«При правильном сложении перстов из них исходит огонь! И когда мы наносим на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело. Кровь, подаваемая сердцем, проходит через огненный крест и поэтому очищается от всего дурного и страшного — все сгорает! Поэтому, чем больше мы крестимся, тем чище кровь, тем выше разум, тем ближе к Богу, тем быстрее доходит наша молитва до Господа».
Блаженная Пелагия Рязанская
«Правильное наложение креста (четкое, а не махание) как бы разрезает человека, освящая и очищая его кровь, и является достаточным исповеданием Господа».
Иеромонах Анатолий Киевский
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913): «Великое имеем мы, верующие, оружие! Это сила Животворящего Креста. Как подумаешь, страшно становится за неверующих, они совершенно беззащитны. Это то же самое, как если бы человек, совершенно безоружный, ночью отправился в дремучий лес; да его там растерзает первый попавшийся зверь, а защищаться ему нечем. Мы же не будем страшиться бесов. Сила крестного знамения и имя Иисусово, страшное для врагов Христовых, спасет нас от лукавых диавольских сетей.
Весь мир находится как бы под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей, всеми душевными силами человека. Одна барыня рассказывала, что был у нее сын. Он был религиозен, целомудрен, вообще был хороший мальчик. Сошелся с дурными товарищами и стал неверующим, развратным, словно кто-то овладел им и заставляет его все это делать. Очевидно, что эта посторонняя сила – сила злая. Источник ее – диавол, а люди являются только орудиями, средством. Это антихрист идет в мир, это – его предтечи. Про это апостол говорит: Послет им духа заблуждения, духа лестча… Зане любви истины не прияша… Человек остается как бы беззащитным. Настолько им овладевает эта злая сила, что он не сознает, что делает. Даже внушается самоубийство и совершается. А почему это происходит? Потому что не берут оружия в руки: не имеют при себе имени Иисусова и крестного знамения. Никто не согласится сотворить молитву Иисусову да крестное знамение: это такие древности, совершенно отжившие свой век…».
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891) о силе крестного знамения передавал такой рассказ: «Любил один лишнее выпивать. В таком виде он где-то заблудился, и ему представилось, что кто-то подходит к нему, наливает из графина в стакан водки и предлагает выпить. Но вот заблудившийся предварительно, по своей привычке, осенил себя крестным знамением, и вдруг все исчезло, а вдали послышался лай собак. Пришедши в себя, он увидел, что забрел в какое-то болото и находится в весьма опасном месте, и если бы не лай собаки, не выбраться бы ему оттуда».
Афонский старец архимандрит Кирик: «Креститься и кланяться – два раздельных акта. Класть надо на себя крестное знамение с верой и любовью к распятому за нас Господу, при живом сознании значения Креста, то есть, Кто умер на Кресте и за кого. Креститься надо истово, прежде сделать на себе крестное знамение, потом уже кланяться, тогда, когда правая рука отпадет от левого плеча, а не одновременно с крестом кланяться, и не спиной одной, но и главой, и даже мыслью или духом своим, либо при поясных, либо земных поклонах.
Бог не нуждается в нашем телесном поклонении, но главным образом в живой вере, в чувстве и в духе, или мыслях. «Бог есть Дух и кланяющиеся Ему должны кланяться духом и истиною», — сказал Господь. Истина есть то понимание, что мы кланяемся сущей Истине – Богу, а духом кланяться – то же, что мыслью и живым сознанием. Но поскольку смиряется тело, постольку смиряется и душа, сущая в теле, этого ради мы кланяемся и телом».
Старец Захария (1850-1936): «Почаще осеняйте себя крестным знамением. Помните: крест воздвижется, и падают духов воздушных чинове. «Господи, оружие на диавола крест Твой еси нам». К прискорбию моему, видел я, что некоторые просто машут рукой, не касаясь даже лба и плеч. Это прямо издевательство над крестным знамением.
Чада мои, вот как надо накладывать, с молитвою, которая есть воззвание ко Пресвятой Троице. Говорим: «Во имя Отца», сложив три перста вместе, показывая этим, что Господь един в трех лицах. Прикладывая сложенные три перста ко лбу, мы освящаем свой разум, возносясь молитвой к богу Отцу, Вседержителю, Творцу ангелов, неба, земли, людей, Творцу всего видимого и невидимого. И затем, касаясь нижней части груди этими же перстами, мы поминаем все муки Спасителя, за нас потерпевшего, Его распятие, нашего Искупителя, Сына единородного, от Отца рожденного, несотворенного. И освящаем сердце свое и все чувства свои, вознося их к земной жизни Спасителя, нас ради и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося, и говорим: «и Сына». Затем, вознося персты на рамена (плечи), говорим: «и Святого Духа». Просим третье лицо Пресвятой Троицы не оставить нас, освятить нашу волю и милостиво помочь нам: все силы наши, все действия наши направить на то, чтобы стяжать Духа Святого в сердца наши.
И, наконец, смиренно, благоговейно, со страхом Божиим и надеждой, и с глубокою любовью ко Пресвятой Троице, заканчиваем эту великую молитву, говоря: «аминь», то есть истинно, да будет так. Эта молитва навсегда соединена с крестом. Вдумайтесь в это.
Я сколько раз с болью чувствовал, что многие совсем механически произносят эту великую молитву, будто не молитву, а нечто такое, что принято говорить перед началом молитвословия. Так вы никогда не поступайте. Это грех».
Преподобный старец Севастиан Карагандинский (1884-1966): «Крестное знамение надо полагать правильно, со страхом Божиим, с верою, а не махать рукой. А потом поклониться, тогда оно имеет силу.
Заходя в автобус, самолет, легковую машину и т.д., необходимо молча перекреститься, невзирая ни на кого, даже на смех других».
Блаженная Пелагея Рязанская (1890-1966): «Крест — есть символ победы над диаволом! И не только…
При правильном сложении перстов из них исходит огонь! И когда мы наносим на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело. Кровь, подаваемая сердцем, проходит через огненный крест и поэтому очищается от всего дурного и страшного — все сгорает! Поэтому, чем больше мы крестимся, тем чище кровь, тем выше разум, тем ближе к Богу, тем быстрее доходит наша молитва до Господа. В этом значение Креста! А ведь многие не знают…»
О силе крестного знамения, как правильно его накладывать и пользе от этого, читаем в житии святого преподобного Амфилохия Почаевского (1894-1971).
«Вот что рассказала мне пожилая инокиня в 1969 году. «Еще мирянкой поехала я в Почаев в 1954 году, отец Иосиф был еще в Лавре. Очень хотелось побывать у него. Подошла к двери его келии, у которой уже ждал разрешения войти мужчина в возрасте более сорока лет.
Нам разрешили войти.
— Батюшка, благословите!
— Бог благословит! Ты из Сибири?
— Да.
Подходит мужчина с просьбой:
— Отец Иосиф, вылечите меня!
— А ты молишься?
— Молюсь!
— А как ты молишься?
Мужчина что-то проговорил под нос и метнул рукой по груди.
— Разве так молятся?! Давай руку! Складывай правую руку вот так: три пальца вместе, а эти два подогни и крести себя.
И сам старец, взяв руку больного, начал крестить его, произнося:
— Освящая свой ум, говори «Во имя Отца», сердце и грудь – «и Сына», теперь на правое плечо, на нем Ангел Хранитель сидит, а на левом у тебя бес!
Как только коснулся его же рукой его левого плеча, как бросит мужчину на пол! Как заревет: «Иосиф, что ты наделал! Я в нем сорок лет жил, мне было хорошо, а ты меня гонишь!..»
«…Рядом держали за руки молодую женщину. Она то хрюкала, как свинья, то ржала, как лошадь, то лаяла по собачьи, а потом начала бить себя по голове и по груди.
У одной из женщин батюшка спросил:
— Как ты вошел сюда?
— Я сидел на ведре с водой, которое стояло на кругу колодца. Она подошла пить воду, не перекрестилась, я и вскочил в нее».
Старец схиигумен Савва (1898-1980) говорил своим духовным чадам: «Если мы изображаем крестное знамение правильно, со страхом Божиим и молитвою, то такое наше действие спасительно, оно дойдет до Бога. А если небрежно, быстро машем рукой без внутренней молитвы, то этим только оскорбляем величие Божие, а пользы для себя не получаем. Такое действие только умножает грех».
Игумен Гурий (Чезлов) (1934-2001). Из воспоминаний духовных чад:
— Учил он тому, как нужно правильно совершать крестное знамение. Не раз я видел, как он показывал кому-нибудь способ совершения образа креста: крепко сжав персты правой руки, о. Гурий с силою быстро припечатывал их к необходимым местам, причем особое внимание уделял наложению троеперстия на чрево, — чтобы нижняя перекладина креста не была слишком короткой, — и на левое плечо, — обязательно сверху него. Если ставить пальцы на само плечо, объяснял он, то бес, пребывающий за левым плечом христианина, отлетает. С великим терпением отец игумен показывал этот способ крещения всем и каждому.
Большое влияние на него оказало учение о крестном знамении блаженной Пелагеи Рязанской (или Захаровской), наставления которой были впервые опубликованы в газете «Жизнь вечная» в марте 1996 года. В словах слепой прозорливой старицы он нашел подтверждение своих заветных мыслей об этом. Там, в частности, было сказано: «Я знаю один такой случай, когда слепенькая Пелагея стала креститься и немного не донесла руку до плечевого сустава, а попала в ямку, то я хорошо помню, как она каялась! Она говорила, что большинство священства этого не понимают, за что и пойдут в ад! Крест – есть символ победы над дьяволом!» Мне и сейчас слышится негромкий… голос отца игумена, повторяющего слова блаженной старицы Пелагеи о том, что «при правильном сложении перстов из них исходит огонь», и когда мы наносим на себя крестное знамение, в этом огненном кресте сгорает все дурное и нечистое…
— Как креститься? На лоб, живот (а не выше), правое плечо, левое плечо (сверху, а не ниже). Ведь бес сидит на левом плече. Если ты его крестом не сгонишь, так и будет сидеть. Если нижний конец креста не опускаешь до живота, то крест переворачивается, и бесы радуются. Крест налагать, прижав три перста вместе, а два к ладони. С верой крестись и повторяй: «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Опусти руку, а затем поклон (но не раньше). Иначе ломаешь крест.
Каждый раз в духовных беседах нам батюшка напоминал о значении креста, его непобедимой силе. Надо все осенять крестом, чаще прикладываться, целовать свой нательный крестик с молитвою перед сном и т.д.
Знакомая мне рассказывала. Батюшка ее мужа поучал: «Ты, говорит, без молитвы и без креста из дома не выходи». Тут как-то один остался, никого не было. Пришли, говорит, ко мне два мужика какие-то и сказали: «Пошли на улицу». Я, говорит, и пошел. Зашли они в сарай – сарай тут у нас, где коза раньше стояла. Приводят, а я говорю: «А чего вам надо?» А они говорят: «Вон», — и показывают на веревку. «А-а-ах!», — опомнился и говорю: «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь». И они исчезли. И после этого смотрю: выходит из дома, крест на себя накладывает, на три стороны все перекрестил и пошел.
Как батюшка переживал, болел, видя, как священство и миряне накладывали на себя крест неправильно. Крест – это меч против беса, и искажать его никто не благословлял. Накладывать его надо четко: лоб, пуповина, правое плечо, левое плечо, а потом уже поклон».
Иеромонах Анатолий (Киевский) (1957–2002). Из воспоминаний духовных чад:
«Батюшка не раз говорил, обращая тем самым наше внимание на то, как мы должны осенять себя крестом и делать поклоны, подчеркивая: Креститься не спеша, чтобы крест был ровный, будто ножом себя разрезаешь. Перекрестился, опускай руку и тогда только кланяйся. Не ломайте крест. «Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся». Ровный крест – это очень важно. Больным Павловки (психбольница в Киеве) редко кому это удается сделать: некоторые совсем не в состоянии».
«Правильное наложение креста (четкое, а не махание) как бы разрезает человека, освящая и очищая его кровь, и является достаточным исповеданием Господа».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006) о силе креста и крестного знамения пишет (из писем духовным чадам): «Крестное знамение – наша единственная печать, которая имеет духовную силу…
Каждодневно ограждайте крестом все четыре стороны и читайте молитву кресту. И Господь увенчает ваш труд милостью Своей».
Источник: https://nasledie77.wordpress.com/2015/03/13/святые-угодники-божии-о-силе-крестног/
(327)