Совсем недавно праздновали Крестопоклонную неделю. Она – середина Святой Четыредесятницы.
Во время богослужения из алтаря износится крест Господень и остается почти всю следующую неделю по центру храма, чтобы верующие могли прикладываться к нему, лобызать его и укрепляться силою Честного Животворящего Древа Креста Господня – укрепляться в дальнейшем прохождении Великого поста.
И Крест Господень, Страсти Христовы, воспоминание о них – не только календарный центр Святой Четыредесятницы, но и ее духовное ядро, смысловой центр. Фактически, весь Великий пост – это сораспятие Христу.
Рождество Христово произошло тайно, прикровенно от мира. Но смерть Христова на кресте была публичной и словно бы всемирной. Сотни людей видели и переживали крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа. Многие люди словно бы внутренне сердечно сораспинались вместе с Ним. В первую очередь это Пресвятая Богородица, Которой по слову святого праведного Симеона Богопроимца оружие Креста прошло душу. Это и святые апостол и евангелист Иоанн Богослов, праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, Лонгин Сотник, жены мироносицы, Симон Киринеянин, который помогал Богочеловеку нести Его крест. Господь специально так совершил. Он будто бы всех нас приглашает понести Крест Христов. Он словно бы всем нам говорит: «Это не только Мой крест, но и ваш крест. И вы, все человечество, должны, со Мной его разделить, чтобы спастись. Я, Бог, принес Себя в жертву для исцеления ваших грехов. Но и вы должны себя принести в жертву Мне. Опять же для исцеления ваших грехов. Я потенциально уничтожил на Кресте грехи всего человечества. Но теперь каждый из вас, личностно, индивидуально, пришел ко мне, чтобы Я исцелил лично тебя. Но для этого ты должен разделить со Мною мой крест – НАШ крест. Ты должен свою свободную волю, которую Я подарил тебе, подарить ее Мне, чтобы ты добровольно впустил Меня в себя, и Я вошел в тебя и исцелил твою отравленную грехом природу и снова соделал ее небесной, годной для рая».
Вспомним историю, как Бог, искушая Авраама (именно так пишется в Священном Писании) повелел ему принести в жертву сына своего Исаака (Быт. 22: 1-18). Зачем Господь это сделал? Конечно, здесь есть прообраз будущей жертвы Христовой, но здесь еще, мне кажется, Господь хотел, чтобы человечество в лице святых патриархов Авраама и Исаака (ведь последний согласился быть принесенным в жертву!) приобрело духовный благодатный навык принести Богу самое дорогое, что у него есть: душу свою, сердце свое.
Вспомним евангельские стихи, которые читаются во время Литургии в Крестопоклонное воскресение: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мк. 8:34). Перед нами метод спасения.
Нужно отвергнуться себя. Т.е. что сделать? Передать себя всецело в руки Божии. Взять крест свой, т.е. это жизнь лично каждого из нас со своими болезнями, скорбями, проблемами и радостями. Но что такое еще этот крест? Крест – всегда символ муки, символ страданий. И эти муки, и страдания мы должны безропотно, терпеливо с упованием на волю Божию взять на себя. Об этом говорят нам и святые отцы: «жизнь православного христианина – это подвиг бескровного мученичества».
И что дальше делать? Следовать за Христом. Куда? Конечно за Ним на Голгофу. Но не просто в фаталистическую муку, но в муку, которая приносит исцеление от греха, которая приносит очищение, с помощью которой ты входишь в вечное Воскресение Христово, в Царство Небесное, в благодатное блаженство праведников.
Так что без креста не будет и спасения. Возлюби, христианине, крест свой. Не пытайся его сбросить. Каждый из нас распят на кресте, одна перекладина которого пространство, а другая – время. И мы должны этот крест понести. Потому что им и в нем Господь совершает спасение лично каждого из нас.
Евангельское зачало Крестопоклонной недели завершается словами Господа нашего Иисуса Христа: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Царствие Божие – этот бесконечный духовный и РЕАЛЬНЫЙ мир готовый открыться нам и ключ к нему – Крест Христов и крест каждого из нас.
Поднимем же его на свои рамена* и пойдем по дороге, на которой видна впереди страдающая и возлюбленная фигура Спасителя, Проложившего нам путь в рай.
Протоиерей Андрей Чиженко
* плечи
(33)