Источник: Патриархия.ru
22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.
Всечестные владыки, дорогие отцы, братья и сестры!
В этот день мы вспоминаем подвиг святого великомученика Феодора Тирона. Уже много было сказано о значении поста, о его духовном смысле, о том, что пост являет собой замечательное средство, с помощью которого каждый христианин способен принести покаяние — по-гречески «метанойя», а по-русски «изменение, перемена». Покаяние и есть перемена от худшего к лучшему; перемена образа мыслей, перемена целеполагания, которое нередко так далеко от цели спасения и жизни вечной. Ведь мы чаще всего живем другими мыслями, другими проблемами озадачиваемся; мы тратим время, силы, энергию, но не на то, от чего зависит наше подлинное благополучие здесь, в дни земной жизни, и, что особенно важно, наша участь в жизни вечной.
Когда Церковь призывает думать о смерти — не как о прекращении жизни, а как о переходе в иную жизнь, — результат этот перехода непременно связывается с тем, как человек жил, как он думал, что чувствовал, что делал и вообще, в какой степени он исполнял волю Божию. Удивительно, но суеты, в которой мы живем, становится все больше. Казалось, теперь практически никто не прилагает больших физических усилий, чтобы себя прокормить. Появилось множество машин, механизмов, развиваются наука и техника, а время будто сокращается, и напряжение еще более возрастает, что святые отцы называют диавольским поспешением. Столько сил мы употребляем, чтобы перемещаться из одного места в другое как можно быстрее; используем механизмы, чтобы как можно быстрее совершать некие технологические процессы; мы все время напрягаем свой ум, чтобы делать что-то быстрее, — а время всё сокращается. А не потому ли это происходит, что мы ум свой напрягаем и стремимся делать быстрее дела, которые важны лишь для нашей земной жизни, для нашего земного благополучия? Может быть, они действительно необходимы для народа, для страны — тогда, несомненно, и эти дела нужно совершать. Но для христианина никакое дело не может быть более приоритетным, чем молитва. Потому что через молитву мы с Богом соединяемся; в молитве мы испрашиваем у Господа помощь, в том числе на дела, которые совершаем по долгу службы или по велению совести.
Великий пост и помогает нам, или должен помочь, правильно расставить приоритеты. Суета поглощает большую часть нашего времени, отрывая нас от молитвы, от посещения храма Божьего, от совершения добродетельных поступков, затмевая те цели, от достижения которых зависит, будем мы оправданы на Суде Божием или нет. Но Великий пост дает нам возможность определить наше подлинное целеполагание, осознать, что главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего. И не только после смерти, но и здесь, на земле, стяжание Духа Святого, радости, силы духовной, благодати Божией, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет, которая дает силы и для решения земных задач, с которыми мы по жизни сталкиваемся. Другими словами, пост — это время, когда мы должны задуматься о том, куда должны быть приложены все наши усилия. А для того чтобы мы получили оправдание у Господа, должны быть выполнены два непременных условия: крепкая веру, которая сопровождается молитвой, потому что вера без молитвы — это не вера, а также добрые дела, потому что вера без дел мертва есть (Иак. 2:20). И результатом нашего постнического подвига должно стать укрепление в навыках молитвы и доброделания. Мы очень быстро почувствуем, происходит что-то в этом направлении или нет, достигаем мы результатов или нет. Непременным знаком того, что достигаем, является изменение нашего внутреннего духовного состояния: мы становимся счастливыми людьми, многие скорби и заботы отступают. Приоритеты жизни выстраиваются в соответствии с Божиим повелением, а потому исполнение задач, которые мы в соответствии с Божиим повелением совершаем, наполняет нашу душу радостью, даруемой Самим Господом.
Поэтому наша основная мысль во время поста должна быть направлена именно на то, что и как мы должны делать, чтобы изменилось во благо наше внутреннее состояние. Церковь помогает нам ответить на эти вопросы. Мы должны молиться более продолжительно и более усердно, чем обычно. Посещать храм Божий, потому что молитва в храме имеет особую силу. Я неоднократно об этом говорил: в храме молитва каждого соединяется с молитвой других, и возносится к небу огромный столп духовной энергии сотен и тысяч людей, достигая престола Божиего. Вот почему молитва в храме не может по силе своей сравниться с молитвой домашней, какой бы продолжительной эта домашняя молитва ни была. И, конечно, покаяние — когда еще мы можем так задуматься о своей жизни, как не во время Великого поста, и принести раскаяние в своих грехах? А если приносим раскаяние в грехах, то ведь непременно вспомним и о том, что мало делаем добрых дел, а иногда и вовсе не делаем. Что мы не замечаем других людей, что живем только для себя и даже в храм ходим, потому что нам здесь хорошо. Конечно, правильно поступаем, что ходим в храм, но если ходим, а о добрых делах забываем, то мы медь звенящая и кимвал бряцающий (1 Кор. 13:1), потому что не имеем любви к людям.
Все эти мысли должны наполнять наше сознание и преломляться в духовном подвиге, который каждый из нас принимает на себя во время Великого поста. И в течение богослужений, и во время домашней молитвы нужно просить у Господа то, о чем я только что сказал. Исповедоваться также в грехах своих и просить, просить у Господа помощи на нашем жизненном пути, чтобы путь этот был отмечен духовными плодами, которые только и помогут нам войти в Царствие Божие. И да поможет нам Господь с верой и любовью, сопровождая все это добродетелью, достойно совершить постное поприще во спасение душ наших. Аминь.
(14)