Как Недостижимое может стать достижимым – архимандрит Пафнутий (Мусиенко), пресс-секретарь Блаженнейшего Митрополита Онуфрия.
Великий пост, первые дни. В храме Всех преподобных отцев Печерских только закончилась служба. Утомленные непривычными поклонами прихожане неспешно расходятся по домам. В лаврской трапезной на столах уже дымится традиционный печеный картофель, однако братия не спешит подкрепиться после пятичасовой молитвы: все спускаются узкими ступенями в пещеры, чтобы взять благословения у преподобных старцев… и в тишине первозданных келий ощутить благодать Христового присутствия, которое вдохновляло печерских подвижников на протяжении многих десятков лет. Иначе бы не выдержал обычный человек строгого подземного затвора.
Ежегодно во второе воскресенье святого Великого поста Православная Церковь чтит память и преподобных отцев Киево-Печерских, и святителя Григория Паламы, афонского монаха, архиепископа славного города Фессалоники. Объединяет иноков древнего Киева и Святой Горы Афон и вековая история, и опыт отстаивания православной веры перед иноверцами, и совершенство монастырского богослужения и иконописи. А самое главное – глубокая сердечная уединенная молитва, которая часто увенчивалась особым благодатным состоянием, созерцанием сверхъестественного Божественного света, которое в богословии получило название «Фаворский».
Еще будучи обычным иноком Святой Горы, святитель Григорий Палама много времени уделял сердечной молитве, памятуя о словах Спасителя, что именно «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбы, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хула…» (Мф. 15:19). Все зарождается в сердце человека, а кто хочет заняться своей духовной жизнью, должен следить за своим сердцем и за тем, что в нем происходит. А для того чтобы предотвратить злые и лукавые помыслы, надо с благоговением произносить Имя Господне, то есть – творить Иисусову молитву. И те монахи, которые под умелым руководством духовного наставника упражнялись с чистым сердцем в Иисусовой молитве, действительно видели Бога в сердце своем через созерцание Божественного света.
На то время (около 1330 года) в Фессалоники прибыл с Запада монах Варлаам с богословскими выступлениями относительно отсталой практики восточного монашества и беспочвенности теории Фаворского света. По его мнению, никакого света живой человек не может видеть – это очередная ересь. Но видели же свет Преображения Господня на Фаворе Его ученики, не лишившись земной плоти?!
Современники писали, что высказывания Варлаама оскорбляли и даже возмущали не только монахов Святой Горы, но и рядовых солунян, которые во всем доверяли своим духовным афонским наставникам. Его учение воспринималось как новая ересь, как новая форма иконоборчества: если его предшественники отрицали возможность поклоняться Первообразу через образ, то Варлаам и его единомышленники отвергали способность Недостижимого Бога являться в виде света.
Конечно, далеко не все могут сподобиться такой благодати – не потому ли, что не можем очистить свое сердце?.. На то время перед святителем Григорием были живые примеры таких молитвенных подвигов, виденных им на Афоне, поэтому он с горячею ревностью осудил высказывания Варлаама и отстоял перед богословским миром святые труды своих святогорских братьев-исихастов (молчальников). 27 мая 1341 года Константинопольский Собор принял трактование святителя Григория Паламы, что Бог, недоступный в своей Сущности, являет Себя в энергиях. Однако противники этого учения не сдавались, Григорий Палама был оклеветан и заключен на три года. Но в 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность учения Григория Паламы, и он был посвящен на архиепископскую кафедру города Фессалоники.
Как учат последователи святителя Григория, благодать – тоже Божественная энергия, определенная мера, часть того Фаворского света, доступного нам с вами в условиях свирепеющих темпов пагубной цивилизации. Но – возможно от нее отойти. Не допускать ее к своему сердцу. Остановиться и побыть подольше у святых мощей и попросить у наших покровителей мира духовного дерзновения и сердечной чистоты. И пытаться сохранить все это, воспевая торжествующую песню причастников Христова Таинства: «Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного!»
Источник: http://pravlife.org/content/sovety-tomu-kto-hochet-zanyatsya-svoey-duhovnoy-zhiznyu
(159)