Священник Андрей Мизюк: Время, приближающее Вечность

razd001

Еще раз о смысле Великого поста

Время Великого поста особенное. Особенное, наверное, потому что, как никакое другое, близко к Вечности. Близкое, впрочем, не само по себе, а приближающее к этой Вечности нас. Время напоминающее и пробуждающее. Время оценивающее и помогающее оглянуться назад. Нет, не просто в детство или же наши молодые годы, — гораздо дальше. К той древней юности человека, потерявшего некогда дом и веками ищущего его. К любви Отца, вышедшего на поиски потерянного сына.

О том, что пост — это не строгая диета, сказано и написано достаточно. Тот, кто желает по-настоящему поститься, и так прекрасно знает, что гастрономическое самопожертвование и героическое сухоядение без внутренней тишины и усмирения — есть не более чем радикальный способ похудеть к очередному садово-огородному сезону.

Однако же и без отказа от привычного рациона как малой, но все же нашей личной жертвы, привести свою душу в порядок тоже вряд ли получится. И Церковь очень мудра в этом отношении ко всем своим чадам. Ведь целых три недели до начала поста идет к нему спокойная и неспешная подготовка, которая предполагает, в том числе, и постепенный отказ от привычных для нас продуктов. Конечно, масленичные гуляния как-то все-таки разрушают эту необходимую подготовку. Потому как постепенность совсем не предполагает такое крутое пике, с которым врываемся мы из последнего перед постом воскресенья в строгий и чистый понедельник. Да и устав богослужебный напоминает нам о том, что Церковь в эту последнюю неделю призывает к особенной тишине и внутреннему покою.

Сам пост есть образ восхождения. Восхождения по лестнице. От изгнания Адама к Воскресению Сына Божия. Только подумать, за какие-то семь недель мы повторяем духовный путь человечества из глубины веков к свету. Так ли действительно важен здесь вопрос о том, что есть можно и что нельзя? Может ли он быть центральным?

Замедлить ход времени

Первые дни первого по календарю весеннего месяца в этом году приходятся как раз на самую строгую седмицу Поста. Изменяется устав богослужений, службы даже в городских приходских храмах становятся более протяженными, впечатляя своей непривычностью, красотой и неспешностью.

Первая седмица — это чтение Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Особенный богослужебный текст, который в течение первой недели читается на протяжении четырех дней. Его смысл в осознании и понимании того, насколько глубоко и легко бывает падение человека, и как тяжело уврачевание души, восстание от греха. Канон точно бы напутствует человека на эти непростые недели Великого поста, призывая его к внимательному отношению к себе, своим поступкам, мыслям и словам.

Как тяжело бывает возвращение к путям Истины, как нелегко поврежденную грехом волю человека обратить к покаянию и перемене. Но венцом этой седмицы становится Воскресение, в которое Церковь празднует Торжество Православия, событие, связанное с восстановлением иконопочитания и победой над ересью иконоборчества. Торжество Православия в некотором смысле можно считать еще и торжеством разума и здравого смысла. Иконоборцы, обосновывая запрет на изображения, пытались привести мир к отказу от веры в возможность реального воплощения на земле образов Божественного мира, к однобокому и одностороннему видению мира. В итоге это привело бы еще и к тому, что мы могли остаться не только без икон, но и без искусства, без которого мы не мыслим себе наше существование, и которое является едва ли не основным вкладом христианского человечества в мировую художественную сокровищницу.

Посвятив воспоминанию победы над разрушительными тенденциями византийских ересей именно первое воскресенье Великого поста, Церковь еще раз подчеркнула свою уникальную спасительную и созидательную роль в мировой истории. Праздник Торжества Православия еще и указание на конечное Торжество правды Божией, надежда каждому ищущему этой правды на несомненную победу Истины над ложью и злом.

Во вторую седмицу Поста Церковь чтит память святителя Григория Паламы, который утверждал, что творческие энергии Божества, поддерживающие бытие мира, человек способен воспринять еще здесь, в земной своей жизни. Проявлением этих нетварных энергий он считал Фаворский свет, который видели апостолы во время Преображения Иисуса Христа, и который открывался некоторым христианским подвижникам в результате высокой чистоты жизни и длительных аскетических упражнений. Таким образом, была сформулирована главная цель христианской жизни, сама суть нашего спасения. Это обОжение, когда человек по милости Божьей всей полнотой своего существа посредством нетварных энергий соединяется с Богом. По сути — это напоминание человеку о том, что его целью в этой жизни является Преображение, то есть способность еще во времени соединиться с Богом, стать Его частью, увидеть Его теперь и здесь. Возможно это лишь в праведной жизни, в стремлении изменять себя, в любви к ближнему, в исполнении заповедей Божиих.

Третья неделя Крестопоклонная. Она же и середина поста. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период Поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста. Крест — есть напоминание об искупительном подвиге Спасителя. Мы поклоняемся Сыну Божиему, волею восшедшему на Крест ради спасения людей и прощения их грехов. Всякое изображение Креста есть напоминание нам об этой Жертве, о том, какой дорогой и страшной ценой человеку даруется возможность возвращения в свое небесное отечество. Крест — это цена, заплаченная за нас, вместо нас. Это не только напоминание о страданиях Христа, но и указание на славное Его воскресение и победу над смертью. Вот и обычные надгробные кресты, которые мы так часто видим в месте скорби, на кладбище, — есть напоминание об этой Победе. И еще это вера и упование на воскресение каждого из нас.

Четвертая неделя Поста связана с памятью преподобного Иоанна Лествичника. Она указывает нам на великий постнический подвиг этого святого, словно бы призывая нас не ослабевать и в своих малых подвигах, не забывать о том, что время Поста еще не закончено, и что всякое доброе и умное усердие в хранении чистоты своего сердца не только благословляется, но и укрепляется, поддерживается Богом. Примеры великих подвижников древности даны нам не только в назидание, но и в укрепление наших собственных сил, которые иногда оскудевают. В этом забота Церкви о каждом из нас и пример высоты соединенных с Богом человеческих возможностей.

Никогда не отчаиваться

Пятая неделя Поста, наверное, является одним из ярчайших напоминаний о том, насколько милостив и человеколюбив Бог. В эту седмицу Церковь чтит память преподобной Марии Египетской, святой, явившей в этом мире один из самых величайших примеров покаяния. Жизнь преподобной Марии до обращения к Богу — мерзость пустоты и падения, но ее обращение и покаяние — пример того, что Господь ждет исправления самого страшного грешника и, видя его стремление, не только укрепляет его, но и дарует венец.

Напоминание о преподобной Марии нам важно еще и для того, чтобы мы помнили, что человеку свойственно ошибаться и оступаться. Ему свойственно падать, но характерно для него и вставать. И что каждый из нас легко видит ошибки другого, но совсем не видит его исправления. Как было и в случае с преподобной Марией. Свидетельство о ее жизни и подвиге покаяния было открыто уже на закате ее земной жизни, а записано еще позже. И, тем не менее, именно пример преподобной Марии в дни Великого поста — есть указание на то, что никогда и не при каких обстоятельствах христианину нельзя отчаиваться и оставлять свои труды по исправлению своей жизни.

Шестая неделя — неделя Ваий. «Ваий» есть листья пальмы. А ими как мы помним, устилалась дорога Спасителю в Иерусалим. Это завершающая сам Великий пост седмица. Она же подготавливает нас и к самой скорбной и страшной Страстной седмице. Это время некоего итога. Что мы сумели сделать и изменить в себе за время Поста? Чему мы научились? Люди в Иерусалиме с радостью встречали Христа. Об этом прекрасно сказал в одной из проповедей митрополит Антоний Сурожский: «Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит Израильский народ от врагов, что кончена будет оккупация, что побеждены будут противники, отмщено будет всем… А вместо этого Христос вступает в Священный Град тихо, восходя к Своей смерти… Народные вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него; Он их во всем разочаровал: Он не ожидаемый, Он не тот, на которого надеялись. И Христос идет к смерти…».

И радость горожан обратилась в безумство и злобу. А сами мы не такие же иногда? Не часто ли, следуя путем исправления, мы внезапно обращаем все свои подвиги в тщету, дав лишь малую слабину своему гневу или же какой-то иной слабости, пробуждающей страсть? Неделя Ваий подобна времени тишины, дающему человеку возможность собрать силы и взойти на Голгофу вместе со Христом и людьми, сострадающими Ему, а не плюющими и проклинающими.

И сама Страстная Седмица…Она уже не входит в состав Великого Поста. Это особое время вне времени. Кажется, что и поныне страдания Христа не прекращены, и в эти дни это чувство особенно сильно. Об этой Седмице позже будет сказано отдельно. Но время это страшное и это время страданий. Спасительных страданий, итогом которых станет поверженный ад и восстановление человека на путь, обратный Адамову. Из смерти в жизнь.

***

Как пережить пост тем, кому по состоянию здоровья противопоказано поститься? Понятное дело, что творогом и сметаной человек вряд ли осудится. Идти путем лестницы в Небо, освобождая душу от скверны духовной, пересмотреть свою жизнь и свои дела. Исправлять себя. Встреча с Богом будет невозможна на голой картошке без масла, если елеем добродетелей не были уврачеваны прежние раны от грехов. Строгий вид лица и множество поклонов будут без смысла, если мы не сможем просить прощения и прощать не только в какой-то конкретный день. Прощенное воскресенье – это не амнистия. Это напоминание о дальней дороге, отправляясь в которую мы, возможно, уже больше никогда не встретимся с теми, с кем однажды не примирились.

Газета «Саратовская панорама» № 08 (1089)


Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vremya-priblizhayushhee-vechnost

(108)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *