Иерей Андрей Чиженко: В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ?

imagesСтрастная седмица, которая завершается Светлым Христовым Воскресением, – это совершенно уникальное время во всех смыслах, в том числе и в богослужебном.


Собственно говоря, это уже не Великий пост, т. е. Святая Четыредесятница. Об этом нам свидетельствует и литургическая жизнь Церкви. К примеру, Устав предписывает уже утреню Великого Четверга совершать не великопостным распевом, но «по-красному», т. е. «красиво», «празднично». После Литургии Преждеосвященных Даров в Великую Среду многие вещи делаются в последний раз. В последний раз вплоть до вечерни Дня Святой Троицы кладутся земные поклоны (в храмах они еще будут только перед Плащаницей с изображением Положения Христа во гроб). В последний раз читается Псалтирь. После Великой Среды она будет читаться только уже с Недели Фоминой (Антипасха). В последний раз возносится молитва об усопших. Начиная с Великого Четверга поминовение усопших возможно только на проскомидии и непосредственно в тайной священнической молитве перед Чашей после освящения Святых Даров. Первая заупокойная молитва возносится уже на Радоницу. Да и, собственно говоря, Литургия Преждеосвященных Даров также в Великую Среду служится в последний раз в этом году.

Все дни Страстной седмицы называются Великими, потому что Христос восходит к Своим Страстям, к Распятию, к Голгофе, к смерти за наши грехи. Поэтому Церковь призывает нас по возможности посещать все уставные богослужения данной седмицы, ведь они духовно вводят нас в Иерусалим времени земной жизни Спасителя и дают возможность и нам войти в Искупительный Подвиг Христа, прикоснуться к нему, стать сопричастником и свидетелем великой тайны спасения Богом людей Своих.

В Великий Четверг также в предпоследний раз в этом году служится Литургия святителя Василия Великого, соединенная с вечерней. Она установлена в этот день в честь Тайной Вечери, произошедшей в четверг, на которой Господь наш Иисус Христос совершил первую Евхаристию и завещал в Его воспоминание творить Литургию в Церкви. Поэтому в Великий Четверг за богослужением освящаются запасные Святые Дары, которые целый год потом хранятся на Престоле для причащения тяжелобольных людей на дому и в больницах.

Ради установления этого спасительного Таинства Евхаристии Великий Четверг – единственный день Страстной седмицы, когда по Уставу можно вкушать растительную пищу с елеем и испить немного вина.

А вечером в Великий Четверг служится утреня Великой Пятницы, на ней Церковь словно бы разворачивает перед нами великий словесный образ-икону Страстей Христовых. Читаются зачала Четвероевангелия, которые повествуют о страданиях Спасителя. Человек, присутствующий на этом великом богослужении, совершающемся единственный раз в году, имеет возможность получить целостную картину происходящего в Иерусалиме великого и спасительного чуда, может пережить его, разделить его вместе со страдающим Богочеловеком.

С утра в Великую Пятницу (день распятия и смерти Христа) служатся Великие (царские) часы также с чтением «Страстных Евангелий», а во второй половине дня на вечерне износится Плащаница, изображающая Тело Иисусово, из алтаря и полагается на аналое посредине храма. Спаситель умер за наши грехи. Он распялся за наши грехи. Время великой скорби. После целования Плащаницы, после окончания вечерни служится  малое повечерие с чтением канона «Плач Богородицы». Дева Мария оплакивает смерть Своего Божественного Сына.

В Великую Пятницу по Уставу полагается полное неядение. Лишь после захода солнца немощный человек может укрепиться хлебом и водой. Литургия в Великую Пятницу не совершается.

В Великую Субботу богослужения начинаются с утрени, которая по Уставу должна совершаться в первом часу ночи. На практике же часто она в больших городах служится в пятницу вечером или рано с утра в субботу для того, чтобы верующие могли добраться на богослужение. Эта утреня, собственно говоря, напоминает более всего Чин погребения. Фактически это так и есть. Священники на средине храма читают три статии 17-й кафизмы Псалтири (читаемой на погребении). В определенный момент службы совершается крестный ход с Плащаницей Христовой вокруг храма, что символизирует собой погребение Спасителя и положение Его Пречистого Тела в гроб.  Плащаница кладется в средине храма, на специальном аналое, изображающем Гроб Господень.

После утрени последний раз в этом году служится Литургия святителя Василия Великого, соединенная с вечерней. Читаются 15 паремий (специальных ветхозаветных чтений), посвященных Господу нашему Иисусу Христу и Его Искупительному Подвигу ради нас. Во время Литургии священнослужители снимают темные постовые облачения и облачаются в белые ризы. Это символизирует то, что Христос воскрес. Он сошел во ад и вывел оттуда праведников в рай.

По заамвонной молитве Литургии освящаются хлеб и вино для укрепления сил верующих.

На трапезе разрешаются пища без растительного масла и вино.

И в тишине Великой Субботы уже рождается великая радость Воскресения Христова! Войдем же, дорогие братья и сестры, в Страсти Христовы. Будем спогребаться вместе с Ним, чтобы вместе с Возлюбленным Спасителем и воскреснуть.


Источник: https://pravlife.org/ru/content/v-chem-osobennosti-bogosluzheniya-strastnoy-sedmicy

(82)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *