Иерей Алексий Стрижов: Ключ к пониманию веры

Об истории и значении праздника Воздвижения Креста Господня рассказывает клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Вольска иерей Алексий Стрижов.


В начале 312 года по Рождестве Христовом 40-летний август Римской империи Флавий Валерий Аврелий Константин часто погружался в тяжелые и нерадостные мысли. Несмотря на военные победы, успешное управление своими землями, любовь подданных и верность армии, бедственное положение царственного и славного столичного Рима не давало покоя будущему единовластному императору Константину Великому. За шесть лет до этого, 28 октября 306 года, власть в Риме узурпировал Максенций, провозглашенный преторианцами новым цезарем, а вскоре посягнувший и на титул августа.

В какой-то момент в политической жизни империи все так запуталось, что в различных ее частях одновременно царствовали пять августов. Но столичных жителей беспокоило не столько это, сколько чудовищный нрав их правителя. Максенций не только задушил горожан непомерными налогами и податями, но и смог поразить видавший многое Рим своей праздностью и не знающей границ порочностью. Для него обычным делом было не только присвоить приглянувшееся имущество, под надуманным предлогом устроив расправу над владельцем, но и силой привести для утех в свой дворец любую понравившуюся женщину, а потом с позором возвратить ее законному мужу. Исключений не делалось даже для первых лиц Сената. Зверские расправы над гражданами Рима происходили регулярно и по самым незначительным поводам. Но самые ужасные впечатления у очевидцев оставляли его магические ритуалы, во время которых Максенций рассекал беременных женщин и рассматривал внутренности новорожденных младенцев.

Терпеть такое положение дел дальше не представлялось возможным, и весной 312 года правивший северными землями Западной части Римской империи Константин отправился в поход через Альпы. Численность его войска едва составляла четверть от количества воинов, имевшихся в распоряжении Максенция. И хотя после двух одержанных побед положение немного улучшилось, накануне решительной битвы за Рим, по оценкам историков, соотношение сил противников составляло примерно один к двум не в пользу Константина. Не полагаясь на военное превосходство, он размышлял, кого бы из богов призвать на помощь в борьбе с тираном. Его отец, август Констанций Хлор, хотя и не исповедовал веру в Триединого Бога открыто, но всячески покровительствовал христианам, защищал их во время гонений. Константин, однако, рос и воспитывался в языческом окружении, неся в молодости службу в том числе при дворе жестокого гонителя христиан Диоклетиана.

Многочисленный пантеон римских божков не вселял в правителя уверенности, что надежда на них не посрамится. И вот, в минуты раздумий о том, в чьи руки вверить свою судьбу, на кого возложить упование перед тяжелейшей битвой, Константину было явлено чудо. Епископ Кесарии Палестинской Евсевий, лично общавшийся с ним, так передает рассказ об этом событии самого василевса: «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью “Сим побеждай!”».

До ночи будущий император находился в недоумении и размышлял, что бы могло значить виденное им. А ночью, во сне, ему явился Иисус Христос и повелел сделать знамя с изображением, подобным тому, что он видел на небе.

Под знаменем, изготовленным точно по описанию августа, с монограммой Иисуса Христа на вершине древка и надписью «Hoc vince» («Сим побеждай!») на полотнище, войско Константина вступило в решительное сражение с силами Максенция. Произошло это 28 октября 312 года, ровно через шесть лет после захвата Максенцием власти, в трех километрах севернее Рима, на древней Via Flaminia (Фламиниевой дороге), где берега Тибра соединял Мульвиев мост. В водах Тибра и нашел свою погибель во время массового бегства с поля боя кровожадный Максенций.

После того триумфа знамя сопровождало войско Константина еще во многих битвах, даруя победы над неприятелем и являя многочисленные чудеса, о которых рассказывал и сам василевс.

Вскоре после победы над Максенцием был издан Миланский эдикт: христианство теперь можно было свободно исповедовать на всей территории Римской империи. А еще через 11 лет, в 324 году, после победы над язычником Лицинием, Константин Великий стал полновластным и единоличным правителем империи, укрепляя веру христианскую в пределах своей страны. Первый Вселенский Собор, созванный равноапостольным Константином в 325 году, утвердил торжество Православия над ересью арианства. Стремясь всячески прославить Господа и возблагодарить Его за благодеяния, царь Константин обратил свой взор на Святую Землю — на места и реликвии, связанные с земной жизнью Спасителя. Мать Константина, царица Елена, с воодушевлением восприняла идею сына о постройке великолепного храма на месте воскресения Иисуса Христа и, хотя и была уже в преклонных годах, с богатыми дарами отправилась в паломничество по Палестине.

Конечно, все чаяния царя и его матери были о том, чтобы вернуть христианскому миру величайшие святыни: Гроб Господень, из которого воссиял людям свет воскресения Христова, и Крест, на котором распял Господь грехи человечества. К тому времени Иерусалим, после своего полного разрушения римлянами в 70 году, был отстроен заново по образцу римских колоний, с языческими капищами и статуями идолов на месте почитаемых святынь иудеев и христиан. Новым было даже имя города, христианские страницы истории которого языческие правители старались стереть из памяти людской; именно Константин вернул Иерусалиму его историческое имя.

С Божией помощью определив место распятия Спасителя и погребения Его, царица Елена и Патриарх Иерусалимский Макарий начали работы по очищению святынь от языческой скверны. В своей злобе против Истинного Бога язычники засыпали Голгофу землей, а наверху холма выстроили капище, посвященное Венере — «сладострастному демону любви», по выражению епископа Евсевия. Когда же языческое святилище было снесено, а земля, оскверненная идольскими жертвами, вывезена подальше от святого места, взору открылась пещера Гроба Господня. Недалеко были найдены и три креста, на которых были когда-то распяты Христос и двое разбойников, титло с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанной Понтием Пилатом, и даже гвозди, которыми распинали Господа.

На месте обретения этих святынь началось строительство храмового комплекса Воскресения Христова, который, по замыслу императора Константина, должен был стать самым величественным и прекрасным зданием из всех когда-либо построенных. Параллельно попечением царицы Елены велось строительство великолепных церквей и в других местах, связанных с евангельскими и ветхозаветными событиями.

Когда были найдены кресты Христа и двух разбойников, встал вопрос о том, как среди них определить истинный Крест Господень. Историки доносят до нас немного различающиеся версии того, что происходило дальше, однако все они сходятся в том, что без явного чуда не обошлось. По одной версии, кресты поочередно прикладывались к телу тяжко больной женщины, и она получила немедленное исцеление после прикосновения ко Кресту Христову. По другой — были приложены к телу усопшего, когда мимо места раскопок проходила похоронная процессия, и от соприкосновения с Честным Древом мертвец воскрес. Вполне вероятно, что имели место оба события. Услышав о чуде, к месту обретения Креста стали стекаться толпы верующих. Тогда Патриарх Макарий встал на возвышение, чтобы все могли видеть святыню. Он высоко поднимал Крест Христов и осенял им народ, на что верующие отвечали многократным «Господи, помилуй!».

Храм Воскресения Господня был достроен уже после блаженной кончины святой царицы Елены, его освящение произошло через десять лет после начала строительства, 13 сентября 335 года. Праздник в честь освящения (обновления) этого храма стал одним из самых почитаемых и торжественных в империи. Празднество продолжалось в течение восьми дней, в каждый из которых совершалась Божественная литургия. На второй день торжеств для поклонения верующим преподавался Честный Крест Господень, в этот день и стали отмечать праздник Воздвижения Креста. Со временем этот праздник, отмечаемый Церковью 27 сентября по новому стилю, вошел в число двунадесятых — двенадцати важнейших христианских праздников. А празднование обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме не исчезло из церковного календаря, но стало только лишь предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.

Вспоминая в этот день радостные события обретения Животворящего Древа и возвращения из забвения величайших святынь Православия, мы снова с благоговением поклоняемся Честному Кресту Господню, которым, как и семнадцать веков назад, осеняются все четыре стороны света. Осеняются в знак победы Христа над смертью. Осеняются, чтобы мы покорились той силе любви, которой вознесен был на Крест Сын Божий. Осеняются, чтобы мы могли ликовать вместе с апостолом Павлом, который говорил: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6, 14). Осеняются, чтобы просветиться нам познанием самой сути христианства, уразуметь, что Крест — это ключ к пониманию православной веры.

Мы, словно древние иудеи во времена Моисея, ужаленные в пустыне змеей и обретающие исцеление от обращения к знамени с медным змеем, обращаем наш взор на воздвигнутый над миром Крест и чаем обрести спасение, ужаленные бесчисленными грехами-змеями. Взирая на воздвигаемый Крест Христов, будем помнить, что мы носим на груди знамя величайшей победы над смертью, которое обязует нас быть достойными воинами Христа — ведь лишь лучшие воины могли нести на поле боя штандарт. И пусть слово о кресте для погибающих юродство есть, для нас, спасаемых, оно — сила Божия (1 Кор. 1, 18).


Источник:  http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/klyuch-k-ponimaniyu-very

(83)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *