Тюренков Михаил: Пламенный щит страны

Сегодня отмечается день памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Мощи этого величайшего русского святого, которого знают и любят во всех уголках земли Русской, чье житие выходит многотысячными тиражами, а практически в каждом православном храме есть почитаемая икона этого духовного подвижника, были обретены в 1903 году. Тогда при непосредственном участии императора Николая II состоялось прославление в лике святых этого христианского подвижника.

Сегодня честные останки этого святого пребывают в Серафимо-Дивеевском монастыре. Эта святая обитель Нижегородской епархии хорошо известна всему православному миру именно тем, что уже четверть века назад мощи преподобного Серафима после утраты были найдены и возвращены в монастырь. Безграничная любовь святого старца ко всему миру — от некогда изувечивших его разбойников до диких животных, с которыми преподобный Серафим общался в своем отшельническом лесном уединении, — была способна растопить даже самое черствое сердце, освободив его для принятия благодатных даров Святого Духа.

Подробнее об этом великом подвижнике, другой обители, связанной с его имением, — Саровской, а также о современном значении его подвига вы можете узнать из материала «Пламенный щит страны«, опубликованного на страницах Царьграда.


Россия высоко почитает святого Серафима Саровского, в обители которого ковалось не только духовное, но и военное спасение Родины.

Вы когда-нибудь бывали на станции Берещино? Едва ли. Хотя для людей православных это место значит очень много. Но в то же время большинству верующих неведомо, что именно до этой платформы нужно брать билет, чтобы добраться до легендарного Сарова. Впрочем, попасть в этот город, который еще в начале XIX столетия прославился одним из самых почитаемых русских святых, преподобным Серафимом Саровским, а в веке XX, напротив, исчез с официальных карт как закрытый ядерный наукоград, непросто. Требуется специальный пропуск. А потому, в отличие от Серафимо-Дивеевской обители, где ныне покоятся святые мощи преподобного Серафима, этот город пока остается в стороне массовых паломнических маршрутов.

«Дух мирен» в ядерном центре страны

В том, что на месте подвигов именно Серафима Саровского в 1946 году было размещено особо секретное КБ-11 (нынешний РФЯЦ-ВНИИЭФ — Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики), задачей которого было создание ядерного щита нашей державы, видится Божественный промысл. Начиная с самого значения древнееврейского слова «сараф» — «пламенный», «пылающий». И заканчивая тем, что преподобный Серафим всей своей жизнью призывал людей к миру, причем как между собой, так и в собственной душе: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя», — постоянно говорил преподобный, встречая своих духовных чад и тех, кто прибегал к нему за молитвой и наставлением.

Более того, в 1934 году известный русский православный поэт Николай Клюев, к тому времени уже прошедший череду арестов и ссылок, написал цикл стихотворений «Разруха», в котором есть такие, чуть ли не пророческие, строки:

К нам вести горькие пришли,
Что зыбь Арала в мертвой тине,
Что редки аисты на Украине,
Моздокские не звонки ковыли,
И в светлой Саровской пустыне
Скрипят подземные рули!

Конечно, советское руководство едва ли задумывалось обо всем этом, когда создавало в Сарове центр разработки самого страшного оружия, которое после трагедий Хиросимы и Нагасаки рассматривалось Москвой не как оружие нападения, а как могучий сдерживающий щит.

Понятно, что место закрытой еще в 1920-х годах Саровской пустыни было выбрано исключительно из материальных соображений. В том числе благодаря уединенности Сарова, что позволяло легко превратить его в закрытую режимную зону. Но и без Провидения точно не обошлось.

Если копнуть чуть глубже, можно узнать, что в роду руководителя советского атомного проекта, академика Игоря Курчатова были священники. Более того, существует предание, что и сам Игорь Васильевич перед первым испытанием атомной бомбы ходил молиться перед Смоленской иконой Божией Матери в московский Новодевичий монастырь. Конечно, это может быть лишь аллюзией моления Серафима Саровского на камне перед богородичным образом «Умиление».

Но с одним фактом спорить просто невозможно: сегодня многие из руководства и сотрудников ядерного центра являются глубоко верующими, воцерковленными людьми. И здесь влияние преподобного Серафима просто очевидно. Ведь именно этот святой, с его безграничной любовью ко всему миру — от некогда изувечивших его разбойников до диких лесных зверей, неоднократно проявлял уникальную способность растопить даже самые черствые сердца, всегда приветствуя своих гостей словами пасхальной радости: «Христос Воскресе, радость моя!»

Атомное Православие

Около десяти лет назад, когда православный публицист Егор Холмогоров в одной из статей, написанной под впечатлением от посещения Сарова, заговорил об идеологии «Атомного Православия», многие либеральные деятели подняли это на смех. Более того, сегодня это стало «интернет-мемом», неким издевательством над православными консерваторами, которые будто бы «спят и видят», как бы «уничтожить всех неверных». Хотя на самом деле под этим, несколько эпатажным, термином автор имел в виду вещи, очевидные для каждого русского патриота:

«Первое, — религиозная и историческая миссия России состоит в том, чтобы обеспечить русским людям и всем православным максимально благоприятные условия для того, что преподобный Серафим назвал «стяжанием Духа Святого», для приближения к Богу.

Второе, — чтобы обеспечить успешное выполнение этой миссии, России мало быть православной державой. Прежде всего, ей нужно быть сильной державой, чтобы никто, никогда и никаким оружием не посмел заткнуть рот нашему свидетельству о Христе

Третье, — разработка предельно совершенных военных, организационных и иных средств защиты нашего суверенитета является в этой связи не только военно-политической, но и духовной задачей, в которой священное и мирское идут рука об руку».

А несколькими годами позже эти мысли получили наилучшее подтверждение в словах предстоятеля Русской Церкви Патриарха Кирилла, который в сентябре 2009 года в ходе встречи с молодежью Нижегородской епархии отдельно остановился на промыслительном характере появления ядерного центра именно в Сарове:

«Ужасным поступком было закрытие Саровской обители, изгнание монахов, осквернение святынь, но промысл Божий даже этот дурной и страшный поступок обратил к добрым последствиям. Именно здесь, в обители преподобного Серафима, наша страна получила то, что мы называли «оружием сдерживания». В условиях холодной войны именно появление ядерного оружия предотвратило третью мировую войну с ее самыми страшными и губительными последствиями. Нельзя сказать, что это все случайно. Получилось, что под покровом преподобного Серафима в его обители страна получила то, что спасло ее в самый критический момент послевоенной истории XX века».

И сегодня, когда в день памяти Серафима Саровского в многочисленных православных храмах возносятся молитвы великому святому, нам особенно важно помнить о завещанном им «духе мирне». Духе, который отнюдь не противоречит, а гармонично подтверждает православное понимание необходимости защиты нашего земного Отечества.


Источник: https://tsargrad.tv/articles/plamennyj-shhit-strany_3681

(163)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *