Даниил Андреев: Что нам известно о Лазаре Четверодневном после его воскресения?

В субботу перед праздником Входа Господня в Иерусалим Православная Церковь вспоминает воскресение Четверодневного Лазаря.


Евангельское повествование о Четверодневном Лазаре хорошо известно каждому христианину. Напомним лишь, почему он называется Четверодневным. Дело в том, что после смерти Лазаря, прошло четыре дня. Иисус Христос приходит в Вифанию только на четвертый день для его воскрешения. Опуская все детали и подробности с Марфой и Марией, стоит отметить, что по представлениям древних евреев, в течение трех дней душа присутствует вместе с телом, стремясь снова войти в него, но затем она покидает его навсегда. Упоминание о четырех днях в данном контексте призвано подчеркнуть, что смерть Лазаря была окончательной и безвозвратной.

После того как Господь воскресил Лазаря на четвертый день: «многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» (Ин. 11:45). После этого события, о Лазаре в Священном Писании упоминается только его пребывание на праздничной трапезе вместе со Христом за шесть дней до Пасхи. Последующие события, мы узнаем из Предания Церкви.

Сведений о праведном Лазаре сохранилось очень мало, и в них много противоречивостей. Даже о самом чуде воскрешения Лазаря пишет только евангелист Иоанн. Возможно, о прав. Лазаре не упоминали письменно из-за боязни, что его могут убить иудеи, ведь как повествует Иоанн Богослов: «Первосвященники же положили убить и Лазаря» (Ин. 12:10).

После воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет, 18 из которых был епископом, таким образом, скончался в 63 г. по Р. Х. Прп. Феодор Студит упоминает, что Лазарь был епископом, но не уточняет, где именно. Первые сведения о пребывании Лазаря на Кипре, встречаются в гомилии Иоанна Эвбейского, где он пишет, что Лазарь стал епископом на острове Кипр. Точным местом пребывание Лазаря в сане епископа на Кипре назван город Кития.

Традиционно считается, что прав. Лазарь был рукоположен в епископа проповедовавшими на Кипре апостолами Павлом и Варнавой, в некоторых сведениях упоминается, что рукоположение совершил апостол Петр.

После смерти еп. Лазаря местные жители похоронили его в Китии. В V веке на месте его погребения был построен большой храм, где был устроен спуск к гробнице Лазаря. Во времена арабских набегов, храм был разрушен, местные жители на его месте построили небольшую часовню. Примерно в 902 году на месте часовни был обнаружен мраморный саркофаг с мощами и надписью: «Лазарь Четверодневный и друг Христов». Император Византии Лев VI Мудрый перенес часть мощей Лазаря в столицу империи – Константинополь, а на месте их обретения построил величественный храм, где хранилась оставшаяся часть мощей. В Константинополе мощи Лазаря пребывали недолго, в скором времени, они были перемещены в специально построенный храм на честь прав. Лазаря близ Константинополя в местности Топи, в дальнейшем, этот храм по указанию императора стал монастырем. О дальнейшей истории мощей, перевезенных в Константинополь не известно, упоминается, что они были замурованы в алтарную стену храма, где они прибывали. Многие паломники и очевидцы тех событий писали о многих чудесах, которые происходили возле мощей прав. Лазаря.

О другой же части мощей, которая осталась в Китии на Кипре, есть сведения и упоминания до 1837 года. Римский путешественник Пьетро делла Валла (1625 г.), упоминает, что от мощей прав. Лазаря в Китии ежедневно происходили чудеса и исцеления. В 1837 году мощи вероятно были убраны в крипту под алтарь храма, где их обнаружили в 1972 году в мраморной гробнице во время работ после пожара 1970 года. На сегодняшний день глава прав. Лазаря выставлена в храме для поклонения.

Одним из важнейших преданий о праведном Лазаре является рассказ о посещении его на Кипре Пресвятой Богородицей. В нем повествуется о том, что Лазарь, желая увидеть Деву Марию, отправил за Ней корабль. Пресвятая Богородица и сопровождавший Ее апостол Иоанн Богослов по просьбе Лазаря отправились к нему в путь. Сначала их судно было отнесено бурей к Афону, но затем они благополучно достигли Кипра. Пресвятая Богородица подарила Лазарю сшитые Ею святительский омофор и поручи.

С именем прав. Лазаря связана легенда о возникновении около Кития Солёного озера. Легенда заключается в следующем: Лазарь увидел двух ссорящихся братьев возле озера, и по его молитве озеро высохло и наполнилось солью. Впоследствии эта легенда получила множество вариантов. Согласно самой распространенной версии, записанной Франческо Суриано (1485), на месте озера раньше находились виноградники. Когда страдавший от жажды Лазарь попросил у владельца, несшего прикрытую тканью корзину винограда, дать ему одну гроздь, тот ответил, что у него в корзине соль. После этого виноградники превратились в бесплодное соленое озеро.

Церковный историк Никифор Каллист Ксанфопула пишет, что прав. Лазарь, видевший адские муки, чувствовал во рту горечь и не мог ничего есть, не подсластив перед этим. Святитель Дамаскин Студит пишет, что прав. Лазарь никогда не рассказывал, что видел в аду, и никогда не смеялся. Только однажды увидев, как один человек украл глиняный сосуд, усмехнулся и промолвил: «Глина крадет глину».

Из всего выше изложенного следует сделать заключение, что о жизни прав. Лазаря по непонятным на самом деле причинам известно очень мало, да и то, что известно, иногда противоречиво. Нельзя сомневаться в главном – а именно в воскрешении Лазаря Христом на четвертый день после его смерти и его святительском служении.

Хочется закончить данную статью словами синаксария на Лазареву субботу:

«Молитвами друга Твоего Лазаря, Христе Боже, помилуй нас!»


Даниил Андреев, студент КДАиС


Источник: https://pravlife.org/ru/content/chto-nam-izvestno-o-lazare-chetverodnevnom-posle-ego-voskreseniya

(210)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *