Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе.
Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».
Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.
Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.
Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й):
«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».
За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.
Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим (видеофильм)
Фильм из цикла «Двунадесятые праздники«, рассказывающий о последнем перед Пасхой главном православном празднике Вербное воскресенье.
Съемки этого документального фильма проходили на Святой земле. В фильме принимают участие: митрополит Волоколамский Иларион, искусствовед Нина Квливидзе.
Автор — Алексей Пищулин.
Производитель — КФ «Кино-телекомпания «Православная энциклопедия»
Россия, 2012 г
Вход Господень в Иерусалим (видеофильм)
Цикл передач «Лето Господне«.
Фильмы о праздниках Православной Церкви: Вход Господень в Иерусалим.
Праздники: Вербное воскресение (видеофильм)
Этот день на Руси всегда называли Вербным Воскресеньем. Откуда появилась традиция приходить в храм с веточками вербы в руках? В чем религиозный смысл этого весеннего праздника? и почему Православная церковь считает его одновременно и радостным, и скорбным? Митрополит Илларион (Алфеев) расскажет о празднике Входа Господня в Иерусалим, дне, который становится началом Страстной Седьмицы. Именно в это время в Кафедральном соборе испанского города Овьедо выносят для поклонения великую святыню — Сударь и Плат спасителя, а во французском соборе Нотр Дам де Пари — Терновый венец…
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
Студия «НЕОФИТ»
по заказу благотворительного фонда
имени Григория Богослова 2014
Материалы на портале Православие.Ru:
Статьи | |
В этот день мы празднуем славный и пресветлый праздник Ваий вот почему…
|
|
Листвой, одеждой застилают Дорогу в Иерусалим! Шумят, бегут, провозглашают… День ликованья! А за ним – Демократичный суд Пилата, Архиерейская молва, Правозащитные солдаты, И терноносная Глава! Ведь знают, что Его распнут, И до́смерти пред смертью бьют!
|
|
Георгий Битбунов
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21: 1–11; Мк. 11. 1–11; Лк. 19: 28–40; Ин. 12: 12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49: 10–11; Пс. 8: 2–3; Зах. 9: 9).
|
|
Проповеди | |
Сегодня праздник – Вход Господень в Иерусалим. Господь проповедовал три с половиной года Евангелие Царствия. Проповедь эта проходила в основном в Галилеи и Десятиградии, и, главным образом, в Капернауме как в городе, который избрал Господь. Но на великие праздники Спаситель приходил в Иерусалим и, прежде всего, на праздник Пасхи. (MP3 файл. Продолжительность 18:02 мин. Размер 8.7 Mb)
|
|
Кто приносит в дом радость? Добрый гость. Кто приносит в дом еще большую радость? Друг дома. Кто приносит в дом наибольшую радость? Домовладыка, возвратившийся после долгого отсутствия. Блаженны руки, простершиеся ко Христу и принявшие Его как доброго гостя! Блаженны уста, приветствовавшие Его как друга!
|
|
Это событие имеет, кроме исторического, еще и духовный смысл, а посему и нравственное значение для каждого современного христианина. В соответствии с духовным смыслом, Иерусалим означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу. Множество народа, в тесноте и давке радостно ожидающего и приветствующего Христа, символизирует собой благородные чувства и возвышенные мысли человека, радующегося пришествию Бога – своего Спасителя и Избавителя.
|
|
Недостоин приблизиться я, грешный, к Богу, чтобы не быть наказанным, я, трава, – к огню, чтобы не быть сожженным. Но так как Ты меня зовешь и приглашаешь, я, нечистый, прихожу к Тебе, как источнику освящения, чтобы очиститься, больной, – к Тебе, Врачу душ, чтобы исцелиться, мертвый, – к Тебе, Хлебу животному, чтобы воскреснуть.
|
|
Все дни проведенной нами святой Четыредесятницы прошли, и им конец был в пятницу. По уставу Церкви положен по окончании изобразительных краткий трезвон, чтоб возвестить всем об окончании святой Четыредесятницы. Два разделительных дня – это день воскрешения Лазаря и сегодняшний день праздника Входа Господня в Иерусалим, и затем уже наступает Страстная седмица.
|
|
Праздники бывают разные. Сейчас мы встречаем праздник Входа Господня в Иерусалим; это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом; разве здесь есть что-то трагическое?
|
|
Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь празднует сразу два события: воскрешение праведного Лазаря и торжественный Вход Господа и Спасителя нашего в Иерусалим. Эти два события тесно связаны между собой. Святая Церковь в нынешний праздник поет: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…». Христово Воскресение и воскрешение Лазаря являются указанием на будущее всеобщее воскресение всех людей. Потому эти два события и воспоминаются за Богослужением.
|
|
Толпа хочет, чтобы Он основал земное царство и правил подобно другим царям силой меча. Он принес другое, вечное Царство
|
|
Несмотря на наши предательства, лукавства, постоянную изменчивость – то, что Слово Божие называет прелюбодейством от Бога, Бог верен. Верны Его обетования. (MP3 файл. Продолжительность 20:12 мин. Размер 14.6 Mb)
|
|
Господь сейчас входит в Иерусалим, в Свой город, для того, чтобы вступить в битву со смертью. С чьей смертью? Со смертью каждого из нас – с вашей, с моей, со смертью каждого из людей. Вступить в битву и победить. (MP3 файл. Продолжительность 12:07 мин. Размер 8.8 Mb) |
|
«Нет иного более лютого греха, который так отдалял бы человека от Бога, чем зависть». Зависти были исполнены фарисеи и книжники, и потому они поспешили погубить Спасителя.
|
|
Грядет Страстная седмица, и прежде, чем нам войти в эти высокие духовно напряженные дни, не изнемочь в этом подвиге, Святая Церковь богомудро устраивает так, чтобы в преддверии Страстной седмицы мы участвовали в празднике. Сегодняшний праздник великий, двунадесятый, и посвящен он тому событию, которое потрясло весь Иерусалим. (MP3 файл. Продолжительность 10:10 мин. Размер 7.4 Mb)
|
|
Среди всех этих рук, поднятых в приветствии, какая рука поднимется, чтобы ударить Его? Среди рук, которые бросают цветы, какая из них бросит в Него камень?
|
|
Где мы можем быть вполне спокойны, благонадежны и счастливы? Только там, где наша настоящая сфера, наше постоянное призвание. А где же наше истинное призвание, где то дело, к которому призваны мы всегда, которому мы будем служить и тогда, когда и мир разрушится, и останутся только души человеческие с создавшим их Богом? В чем же наше вечное дело, как не в прославлении Христа? А ведь храмы для того только и существуют, и все в них происходящее одну цель только и имеет — это постоянное славословие Христа.
|
|
Иконография | |
Источником иконографии Входа Господня в Иерусалим является Евангелие, где рассказывается о том, как Христос, сидя на молодом осле, в сопровождении учеников накануне иудейской пасхи въезжает в город, в котором Его предадут на распятие. Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве.
|
|
Великий праздник Входа Господня в Иерусалим исполнен как скорби о предстоящих крестных муках Спасителя, вспоминаемых в следующую за ним неделю, называемую Страстной, так и предпасхальной радости Воскресения. Источником иконографии Входа Господня в Иерусалим является Евангелие.
|
Вопросы священнику | |
Почему в Евангелии уделено столько внимания осляти, на котором въехал Господь в Иерусалим? «…се Царь твой грядет, сидя на молодом осле, сыне подъяремной…». В чем смысл этих слов, кроме смирения Христа, въезжающем не на белом коне, как положено Царю мирскому?
|
|
За неделю до Пасхи Христовой празднуется Вербное воскресенье. Что такое символ вербы и для чего освещаются эти веточки и хранятся в течение года? Как потом поступать с вербой, слышала, что веточки нужно сжечь?
|
Записи богослужений | |
4 / 17 апреля 2011 г.. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 77:55 мин. Размер 37.4 Mb)
|
|
3 / 16 апреля 2011 г.. Лазарева суббота. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 173:01 мин. Размер 83.1 Mb)
|
|
31 марта / 13 апреля 2014 г. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:13:17 мин. Размер 52.8 Mb)
|
|
30 марта / 12 апреля 2014 г. Лазарева суббота. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:36:49 мин. Размер 113 Mb)
|
|
14 / 27 апреля 2013 г. Лазарева суббота. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:45:58 мин. Размер 119.5 Mb)
|
Материалы на портале Азбука.Ru:
Прот. Вячеслав Резников. О Приближении Страстной седмицы. Неделя Ваий.
Митр. Сурожский Антоний. О трезвости. Перед Страстной.
Митр. Сурожский Антоний. Вход Господень в Иерусалим.
Протопресвит. Александр Шмеман. Вербное воскресение.
Сщмч. Фаддей (Успенский). Торжественный Вход Господа в Иерусалим, исполнившиеся в нем пророчества и значение в домостроительстве спасения.
Святые отцы. О воскрешении Лазаря и о Входе Господнем в Иерусалим.
Архиеп. Аверкий (Таушев). Вход Господень в Иерусалим.
Еп. Кассиан (Безобразов). Вход Господень в Иерусалим.
Митр. Вениамин (Федченков). Торжественный вход Господа в Иерусалим.
Прот. Вячеслав Харинов. Кому пальма, а кому – верба.
Вербное воскресенье: правда и выдумки.
Освящается в первую очередь не верба, а христинин, держащий в руке вербу.
Кроссворды. Кроссворд «Вход Господень в Иерусалим»
Тесты. Тест «Вход Господень в Иерусалим».
Источники:
(611)