храме, ответы испытующим Его. По Евангелии  трипеснец, возвращающий нас в круг апостолов, слушающих Божественного Учителя любви: «Вас тогда Моих учеников познают вси, аще Моя заповеди соблюдете, глаголет Спас другом». (О, сладкая часть Христовой дружбы!) Учение о любви и смирении зазвучит и в стихирах на хвалитех и на стиховне, там же услышим и призыв Церкви сораспяться Христу, умертвиться «Его ради житейским сластем». Но чуть ранее пропоется возвышенный в великой своей простоте эксапостиларий, который будем слушать даже до Великого Четверга, «Чертог Твой». Царство Божие страшно близко, открыто оно любящим Христа, но кто не очищенный покаянием, в небрачных одеждах дерзнет взойти в чертог Любви, приблизиться к Жертве, приносимой за мир,  «Огнь бо есть, недостойныя попаляяй». «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

Обычно наутро, с Понедельника по Среду, когда читается большими частями Евангелие, слышим на 6-м часе и пророчества Иезекииля. Сначала явление славы Господней, грядущей раскрыться в Кресте и Воскресении, видит пророк. Видит на фоне подобия четырех животных  символов евангелистов, которым внимает в эти великие дни Церковь. Во Вторник будет прямое продолжение этого фрагмента. О чтении Среды  особая речь и позже. Вечерня соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров, и тут тоже  и паремии и Евангелие. Чтения из книг Исхода и Иова повествуют о страданиях  как целого народа Божия от притеснения во Египте, так и избранного праведника по особому попущению свыше. Очевидно указание на Христа и на Церковь, состраждущую Учителю и Господу. Далее в Евангелии от Матфея слышим о событиях последних времен истории, предреченных Спасителем. Поистине, «ни одно слово Божие не пройдет неисполненным» 1. Будем внимать благоговейно, чтобы, «имея уши», услышать. Чуть позже особо зазвучит и литургическое «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы». По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), в эти дни и ангелы отрывают взгляд от предметов небесных, взирая на страшное таинство, совершающееся на земле.

Игу­мен Си­лу­ан (Ту­ма­нов)

О Страстной седмице

Бед­ный наш на­род! Бед­ный и ма­те­ри­аль­но, и ду­хов­но. Сколь­ко со­кро­вищ пред­ла­га­ет нам в эти дни Пра­во­слав­ная Цер­ковь, но мно­го ли лю­дей при­хо­дит в хра­мы, чтобы на­сла­дить­ся ими, обо­га­тить­ся ду­хом, в Бо­га бо­га­теть?

«Це­ло­муд­рию Иоси­фа под­ра­жать бу­дем, вер­ные; по­зна­ем По­чтив­ше­го ра­зу­мом че­ло­ве­че­ское есте­ство, про­во­дя жизнь со вся­кой осто­рож­но­стью, в де­я­тель­ной доб­ро­де­те­ли» (Три­пес­нец на по­ве­че­рии в Ве­ли­кий По­не­дель­ник).

В пра­во­слав­ных хра­мах про­хо­дят тор­же­ствен­ные и уми­ли­тель­ные служ­бы, мно­го­крат­но чи­та­ет­ся Еван­ге­лие, по­ют­ся див­ные пес­но­пе­ния, при­зы­ва­ю­щие нас за­ду­мать­ся о сво­ем спа­се­нии. Бог близ­ко к нам на­столь­ко, что каж­дый день Страст­ной сед­ми­цы мы со­пе­ре­жи­ва­ем по­след­ним дням Его зем­ной жиз­ни.

Что нуж­но в эти дни хри­сти­а­ни­ну? Сми­рен­но прий­ти в храм и про­сла­вить Бо­га, стра­да­ю­ще­го ра­ди на­ше­го спа­се­ния. По­пра­вить наш ра­зум, по­шат­нув­ший­ся от безу­мия это­го ми­ра, свя­щен­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми и чте­ни­я­ми и утвер­дить нас в доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. Не толь­ко по­ве­рить, но и до­ве­рить­ся Бо­гу.

А мы?..

Мы иной раз ки­чим­ся сво­ей при­над­леж­но­стью к «на­ро­ду-бо­го­нос­цу», как неко­гда иудеи гор­ди­лись при­над­леж­но­стью к бо­го­из­бран­но­му на­ро­ду, а са­ми охот­но до­ве­ря­ем свою жизнь не Бо­гу, а суе­ве­ри­ям и при­ме­там.

Что тол­ку, ес­ли мы, бу­дучи рус­ски­ми по рож­де­нию и пра­во­слав­ны­ми по кре­ще­нию, не жи­вем цер­ков­ной жиз­нью, а в труд­ных мо­мен­тах сво­ей жиз­ни бе­жим к «баб­кам» и «це­ли­тель­ни­цам» и по­твор­ству­ем са­мо­му гру­бо­му суе­ве­рию?

Мы ча­сто за­ду­мы­ва­ем­ся, по­че­му за несколь­ко лет по­сле ре­во­лю­ции 1917 го­да Рос­сия из­ме­ни­лась в пря­мо про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну и с рев­но­стью ста­ла уни­что­жать то, че­му до это­го с рев­но­стью по­кло­ня­лась? Ищут тут и за­го­вор ма­со­нов и ра­бо­ту ев­ре­ев, на­хо­дят и мас­су дру­гих при­чин. Но ведь от­вет так оче­ви­ден. Боль­шин­ство рус­ских, как то­гда, до фев­раль­ско-ок­тябрь­ской сму­ты, так и сей­час, при­няв кре­ще­ние, так и не ста­ли пра­во­слав­ны­ми. И вме­сто то­го, чтобы из­влечь поль­зу из это­го страш­но­го ис­то­ри­че­ско­го уро­ка и все­мер­но стре­мить­ся укреп­лять осмыс­лен­ную ве­ру, мы толь­ко ищем ви­но­ва­тых.

Ну, ска­жи­те, как мо­жет че­ло­век на­звать се­бя пра­во­слав­ным, ко­гда вме­сто или да­же вме­сте с по­се­ще­ни­ем хра­ма в Ве­ли­кий Чет­верг, день свя­той и страш­ный, рус­ские кре­стьяне «ва­ри­ли ки­сель (обыч­но ов­ся­ный), вы­но­си­ли его в мис­ке на ули­цу и кри­ча­ли: «Мо­роз, мо­роз! Иди ки­сель есть! Не бей наш овес, на­шу рожь, а бей быль­ник да кра­пив­ник!» или: «Мо­роз, мо­роз, не мо­розь наш овес! Ки­се­ля по­ешь, нас по­тешь!»

В этот день хо­зя­ин пе­ред вос­хо­дом солн­ца вы­хо­дил на ули­цу и по­тря­хи­вал со­ху, чтобы хлеб луч­ше ро­дил­ся. В иных де­рев­нях вы­хо­ди­ли взрос­лые муж­чи­ны и жен­щи­ны и изо­бра­жа­ли па­хо­ту, мо­лоть­бу, кось­бу, да­же разыг­ры­ва­ли сце­ны поле­вых ра­бот в до­ме, по­ла­гая, что это ска­жет­ся луч­шим об­ра­зом на са­мих ра­бо­тах и на уро­жае. Твер­ские му­жи­ки в Ве­ли­кий Чет­верг са­ди­лись вер­хом на ко­чер­гу и три­жды объ­ез­жа­ли во­круг из­бы, ого­ро­да и по­ля, про­из­но­ся при этом: «Крот, крот, не хо­ди в мой ого­род, в день чи­сто­го чет­вер­га вот те­бе ко­чер­га».

По от­но­ше­нию к до­маш­не­му ско­ту то­же про­де­лы­ва­ет­ся це­лый ком­плекс дей­ствий. Маль­чи­ки с вос­хо­дом солн­ца бе­га­ли с ко­ло­коль­чи­ка­ми на шее во­круг де­рев­ни, «чтобы ско­ти­на пря­мо с паст­би­ща хо­ди­ла до­мой, а не плу­та­ла». На Пи­не­жье в Ве­ли­кий Чет­верг хо­зяй­ка от­кры­ва­ла тру­бу и кри­ча­ла: «Пар Бо­жья ско­тин­ка, ко­ро­вуш­ка Пест­ро­нюш­ка, в чи­стом по­ле – обед, до­ма – ноч­лег. Не но­чуй на бо­ру, хо­ди ко дво­ру!»

Еще в кон­це про­шло­го ве­ка в Вят­ской гу­бер­нии про­ис­хо­ди­ло сле­ду­ю­щее: в Ве­ли­кий Чет­верг до вос­хо­да солн­ца хо­зяй­ка до­ма, на­гая, бе­жит со ста­рым горш­ком в ру­ке на ого­род и опро­ки­ды­ва­ет гор­шок на кол; гор­шок оста­ет­ся опро­ки­ну­тым на ко­лу в те­че­ние все­го ле­та – он предо­хра­ня­ет кур от хищ­ной пти­цы.

Чрез­вы­чай­но ар­ха­и­че­ский об­ряд за­щи­ты до­ма и ско­ти­ны со­вер­ша­ли на ру­бе­же XIX–XX сто­ле­тий в глу­хих ко­стром­ских де­рев­нях. Здесь де­вуш­ка «до солн­ца са­ди­лась на по­ме­ло, рас­пус­ка­ла во­ло­сы и в од­ной ру­ба­хе, без по­я­са, объ­ез­жа­ла дом с по­строй­ка­ми. Подъ­е­хав к ок­ну, об­ра­ща­лась к ма­те­ри: «Тет­ка Ан­на, ско­ти­на до­ма?» – «До­ма!» Бла­го­слов­ля­ла. И так три ра­за».

И всё это, и мно­гое дру­гое, под­час со­всем непри­стой­ное, на­до, со­глас­но «на­род­ной муд­ро­сти», де­лать в са­мые страш­ные и ве­ли­че­ствен­ные дни цер­ков­но­го го­да.

Пе­ре­чис­лять все эти суе­ве­рия мож­но дол­го и непри­ят­но. В ин­тер­не­те они пред­став­ле­ны ши­ро­ко. Та­кое ощу­ще­ние, что боль­шин­ство рос­си­ян и вправ­ду ду­ма­ют, что мож­но быть пра­во­слав­ным, со­блю­дая лишь на­род­ные при­ме­ты.

Но что же на са­мом де­ле на­до де­лать в Страст­ную сед­ми­цу? От­вет прост – ид­ти в храм.

Страст­ною сед­ми­цей на­зы­ва­ет­ся по­след­няя пе­ред Пас­хою неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста. Эта неде­ля (точ­нее 6 дней) по­свя­ще­на вос­по­ми­на­ни­ям стра­да­ний, смер­ти на Кре­сте и по­гре­бе­нию Иису­са Хри­ста. Всю эту неде­лю хри­сти­ане долж­ны про­во­дить в по­сте и мо­лит­ве. Со­глас­но рас­хо­же­му пред­став­ле­нию, этот пе­ри­од тра­ур­ный, и по­это­му оде­я­ния в церк­ви бы­ва­ют чер­ные. Но чер­ные об­ла­че­ния офи­ци­аль­но по­яви­лись в Рос­сии толь­ко в 1730 го­ду, и то для по­гре­баль­ных служб (ин­те­рес­но, что впо­след­ствии на па­ни­хи­дах «по­бе­ди­ли» бе­лые об­ла­че­ния, а чёр­ные с кон­ца XIX в. «ушли» в Ве­ли­кий пост). Бо­го­слу­жеб­ный устав не зна­ет чёр­но­го цве­та, а в пост и в Страст­ную сед­ми­цу по­ло­же­но слу­жить не в тра­ур­ных, а тём­ных ри­зах баг­ря­но­го, фио­ле­то­во­го цве­та.

По ве­ли­чию вос­по­ми­на­е­мых со­бы­тий все дни Страст­ной Неде­ли на­зы­ва­ют­ся Ве­ли­ки­ми. Осо­бен­но уми­ли­тель­ны вос­по­ми­на­ни­я­ми, мо­лит­ва­ми и на­пе­ва­ми по­след­ние три дня.

В пер­вые три дня на утре­ни по­сле ше­сто­псал­мия по­ет­ся тро­парь: «Се Же­них гря­дет в по­лу­но­ши»…, а по­сле ка­но­на по­ет­ся песнь: «Чер­тог Твой ви­жду, Спа­се мой»… Все эти три дня со­вер­ша­ет­ся Ли­тур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров с чте­ни­ем Еван­ге­лия. Еван­ге­лие чи­та­ет­ся и на утре­нях.

В Ве­ли­кий Чет­верг со­вер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ная ли­тур­гия, за ко­то­рой умест­но при­ча­стить­ся всем хри­сти­а­нам в па­мять об уста­нов­ле­нии Та­ин­ства Ев­ха­ри­стии.

В Ве­ли­кую Пят­ни­цу во вре­мя ве­чер­ни (ко­то­рая слу­жит­ся днем) вы­но­сит­ся из ал­та­ря и по­ла­га­ет­ся на се­ре­ди­ну хра­ма пла­ща­ни­ца, т.е. свя­щен­ное изо­бра­же­ние Спа­си­те­ля, ле­жа­ще­го во гро­бе; это со­вер­ша­ет­ся в вос­по­ми­на­ние сня­тия с Кре­ста те­ла Хри­сто­ва и по­гре­бе­ния Его.

В Ве­ли­кую Суб­бо­ту на утре­ни, при по­гре­баль­ном звоне ко­ло­ко­лов и при пе­нии «Свя­тый Бо­же, Свя­тый Креп­кий, Свя­тый Бес­смерт­ный, по­ми­луй нас» пла­ща­ни­ца об­но­сит­ся во­круг хра­ма в вос­по­ми­на­ние со­ше­ствия Иису­са Хри­ста в ад, ко­гда те­лом Он пре­бы­вал во гро­бе, и по­бе­ды Его над адом и смер­тью.

«Неис­пол­не­ние доб­рых дел упо­доб­ля­ет нас смо­ков­ни­це: укло­ним­ся же от то­го, чтобы не ис­сох­нуть, как неко­гда она, си­на­го­гу, од­ни­ми ли­стья­ми по­кры­тую пред­на­чер­тав­шая. Об­раз Вла­ды­ки изо­бра­жая, Иосиф в ров ввер­га­ет­ся, род­ны­ми про­да­ет­ся, все тер­пит, слав­ный, как по­ис­ти­не про­об­раз Хри­стов» (Три­пес­нец на по­ве­че­рии в Ве­ли­кий По­не­дель­ник).

Ве­ли­кий По­не­дель­ник по­свя­щен вос­по­ми­на­нию еван­гель­ской ис­то­рии об ис­су­ше­нии в этот день Иису­сом бес­плод­ной смо­ков­ни­цы, ко­то­рая сим­во­ли­зи­ру­ет не при­но­ся­щие ду­хов­ных пло­дов ду­ши. Эпи­зод об ис­сох­шей смо­ков­ни­це зна­ме­ну­ет и си­лу ве­ры, и мо­лит­вы.

В бо­го­слу­же­ни­ях вспо­ми­на­ет­ся так­же сын Иа­ко­ва – Иосиф Пре­крас­ный, ко­то­рый из за­ви­сти был про­дан сво­и­ми бра­тья­ми в еги­пет­ское раб­ство, так­же как Иисус был пре­дан и осуж­ден на смерть из-за нена­ви­сти и за­ви­сти иуде­ев. Осво­бож­ден­ный из за­то­че­ния Иосиф цар­ству­ет над Егип­том, так­же как вос­став­ший из гро­ба Иисус цар­ству­ет над ми­ром. В по­не­дель­ник и сре­ду Страст­ной неде­ли мож­но есть толь­ко хлеб, ово­щи и фрук­ты (это на­зы­ва­ет­ся су­хо­яде­ние).

«Все ты услы­ша­ла, ду­ша, как Хри­стос Бо­же­ствен­ным уче­ни­кам Сво­им про­воз­гла­шал, о кон­чине ми­ра го­во­ря; ты же, по­знав (свой) ко­нец, го­товь­ся впредь: вре­мя ис­хо­да при­шло. Ура­зу­ме­ла ты, бес­плод­ная ду­ша, при­мер лу­ка­во­го ра­ба; бой­ся и не пре­не­бре­гай да­ро­ва­ни­ем, ко­то­рое при­ня­ла не с тем, чтобы спря­тать в зем­лю, но чтобы тор­гов­лю ве­сти. Да свет­лым бу­дет све­тиль­ник, да пре­из­ли­ва­ет­ся из него как неко­гда у дев ра­зум­ных и елей – со­стра­да­ние, чтобы об­ре­сти те­бе, ду­ша моя, то­гда брач­ный чер­тог Хри­стов от­вер­стым» (Три­пес­нец на по­ве­че­рии в Ве­ли­кий Втор­ник).

В Ве­ли­кий Втор­ник ду­ма­ют о Страш­ном Су­де и вос­кре­се­нии мерт­вых, вспо­ми­на­ет­ся об­ли­че­ние Хри­стом фа­ри­се­ев, ко­то­рые за на­руж­ной на­бож­но­стью скры­ва­ли хо­лод­ность и без­душ­ность.

Рас­ска­зы­ва­ет­ся так­же прит­ча о 10 де­вах, ко­то­рая при­зы­ва­ет к ду­хов­но­му бодр­ство­ва­нию. В ос­но­ве прит­чи ле­жит во­сточ­ная тра­ди­ция встре­чать с за­жжен­ны­ми све­тиль­ни­ка­ми же­ни­ха и про­во­жать в дом от­ца неве­сты. Она сим­во­ли­зи­ру­ет Вто­рое При­ше­ствие Хри­сто­во в об­ра­зе при­хо­да же­ни­ха в дом. Пять муд­рых дев за­ра­нее за­пас­лись мас­лом для све­тиль­ни­ков, дру­гие же, нера­зум­ные, по­ле­ни­лись это сде­лать. Ко­гда Сын Бо­жий (Же­них Небес­ный) при­шел но­чью, муд­рые де­вы смог­ли его встре­тить и он за­брал их с со­бой в Цар­ство Небес­ное. Нера­зум­ные де­вы по­бе­жа­ли по­ку­пать мас­ло для ламп и в Цар­ство не по­па­ли. Они на­по­ми­на­ют нам о необ­хо­ди­мо­сти все­гда быть го­то­вы­ми к встре­че с Гос­по­дом, про­яв­лять сме­лость и изоб­ре­та­тель­ность на пу­тях добра, не уны­вать.

Во втор­ник и чет­верг Страст­ной Неде­ли раз­ре­ша­ет­ся есть го­ря­чую пи­щу без рас­ти­тель­но­го мас­ла.

«Аро­ма­та­ми я бо­га­та, доб­ро­де­те­ля­ми же скуд­на; что имею, Те­бе при­но­шу: дай мне Сам то, что име­ешь, и от­пу­сти мне и про­сти», – взы­ва­ет блуд­ни­ца Хри­сту. «О бла­жен­ные ру­ки! О во­ло­сы и уста блуд­ни­цы це­ло­муд­рен­ной (т.е. бла­го­ра­зум­ной)! Ими она воз­ли­ла, Спа­си­тель, ми­ро на но­ги Твои, оти­рая их и непре­стан­но лоб­зая» (Три­пес­нец на по­ве­че­рии в Ве­ли­кую Сре­ду).

Ве­ли­кая Сре­да – день пре­да­ния на стра­да­ния Иису­са Хри­ста. В Ве­ли­кую Сре­ду срав­ни­ва­ют­ся два жиз­нен­ных пу­ти: рас­ка­яв­шей­ся блуд­ни­цы Ма­рии Маг­да­ли­ны и пре­да­те­ля Иуды, вы­брав­ше­го ду­хов­ную ги­бель.

По пре­да­нию, в этот день Иисус от­ды­хал в до­ме Си­мо­на про­ка­жен­но­го, здесь к нему при­шла все­ми пре­зи­ра­е­мая же­на-блуд­ни­ца, чтобы из­лить свою ду­шу и рас­ка­ять­ся. Она омы­ла но­ги Иису­са сле­за­ми и по­ма­за­ла его го­ло­ву бла­го­ухан­ной мир­рой, тем са­мым при­го­то­вив его к по­гре­бе­нию. В этот же день иудей­ские пер­во­свя­щен­ни­ки со­бра­лись на со­вет и ре­ши­ли взять хит­ро­стью и убить Хри­ста, а Иуда ре­ша­ет­ся пре­дать за 30 се­реб­ря­ни­ков сво­е­го Учи­те­ля. Цер­ковь срав­ни­ва­ет два по­це­луя: рас­ка­яв­шей­ся греш­ни­цы Ма­рии и пре­да­те­ля Иуды.

«Гор­ни­ца устла­ная при­ня­ла Те­бя, Твор­ца, и в Твои тай­ны по­свя­ща­е­мых, и там Ты Пас­ху со­вер­шил, и там уста­но­вил Свои Та­ин­ства; ибо там дву­мя по­слан­ны­ми ныне Тво­и­ми уче­ни­ка­ми бы­ла Пас­ха при­го­тов­ле­на Те­бе.

За­мы­сел бо­го­убийц с по­ве­де­ни­ем среб­ро­люб­ца со­че­тал­ся: те к убий­ству во­ору­жа­лись, этот же к среб­рен­ни­кам устрем­лял­ся; и вот, удав­ле­ние то­гда по­ка­я­нию пред­по­чтя, он бед­ствен­но жиз­ни ли­шил­ся. По­це­луй твой об­ма­на по­лон; как меч – твое «Ра­дуй­ся», льсти­вый Иуда; твой язык про­из­но­сит сло­ва о един­стве, ум же на­прав­ля­ет­ся к раз­де­ле­нию: ибо пре­дать без­за­кон­ни­кам Бла­го­де­те­ля ты за­мыс­лил ко­вар­но. Хри­стос есть Пас­ха, ве­ли­кая и свя­щен­ная, съе­ден­ный как хлеб и за­ко­ло­тый как ов­ца; Ибо Он Сам был воз­не­сен за нас как Жерт­ва. Его Те­ла бла­го­го­вей­но и Его Кро­ви мы все та­ин­ствен­но при­ча­ща­ем­ся.

Хри­стос устро­ил для ми­ра пир­ше­ство, Он, Хлеб небес­ный и Бо­же­ствен­ный. При­ди­те же, хри­сто­люб­цы, брен­ны­ми уста­ми, но серд­ца­ми чи­сты­ми при­мем с ве­рою; жерт­ву Пас­хи, в нас свя­щен­но­дей­ству­е­мую» (Три­пес­нец на по­ве­че­рии в Ве­ли­кий Чет­верг).

Ве­ли­кий Чет­верг осо­бен­но вы­де­ля­ет­ся в Страст­ной Неде­ле, в этот день вспо­ми­на­ют­ся сле­ду­ю­щие со­бы­тия из жиз­ни Хри­ста: омо­ве­ния Иису­сом ног уче­ни­ков – знак сми­ре­ния, Тай­ная ве­че­ря – на ней бы­ло уста­нов­ле­но Та­ин­ство При­ча­ще­ния (Ев­ха­ри­стия), мо­лит­ва в Геф­си­ман­ском са­ду и пре­да­тель­ство Иуды. По иудей­ской тра­ди­ции в чет­верг от­ме­чал­ся пер­вый день Пас­хи – празд­ник из­бав­ле­ния от еги­пет­ско­го раб­ства. Под ви­дом хле­ба и ви­на уче­ни­кам пре­по­да­ет­ся Те­ло и Кровь Иису­са, ко­то­рые сим­во­ли­зи­ру­ют бес­кров­ную жерт­ву, при­об­ще­ние к Бо­гу.

Ночь с чет­вер­га на пят­ни­цу счи­та­ет­ся са­мым страш­ным мо­мен­том цер­ков­ной ис­то­рии, так как Иисус Хри­стос был осуж­ден на смерть.

«Сно­ва вы спи­те», – Хри­стос уче­ни­кам воз­гла­сил, – «бодр­ствуй­те, уже при­бли­зил­ся час, встань­те, идем дру­зья Мои: вот, пре­да­тель-уче­ник, имея с со­бою це­лый от­ряд, идет пре­дать Ме­ня че­ло­ве­ко­убий­цам!». Без­за­кон­ни­ки, кри­ча еще гром­че Пи­ла­ту: «Возь­ми, возь­ми, рас­пни Хри­ста!» – про­си­ли убить Его, как осуж­ден­но­го. Но не Он ли вос­кре­сил мерт­вых, про­ка­жен­ных очи­стил, кро­во­то­чи­вую ис­це­лил, рас­слаб­лен­ных укре­пил? Би­че­ва­ние пре­тер­пев, Со­зда­тель мой, Ты и пре­дан был ра­ди ме­ня на рас­пя­тие, чтобы спа­се­ние мое по­сре­ди зем­ли со­вер­шив, ис­то­чить ми­ру жизнь и дра­го­цен­ною Тво­ею кро­вию бес­смер­тие да­ро­вать по­кло­ня­ю­щим­ся Те­бе (Три­пес­нец на по­ве­че­рии в Ве­ли­кий Пя­ток).

Страст­ная Пят­ни­ца – са­мый скорб­ный день. Пят­ни­ца – день вос­по­ми­на­ния Спа­си­тель­ных Стра­стей (т.е. стра­да­ний) Гос­по­да.

В этот день Иисус был пре­дан иудей­ским вла­стям, со­вер­шил крест­ный ход на Гол­го­фу, был рас­пят и умер. В честь празд­но­ва­ния иудей­ской Пас­хи Пон­тий Пи­лат хо­тел от­пу­стить од­но­го уз­ни­ка в на­деж­де, что на­род вы­бе­рет Иису­са, но тол­па оста­но­ви­ла свой вы­бор на раз­бой­ни­ке.

В иудей­ской тра­ди­ции в этот день при­но­си­ли в жерт­ву непо­роч­но­го яг­нен­ка. Рас­пя­тие Иису­са Хри­ста сим­во­ли­зи­ру­ет за­кла­ние Хри­ста как Агн­ца Бо­жье­го за гре­хи ми­ра. Так­же как и ко­сти жерт­вен­но­го яг­нен­ка не долж­ны быть пе­ре­ло­ма­ны, Иису­су не пе­ре­би­ли ко­ле­ни, что в те вре­ме­на де­ла­ли со все­ми дру­ги­ми уз­ни­ка­ми.

В церк­вях в Страст­ную Пят­ни­цу пре­кра­ща­ет­ся ко­ло­коль­ный звон, в этот день ни­че­го не едят до вто­рой по­ло­ви­ны дня – вы­но­са пла­ща­ни­цы, что сим­во­ли­зи­ру­ет сня­тие Иису­са с Кре­ста.

Цер­ковь в этот день при­зы­ва­ет за­ду­мать­ся, не по­хо­жи ли мы на тех, кто пре­дал Иису­са, не ищем ли в окру­жа­ю­щих «вра­гов» и «ере­ти­ков», не по­сту­па­ем ли про­тив со­ве­сти, пы­та­ясь до­бить­ся ма­те­ри­аль­ных благ.

Где, Сын Мой и Бо­же, бла­го­ве­стие дав­нее, ко­то­рое воз­ве­щал Мне Гав­ри­ил? Ца­рем и Сы­ном Бо­га Все­выш­не­го он на­ре­кал Те­бя; ныне же ви­жу Те­бя, Свет Мой слад­кий, на­гим и по­кры­тым ра­на­ми мерт­ве­цом. Из­бав­ляя от му­ки, ныне возь­ми Ме­ня с Со­бою, Сын Мой и Бо­же, да сой­ду и Я, Вла­ды­ка, с То­бой во ад: не оставь Ме­ня од­ну, ибо уже жить не мо­гу, не ви­дя Те­бя, слад­ко­го Мо­е­го Све­та. «Ду­шев­ную Мою язву ныне ис­це­ли, Ча­до Мое», – со сле­за­ми Пре­чи­стая взы­ва­ла, – «вос­крес­ни и уто­ли Мою му­ку и пе­чаль, ибо Ты мо­жешь все, Вла­ды­ка, и тво­ришь, что хо­чешь, хо­тя и был по­гре­бен доб­ро­воль­но!». «Вос­пе­ваю ми­ло­сер­дие Твое, Че­ло­ве­ко­лю­бец, и по­кло­ня­юсь бо­гат­ству ми­ло­сти Тво­ей, Вла­ды­ка: ибо же­лая спа­сти Твое со­зда­ние, Ты при­нял смерть», – воз­гла­си­ла Пре­чи­стая, – «но Вос­кре­се­ни­ем Тво­им, Спа­си­тель, по­ми­луй всех нас!» (Ка­нон на по­ве­че­рии в Ве­ли­кий Пя­ток).

В Ве­ли­кую Суб­бо­ту вспо­ми­на­ют по­гре­бе­ние Хри­ста, со­ше­ствие Его в ад для воз­ве­ще­ния по­бе­ды над злом и осво­бож­де­ния душ ве­ру­ю­щих. Суб­бо­та – день по­коя и ожи­да­ния. Свя­щен­ни­ки пе­ре­оде­ва­ют­ся из тем­ных, чер­ных одежд, ко­то­рые но­сят в те­че­ние всей Страст­ной неде­ли, в бе­лые, что сим­во­ли­зи­ру­ет по­бе­ду добра над смер­тью, гре­хом и дья­во­лом.

Вот та­кое по­ни­ма­ние и празд­но­ва­ние Страст­ной Сед­ми­цы идет нам на поль­зу. Мо­лит­ва в хра­ме и до­стой­ное при­ча­ще­ние и бу­дет са­мым луч­шим вос­по­ми­на­ни­ем ве­ли­ких дней стра­да­ний Хри­сто­вых.

Не бу­дем же пы­тать­ся быть «сво­им» это­му ми­ру и вы­ма­ли­вать у него здо­ро­вье се­бе и сво­им де­тям. На­звав­шись хри­сти­а­на­ми, по­ста­ра­ем­ся быть ими и иметь до­ве­рие Бо­гу.

«При­со­еди­нив­шись к Гос­по­ду, все пре­тер­петь стре­мя­ще­му­ся, го­то­вы бу­дем к глум­ле­нию над со­бой, к опле­ва­нию, к осме­я­нию (и к уни­же­нию), чтобы с Его пре­чи­стым стра­да­ни­ем вме­сте про­сла­вить­ся, вер­ные» (ка­нон на по­ве­че­рии в Ве­ли­кий По­не­дель­ник).

«Мир – Церк­ви, на­ро­ду Тво­е­му – спа­се­ние да­руй Тво­им вос­кре­се­ни­ем» (Ста­тии Ве­ли­кой Суб­бо­ты).

В.Н. Ильин. Запечатанный гроб. Пасха нетления: объяснение служб Страстной недели и Пасхи. Святой и великий понедельник.

Свящ. Геннадий Орлов. Нравственная тематика песнопений Страстной седмицы.

Как отмечать день рождения ребёнка в Страстную Седмицу

Проповедь дня

Проповедь митрополита Сурожского Антония

Страстной Понедельник

Тема о суде Божием. Если вы прочтете евангельские отрывки, которые положены на сегодня, то увидите, что тема суда проходит через них красной нитью; и она ставит перед нами вопрос: каковы мы?.. Чем мы кажемся, чем мы на самом деле не являемся? В чем наша лжеправедность, в чем наше ложное бытие перед лицом подлинного?

По-гречески суд называется “кризис”: мы сейчас – и в течение всей истории – находимся в состоянии кризиса, то есть суда истории, то есть, в конечном итоге, суда Божиих путей над нами.

Каждая эпоха – время крушений и обновлений; и вот все кажущееся – погибнет, все ложное – погибнет. Устоит только целостное, устоит только истинное, устоит только то, что на самом деле есть, а не то, что будто бы существует.

Каждый из нас чем-то кажется: и в хорошем, и в плохом смысле; и все то, что кажется, рано или поздно будет смыто и разнесено: Божиим судом, человеческим судом, грядущей смертью, жизнью. И мы должны, если мы хотим вступить в эти дни страстных переживаний, раньше всего подумать: чем мы являемся на самом деле? – и только настоящими встав перед судом своей совести и Бога, вступить в последующие дни: иначе мы осуждены…

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова

О том, чтобы ничем не прельститься

Мф.24:3-35.

Однажды, покидая, как обычно, на ночь Иерусалим, Господь остановился с учениками на горе Елеонской. Открылся величественный вид на Иерусалимский храм, и ученики невольно воскликнули: «Учитель! Посмотри, какие камни, и какие здания» (Мк. 13, 1)! Господь же вдруг сказал: «Видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 2). Подавленные ученики спросили: «Скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего пришествия и кончины века»? И Господь начал говорить о тех временах, когда нынешний мир начнет «сворачиваться», «яко риза».

И самое первое, а значит, самое главное, что Он сказал, это – «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Самое страшное, это – принять ложь за истину. А как мы, в своей самоуверенности, к этому склонны! Мы ведь все знаем: где есть благодать, а где – нет; кто святой, а кто – нет; кто в раю а кто в аду. Мы осуждаем человека по первому навету, верим любой клевете. Мы трепещем, что нас хотят «сосчитать», «внести в компьютер», присвоить налоговый номер. И в то же время – готовы идти за каждым, кто сам себя хвалит и обещает золотые горы! И это уже сейчас.

А что будет, когда коварство, обман, жестокость достигнут своей вершины? Тогда, как говорит Господь, «многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос». И придут они не с пустыми руками, но «дадут великие знамения и чудеса», какие нам и не снились, – «чтобы прельстить, если возможно, и избранных». А уж как мы падки на чудеса! Чуть прослышим что-то где-то, – летим туда, забыв, что весь мир – чудо, которое всегда перед нами.

Господь говорит, что даже «если кто скажет вам: „вот, здесь Христос“, или „там“, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки», и будут манить в пустыни, в потаенные комнаты, в подвалы, в секты, в общины «чистых», «истинных» христиан. А любовь, может быть, до того «охладеет», и до того «во многих», что даже двое или трое не смогут собраться действительно во имя Христа, чтобы Христос был посреди. Все будет получаться или трудовой коллектив, или социальная ниша для одиноких людей, или ревнивая толпа почитателей замечательного батюшки.

А для тех, кто ничем не прельстится, кто сохранит жажду истины, жажду Христа, – вдруг, «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого». И тут уж – не оглядывайся ни назад, ни друг на друга. Ни за что не цепляйся: «кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои».

А уж когда это будет – не наша забота. У Господа один день, как тысяча лет. Вспомним Симеона Богоприимца, как он нес крест своего одиночества сквозь поколения, был чужд всему на земле, и жил одним только чаянием:когда-то, все равно когда – увидеть Его.

Проповедь протоиерея Родиона Путятина

Поучения в Великий Понедельник

Говорит Иисус смоковнице: да не будет же впредь от тебя плода вовек (см.: Мф. 21, 19).

Некогда, в нынешний день поутру, Иисус Христос со Своими учениками возвращался из Вифании в Иерусалим. Продолжая Свой путь, Он взалкал и потому, увидев смоковницу, стоящую недалеко от дороги, подошел к ней и, не найдя на ней ничего, кроме листьев, сказал: да не будет никогда на тебе плодов! Смоковница та тотчас засохла (см.: Мф. 21, 18–19).

Слушатели-христиане! И мы, как смоковница, должны приносить плоды добрых дел. Господь всегда ждет от нас этих плодов, но особенно Он ждет их от нас в нынешние дни.

И когда же особенно нам приносить плоды добрых дел, как не в нынешние дни? Се, ныне время благоприятно, се, ныне дни спасения! Ужели мы, грешники, будем веселиться и тогда, когда плакал о наших грехах Господь Иисус Христос? Ужели мы не будем молиться и бодрствовать и тогда, когда Господь бдел и молился о нас? Ужели мы не будем проливать слез сокрушения и тогда, когда Господь проливал Кровь Свою за нас? Ужели будем щадить наше здоровье и тогда, когда Господь не щадил жизни для нас? Ужели будем пить и есть вкусно в те дни, когда Господь за нас был напояем оцтом, с желчью смешанным?

Ах, слушатели! Если даже в нынешние дни мы не принесем плодов покаяния, то каких плодов ожидать от нас в другое время года? Если мы не станем молиться, поститься и каяться в нынешние дни, когда солнце затмевалось, земля трепетала, камни распадались при виде страдавшего за наши грехи Господа, то какой молитвы, какого поста, какого раскаяния во грехах ожидать от нас в другие дни, когда и солнце светит, и земля цветет, и все радуется?

Так, слушатели, кто в нынешние дни не приносит плодов покаяния, от того и во весь год едва ли можно ожидать их. Чего ожидать от дерева, которое и весной не зеленеет? Нечего доброго ожидать и от того христианина, который и в неделю страстей Господних не молится, не постится, не кается, не хочет вспоминать о грехах, когда все ему напоминает о них. Аминь.

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на притчу о смоковнице.

Прп. Иоанн Дамаскин. Беседа на иссохшую смоковницу и притчу о винограде.

Прп. Ефрем Сирин. Слово о прекрасном Иосифе.

Прот. Григорий Дьяченко. Святые мученицы Агапия, Хиония и Ирина.


Источник: https://azbyka.ru/days/2019-04-22

(336)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *