Неделя 34-я по Пятидесятнице (проповеди)

Старый стиль
15 января
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Новый стиль

28 января

Неделя 34-я по Пятидесятнице

Утр. Ев. 1-еМф., 116 зач., XXVIII, 16-20. Лит. — Кол., 258 зач., III, 12-16. Лк., 91 зач., XVIII, 18-27. Прпп.: Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30.


Сергей Комаров

Что значит простить?

Беседа на апостольское чтение 34-й Недели по Пятидесятнице

В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел затрагивает важную и всегда актуальную тему прощения.

«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12–13).

Увы, почти все мы носим в себе какие-то неизжитые обиды. Они дремлют где-то в дебрях сознания, плавают в глубинах души, как глубоководные змеи – и наши души так часто бывают отравлены ядом этих змей. Вытащить их из сердца бывает сложно, потому что непрощение относится к тем грехам, которые очень трудно увидеть.

Определенные грехи легко увидеть в самом себе. Например, чревоугодие, блуд, гнев, лень (правда, все равно нам бывает легче видеть чужие грехи, чем свои – после грехопадения мы так стали устроены).  Но такие грехи, как гордость, зависть, непрощение, увидеть в себе труднее. Они как самолеты-невидимки, их часто не ловят радары нашего сознания.

Когда-то на приходской молодежке мы решили поговорить о прощении. Начали и… серьезно «забуксовали»: и священники, и миряне. Кажется, мы даже не смогли дать определение прощению. Зато родилось множество вопросов – пожалуй, неразрешимых.

Можно ли думать, что простил, а на самом деле не простить? Ведь бывает так, что проходят годы после конфликта, и вроде бы с человеком примирился – но вдруг понимаешь, что обида продолжает жить внутри тебя.

Или, например, тебя обидели, а ты простил вроде – но боль осталась, и ты живешь с ней, и не можешь не понимать, что боль причинил конкретный человек, которого ты вроде и простил. Прощение ли это или настоящее прощение придет тогда, когда рана затянется? Желание прощения приравнивается к самому прощению или нет?

А если как будто простил, но отношения разрушены, и ты не хочешь уже с человеком общаться, и он с тобой тоже – это прощение?

В поисках ответов на эти вопросы я наткнулся на несколько статей и проповедей митрополита Антония Сурожского, посвященных теме прощения.

Кое-что они мне объяснили. Хотел бы поделиться теми мыслями, которые показались наиболее важными.

Первая: прошлое не проходит. Прошлое останется для нас настоящим, пока оно не изжито. Для этого необходимо покаяние грешника и прощение от его жертвы. Вообще в любом конфликте обе стороны чаще всего являются и жертвами друг друга, и грешниками по отношению друг к другу. Хотя обычно есть локомотив конфликта, кто-то один всегда виноват больше.

Прошлое не проходит, и простить не значит забыть. Да это и невозможно. Надо помнить, но не со злопамятством, а с вниманием к тому, что отныне в наших отношениях с человеком есть какая-то трещина, какая-то возможность ссоры. Есть то, что надо покрывать молчанием, деликатно обходить стороной.

Простить – значит изжить обиду в себе. И это не дело одного мгновения, когда мы произносим: «Прощаю». Прощение начинается в глубине ссоры, а не тогда, когда все позади. Прощение – долгий процесс, мучительная борьба, иногда даже дело всей жизни. Начало этого пути – в желании простить.

Кроме того, владыка Антоний предлагает поставить вопрос совсем по-другому: что значит быть прощенным? Мы (чаще всего по своему эгоизму) всегда думаем только о себе – о том, как бы нам простить. Но вот не менее важный вопрос: если меня простили, что это значит?

Ответ митрополита удивителен: «Это всегда значит, что кто-то тебя достаточно полюбил, чтобы взять на себя твой грех и его изжить в себе. Поэтому мы должны быть готовы смириться, принять это целительное унижение. И только если мы можем его принять всем сердцем, всем сознанием своим, мы можем быть исцелены».

Получается, простить – значит принять «целительное унижение». Знаем ли мы, что это такое?

Здесь остается лишь плакать и понимать, что прощение – дар Божий. Это не то, что от человека. От человека – желание простить, от Бога – дар прощения. И «целительное унижение» прощения связано с добродетелью смирения, которую также дарует только Бог.

Христос простил всех, и поэтому только Он может подарить нам силу и благодать простить. И об этом надо молиться Ему, Спасителю мира и Искупителю грешников.

