Священник Василий Куценко: Что почитать о Рождестве Христовом?

Books44На первый взгляд, обозначенный в заголовке вопрос звучит странно. Ведь о Рождестве Господа и Спасителя нашего написано, пожалуй, гораздо больше, чем о других церковных праздниках. Например, один из Интернет-поисковиков по запросу «Рождество Христово» выдал более двух миллионов результатов! Но если начать просматривать каждую найденную ссылку, можно просто утонуть в этом информационном море. Безусловно, если есть желание ознакомиться с той или иной темой глубоко и серьезно, лучше делать это не по безымянным статьям в Интернете, а по книгам. В нашем случае это будут книги, которые повествуют о празднике Рождества Христова — святоотеческие творения и художественные произведения.


rogdestvo23

iBooks-icon«Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся: пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися».

«Так это же начало рождественского канона!» — сразу скажет постоянный прихожанин православного храма. Да, это так. Слова этого песнопения известны очень многим. Но далеко не все знают, что именно этими словами начинается проповедь святителя Григория Богослова (ок. 330–390 гг.), которая называется «Слово 38, на Богоявление, или на Рождество Спасителя». В то время Рождество Хрис­тово и Богоявление (или, как мы привыкли сейчас говорить, Крещение Господне) праздновались в один день. В VIII веке благодаря церковному поэту — преподобному Косме Маюмскому — слова из проповеди святителя Григория стали песнопением.

О чем же говорит святитель? Его проповедь о том, что ради спасения человека «Божие Слово, превечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, начало от начала, свет от света, Источник жизни и бессмертия, <…> приходит к Своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумной душой ради моей души, очищая подобное подобным; делается человеком по всему, кроме греха». Рождение Христа — это великая тайна Божественного Промысла о человеке. И святитель продолжает воспевать родившегося Богомладенца: «Богатящий нищает — нищает до плоти моей, чтобы мне обогатиться Его Божеством, исполненный истощается — истощается ненадолго в славе Своей, чтобы мне быть причастником полноты Его. Какое богатство благости! Что это за таинство обо мне?».

iBooks-iconЕсли перефразировать слова святителя Григория, то на вопрос: «В чем смысл Рождества?» — можно ответить так: Сын Божий нисходит к человеку, чтобы человек мог снова взойти к Богу.

Такое понимание Рождества Господа возникло в Церкви еще до святителя Григория. В творении другого отца Церкви — святителя Афанасия, архи­епископа Александрийского (295–373 гг.), — мы читаем: «Слово Божие <…> вочеловечилось, чтобы мы об!ожились; Оно явило Себя телесно, чтобы мы приобрели себе понятие о невидимом Отце; Оно претерпело поругание от людей, чтобы мы наследовали бессмертие». Это цитата из «Слова о воплощении Бога­Слова», одного из самых первых творений святителя Афанасия. И святитель Афанасий, и святитель Григорий раскрывают для нас глубину духовного смысла Рождества Христова — Сын Божий становится человеком, чтобы люди стали богами по благодати, или обОжились. ОбОжение — это приобщение к святости Бога, стяжание Его благодати. Вот для чего рождается Христос Спаситель.

* * *

iBooks-iconКаждый праздник, и Рождество Христово здесь не исключение, имеет еще и практическую сторону. И особенно хорошо практическая сторона этого праздника раскрывается в проповеди святителя Амвросия Медиоланского (339–397 гг.). На вопрос: «Как праздновать день Рождества Христова?» — он отвечает: «Потщимся явиться пред Ним искусными в вере, облеченными милосердием, благоустроенными в образе нашей жизни: кто искренне любит Христа, пусть светлее украсит себя соблюдением Его заповедей, дабы Он видел, что мы истинно в Него веруем, являясь в таком великолепии во время торжества Его и тем больше бы радовался, чем более зрел бы в нас чистоты духовной <…>. В день рождества Господа нашего очистим себя, братия, от всякой скверны грехов, наполним сокровищницы Его различными дарами, дабы в тот святый день было чем утешить странников, облегчить скорби вдовиц и одеть нищих». Если рождение Иисуса Христа было явлением Божественного милосердия для нас, то и нам следует проявлять милосердие к другим, особенно к тем, кто нуждается в нашей помощи.

iBooks-iconСвятоотеческие творения наилучшим образом раскрывают для нас духовный смысл Рождества Господа. Но у каждого праздника (здесь я имею в виду церковное празднование Рождества) есть еще и своя история. И если кто-то интересуется историей установления праздника Рождества, его богослужебными песнопениями и особенностями самой службы, то здесь просто не обойтись без книги известного специалиста по истории православного богослужения Михаила Николаевича Скабаллановича (1871–1931 гг.), которая так и называется — «Рождество Христово». «Рождество Христово, — пишет М. Н. Скабалланович, — рождение на земле Царя Небесного, Бога вечного, Царя царей и Господа господей! Тщетно мысль человеческая пыталась бы постигнуть всю глубину величайшей тайны, охватить все величие этого события. Но когда переносишься своими мыслями и своим сердцем приникаешь к тому, так далекому по времени и так близкому, так родному и дорогому нам прошлому, когда совершилось это величайшее в истории человечества событие — родился на земле наш Спаситель и Бог, то невольно поражаешься тою простотою, отсутствием внешнего блеска, при которых оно совершилось». На окраине мира, в маленьком городке, в пещере для домашних животных родился Спаситель мира. Действительно, сложно не удивиться простоте этого события, освященного глубиной Божественного Домостроительства. Мы не просто вспоминаем то, что произошло более двух тысяч лет назад в Вифлееме, — Рождество переживается верующими как совершающееся здесь и сейчас. Об этом свидетельствует и сама история праздника, и богослужебные песнопения, которые мы слышим в этот день в храме. Обо всем этом рассказывает нам труд М. Н. Скабаллановича, доступный сейчас и в бумажном, и в электронном вариантах.

* * *

iBooks-iconИ, наверное, этот краткий обзор не будет полным без художественных произведений. Для многих писателей Рождество Христово стало предметом размышлений, воплощенных затем в рассказах и повестях. Думаю, многие знают ставшую «рождественской классикой» историю американского писателя О’Генри (1862–1910 гг.) «Дары волхвов». Это рассказ о самой обычной семейной паре — Джиме и Делле Диллингхем — живущей в дешевой квартире. У них не было денег, стены их комнаты не украшали дорогие картины. Но зато у них была любовь. И каждый из них пожертвовал ради любви самой большой своей драгоценностью.

iBooks-iconВ одном из предыдущих выпусков газеты, в статье, посвященной Рождественскому посту, упоминался рассказ итальянского писателя Дино Буццати (1906–1972 гг.) «Слишком много Рождества». Это своеобразная притча о том, что Рождество не нужно превращать в праздник распродаж и скидок. А то ведь и правда, глядя со стороны, можно подумать, что главная рождественская задача человечества — обойти максимальное количество магазинов в поисках самой выгодной распродажи.

iBooks-iconРождество — это не только подарки, это радость сердца и души. Радость мира, дарованного нам Спасителем. В связи с этим не могу не упомянуть и еще об одном произведении: «Гринч, который хотел украсть Рождество». Да, украсть — ни больше ни меньше. Гринч — литературный персонаж, созданный американским писателем Теодором Сьюзом Гейзелем, более известным как Доктор Сьюз. Гринч жил отшельником по соседству с небольшим городком и ненавидел Рождество. Ненавидел настолько, что решил украсть его у жителей. Он решил украсть елки, украшения, подарки и даже угощения к праздничному столу. «Ведь если, — думал он, — не будет всего этого, то не будет и Рождества!» И как же велико было удивление Гринча, когда он увидел, как жители, лишившись всех атрибутов праздника, вышли на улицу, начали петь и радоваться. Рождество все равно пришло. Пришло без елок и подарков, без гирлянд и хлопушек. Гринч не мог и подумать о том, что люди могут просто радоваться рождению Спасителя (к сожалению, в русском переводе сказки Рождество было заменено на Новый год).

Все эти произведения были написаны разными людьми и в разное время. Но все они объединены одним смыслом: мы стали забывать, что значит просто радость.


И святоотеческих творений, и литературных произведений, посвященных теме Рождества Христова, на самом деле гораздо больше, чем удалось упомянуть здесь. И мы получим для себя пользу, даже прочтя хотя бы какие-то из них. Ведь все они создавались для того, чтобы помочь нам понять и почувствовать рождественскую радость.


Источник: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/chto-pochitat-o-rozhdestve-hristovom

(82)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *