Вербное воскресенье: правда и выдумки

«Много людей празднуют праздники и
знают их названия, но не знают причин,
почему они установлены»
(свт. Иоанн Златоуст)


Один из самых популярных вопросов наступающих дней — что делать с освящённой вербой? Об этом, а главное — о том, что делать в Вербное воскресенье с самим собой, в нашей беседе с благочинным Енакиевского округа, настоятелем Николаевского храма в Веровке протоиереем Владимиром Волосовым.


В это воскресенье Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим, или Неделю ваий. В народе этот праздник известен как Вербное воскресенье. Суть праздника раскрывает первое его название. В этот день мы не только вспоминаем, но и таинственным образом участвуем в событиях, которые происходили две тысячи лет назад. Для нас с вами именно сегодня Господь входит в Иерусалим, восходя на путь добровольных страданий и смерти, которые Он принимает за род человеческий.

Исполняя пророчество, Христос въезжает в город на осле, и встречают Его как Царя Израилева. Он — Тот, о Ком проповедано было ещё Адаму во время изгнания из Рая. Бог сказал ему, что придёт время, когда «Cемя жены сотрёт главу змия» (Быт. 3:15). Иисус Христос — тот Царь, Который по праву занимает трон Давида.

Ветхозаветный Израиль жил ожиданием Мессии, и в этот день все мы присоединяемся к тем людям, что встречали Долгожданного, вопия: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!» Как выражали свой восторг, почтение и любовь эти люди, встречающие Спасителя рода человеческого? — Из евангельских текстов мы знаем, что они постилали перед Ним свои одежды и вайи — ветви финиковых пальм.

Когда мы приходим в храм в Вербное воскресенье, я ещё раз подчеркну, мы соучаствуем тем давним событиям, потому что в храме происходит не просто воспоминание о событиях из жизни Христа, но таинственное прикосновение к происходящему в те дни.

Что же до вербы — то не только в память о тех, кто постилал пальмовые ветви пред Христом, но и как соучастники великого события люди на Руси приносили в храм веточки вербы, которые на тот момент только расцветали. И здесь очень важно отметить вот что: в тексте молитвы, произносимой священником, нет ни слова об освящении самой вербы. Говорится об освящении людей, которые в этот день принесли вербу!

К сожалению, годы гонений на Церковь не прошли даром: суть праздника для многих свелась только лишь к освящению вербы. С ней связано бесчисленное количество суеверий и нездоровых выдумок, не имеющих никакого отношения к Православию, а часто — и противных ему.

Так как же лучше провести этот день? — Вместо того, чтобы сосредотачиваться на вербе и том, что с ней делать (стегать ею, есть её или ещё какие глупости), лучше всей семьёй пойти в храм, помолиться, по возможности — подготовившись, причаститься Святых Христовых Таин.

Нужно центр нашего внимания перенести с вербы на храм и всё, что там в этот день происходит, на Христа, вокруг Которого сосредоточена жизнь Церкви. Главное — это Христос. А что касается куличей, вербы, освящаемых плодов — то они никакого сакрального, таинственного значения не имеют.

Как относиться к освящённым веточкам, что сними делать? — Они должны напоминать о празднике и о Боге. Можно сохранить вербу сухой, можно поставить в воду и посадить, когда она пустит корни, но важно знать: Церковь никак не оговаривает этот вопрос, и каких-то особых предписаний в этой связи нет.

Принципиальные вопросы — это прийти в храм, помолиться, попоститься, так как праздник этот приходится на дни Великого поста и предваряет особое время жизни Церкви — Страстную Седмицу. С понедельника каждый день этой недели будет именоваться Великим: Великий понедельник, Великий вторник и т.д. Это очень важное время, в которое мы вспоминаем и переживаем поистине великие дни, когда Христос претерпел страдания за всех нас.

Людям сложно молиться, бороться с собой — это требует усилий, этого не хочется. А вот постегать кого-то вербой — дело нескольких секунд. Конечно, удобнее верить, что можно изменить жизнь или исцелиться таким простым способом. Но в реальности он не работает… Хотелось бы, чтобы люди это помнили. А также — не верили различным суевериям, связанным с этим праздником.

Был у меня в практике такой случай. Летом подходит ко мне девушка и рассказывает, что весной приходила в наш храм, освятила там вербу, а после посадила пустившие корни ростки. Волновало же её услышанное поверье о том, что, когда ствол посаженной вербы вырастет величиной с черенок лопаты, ей (девушке) выкопают могилу. Что сказать?

Понятно, что в советские годы нас учили ничему не верить и отрицать всякие чудеса. А сейчас люди верят во всё!.. И ведь видно, что человек образованный, грамотный. Но — задаёт абсолютно абсурдные вопросы. Предложил ей просто подумать над тем, что она говорит. Нам ведь Бог дал голову не только для того, чтобы шляпы и платочки носить!

Освящается в первую очередь не верба, а христианин, держащий в руке вербу

Истинная добродетель всегда выражается в доброделании, внутренние добрые побуждения выражаются во внешних знаках. Одним из примеров служит традиция Вербного воскресения приходить на богослужение с веточками вербы. Веточка в руках — знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!». «И мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне», — поется в тропаре праздника, — то есть «И мы, как те дети, что встречали Тебя пальмовыми ветвями — символом победы — Тебе, Господи, как Победителю смерти взываем «осанна».

Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего — «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.

К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» — Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом. Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда ее ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку. Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освященная. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: «… и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике — сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов — даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике — книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

Сейчас мало кто осмелится нарушать традицию освящения вербы, но забывать внутренний смысл этого обряда мы не имеем права. Нельзя все свое внимание сосредотачивать лишь на внешнем, забывая о главном: куда идет Господь и ради чего. Верба может (и должна) приносить благословение, но важно не сколько ждать от нее чуда, сколько задуматься о том, что ждет от нас Господь. Пусть эти мысли чаще приходят нам, когда взгляд падает на веточку засохшей вербы.

От редакции добавим…

Вообще, с вербой связано просто огромное количество суеверий.

Перечисляя их, хочется подчеркнуть: это именно суеверия, ничего общего с Православием не имеющие!

И потому НЕ нужно:

  • есть почки освящённой вербы, дабы выйти замуж, забеременеть или иметь много детей;
  • хлестать кого бы то ни было вербой во обретение здоровья на целый год или с надеждой скорого выхода замуж;
  • верить, что сохранённая верба защитит дом от пожаров;
  • верить в то, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя — останавливает действие огня, а воткнутая в поле — сберегает посевы;
  • класть кусочек освященной вербы покойнику в гроб;
  • в случае града выбрасывать ветки освящённой вербы за окно — дабы град прекратился;
  • верить бабушкиным сказкам о том, что старая верба — это прибежище чертей, водяных и прочей нечисти, и потому освящать можно только ветви вербы молодой;
  • считать старую вербу проклятым деревом, так как из неё якобы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос;
  • верить, что нечистые силы весной спасаются на вербе от поздних холодов, а после Вербного воскресенья они падают прямо в воду, поэтому с Вербного воскресенья и до самой Пасхи черпать воду под вербой нельзя;
  • использовать освящённую вербу как средство увеличения количества молока у кормящих — как четырёх-, так и двуногих — и как средство увеличения количества мозгов у представителей Homo Sapiens любого пола и возраста.

Подготовила Екатерина Щербакова

Сайт Горловской епархии Украинской Православной Церкви


Источник: http://sueverie.net/verbnoe-voskresene-pravda-i-vydumki.html

(217)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *