Кроме мелких грехов, в которые мы впадаем почти ежечасно, у каждого из нас есть какая-то своя большая укоренившаяся страсть. Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.
С ней труднее всего бороться и побеждать. Она подобна той немощи, от которой в течение восемнадцати лет страдала женщина, упоминаемая в нынешнем евангельском чтении (см.: Лк. 13:10–17). Эта страсть нас мучает и терроризирует, лишает духовной свободы и спокойствия души, часто отгораживает глухой непроходимой стеной от Бога и других, порой самых близких, людей. Например, кто-то чрезмерно терзается гневом по любому поводу и своим ближним и окружающим устраивает уже в этой жизни сущий ад; кто-то заражен сребролюбием и ради стяжания богатства и денег готов на все; иной из-за любой неудачи впадает в уныние; многие страдают от пьянства, разрушая семьи и целые общества, также часто встречаются нетерпеливые, неуступчивые, злые или несчастные люди, потому что, как объясняет премудрый Соломон, «парение похоти переменяет их ум незлобивый» (Прем. 4:12). Из-за гордыни и властолюбия отдельных чиновников возникают конфликты и войны.
Великое благо, когда человек, терзаемый той или иной страстью, это осознает и с Божией помощью пытается с ней бороться и искоренять, как эта женщина. Христос, придя в синагогу, увидев её веру, незамедлительно исцеляет. Однако много есть людей, которые не видят за собой никаких грехов или обращают внимание лишь на мелочи (например, есть ли в постном печенье молоко), но совершенно упускают из виду свою самую главную страсть. Таким был упоминаемый в Евангелии начальник синагоги. Он не возрадовался при виде исцеления скорченной женщины, не прославил за это Господа, а наоборот, стал осуждать Христа, а по сути Самого Бога, за нарушение субботы.
Наверняка все мы задумывались, почему так происходит? Пожалуй, основная причина неведения своих грехов – осуждение других. Многие посвящают этому всю жизнь, начиная с самого утра и заканчивая поздним вечером: «А у него такая-то жена, а как она одевается, а какая у них квартира и машина, а как ведут себя ее дети» – и т. д. и т. п. И нет этому ни конца ни края. Особенно над провоцированием и развитием страсти осуждения работают ныне все новостные каналы, а также социальные сети интернета.
Не сильно удивительно, когда страстью осуждения болеют светские нецерковные люди. Ужасно, когда ею заболевают люди верующие, забывая о заповеди Спасителя: «Не судите и не судимы будете» (Мф. 7:1). Без сомнения, важно научиться не судить других людей не только словами, но и своими действиями. Например, многие, даже стоя в очереди к великому Таинству Исповеди, тут же осуждают священников, потому что к одному подходят, а к другому не подходят. Когда грязь льется на нас в социальных сетях, мало кто становится на защиту своих пастырей. Конечно, мы все разные, все великие грешники, но благодать священства, полученная в хиротонии, у нас одинаковая. Единственное, что требуется, – это молиться о согрешающих и таким образом помогать всем стать на путь спасения. «Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).
Корень осуждения, по мысли прп. Иоанна Лествичника, лежит в страсти гнева. Он вложен Господом в нашу душу при творении как защитная реакция, но мы не умеем пользоваться этим орудием. Вместо того чтобы направить острие гнева на себя, то есть свои грехи и недостатки, и победить их, мы обращаем гнев на других, посредством их осуждения, и тем самым лишаем себя благодати Божией и возможности духовного развития и роста.
В книге «Про́лог» рассказывается, как в одном монастыре жили два монаха, «великие житием», и ради этого сподобившиеся видеть один на другом ежедневный особенный отблеск благодати фаворского света и славы Божией. Но вот некогда один из них вышел для каких-то надобностей за монастырские ворота в пятницу рано утром и увидал человека, вкушающего пищу. Какое, казалось бы, ему было дело до согрешающего? Но нет, не утерпел монах и осудил. «Ну можно ли, – сказал, – в пятницу тебе так рано есть?» На другой день, возвратившись в монастырь, он встретился со своим сподвижником. Тот взглянул на него и, к удивлению своему, заметил, что чудного отпечатка славы Божией на нем уже не было. Как искренно любивший своего друга, он сильно восскорбел о нем и спросил: «Что-нибудь да ты сделал худое? Благодати Божией я не вижу на тебе!» Осудивший отвечал: «Ни делом, ни помышлением не нахожу себя согрешившим». «Так, – отвечал друг. – Но не согрешил ли словом?» Тут осудивший вспомнил свою встречу с рано евшим в пяток и сказал: «Да, я вчера рано евшего осудил: помолись обо мне, чтобы Бог простил меня». И оба наложили на себя пост. Прошло после сего две недели, и молитва и пост спасли осудившего. Благодать Божия снова сошла на него, и оба утешились и прославили Бога. «Темже, братие, – заключает сказание, – не осуждайте никогоже, но о своих попечемся согрешениях».
Как научиться не гневаться и не осуждать других? В нынешнем Евангелии на это есть ответ. Спаситель сказал осуждавшему Его за исцеление в субботу начальнику синагоги: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13:15–16).
Этими словами Господь старается пробудить в осуждавшем чувство милосердия. То есть Христос говорит, что если у тебя есть жалость к скотине, ради которой ты нарушаешь субботу и ведешь её поить, то насколько больше должно быть жалости к человеку, над которым восемнадцать лет издевался сатана. И когда Спаситель сказал эти слова, то «все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13:17).
Итак, если мы хотим постоянно пребывать в свете благодати Божией, видеть свои грехи и постепенно искоренять их, нам нужно учиться никогда не осуждать других людей. Все мы духовно слабые и удобопреклонны ко всякому греху, а потому нуждаемся не в осуждении, а в дружеской поддержке. Ибо только так, взаимно поддерживая друг друга, мы сможем исполнить закон Христов. Аминь!
Источник: https://pravlife.org/ru/content/kak-nauchitsya-videt-svoi-grehi-i-ne-osuzhdat-drugih
(168)