Будем же просить дара прощения у Того, Кто воскликнул некогда на Кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).


https://pravlife.org/ru/content/chto-znachit-prostit

Проповедь протоиерея Василия Михайловского

На Кол.3:12–16.

В жизни заметно бывает: когда родители хотят подействовать на своих малолетних и даже взрослых детей своими увещаниями, а не силой власти и угрозы, тогда они обыкновенно обращаются к детям с самыми ласковыми словами, называют их и умницами, и добрыми, и милыми, и т. п. И часто случается, что это ласковое обращение бывает очень убедительно для молодого поколения. Дети слушают старших именно из-за доброго отношения к ним, потому что ласковое слово и дурного делает добрым или, по крайней мере, располагает к добру; а обращение грубое ожесточает и добру душу.

Такое же отношение к христианам мы видим и в апостоле Павле. Ему крайне желательно было видеть колоссян христианами добрыми, мирными, уважительными и справедливыми друг к другу.

Гл. III, ст. 12Братие, увещевает св. апостол, облекитесь, как избранные Божии, как святые, освященные Духом, как возлюбленные Христом, — облекитесь в милосердие, благость. Это вот что значит: вы, колоссяне, ставши христианами, детьми любвеобильного Бога, будьте теперь и сами добрыми и любвеобильными ко всем — и к добрым, и к дурным. Облекитесь в милость и благость, т. е. как без одежды выйти в общество нельзя, так и христианину являться в общество людей без милости и благости нельзя; иначе христианин не будет истинным учеником Божиим.

Несомненно, быть постоянно добрым ко всем — дело трудное; люди, даже и бедные, бывают всякого сорта и жизни. Иному тягостно подавать помощь, зная, что просящий пропьет поданное или вообще обманывает тебя. Но все-таки добрым быть нужно. Поэтому-то святой апостол тотчас увещевает вооружиться в благотворениях долготерпением, снисходительностью. Облекитесь… в благость, в смиренномудрие, кротость, долготерпение.

Ст. 13Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу. И кем же он увещевает? На кого указывает в пример? — На Христа. Как Христос простил вас, так прощайте и вы. И действительно, если нам самим посмотреть на свою душу в те минуты, когда мы думаем отказать ближнему в помощи или гневаемся на него; если, говорю, всмотримся в себя, в свои недостатки и вину пред Богом и ближними, то совесть наша даст нам почувствовать, что лучше бы и нам быть поснисходительнее к другому. Кто мы по отношению ко Христу? — Тяжкие грешники, беззаконники, клятвопреступники; мы обещались быть Его слугами, навсегда преданными, а сами что делаем? Мы просим и молим себе от Него милостей под гнетом наших нужд, а сами бесчисленными милостями Божиими злоупотребляем хуже, чем иной бедняк, получивший от нас малую милостыню. Да разве Господь Бог дает нам средства в жизни на то только, чтобы нам было жить хорошо, а другие пусть хоть с голоду умирают? Нет.

Вот нас, положим, обидели — и наедине, и при публике. Гневное, горделивое наше сердце так и кипит мщением, так и позывает пожаловаться на суде. Но не поторопись, христианин, в гневе даже высказывать обидевшему свои злостные чувства, а тем более проявлять их в жалобах и кляузах по судам и соседям. Сначала сообрази, что сердиться вредно для здоровья; что как к суровой погоде нам приходится привыкать, так и к суровым речам и делам других в жизни нужно попривыкнуть. Во-вторых, нужно помнить: каковы мы-то сами! В глазу брата видим соломинку, а у себя не замечаем и целого бревна; сердимся на ближнего из-за слова, а сами прогневляем и других людей, и Спасителя нашего недобрыми делами. И при этом нам желательно, чтобы другие были к нам снисходительны, чтобы Господь простил нас. Господь по безмерной любви Своей, действительно, за наше раскаяние прощает бесчисленные наши деяния. Так прощайте же и вы другим, как Христос простил и прощает вам.

Ст. 14. Вообще же в жизни, возвышаясь над мелочами ее и всматриваясь в ее частные нужды, более же всего облекитесь в любовь христианскую; она есть союз совершенства; она есть сила, двигающая нами и нашею греховною, упорною природою. Она совмещает, или лучше, проникает все частные проявления добра: терпение и кротость, и смиренномудрие, и положительную милостыню. Она никому не завидует, не раздражается, ничем и никем не гнушается; она долготерпит, все покрывает (1 Кор. ХIII, 4-7). Человек, живущий любовью Христовой, бывает миролюбив и скромен.

Ст. 15Да владычествует же и в ваших сердцах мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, т. е. в Церкви Христовой, в одном обществе верующих в нашего Спасителя. Понятно, в обществе таком большом, в которое вступают со всего света люди всякого возраста, образования и положения, как в иной семье, жизнь не идет ровно, правильно, в мире; бывают размолвки, различие убеждений и действий. Что же тут делать честному христианину? Очевидно, он должен заботиться о мире в обществе, сам делать уступки другим и другому прощать; чрез это упрочится мир, и люди будут жить дружно.

Будьте же, братия, дружелюбны, увещевает и св. апостол. Друг есть другой я, или, всякий человек — друг. Так не говори и про другого, не делай каждый другому того, чего себе не желаешь. Тогда и мир сохранится. Дружба начинается и поддерживается обменом мыслей, чувств, взаимной помощью.

Для христианского дружества великую ободрительную силу имеет слово Христово, Его завещания Своим ученикам. В этих словах вся суть наших чистых убеждений, в них начало наших добрых действий. Поэтому

(ст. 16слово Христово да вселяется в вас обилию, со всякою премудростью.Какой урок и укор нам, христианам! По мысли св. апостола, слово Христово должно быть предметом особенного изучения, усвоения обильного, но разумного, осторожного, со всякою премудростью. Что это значит? Это значит: читать, понимать и усвоять слово Божие нужно умеючи. Много есть в мире людей из христиан, которые и читают много, и усердно изучают слово Божие, но не понимают его так, как повелел его понимать Господь Иисус Христос и Его апостолы. Оттого и заблуждаются многие, как в учении Христовом, так и в жизни христианской. Одни останавливаются только на букве Св. Писания, а другие подыскивают в ясных словах Божиих такой смысл, какой нравится их греховному чувству.

Что же делать нужно при чтении слова Божия, чтобы не заблудиться — не впасть в ересь и не соблазнить другого? Нужно слушать и изучать объяснение слова Божия от тех лиц, которые жили во времена Христовы и апостольские; нужно благоговейно принимать толкования и предания мужей апостольских и других св. отцов. Они были ближе к апостолам; иные из них назидались живою речью апостольской. Следовательно, чего не написали сами апостолы, то записали их преемники. Следовательно, пропитываясь мыслями отцов Церкви, обоснованными на духе евангельском, человек уже и мыслит в обыденной жизни, и говорит, и действует по закону Божию, и чрез то назидает других в Христовой вере. И естественно, какими чувствами полно наше сердце, такие оно дает и биения, и звуки. Радостно оно? — Поет. Скорбно? — Ноет. И в тех и в других обстоятельствах оно дает знать о себе не только всему составу человека, но и ближним. От избытка сердца говорят уста (Мф. XII, 34), сказал Христос. Зная это, апостол желает, чтобы в избытке чувств от доброго учения мы вразумляли друг друга приличными нашему христианскому званию песнопениями.

Научайте, говорит он, и вразумляйте друг друга псалмами, т. е. ветхозаветными песнями религиозного народно-еврейского содержания, каковы, например, песни Моисея, трех отроков в пещи и псалмы Давида. Назидайте славословиями, т. е. новозаветными хвалебными выражениями, находящимися в книгах Нового Завета, каковы, например, песнь Божией Матери: Величит душа моя Господа (Лк. I, 46-55); песнь Захарии, отца Иоанна Предтечи: Благословен Господь Бог Израилев (Лк. I, 68-79); славословие Ангелов: Слава в вышних Богу(Лк. II, 14); песнь Симеона: Ныне отпущаеши (Лк. II, 29); песнь Ангелов: Аллилуиа(Откр. XIX, 4). Услаждайте жизнь свою и духовными, церковными, песнями,составленными в обществе христианском и не записанными в священных книгах (1Кор. XIV, 26). Такие песни называются духовными, во-первых, потому, что они бывали плодом вдохновения, молитвы усердной, а во-вторых, потому, что они развивают и ободряют нашу душу; умягчают наше сердце и утешают в жизни горемычной. К числу таких песней относятся все те церковные стихиры и стихи, которые доселе сохраняются и распеваются в нашем богомудром и сладкозвучном богослужении. Песнопения всех трех родов мы должны во благодати, с благодарным, радостным и благоговейным чувством, воспевать в сердцах наших Господу Богу, благодеющему нам.

Но иногда в обществе спрашивают: ужели дозволяется петь только религиозные, священные песни? Разве грешно петь другие песни, например воспроизводящие на память благотворные события из нашей отечественной истории древней и поздней? Разве нельзя выражать своих добрых чувств в стихах?

На это можно сказать следующее: чувство благодарности от потомков к предкам заставляет увековечивать их дела в преданиях, в песнях и рассказах. И эти народные отечественные песни, конечно, не грешно распевать; даже следует как можно шире распространять их, потому что они возбуждают любовь к отечеству. Эти песни, вошедши в сознание народное, сделавшись развлечением народу, вдохновляют его и служат достойным, высокопоучительным памятником славного родного прошлого. Они не хуже, даже лучше вещественных памятников, стоящих на одном месте. Песни отчизнолюбивые, разносимые по белу свету для развлечения, в то же время знакомят с былым лучше, скорее памятников. Вещественный памятник может быть известен и особенно поучителен в одном месте государства, а песнь, весть, разносимая в напевах, передает об известном событии из рода в род, оживляет, ободряет и просвещает умы людей на огромные пространства земли Русской и на целые столетия.

Итак, православные, да вселяется в вас слово Христово обильно и в богослужении через чтение, поучения, пение; и в домашней жизни через беседы и благочестивые рассказы и через применение их к делу. Научайте и вразумляйте друг друга и священными, и народными песнопениями. В этом выражается наше добродушие, крепнет наш дух. Благодушествует ли кто, да поет (Иак. V, 13), говорит и апостол Иаков.


https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/ob-jasnenie-apostolskih-chtenij-na-liturgii-vo-vse-voskresnye-dni-goda/51

Проповедь митрополита Сурожского Антония

Ответ вопрошающему о жизни вечной

Лк.18:18–27.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Обращаясь к человеку, хотевшему достичь совершенства, Спаситель сказал: «Следуй за Мной…» В то время эти слова были просты. Они означали: надо оставить все заботы – семью, работу, призвание, привычки – и пойти вместе со Христом по дорогам Святой земли; быть свидетелем Его чудес и, вслушиваясь в Его слова, становиться Его преданным учеником; ожидать того, что будет ещё впереди, о чём никто не знал, кроме Сына Божия, пришедшего в мир, чтобы за этот мир отдать Свою жизнь.

Но когда эти слова обращены к нам – что они значат? Они не могут значить физического, телесного следования за Христом по путям и дорогам, как при Его земной жизни. Нет! Христос зовёт нас войти с Ним в вечную жизнь. Когда ученики Иоанна Крестителя спросили Христа: «Где Ты живешь?» – Он ответил: «Придите и посмотрите…» В земном смысле, Он жил в какой-то хижине неподалеку от Иордана; но, в ином смысле, который покорил учеников раз и навсегда, Он – как говорится о Боге в Священном Писании – жил во Свете Неприступном, в глубинах Божества; в том Свете, который озаряет всякого человека, вступающего в мир и грядущего в мир.

И вот Господь нас зовет идти за Собой в эти глубины богопознания, в эти глубины вечности и жизни. Он Сам нам сказал: жизнь вечная в том, чтобы познать Бога и Сына Его Иисуса Христа. Жизнь в том, чтобы так с Ним соединиться, так неразлучно, так глубоко с Ним срастись, стать одно, чтобы мы могли сказать: моя жизнь – Христос; Его учение, Его пути, Его мысли и Его чувства, Его воля и Его судьба – мои, я их принимаю на себя, как крест, как Воскресение, как смерть и как жизнь, и как путь.

Вот что значит следовать за Христом теперь: вслушаться в Его Божественное слово, которое очерчивает, указывает нам путь жизни; и на этом пути, во всём, сколько у нас есть сил – но изо всех наших сил – быть учениками Христа. Но для этого, как и в древности, надо освободиться от всего, что иначе делает нас рабами, связывает, не пускает в вечную жизнь. Об этом каждый из нас должен подумать про себя, потому что у каждого из нас есть нечто, что он – хотя и не на словах, хотя, может быть, не осознавая, – всё же предпочитает Богу. Для этого надо глубоко всмотреться в себя и поставить перед собой вопрос: вот, если бы теперь встал передо мной Спаситель и сказал: оставь это, это единственная твоя преграда между тобой и вечной жизнью, – что бы мы на это ответили? Отставили бы эту преграду? Или сказали бы: „Не могу! Господи, прости!”?

Именно об этом нам следует подумать, потому что мы все призваны следовать за Христом во славу вечной жизни. Это наше призвание: воскреснуть духом, прежде чем в своё время мы воскреснем телом, и войти в тайну Божества, познать Бога, как говорит апостол Павел, подобно тому, как мы сами Им познаны, поклониться Ему всей жизнью, всем духом, всей истиной своей! Аминь.


https://azbyka.ru/days/p-otvet-voproshajushchemu-o-zhizni-vechnoj-lk-18-1827-zach-91

Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского)

На Лк.18:18–27.

«Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» — спросил юноша Христа. И ответил ему Господь: «Если хочешь» вечной жизни, «соблюди заповеди». Насильно никого не спасает Господь, посему и говорит: «если хочешь», и не сказал: «исполни», так как не в состоянии человек, с его поврежденной природой, исполнить все, а сказал: «соблюди», это значит — не теряй их из вида, всегда имей их в памяти и в сознании и согласуй с ними мысли и дела твои. «Какие заповеди?» — спрашивает Христа юноша, и слышит в ответ: «Не бери чужого, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, почитай отца и матерь: и люби ближнего, как самого себя».

Всех ли нас, дорогие во Христе братья и сестры, нас христиан, занимает вопрос: что делать, чтобы иметь жизнь вечную? Путь к жизни вечной начинается с соблюдением заповедей Божиих. И отличительной чертой человека, соблюдающего заповеди, являются преданность Богу и простота сердца. А где простота сердца, там и смирение, там сознание своей недостаточности и желание роста духовного. Смиренный человек никогда не любуется собой и не ведет счета своим добрым делам.

Не так думал о себе Христа вопрошавший юноша, потому и смело отвечает Христу: «Все это сохранил я от юности моей». Неправду сказал о себе самодовольный юноша. Не проверив глубины своего сердца, он не заметил, что не исполнена им главная заповедь — заповедь о любви к ближнему, ибо, если бы любил он ближнего, как самого себя, он бы без труда использовал свое богатство для служения несчастным.

Знал всеведущий Господь, что юноша был богат, посему на вопрос: «чего мне еще не достает?» сказал: «если хочешь быть совершенным», — решись на подвиг — «продай имение твое и раздай нищим». «Если хочешь», — говорит Господь, — Я не требую от всех этого подвига, ибо не все могут его понести, но ты ищешь совершенства — так вот, соверши этот подвиг и «следуй за Мной». И юноша, казалось, готовый исполнить повеление великого Учителя, молча «с печалью отошел», ибо «у него было большое имение».

Ревнующий о спасении, переоценил себя, себя не познал, не заметил, какую власть над его бедным сердцем возымела страсть любостяжания. «Все мне позволено, но не все на пользу; все мне позволено, но ничто не должно обладать мною», — говорит апостол Павел. А вот добрый юноша оказался рабом страсти любостяжания.

А ну-ка, взгляни каждый на себя: нет ли в тебе этого греха? Страсть к любостяжанию является «корнем всех зол» (1Тим. 6:10), дорогие мои братья и сестры, Нет греха в том, что ты состоятелен или богат, но смотри: не будь пристрастен к богатству, ибо пристрастие к наживе, к деньгам, обращается в болезнь души: любостяжание ослепляет человека, делает его самонадеянным, беспокойным, бесчувственным до жестокости и не способным к духовной жизни; человек любостяжательный — остается способным лишь к соблюдению внешних традиций, т.е. способным сохранить узор, а ведь вера и религия это не узор, не обряд или традиция, а жизнь. «Христос — наша Жизнь». «Мы видели новую Жизнь», — говорят Апостолы, свидетельствуя о Христе Иисусе.

«Когда богатство умножается, не прилагай к нему своего сердца», — говорит царь и пророк Давид. Нынешнее Евангелие указывает нам — как нам начинать наше восхождение к Горнему Иерусалиму, — чего должны мы избегать на этом пути, и зовет нас, ленивых и спотыкающихся, к жизни новой, к жизни во Христе. Аминь.


https://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosko_Borovskij/slova-i-propovedi/#0_68



 

(250)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *